Слайд 1Информационые ресурсы в системе информационного обеспечения научной и образовательной деятельности
Болдырев
П. А., к.т.н., заместитель директора НБ ОГУ
Слайд 2Содержание темы:
Электронные библиотеки научных и образовательных ресурсов
Особенности научных электронных библиотек
Особенности образовательных
электронных библиотек
Обзор образовательных и научных электронных библиотек
Слайд 3Электронная библиотека
электронная библиотека - это информационная система;
электронная библиотека - это информационная
система, предназначенная для создания, поиска и обеспечения эффективного доступа к информации;
электронная библиотека - это информационная система, предназначенная для работы с удаленными или локальными электронными ресурсами используя глобальные сети передачи данных;
электронная библиотека - это информационная система, объединяющая свои ресурсы единой идеологией структуризации.
Слайд 4Электронная библиотека характеризуется:
глобальным доступом к системе в среде Web;
поддержкой метаданных для
системы и пользователей;
включением неоднородных информационных ресурсов;
распределением информационных ресурсов;
наличием материализованных и виртуальных коллекций;
интеграцией информационных ресурсов на различных уровнях;
использованием пользовательских интерфейсов с повышенным уровнем семантики и др.
Слайд 5Основные задачами электронной библиотеки
интеграция информационных ресурсов и эффективная навигация в
них
Под интеграцией информационных ресурсов понимается их объединение с целью использования различной информации с сохранением ее свойств.
Эффективная навигация в электронных библиотеках понимается как возможность пользователя находить интересующую его информацию с наибольшей полнотой и точностью при наименьших затратах усилий во всем доступном информационном пространстве.
Слайд 6Возможности и преимущества, которые предоставляют электронные библиотеки
решаются три главные библиотечные
проблемы: малая экземплярность изданий, нехватка площадей для хранения фонда, сохранность книжного фонда;
полнее удовлетворяются информационные запросы пользователей библиотеки, пользователь получает информацию независимо от времени и места нахождения;
открываются новые формы библиотечного и информационного обслуживания пользователей;
существенно повышается оперативность предоставления пользователям необходимых документов и данных. Для ряда пользователей электронная форма предоставляет единственную возможность получить требуемый документ;
предоставляется возможность производить работу с электронными документами, которая выходит за рамки простого чтения текста или просмотра изображения;
использование мультимедийных изданий, предоставляющих текстовую, аудио и видеоинформацию, позволяет лучше усваивать материал.
Слайд 7Критерии оценки научных электронных библиотек
область применения;
функциональные возможности;
характер и содержание информационных
ресурсов;
используемые методы и технологии.
Слайд 8Цели создания научных электронных библиотек
предоставление результатов фундаментальных научных исследований широкому исследовательскому
сообществу;
создание новых технологий научных исследований, эффективного инструментария для их проведения;
предотвращение утраты ценных научных коллекций для будущих поколений ученых;
обеспечение возможностей для научного сотрудничества не только в региональном, ведомственном, национальном, но и в международном масштабе.
Слайд 9Область применения научных электронных библиотек
Область применения научных ЭБ, с точки зрения
ВУЗа, не ограничивается обеспечением научных исследований, преподавание большинства дисциплин обязано опираться на последние научные достижения. Таким образом, научные ЭБ представляют серьезный интерес и для образования.
Слайд 10Свойства научных электронных библиотек
По масштабу существует полный спектр систем:
ЭБ конкретного журнала
или группы журналов;
ЭБ отдельного исследовательского коллектива;
ЭБ научного учреждения, региона, ведомства;
национальная/международная ЭБ.
Слайд 11Содержание научных электронных библиотек
научные ЭБ так же могут содержать:
библиографическую информацию;
результаты различного
рода экспериментов, наблюдений, измерений, моделирования исследуемой реальности;
модели исследуемых процессов, явлений, феноменов, представленные в разнообразных формах;
новостную, событийную информацию (календарь конференций и т.п.)
Слайд 12Особенности научных электронных библиотек
Основной особенностью информационных ресурсов научных ЭБ является их
неоднородность в различных аспектах - разнообразие сред представления (текст, числовые данные, статические изображения, видео, аудио, мультимедиа…).
Другой особенностью информационных ресурсов научных ЭБ является возможность представления предметной области в форме, позволяющей непосредственно проводить исследование, то есть использование научной ЭБ не только для информационной поддержки, но и в качестве исследовательского полигона.
Еще одной специфической особенностью информационных ресурсов научных ЭБ, имеющей существенное значение и определяющей особые требования к функциональным характеристикам ЭБ, является фактор старения информационных ресурсов, как результатов различного рода экспериментов, так и информации, содержащейся в статьях, монографиях и других изданиях.
Слайд 13Функции научных электронных библиотек
Основными функциями научных ЭБ являются:
хранение и актуализация коллекций
информационных ресурсов;
обеспечение доступа пользователей к коллекциям;
формирование коллекций (оцифровка, регистрация результатов наблюдений и экспериментов непосредственно в процессе их проведения и т.п.);
интеграция издательских технологий и технологий формирования коллекций;
предоставление различных встроенных или надстроенных сервисов - приложений, превращающих ЭБ в исследовательский полигон (виртуальная обсерватория, виртуальная химическая или биологическая лаборатория и т.п.).
Слайд 14Технологии, используемые для реализации функций научных ЭБ
библиотечные технологии и стандарты каталогизации;
технологии
текстового поиска, современные модели поиска, индексирование текста, изображений, аудио, видео;
Web-технологии, платформа XML;
различные представления метаданных;
протоколы глобального доступа к информационным ресурсам;
методы, модели и архитектуры интеграции неоднородных информационных ресурсов;
технологии баз данных, базы данных на основе XML-технологий;
объектные технологии;
Слайд 15Направления развития научных ЭБ
разработка содержания метаданных для конкретных коллекций;
семантическая интеграция неоднородных
коллекций;
методы индексирования и поиска нетекстовых информационных ресурсов;
технологии создания и поддержки научных электронных коллекций;
использование стандартов и технологий XML для представления и описания информационных ресурсов;
методология и инструментальные средства разработки ЭБ.
Слайд 16Выводы по научным электронным библиотекам
научные ЭБ обладают специфической предметной областью, и
с этим связаны особые требования к ним;
специфичны по содержанию и неоднородны их коллекции информационных ресурсов;
научные ЭБ оснащаются специфическими сервисами, благодаря которым они могут использоваться не только как источник информационных ресурсов, но и как полигон для непосредственных научных исследований.
Слайд 17Цели создания образовательных электронных библиотек
совершенствование учебного процесса, организация самостоятельной работы обучаемых,
организация внеаудиторных занятий и т. д.;
создание новых образовательных технологий, эффективного инструментария для их использования;
предоставление возможности использования опыта и результатов учебно-методической работы крупнейших учебных заведений;
сохранение для будущих поколений оригинального лекционного и методического материала лучших преподавателей и ученых ведущих вузов;
обеспечение возможностей сотрудничества не только в региональном, ведомственном, национальном, но и в международном масштабе.
Слайд 18Области применения образовательных ЭБ
использование обычным способом - образовательная ЭБ выполняет традиционные
для ЭБ функции сохранения и предоставления доступа к информации;
использование для организации образовательного процесса - в дистанционном образовании, при проведении аудиторных занятий, для организации самостоятельной работы обучаемых.
Слайд 19Типы электронных документов, специфичных для образовательной ЭБ
обычный текстовый документ, предназначенный для
«сплошного» чтения, - наиболее распространенный тип для других ЭБ (тексты статей, литературные произведения, методические пособия, курсы лекций и т. д.);
ЭОР, используемые при проведении занятий - сборники задач, лабораторных работ, практикумов;
учебники и курсы лекций большого объема;
ЭОР сложной структуры и\или большого объема;
Слайд 20Типы электронных документов, специфичных для образовательной ЭБ
учебно-методические комплексы (УМК), включающие:
развернутые учебные
программы по дисциплинам;
контрольно-измерительные материалы, средства текущего и итогового контроля знаний - тесты, экзаменационные вопросы и т. д.;
гиперссылки на полнотекстовые электронные учебно- методические материалы из образовательной ЭБ;
гиперссылки на интерактивные электронные учебные курсы
из образовательной ЭБ;
гиперссылки на полнотекстовые электронные учебно-
методические материалы из Интернета и других ЭБ;
ссылки на учебную литературу, имеющуюся в библиотеке вуза.
Слайд 21Функции образовательных электронных библиотек
обеспечение возможности работы со сложными, специфичными для
образовательной ЭБ электронными документами;
обеспечение работы преподавателей для подготовки и проведения занятий;
интеграция с другими образовательными информационными системами.
Слайд 22Свойства образовательных электронных библиотек
неоднородные коллекции информационных ресурсов, разнообразие содержания информационных ресурсов,
разнообразие сред представления - текст, числовые данные, статические изображения, видео, аудио, мультимедиа и т. д.;
сложные взаимосвязи между ресурсами различных видов, существование комплексов ресурсов;
повышенные требования к пользовательским интерфейсам, учитывающие широкий круг пользователей, динамичность и нерегламентированный характер их потребностей;
важность роли метаданных, ориентированных не только на систему, но и на пользователей;
специфические сервисы, благодаря которым они могут использоваться не только как источник информационных ресурсов, но и для интеграции с другими системами;
обеспечение работы преподавателей, возможность ввода в образовательный процесс информационных технологий.
Слайд 23ГРАМОТА.РУ – справочно-информационный интернет-портал
URL: http http:// http://gramota http://gramota. http://gramota.ru http://gramota.ru/
Слайд 24Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»
URL: http://www.feb-web.ru/
Слайд 25Economics online: Каталог ссылок на лучшие экономические ресурсы
URL: http://economics-online.org/
Слайд 26Экономика. Социология. Менеджмент – Федеральный образовательные портал
URL: http://ecsocman.hse.ru/
Слайд 27Economicus.ru
URL: http://www.economicus.ru/
Слайд 28AUP.Ru – Электронная библиотека экономической и деловой литературы
URL: http://www.aup.ru/library/
Слайд 29Права человека в России
URL: http://www.hro.org/
Слайд 30Соционет
URL: http http:// http://socionet http://socionet. http://socionet.ru http://socionet.ru/
Слайд 31Sibirica – Портал «Археология и Этнография Северной Азии»
URL: http://www.sati.archaeology.nsc.ru/sibirica/
Слайд 32Библиотека Гумер – гуманитарные науки
URL: http://www.gumer.info/index.php
Слайд 33Библиотека Московского общественного научного фонда
URL: http://www.mpsf.org/
Слайд 34Электронная гуманитарная библиотека
URL: http://www.gumfak.ru/
Слайд 35Soc.Lib.ru – Электронная библиотека – Социология, Психология, Управление
URL: http://soc.lib.ru/
Слайд 36Русский гуманитарный интернет-университет. Библиотека учебной и научной литературы
URL: http://www.vusnet.ru/biblio/
Слайд 37Университетская информационная система РОССИЯ
URL: http http:// http://uisrussia http://uisrussia. http://uisrussia.msu http://uisrussia.msu. http://uisrussia.msu.ru
Слайд 38Русская фонетика
URL: http://fonetica.philol.msu.ru
Слайд 39INfOLIO – Университетская электронная библиотека
URL: http://www.infoliolib.info/
Слайд 40История литературы Древней Руси: электронный учебно-методический комплекс
URL: http://ppf.asf.ru/drl/index.html
Слайд 41МЕДИАГНОЗИС
URL: http://www.mediagnosis.ru/HISTORY/HTML/Frame4_ie3.htm
Слайд 42PSIHOANALIS.RU
URL: http://psihoanalis.ru/
Слайд 43Артефакт.LIB.RU
URL: http http:// http://artefact http://artefact. http://artefact.lib http://artefact.lib. http://artefact.lib.ru
Слайд 44Федеральный портал инженерное образование
URL: URL: httpURL: http://URL: http://wwwURL: http://www.URL: http://www.technoURL:
http://www.techno.URL: http://www.techno.eduURL: http://www.techno.edu.URL: http://www.techno.edu.ruURL: http://www.techno.edu.ru/
Слайд 45Электронная библиотека учебных материалов по химии сайта «Chemnet»
URLURL:URL:httpURL:http://URL:http://wwwURL:http://www.URL:http://www.chemURL:http://www.chem.URL:http://www.chem.msuURL:http://www.chem.msu.URL:http://www.chem.msu.suURL:http://www.chem.msu.su/URL:http://www.chem.msu.su/rusURL:http://www.chem.msu.su/rus/URL:http://www.chem.msu.su/rus/elibraryURL:http://www.chem.msu.su/rus/elibrary/
Слайд 46Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Система федеральных образовательных порталов
URL: http://www.ict.edu.ru/
Слайд 47Естественно-научный образовательный портал
URL: http://en.edu.ru/
Слайд 48NeHudLitNeHudLit.NeHudLit.Ru - Нехудожественная библиотека
URL: URL: httpURL: http://URL: http://nehudlitURL: http://nehudlit.URL: http://nehudlit.ruURL: http://nehudlit.ru/
Слайд 49Математическая библиотека
URL: http://vilenin.narod.ru/Mm/Books/Books.htm
Слайд 50Некоммерческий проект «Техническая библиотека
URL: URL: httpURL: http://URL: http://techlibraryURL: http://techlibrary.URL: http://techlibrary.ruURL: http://techlibrary.ru/
Слайд 51Междисциплинарный научный и научно-популярный сервер Scientific.ru
URL: URL: httpURL: http://URL: http://wwwURL:
http://www.URL: http://www.scientificURL: http://www.scientific.URL: http://www.scientific.ru
Слайд 52Московский центр непрерывного математического образования
URL: http://www.mccme.ru/
Слайд 53ЛИНЕАЛ - базовая электронная энциклопедия по линейной алгебре
URL: http://lineal.guru.ru/lineal3/
Слайд 54Всё о геологии
URL: http://geo.web.ru/
Слайд 55Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
URL: http://window.edu.ru/window/
Слайд 56Федеральный портал «Российское образование»
URL: http://www.edu.ru/
Слайд 57ELIBRARY.RU – Научная электронная библиотека (НЭБ)
URL: URL: httpURL: http://URL: http://elibraryURL:
http://elibrary.URL: http://elibrary.ru
Слайд 58Образовательные ресурсы Интернета для школьников и студентов
URL: http://www.alleng.ru/
Слайд 59Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки (ЭБД
РГБ)
URL: http://diss.rsl.ru/
Слайд 60Федеральный портал по научной и инновационной деятельности
URL: http://www.sci-innov.ru/
Слайд 61Научно-информационный портал при Большой Научной Библиотеке DJVU
URL: URL: httpURL: http://URL: http://sciURL:
http://sci-URL: http://sci-libURL: http://sci-lib.URL: http://sci-lib.com
Слайд 62Project Gutenberg – Проект «Гутенберг»
URL: http://www.gutenberg.net/
Слайд 63Библиотека OCR Альдебаран
URL: URL: httpURL: http://URL: http://libURL: http://lib.URL: http://lib.aldebaranURL: http://lib.aldebaran.URL: http://lib.aldebaran.ru
Слайд 64Lib.Ru: Библиотека Максима Мошкова
URL: URL: httpURL: http://URL: http://libURL: http://lib.URL: http://lib.ruURL: http://lib.ru/
Слайд 65Российская ассоциация электронных библиотек
URL: http://www.aselibrary.ru
Слайд 66The Internet Public Library
URL: http://www.ipl.org/
Слайд 67AleriaAleria.Aleria.net: свободная библиотека
URL: URL: httpURL: http://URL: http://aleriaURL: http://aleria.URL: http://aleria.netURL: http://aleria.net/
Слайд 68Российская наука в Интернет
URL: http://rusnauka.narod.ru/
Слайд 69Российский Государственный университет инновационных технологий и предпринимательства
URL: http://www.in-nov.ru/
Слайд 70Центр антиковедения Санкт-Петербургского государственного университета
URL: URL: httpURL: http://URL: http://centantURL: http://centant.URL: http://centant.puURL:
http://centant.pu.URL: http://centant.pu.ru
Слайд 71Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова.
URL: http://www.hist.msu.ru/ER/index.html
Слайд 72Публикации сотрудников факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова
URL: http://www.psy.msu.ru/science/public/index.html
Слайд 73Кафедра информационно-измерительных систем и физической электроники. Учебно-методические пособия
URL: http://dfe3300.karelia.ru/koi/posob/pos.html
Слайд 74Graphics & Media Lab
URL: http://graphics.cs.msu.ru/index.html.ru
Слайд 75Кафедра органической химии Новосибирского государственного университета
URL: http://orgchem.nsu.ru/index.htm
Слайд 76Каталог научно-образовательных ресурсов Московского государственного университета
URL: http://top.msu.ru/
Слайд 77Электронная библиотека «Труды ученых Иркутского гос. университета»
URL: http://ellib.library.isu.ru/index.php
Слайд 78Виртуальная библиотека EUNnet Уральского государственного университета
URL: http://virlib.eunnet.net/
Слайд 79Образовательные ресурсы Петрозаводского государственного университета
URL: http://edu.petrsu.ru/