Слайд 1ПОСТМОДЕРН – ЭПОХА АБСОЛЮТИЗАЦИИ ТЕКСТА
«ВСЯ ЖИЗНЬ — «ПУЛЬСАЦИЯ ПАМЯТИ, ТЕКСТ» (Ж.
ДЕРРИДА)
Медиатекст:
черты и особенности
Слайд 2Текстогенность
комплекс антропогено - технических факторов порождения текстов
процесс бесконечной трансляции, обмена
текстами публичной коммуникации
образование и функционирование новых типов носителей и генераторов информации во всех сферах жизнедеятельности
Слайд 3Теория журналистики
Семиотика
(Ю. М. Лотман)
Медиатекст - результат целенаправленного творчества, представляющий собой
некую сложную, иерархически организованную систему знаков (вербальных, акустических, иконических и т. д.), воспроизводящую факты реального мира ресурсами массовой коммуникации
универсальная категория
система знаков, ведающая о мире (слово – наша жизнь, «Вначале было слово»)
Медиатекст (журналистский текст)
Слайд 4Эстетическая целостность
▲ Контекст (коммуникативный фон), дискурс
▲ Подтекст
▲ Гипертекст
Слайд 5Контекст (коммуникативный фон)
система социальных отношений, породивших текст (историческое время, культурные коды,
архетипы)
дискурс - практика текстопостроения, текст во взаимосвязи с живой жизнью
Слайд 6Подтекст
социально-нравственная, психологическая подоплека, расширяющая смысловое поле высказывания
Слайд 7Гипертекст
Медиатекст – это этап в воссоздании мира, имеющий свою предысторию и
перспективу, часть общего глобального процесса коммуникации
Встроен в СМК
Слайд 8Структура медиатекста
1) идеологический аспект
2) семиотический аспект (знаковая система, форма
отображения)
3) технологический аспект (отбор информации, адекватность интерпретации, доставка)
4) форматный - жанровый
Слайд 9
Специфика и черты медиатекста
Слайд 10Особый тип автора
комплексный (автор, редактор, режиссер, оператор и др. = «коллажные
тексты»)
корректировка материала
манифестация коллективной текстуальной идентичности
Слайд 11Многообразие проявления авторского «Я»
Автор = социальный человек + частный человек
«Полярные грани
не разделены абсолютно, они тесно связаны, являются разными сторонами одной и той же личности: человек социальный всегда является и частным человеком – речь может идти о преобладании социальности или личностности»
(Г.Я. Солганик)
Слайд 12Текст как «плоть общения» (М. Бахтин)
на массовую аудиторию
«творится читателем и автором»
(незавершенность, открытость для интерпретациии)
целеноправленность
релевантность – соответствие интересам аудитории
национальная обусловленность
Слайд 13Типология текста Р. Барта
Текст-удовольствие
комфортабельное чтение
приносит удовлетворение, вызывая эйфорию от ощущения близости
«произрастает
из культуры», выстраивает прочные ценностные связи
Текст-наслаждение
побуждает смаковать каждое слово ввиду своей новизны и необычности
далек от национальной аксиологии
постепенно расшатывает исторические, культурные и психологические устои аудитории
Слайд 14Медиатекст как объект СМК
создается с учетом канала коммуникации;
объективированность в СМИ
Статичность –
объективированность в СМИ (произведение речетворческого процесса) ► позволяет постоянно возвращаться к нему
Слайд 15Медиатопика
тематическая доминанта, структура
принадлежность к одной из устойчивых, регулярно освещаемых тем: политика,
бизнес, культура, спорт и др.
динамично развивающийся объект
Слайд 16
Идейное разнообразие =
Две модели журналистики
«Журналист как носитель гражданской позиции» +
«Журналист как арбитр над схваткой»
функция адекватной передачи знаний (однозначный текст) + креативная функция порождения новых смыслов (многозначный текст)
Слайд 17Многомерный текст
КОНВЕРГЕНТНЫЙ
МАКРОТЕКСТ
(РАЗНЫЕ ЗНАКИ)
ПЕСНЯ - ТАНЕЦ КАК ПРЕДТЕЧА МЕДИАТЕКСТА
Слайд 18Подчиняется профессиональным критериям
новизна
актуальность – особая форма подачи материала
яркость
лексико-стилистическая грамотность
наличие сложной
структуры
цельность (внутренне единство)
прегнантный – лаконичный, полный смысла и содержания
Слайд 19Относительная объективность
Апперциепция - внутренняя готовность воспринимать и интерпретировать какой-либо объект или
эпизод действительности определенным образом = «подготавливающая установка» (С.К. Рощин)
«Жизнь есть то, что мы о ней думаем» (Д. Карнеги)
Сложность в постижении мира
Журналистика как слуга двух господ
«Будьте верны действительности. Но где критерий, где путеводная нить?»
Слайд 20Интертекстуальность. Прецедентность
Цитатность (Ю Кристев, Ж. Деррида, Р Барт) —постоянный возврат к
прошлому, уже когда-то состоявшемуся и имеющемуся в «архиве» текста
Цитатное письмо – интеллектуальная, эмоционально-оценочная, формальная переработка «чужого», осмысленного и освоенного в системе культуры
Слайд 21Интертекст
«Валите, Шура, валите!»; «Киоски – быть или не быть?» (Экстра, 2011,
23 марта)
«Миллиаредров развелось, как грязи» (АиФ, 2008, № 17)
«Кошмары на улице бюрократов» (Эффект, 2008, 19 ноября)
«Прощай, «отмытая» Россия» (Общая Газета, 1999, № 35 – о коррупции в России)
«Первые показы новейших «Звездных войн» в Москве доказали, что нет повести скучнее на свете, чем компьютерная байка о далекой галактике» (Общая Газета, 1999, № 32 )
Слайд 22Текстовые проявления И
▲ Цитаты
▲ Реминисценции (напоминание фразы из другого текста)
▲ Аллюзии
(создание историко-культурноко контекста через топоним, антропоним, значимую дату)
Слайд 23Принципы Интертекстуальности
фоновые знания А и П должны совпадать = эффект «узнавания»
или коммуникативная неудача
Профессиональная этика («Пить или не пить»; «Любовь Яровая»– Любовь Половая)
Слайд 24Интертекстуальность
Претекст - конкретное
использование элементов
чужого текста
Прототекст – базовый, от
которого отталкиваются
все другие тексты =
идеальные представления, нормы определенной жизни, табу и нормативы.
Информационная борьба = внедрение в прототекст (смена определенной картины мира)