Слайд 1Лекция 9
Программное обеспечение информационных технологий государственного и муниципального управления
1. Автоматизированные информационные
системы в государственном управлении
2. Перспективные разработки в области информатизации муниципального управления
3. Ситуационные центры
Слайд 21. Автоматизированные информационные системы в государственном управлении
Слайд 3Уровни автоматизированных информационных систем в сфере государственного управления
Обеспечение управленческих решений
в масштабе государства, принимаемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации (высший уровень).
Информационно-технологическое обеспечение ситуационных центров и информационно-аналитических подразделений Администрации Президента Российской Федерации, Совета безопасности Российской Федерации, Правительства Российской Федерации (аналитический уровень).
Слайд 4Уровни автоматизированных информационных систем в сфере государственного управления
Информационно-технологическое обеспечение руководства
субъектов Российской Федерации, глав администраций, министерств и ведомств, Росстата, Банка России (федеральный уровень).
Информационно-технологическое обеспечение субъектов хозяйствования в государственной и негосударственной сферах, территориальных органов министерств и ведомств, политических и общественных организаций, информационных агентств, независимых аналитических центров и т.д. (региональный уровень).
Слайд 5Структура информационно-телекоммуникационной системы России
Слайд 6Росстат
сопровождает информационную систему, называемую ныне «Информационная телекоммуникационная система статистики». Система
решает задачи комплексной автоматизации статистических работ (сбор, обработку, хранение, накопление, актуализацию, анализ и представление статистической информации) на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Слайд 7Информационно-аналитические центры
формируют корпоративные хранилища данных (ХД) (федеральные, региональные, ведомственные), обрабатывают и
предоставляют данные по запросам пользователей, в том числе в интерактивном режиме.
Слайд 8Системообразующим элементом (ядром) системы объектно-ориентированных БД является кадастр, или регистр соответствующего
класса объектов
Кадастры и реестры должны быть сформированы в соответствии с общероссийскими классификаторами органов государственной власти и управления (ОКОГУ), объектов административно-территориального деления (ОКАТО), услуг населению (ОКУН), информации по социальной защите населения (ОКИСЗН), управленческой документации (ОКУД), продукции (ОКП), предприятий и организаций (ОКПО), экономических регионов (ОКЭР) и пр.
Слайд 92. Перспективные разработки в области информатизации муниципального управления
Слайд 10Типовая территориальная информационная система муниципального образования (ТИС-МО) предназначена
для автоматизации административных
функций органов местного самоуправления (администрация муниципального образования муниципальные предприятия, учреждения и др.);
автоматизации деятельности территориальных структур органов, государственной власти;
информационно-аналитической поддержки повседневной деятельности администраций муниципальных образований на основе анализа и обработки всех первичных информационных ресурсов вне зависимости от ведомственной подчиненности органов, производящих их первичное накопление.
Слайд 11Уровни ТИС-МО
Первый уровень - уровень взаимодействия с населением. Реализуется через автоматизированные,
в том числе интерактивные, системы расчетов и платежей. Примером могут являться интернет-счета, банкоматы, позволяющие оплачивать коммунальные услуги, услуги связи, штрафы и пр., т.е. постепенно осуществляется переход к системе «одного окна».
Второй уровень ТИС-МО предназначен для общения подразделений администрации территории между собой и доступа к информационным центрам.
Третий уровень информационной системы — это уровень поддержки принятия решений. Он создается специально для главы города, его заместителей и включает в себя аппарат анализа данных в различных средах и во времени.
Слайд 12Автоматизация административных функций и деятельности территориальных структур органов власти
АИС «ЗАГС»
— оформление актов гражданского состояния, обновление реестра населения, архива, ведение списков статотчетности.
АИС «Воинский учет» — регистрация военнообязанных, сборов, медкомиссий, списков, статистических форм.
АИС «БТИ» — учет жилых и нежилых зданий, сооружений, пристроек, помещений, жилых квартир, малоэтажного и многоэтажного жилого фонда, описание зданий, прав владения.
АИС «Коммунальные платежи» — расчет всех видов оплат, учет льгот, перераспределение оплат получателям, учет эксплуатационных расходов ЖКХ, жилищных субсидий.
Слайд 13Автоматизация административных функций и деятельности территориальных структур органов власти
АИС «Земля»
— кадастровое описание участка, местоположения, зонирования, размещения зданий на участке, сведений о владельцах.
АИС «Муниципальная статистика» — автоматизация ввода данных в объеме отчетных форм муниципальной статистики (П1—П4), баланса и дополнительных форм. Подготовка сводок в администрацию.
АИС «Делопроизводство» — учет всех документов, автоматизация работ по их выпуску, учет поручений и контроль исполнительской дисциплины, анализ документов и выполняемых работ.
АИС «РОНО» — ведение реестра дошкольных и общеобразовательных учреждений и их описание; учет кадров, имущества, формирование бюджета.
Слайд 14Автоматизация административных функций и деятельности территориальных структур органов власти
АИС «Горздрав»
— ведение статистики по заболеваемости, реестра медицинских учреждений и их описание, учет кадров, имущества, формирование бюджета.
АИС «Соцзащита» — ведение реестра социально не защищенных категорий, учет социальных выплат, ведение реестра учреждений социальной защиты, их описание, формирование бюджета.
АИС «Аренда» — автоматизация работ по оформлению договоров аренды зарегистрированных объектов муниципального имущества и сделок с ним, учет поступления платежей и расчетов с арендаторами.
АИС «Торговля» — учет предприятий торговли и ПБЮЛ, занимающихся торговлей, учет и автоматизация оформления разрешений, лицензий, разовых талонов, регистрация сборов, контроль деятельности.
Слайд 153. Ситуационные центры
Ситуационный центр (СЦ) является высшей формой экспертных систем, обеспечивающей
подготовку данных и выработку решений в конфликтных ситуациях в режиме реального времени.
Ситуационный центр — комплекс видеоинформационных технологий, коммуникационных средств, математических методов и моделей, обеспечивающих в режиме реального времени обработку информации и принятия коллективом специалистов научно обоснованных решений, направленных на предотвращение рисков, повышение эффективности работы аналитических органов государственной власти различного уровня — федеральной, региональной, местной.
Ситуационные центры рассматриваются как технологическая основа государственного и муниципального управления. Ситуационные центры существуют в Минприроды России, МЧС России, МВД России, городских администрациях.
Слайд 16Классификация ситуационных центров
По составу средств ситуационного моделирования выделяют: СЦ наблюдения
(отображения); аналитические СЦ; полнофункциональные СЦ (совмещающие функции отображения, моделирования и анализа ситуаций).
Слайд 17Классификация ситуационных центров
По масштабу выделяют СЦ:
стратегические, решающие сложные, масштабные,
ответственные задачи, направленные на структурную и функциональную перестройку. Объектами управления являются отрасль, регион, крупное предприятие (холдинг), ведомство, сложный, распределенный в пространстве процесс. Пользуются наибольшим спросом у руководства областей и городов;
оперативные, решающие задачи автоматической передачи оперативной информации в ситуационную модель, дающую первому лицу возможность оперировать «модулями» предметной области в реальном времени. Объектами являются организация (предприятие), задача, процесс, кампания, проект, крупная акция, функция;
персональные, решающие задачу экспресс-оценки ситуации, оперативного доступа к управляемому объекту. Позволяют первому руководителю всегда быть в курсе событий независимо от времени и места, от масштаба управляемого объекта.
Слайд 18Классификация ситуационных центров
По размещению:
выделяют стационарные СЦ, привязанные к помещениям,
где происходит анализ ситуаций, — наиболее распространенные; мобильные, разворачиваемые на месте событий в конкретном регионе, например мобильный пункт управления МЧС России;
виртуальные, ориентированные на высококачественные каналы.
Слайд 19Классификация ситуационных центров
По целевой направленности выделяют:
СЦ контроля. Основной задачей является
наблюдение за состоянием сложного объекта или системы;
СЦ управления. Главная цель — постоянное и активное управление объектом (группой объектов). Примером могут служить СЦ производственных предприятий и банков;
кризисные СЦ. Активная работа СЦ осуществляется только при возникновении экстренных (кризисных) ситуаций. Примером является кризисный центр концерна «РосЭнергоАтом»;
СЦ обучения. Направлены на обучение оперативного и обслуживающего персонала, подготовку специалистов в области СЦ;
многоцелевые СЦ. Сочетают в себе возможности различных центров. Настроены на определенные режимы работы. Примером являются СЦ Минприроды России.