Слайд 1Учебный курс «ИНФОРМАТИКА»
Преподаватель:
ст. преп. Зуева Екатерина Александровна
Слайд 2ИНФОРМАТИКА.
ИНФОРМАЦИЯ.
Лекция 1.
Слайд 3ИНФОРМАТИКА
Основные понятия, предмет изучения
Информация, измерение
Меры и единицы измерения информации.
Свойства информации.
Понятие информационных
ресурсов и информационных технологий.
Информационное общество
Слайд 4Информатика изучает …
информацию и ее свойства
процессы
хранения,
обработки,
и передачи информации
с помощью компьютера.
informatique
= information + automatique
информатика информация автоматика
Французский язык:
Английский язык:
computer science
компьютер + наука = наука о компьютерах
Слайд 5Информатика это
наука и вид практической деятельности, связанные с процессами обработки информации
с помощью вычислительной техники.
Информатика представляет собой единство разнообразных отраслей науки, техники и производства, связанных с переработкой информации с помощью вычислительной техники и телекоммуникационных средств связи в различных сферах человеческой деятельности.
Слайд 6Информация – это …
любые сведения об окружающем мире, которые человек получает
с помощью органов чувств:
глаза (зрение, 90 процентов информации)
уши (слух)
язык (вкус)
нос (обоняние)
кожа (осязание)
Слайд 7Информация – это
совокупность сведений, расширяющая представление об объектах и явлениях окружающей
среды, их свойствах, состоянии и взаимосвязях. Обмен информацией непрерывно происходит между людьми;между людьми и окружающим миром. Обмен информацией осуществляется посредством сообщений.
Сообщение – это форма представления информации для ее последующей передачи в одном из следующих видов:
- числовая форма, представленная цифрами;
- текстовая форма, представленная текстами, составленными из символов того или иного языка;
- кодовая форма, представленная кодами; например, кодами в двоичной системе счисления, кодами шифрования, кодами азбуки Морзе или азбуки для глухонемых и т. п.;
- графическая форма, представляющая изображения объектов;
- акустическая форма, представленная звуковыми сигналами;
- видео-форма, представляющая телепередачи, видео- и кинофильмы в специальном формате.
Слайд 8Виды информации
Символ (знак, жест)
Текст (состоит из символов, важен их порядок)
Числовая информация
Графическая
информация (рисунки, картины, чертежи, фото, схемы, карты)
Звуковые или световые сигналы
Тактильная информация (осязание)
Вкус, Запах, Жесты и Мимика
Радиоволны
Электрические и нервные импульсы
Магнитные записи
КОТ ≠ ТОК
Слайд 9Информация – это …
Данные – это информация, представленная в некоторой форме
(формализованном виде), что обеспечивает ее хранение, обработку и передачу.
Информации обладает следующими свойствами:
- запоминаемость, то есть способность воспринять информацию и хранить ее продолжительное время;
- передаваемость, то есть способность информации к копированию – восприятием ее другой системой без искажения;
- воспроизводимость характеризует неиссякаемость и неистощимость информации, то есть при копировании информация остается тождественной себе; свойство воспроизводимости не является базовым и тесно связано с передаваемостью;
- преобразуемость – это способность информации менять способ и форму своего существования.
Слайд 10Информация в неживой природе
Информация ⇔ порядок, организованность,
неоднородность
порядок
(больше информации)
хаос
(меньше информации)
Замкнутые системы (нет обмена информацией и энергией с внешней средой):
Открытые системы (возможно увеличение информации):
H
H
O
атомы водорода и кислорода
звездная пыль
молекула воды
галактика
Слайд 11Информация в живой природе
Живые организмы – открытые системы.
Одноклеточные используют информацию о
температуре и химическом составе.
Усложнение ⇔ увеличение информации.
Животные воспринимают информацию органами чувств.
фотосинтез
глюкоза C6H12O6
кислород O2
вода H2O
углекислый газ CO2
свет
органическое вещество!
Слайд 12Информация в живой природе
Информационные сигналы в жизни животных: звук, свет, запах,
поза.
Слайд 13Информация в биологии
Сигналы несут информацию от органов чувств к мозгу:
Наследственная информация
(молекула ДНК):
Слайд 14Информация в технике
системы стабилизации:
системы программного управления
нагреватель
датчик t°
t°
паровая баня
токарный станок
контроллер
Слайд 15Информация в технике
компьютеры – специальные устройства для хранения, передачи и обработки
информации
автоматизированные системы продажи билетов
Интернет – глобальная информационная система
роботы (имеют датчики, заменяющие органы чувств – зрение, слух, осязание)
Asimo (Honda)
Луноход
Слайд 16Измерение информации
Клод Шеннон - американский учёный, рассматривает информацию как снятую неопределенность
наших знаний о чем-то.
По его трактовке (1948 г), информация — это сведения, уменьшающие неопределенность (энтропию), существовавшую до их получения.
Получение информации (ее увеличение) одновременно означает увеличение знания, что, в свою очередь, означает уменьшение незнания или информационной неопределенности.
Слайд 17Как передается информация
Различают две формы представления информации:
непрерывную (аналоговую) и прерывистую (цифровую,
дискретную).
Непрерывная форма характеризует процесс, который не имеет перерывов и теоретически может изменяться в любой момент времени и на любую величину (например, речь человека, музыкальное произведение).
Слайд 18Аналоговый сигнал
При аналоговой записи (например аудиозаписи) непрерывный электрический сигнал, форми-руемый источником
звука на выходе микрофона, с помощью магнитной головки наносится на движущуюся магнитную ленту. Недостатком аналогового способа обработки информации является то, что копия бывает всегда хуже оригинала.
Слайд 19Аналоговый сигнал
Передача информации осуществляется путем изменения какого-либо параметра сигнала в соответствии
с передаваемым сообщением, например, путем изменения амплитуды, частоты, фазы гармонических колебаний или длительности прямоугольных импульсов.
Процесс изменения параметров сигнала на передающей стороне, происходящий в соответствии с содержанием передаваемого сообщения, называется модуляцией. Благодаря модуляции сигнал получает возможность распространяться на большие расстояния с помощью системы связи. Процесс восстановления сообщения из принятого сигнала называется демодуляцией (или детектированием).
Слайд 21Дискретный сигнал
Часто Аналоговый сигнал преобразовывается в Цифровой сигнал. Этот процесс называется
Дискретизацией.
Дискретизация — замена непрерывного (аналогового) сигнала последовательностью отдельных во времени отсчетов этого сигнала.
Наиболее распространена равномерная дискретизация, в основе которой лежит теорема Котельникова (частота квантования аналогового сигнала должна производиться с частотой не ниже, чем самая высокочастотная составляющая аналогового сигнала).
Слайд 22Дискретный сигнал
Цифровой сигнал может изменяться лишь в определенные моменты времени и
принимать лишь определенные значения (например, только значения напряжений 0 и 3,5 В). Моменты возможного изменения уровня цифрового сигнала задает тактовый генератор конкретного цифрового устройства.
Для преобразования аналогового сигнала в цифровой требуется провести дискретизацию непрерывного сигнала во времени, квантование по уровню, а затем кодирование отобранных значений.
Слайд 23Как передается сигнал
4321
0 1 2 3 4 5 6 7
8 9 10
4321
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
4321
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
43210
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
На рисунке схематично показан процесс преобразования аналогового сигнала в цифровой сигнал.
Цифровой сигнал в данном случае может принимать лишь пять различных уровней.
Естественно, что качество такого преобразования невысокое. Из рисунка видно, что изменение цифрового сигнала возможно лишь в некоторые моменты времени (в данном случае этих моментов одиннадцать).
Слайд 24Цифровой лучше аналогового
При передача цифрового сигнала
можно получить копию практически такого же
качества, как и оригинал.
Имеется тенденция перехода к единому цифровому представлению всех видов информации. Глобальная сеть Интернет претендует на то, чтобы объединить все средства вещания и коммуникации, компьютерные, телефонные, радио-, и видеосети, связав их в единое «киберпространство». Будет IP-телефон (!), IP-телевидение (HDTV) (!) и т.д.
Слайд 25Информация
Свойства информации
Информационные процессы
Кодирование информации
Слайд 26Свойства информации
Информация должна быть
объективной (не зависящей от чьего-либо мнения)
«На улице тепло»,
«На улице 28°С».
понятной (монгольский язык?)
полезной (получатель решает свои задачи)
достоверной (правильной)
дезинформация, помехи, слухи, байки
актуальной – должна быть важна в данный момент (погода, землетрясение)
устаревшая, ненужная
полной (достаточной для принятия правильного решения)
«Концерт будет вечером», история
Слайд 27Информационные процессы
Хранение
мозг, бумага, камень, береста, …
память ПК, дискеты, винчестеры, CD, DVD,
магнитная лента
Обработка
создание новой информации
кодирование – изменение формы, запись в некоторой знаковой системе (в виде кода)
поиск
сортировка – расстановка элементов в заданном порядке
Передача
Слайд 28
Кодирование информации
Кодирование – это запись информации с помощью некоторой знаковой системы
(языка).
кодирование
10101001010
данные (код)
обработка
11111100010
данные (код)
хранение
борьба с помехами (специальные способы кодирования)
передача
передача
Информация передается, обрабатывается и хранится в виде кодов.
Слайд 29Языки
Язык – знаковая система, используемая для хранения и передачи информации.
естественные (русский,
английский, …)
есть правила и исключения
формальные (строгие правила)
Грамматика – правила по которым из символов алфавита строятся слова.
Синтаксис – правила, по которым из слов строятся предложения.
program qq;
begin
writeln("Привет!");
end.
Слайд 30Кодирование
Задача 1. Закодируйте свое имя с помощью азбуки Морзе.
ВАСЯ
Слайд 31Кодирование
Задача 2. Закодируйте свое имя с помощью кодовой таблицы (Windows-1251):
Слайд 32Кодирование: цели и способы
Текст:
в Росии: Привет, Вася!
Windows-1251: CFF0E8E2E52C20C2E0F1FF21
передача за рубеж (транслит):
Privet, Vasya!
стенография:
шифрование: Рсйгжу-!Гбта”
Числа:
для вычислений: 25
прописью: двадцать пять
римская система: XXV
Слайд 33ИНФОРМАЦИЯ
Измерение количества информации
Слайд 34Единицы измерения
Информация нуждается в измерении. На практике количество информации измеряется с
точки зрения синтаксической адекватности. Исторически сложились два подхода к измерению информации: вероятностный и объемный. В 1940-х гг. К. Шеннон предложил вероятностный подход, а работы по созданию ЭВМ способствовали развитию объемного подхода.
Слайд 35Единицы измерения
Отличие объема данных от количества информации заключается в следующем. Объем
данных выражается только целыми значениями, а количество информации – вещественными.
Формулу Хартли можно использовать для определения объема данных. При этом результат округляется в большую сторону, так как минимальной ячейкой памяти в ЭВМ является байт. Поэтому, заняв только часть байта (его несколько бит), оставшаяся часть байта не используется.
Слайд 36Единицы измерения
1 бит (binary digit, двоичная цифра) – это количество информации,
которое мы получаем при выборе одного из двух возможных вариантов (вопрос: «Да» или «Нет»?)
Примеры:
Эта стена – зеленая? Да.
Дверь открыта? Нет.
Сегодня выходной? Нет.
Это новый автомобиль? Да.
Ты будешь чай или кофе? Кофе.
Слайд 37Если вариантов больше…
«Да» или «Нет»?
2 варианта – 1 бит
4 варианта –
2 бита
8 вариантов – 3 бита
Слайд 38Если вариантов больше…
6 вариантов – между 4 (2 бита) и 8
(3 бита)
Ответ: количество информации между
2 и 3 битами
Слайд 39Единицы измерения
1 байт (bytе) = 8 бит
1 Кб (килобайт)
= 1024 байта
1 Мб (мегабайт) = 1024 Кб
1 Гб (гигабайт) = 1024 Мб
1 Тб (терабайт) = 1024 Гб
1 Пб (петабайт) = 1024 Тб
210
Слайд 40Единицы измерения
1 байт (bytе) – это объем компьютерной памяти, который имеет
индивидуальный адрес.
1 байт = 8 бит
Слайд 41Формула Хартли (1928)
I – количество информации в битах
N –
количество вариантов
Пример:
В аэропорту стоит 6 самолетов, из них один
летит в Москву. Сколько информации в
сообщении «В Москву летит второй самолет»?
бит
Слайд 42
Алфавит – набор знаков, используемых при кодировании информации с помощью некоторого
языка.
Примеры:
АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ 32
ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ 26
× O 2
0123456789 10
Мощность алфавита – количество символов.
Алфавитный подход
мощность алфавита
информационная емкость символа
Слайд 43Алфавитный подход
Задача. Определить объем информации в сообщении
ПРИВЕТВАСЯ
для кодирования которого используется
русский алфавит (только заглавные буквы).
Ответ: 10·5 бит = 50 бит
считаем все символы (здесь 10 символов)
мощность алфавита – 32 символа (32=25)
1 символ несет 5 бит информации
Решение:
Слайд 44Вероятность события – число от 0 до 1, показывающее, как часто
случается это событие в большой серии одинаковых опытов.
p = 0 событие никогда не происходит
(нет неопределенности)
p = 0,5 событие происходит в половине
случаев (есть неопределенность)
p = 1 событие происходит всегда
(нет неопределенности)
Полная система событий: одно из N событий обязательно произойдет (и только одно!).
Вероятностный подход
pi – вероятность выбора i-ого варианта (i=1,…,N)
Слайд 45Вероятностный подход
Вычисление вероятности
Задача. В пруду живут 100 рыб, из них 20
карасей, 30 пескарей, а остальные – окуни. Какова вероятность поймать карася (пескаря, окуня), если все рыбы одинаково голодны?
Формула:
число «нужных» событий
общее число событий
Решение:
караси
пескари
окуни
Слайд 46Вероятностный подход
Как посчитать информацию, если варианты не равновероятны?
Идея: если случается менее
вероятное событие, мы получаем больше информации.
Если произошло событие i, мы получаем информацию
Клод Шеннон (1916—2001)
американский математик и электротехник, один из создателей математической теории информации и криптографии.
Слайд 47Вероятностный подход
Задача. В пруду живут 100 рыб, из них 20 карасей,
30 пескарей, а остальные – окуни. Сколько информации несет сообщение о том, что рыбак поймал карася (пескаря, окуня), если все рыбы одинаково голодны?
Формула:
Решение:
карась
пескарь
окунь
Слайд 48Вероятностный подход
Задача. Посчитать, чему равна информация в сообщении «Сейчас идет снег»
зимой и летом.
Решение:
Событие 1 – идет снег, событие 2 – снег не идет.
Слайд 49Два подхода: сравнение
Задача. Отличник Вася Пупкин получил такие оценки по истории
за I четверть:
4 5 5 3 5
Сколько информации получили в этом сообщении родители?
Алфавитный подход:
возможны 4 разные оценки: 2, 3, 4 и 5
каждая оценка несет 2 бита информации (все одинаково!)
Ответ: 5·2 бит = 10 бит
Слайд 50Два подхода: сравнение
Вероятностный подход:
задаем вероятности
получения всех оценок
информация при получении 5,
4 и 3:
бит
бит
бит
< 10 бит
Ответ: информации в сообщении 4 5 5 3 5
Слайд 51
Информация и знание
знание
незнание
получение
информации
знание
незнание
Неопределенность – недостаток знаний (незнание).
при получении информации знания
увеличиваются, неопределенность уменьшается
чем больше получено информации, тем больше уменьшается неопределенность
информация – мера уменьшения неопределенности
Слайд 52Формула Шеннона (1948)
Неопределенность (энтропия системы)
Система двух событий:
Средняя информация (неопределенность) максимальна,
когда все события равновероятны.
p1
p2= 1 – p 1
Информация = снятая неопределенность!
Слайд 53Семантическая теория
Ю.А. Шрейдер:
Тезаурус – знания приемника информации о внешнем мире, его
способность воспринимать те или иные сообщения.
Слайд 54Формула Шеннона
Существует множество ситуаций, когда возможные события имеют различные вероятности реализации.
Например, если монета несимметрична (одна сторона тяжелее другой), то при ее бросании вероятности выпадения "орла" и "решки" будут различаться. Формула Шеннона - формула для вычисления количества информации в случае различных вероятностей событий. Количество информации определяется по формуле:
где I - количество информации;
N - количество возможных событий;
рi - вероятность i-го события.
Слайд 55Формула Шеннона
Пример:
При бросании несимметричной четырехгранной пирамидки вероятности отдельных событий будут равны
р1 = 1/2, р2 = 1/4, р3 = 1/8, р4 = 1/8.
Тогда количество информации, которое мы получим после реализации одного из них, можно рассчитать по формуле:
I = -(l/2 log2l/2 + l/4 log2l/4 + l/8 log2l/8 + l/8 log2l/8) = (1/2 + 2/4 + 3/8 + 3/8) битов = 14/8 битов = 1,75 бита.
Этот подход к определению количества информации называется вероятностным.
Слайд 58ИНФОРМАЦИЯ
Задачи для самостоятельного разбора
Слайд 59Перевод в другие единицы
25 Кб =
=25·1024 байт
=25·1024·8 бит
=25:1024
Мб
=25:1024:1024=25:10242 Гб
=25:1024:1024:1024= 25:10243 Тб
Слайд 60Перевод в другие единицы
Сравните (поставьте знак или =):
3 байта
24 бита
1000 байт 1 Кб
220 байт 0,25 Кб
1 Мб 1500 Кб
8192 бита 1 Кб
Слайд 61Задачи: текст
Сколько места в памяти надо выделить для хранение предложения
Привет, Вася!
Ответ: 13 байт или 104 бита
(в UNICODE: 26 байт или 208 бит)
считаем все символы, включая знаки препинания (здесь 13 символов)
если нет дополнительной информации, то считаем, что 1 символ занимает 1 байт
в кодировке UNICODE 1 символ занимает
2 байта
Слайд 62Задачи: текст
Сколько места надо выделить для хранения 10 страниц книги, если
на каждой странице помещаются 32 строки по 64 символа в каждой?
на 1 странице 32·64=2048 символов
на 10 страницах 10·2048=20480 символов
каждый символ занимает 1 байт
Решение:
Ответ:
20480 байт или …
20480·8 бит или …
20480:1024 Кб = 20 Кб
Слайд 63Задачи: рисунок
Сколько места в памяти надо выделить для хранения 16-цветного рисунка
размером 32 на 64 пикселя?
общее число пикселей: 32·64=2048
при использовании 16 цветов
на 1 пиксель отводится 4 бита
(выбор 1 из 16 вариантов)
Решение:
Ответ:
2048·4 бита = 8192 бита или …
2048·4:8 байта = 1024 байта или …
1024:1024 Кб = 1 Кб
Слайд 64Задачи: рисунок
Для хранения растрового рисунка размером 32 на 64 пикселя выделили
2 Кб памяти. Каково максимально возможное количество цветов в палитре?
общее число пикселей: 32·64=25 · 26=211
память
2 Кб =2 · 210 байта = 211 байта= 214 бита
на 1 пиксель приходится
214:211 = 23 = 8 бит
8 бит ⇒ выбор 1 из 256 вариантов
Решение:
Ответ:
не более 256 цветов
Слайд 65Задачи: кодирование
Сколько бит нужно выделить для хранения текста
МУНСА УРЕ
КАМУКА
при использовании алфавита племени МУМУКА: буквы МУКАЕНРС и пробел?
в алфавите 9 символов (8 букв и пробел)
23 < 9 < 24, поэтому на 1 символ нужно выделить 4 бита
в тексте 16 символов (считая пробелы)
Решение:
Ответ:
4·16 бит = 64 бита = 8 байт
Слайд 66Задачи: кодирование
Объем сообщения, содержащего 1024 символов, составил 1/512 часть мегабайта. Какова
мощность алфавита, с помощью которого записано сообщение?
объем сообщения в битах:
1024·1024·8 бит / 512 =16348 бит
на 1 символ приходится
16384 / 1024 = 16 бит
мощность алфавита 216 = 65536 символов
Решение:
Ответ:
65536 символов (кодировка UNICODE)
Слайд 67
Задачи: обмен информацией
Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 256000 бит/c. Передача файла
через это соединение заняла 2 минуты. Определите размер файла в килобайтах.
время передачи: 2·60 сек=120 сек
передано информации
256 ·1000·120 бит
= 28· 23·125 · 22·30 бит=
Решение:
Ответ:
объем файла 3750 Кб
213·125·30
Кб
213
Слайд 68Информационные процессы
Операции над информацией называются информационными процессами. Люди обмениваются устными сообщениями,
записками, посланиями. Они передают друг другу просьбы, приказы, отчеты о проделанной работе, описи имущества, публикуют рекламные объявления и научные статьи, хранят старые письма и документы или долго размышляют над полученными известиями. Все это примеры информационных процессов.
Все информационные процессы можно отнести к одному из следующих классов.
Сбор данных
Передача данных
Хранение данных
Обработка данных
Слайд 69Информационные процессы
Информационные системы – это организованные человеком системы сбора, хранения, обработки
и выдачи информации, необходимой для принятия эффективных решений. Задачей информационных систем является удовлетворение потребностей потребителя в информации. Потребитель должен своевременно получать информацию в требуемой форме, после ее систематизации и необходимой обработки. Информационная система включает составные части:
- информацию, хранящуюся в информационной системе;
- технические средства хранения и обработки данных;
- методы и процедуры сбора и обработки информации.
Слайд 71Информация и управление
Управление – это целенаправленное взаимодействие двух объектов, один из
которых – управляющий (регулятор), а второй – управляемый (объект управления).
регулятор
объект
цель
среда
Кибернетика – наука об общих закономерностях управления и передачи информации в природе, технике и обществе.
Н. Винер (1894-1964)
«Кибернетика, или Управление и связь в животном и
машине»
«Кибернетика и общество»
Информация – это содержание сигналов, передаваемых по каналам связи.
Слайд 72
Системы управления
Система – группа объектов и связей между ними, выделенных из
среды и рассматриваемых как одно целое.
Система обладает особыми свойствами, которыми не обладает ни один объект в отдельности.
Примеры:
семья
экологическая система
компьютер
техническая система
общество
среда
Слайд 73Системы управления
Разомкнутые – регулятор не получает информации о состоянии объекта (программное
управление).
простота – не нужно датчиков
нужна точная модель объекта
нельзя учесть влияние среды
Примеры:
водитель с завязанными глазами
начальник, не проверяющий рабочих
информационное табло на вокзале
светофор
Неизвестно, достигнута ли цель.
Слайд 74Системы управления
Замкнутые – регулятор получает информации о состоянии объекта по каналу
обратной связи.
усложнение системы
модель объекта может быть неточной
можно учесть влияние среды
Отрицательная обратная связь – регулятор стремится уменьшить разницу между целью и фактическим состоянием объекта.
Слайд 75Системы управления
Автоматические – работают полностью без участия человека.
Автоматизированные – некоторые процессы
выполняются автоматически, но при участии человека-оператора.
Адаптивные – автоматически изменяют алгоритмы своей работы при изменении внешних условий:
живые существа
технические системы управления
роботы
Слайд 76ИНФОРМАЦИЯ
Информационное
общество
Слайд 77Информационное общество
Этапы развития:
письменность (Египет, Междуречье, Китай, 3000 лет до н.э.)
книгопечатание (XV
век, И. Гутенберг)
средства связи – телеграф, телефон, радио, TV (конец XIX века)
компьютерная техника (XX век)
Информационное (постиндустриальное) общество – главными продуктами производства являются информация и знания.
Информатизация – процесс перехода к информационному обществу.
Слайд 78Информационное общество
Критерии:
число компьютеров
уровень развития компьютерных сетей
доля населения, занятого в сфере ИТ
Характерные
черты:
изменение структуры экономики
развитие телекоммуникаций
свобода доступа к информации
рост информационной культуры (потребность и умение человека использовать ИТ)
доступность образования
изменение уклада жизни
ближе всего США, Япония, Германия
Слайд 79Информационное общество
Что плохо:
усиление влияния средств массовой информации;
разрушение частной жизни личности и
организаций;
проблема отбора качественной и достоверной информации;
многим людям будет сложно приспособиться к новым условиям.
Слайд 80Информационные ресурсы
Ресурс – средство, «обработав» которое можно получить желаемый результат.
Ресурсы общества
материальные
природные
(сырьевые)
энергетические
трудовые
финансовые
информационные – документы, в том числе в библиотеках, архивах, фондах, банках данных и др. информационных системах.
Слайд 81Информационные ресурсы
библиотечные
архивные
научно-техническая информация
правовая информация
финансовая и экономическая информация
информация о природных ресурсах
информация государственных
органов
отраслевая информация
информация предприятий и учреждений
Слайд 82Информационные услуги
связь, Интернет
рекламные агентства
подбор персонала (кадровые агентства)
обучение
консалтинг (услуги по оптимизации бизнеса)
поиск
и подбор информации
создание программного обеспечения
создание Web-сайтов
Слайд 83Информационные технологии
Технология – способ сделать «продукт» из исходных материалов (с гарантированным
результатом!).
Новые (компьютерные) ИТ – технологии, связанные с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, защиты, обработки и передачи информации.
Слайд 84Информационные технологии
подготовка документов
поиск информации
телекоммуникации (сети, Интернет, электронная почта)
автоматизированные системы управления (АСУ)
системы
автоматизированного проектирования (САПР)
геоинформационные системы (на основе карт, снимков со спутника)
обучение
электронные учебники
компьютерные тренажеры
дистанционное обучение (через Интернет)
Слайд 85Информационные технологии
автоматизированные системы управления (АСУ)
Ресторан+
Слайд 86Информационные технологии
автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУТП)
рабочее место
оператора
блок сбора информации
датчики
блок
управления
GSM
модем
GSM
модем
локальная сеть
Слайд 87Информационные технологии
системы автоматизированного проектирования (САПР)
Слайд 88Информационные технологии
геоинформационные системы (привязка объектов к местности)
объекты
дороги
рельеф
местность
реальный
мир
растровые
слои
векторные
слои
Слайд 89
Информационные технологии
дистанционное обучение
самостоятельная работа
письменные задания
выездные школы, работа с тьютором (наставником)
консультации по
Интернету, видеоконференции
тьютор
серверы
базы данных
Интернет
www.intuit.ru
Слайд 90Информационная культура
Информационная культура общества – это способность общества:
эффективно использовать информационные ресурсы
и средства обмена информацией;
применять передовые достижения в области информационных технологий.
Слайд 91Информационная культура
Информационная культура человека – это умение использовать современные технические средства
и информационные технологии для получения, обработки и передачи информации:
формулировать свою потребность в информации;
находить нужную информацию, используя различные источники;
отбирать и анализировать информацию;
обрабатывать информацию и создавать новую информацию;
использовать компьютерную технику.
Слайд 92Меры измерения
информации
Повтор первой части лекции
Слайд 93Меры информации
1) Формула Хартли.
I = log2 N или 2I = N,
где N - количество равновероятных событий (число возможных выборов),
I - количество информации
2) Модифицированная формула Хартли:
I = log2 (1/p) = - log2 p
где p - вероятность наступления каждого из N возможных равновероятных событий.
3) Формула Шеннона.
H = S pi hi = - S pi log2 pi
где pi - вероятность появления в сообщении i-го символа алфавита;
hi = log2 1/pi = - log2 pi -количество собственной информации, переносимой одним символом;
Н - среднее значением количества информации.
Слайд 94АИЭС
Качество информации
Показатели качества
Репрезентативность
Содержательность
Достаточность
(полнота)
Доступность
Актуальность
Своевременность
Точность
Достоверность
Слайд 95Упражнения
ЗАДАНИЕ 1
Измерьте информационный объем сообщения “Ура! Я – студент!!” (с точки зрения
технического подхода, то есть не учитывая смысл сообщения). Выразите этот объем в битах, байтах, килобайтах.
ЗАДАНИЕ 2
Измерьте примерную информационную емкость 1 страницы любого учебника, всего учебника. (Подсказка. Подсчитайте, сколько символов в одной строке и сколько строк на странице, и перемножьте полученные числа).
Сколько таких учебников может поместиться на флэш-памяти объемом 1 Гбайт?