Информационые ресурсы в системе информационного обеспечения научной и образовательной деятельности презентация

Содержание

Содержание темы: Электронные библиотеки научных и образовательных ресурсов Особенности научных электронных библиотек Особенности образовательных электронных библиотек Обзор образовательных и научных электронных библиотек

Слайд 1Информационые ресурсы в системе информационного обеспечения научной и образовательной деятельности
Болдырев

П. А., к.т.н., заместитель директора НБ ОГУ

Слайд 2Содержание темы:
Электронные библиотеки научных и образовательных ресурсов
Особенности научных электронных библиотек
Особенности образовательных

электронных библиотек
Обзор образовательных и научных электронных библиотек

Слайд 3Электронная библиотека
электронная библиотека - это информационная система;
электронная библиотека - это информационная

система, предназна­ченная для создания, поиска и обеспечения эффективного доступа к информации;
электронная библиотека - это информационная система, предназна­ченная для работы с удаленными или локальными электронными ресурсами используя глобальные сети передачи данных;
электронная библиотека - это информационная система, объеди­няющая свои ресурсы единой идеологией структуризации.

Слайд 4Электронная библиотека характеризуется:
глобальным доступом к системе в среде Web;
поддержкой метаданных для

системы и пользователей;
включением неоднородных информационных ресурсов;
распределением информационных ресурсов;
наличием материализованных и виртуальных коллекций;
интеграцией информационных ресурсов на различных уровнях;
использованием пользовательских интерфейсов с повышенным уровнем семантики и др.

Слайд 5Основные задачами электронной библиотеки
интеграция информационных ресурсов и эффективная навигация в

них

Под интеграцией информационных ресурсов понимается их объединение с целью использования различной информации с сохранением ее свойств.

Эффективная навигация в электронных библиотеках понимается как возможность пользователя находить интересующую его информацию с наибольшей полнотой и точностью при наименьших затратах усилий во всем доступ­ном информационном пространстве.

Слайд 6Возможности и преимущества, которые предоставляют электронные библиотеки
решаются три главные библиотечные

проблемы: малая экземплярность изданий, нехватка площадей для хранения фонда, сохранность книжного фонда;
полнее удовлетворяются информационные запросы пользователей библиотеки, пользователь получает информацию независимо от времени и места нахождения;
открываются новые формы библиотечного и информационного обслуживания пользователей;
существенно повышается оперативность предоставления пользователям необходимых документов и данных. Для ряда пользователей электронная форма предоставляет единственную возможность получить требуемый документ;
предоставляется возможность производить работу с электронными документами, которая выходит за рамки простого чтения текста или просмотра изображения;
использование мультимедийных изданий, предоставляющих текстовую, аудио и видеоинформацию, позволяет лучше усваивать материал.

Слайд 7Критерии оценки научных электронных библиотек
область применения;
функциональные возможности;
характер и содержание информационных

ресурсов;
используемые методы и технологии.


Слайд 8Цели создания научных электронных библиотек
предоставление результатов фундаментальных научных исследова­ний широкому исследовательскому

сообществу;
создание новых технологий научных исследований, эффективного инструментария для их проведения;
предотвращение утраты ценных научных коллекций для будущих поколений ученых;
обеспечение возможностей для научного сотрудничества не только в региональном, ведомственном, национальном, но и в междуна­родном масштабе.


Слайд 9Область применения научных электронных библиотек
Область применения научных ЭБ, с точки зрения

ВУЗа, не ограничивается обеспечением научных исследований, преподавание большинства дисциплин обязано опираться на последние научные достижения. Таким образом, научные ЭБ представляют серьезный интерес и для образования.


Слайд 10Свойства научных электронных библиотек
По масштабу существует полный спектр систем:
ЭБ конкретного журнала

или группы журналов;
ЭБ отдельного исследовательского коллектива;
ЭБ научного учреждения, региона, ведомства;
национальная/международная ЭБ.


Слайд 11Содержание научных электронных библиотек
научные ЭБ так же могут содержать:
библиографическую информацию;
результаты различного

рода экспериментов, наблюдений, измере­ний, моделирования исследуемой реальности;
модели исследуемых процессов, явлений, феноменов, представлен­ные в разнообразных формах;
новостную, событийную информацию (календарь конференций и т.п.)


Слайд 12Особенности научных электронных библиотек
Основной особенностью информационных ресурсов научных ЭБ является их

неоднородность в различных аспектах - разнообразие сред представления (текст, числовые данные, статические изображения, видео, аудио, мультиме­диа…).

Другой особенностью информационных ресурсов научных ЭБ является возможность представления предметной области в форме, позволяющей непо­средственно проводить исследование, то есть использование научной ЭБ не только для информационной поддержки, но и в качестве исследовательского полигона.

Еще одной специфической особенностью информационных ресурсов на­учных ЭБ, имеющей существенное значение и определяющей особые требова­ния к функциональным характеристикам ЭБ, является фактор старения инфор­мационных ресурсов, как результатов различного рода экспериментов, так и информации, содержащейся в статьях, монографиях и других изданиях.


Слайд 13Функции научных электронных библиотек
Основными функциями научных ЭБ являются:
хранение и актуализация коллекций

информационных ресурсов;
обеспечение доступа пользователей к коллекциям;
формирование коллекций (оцифровка, регистрация результатов на­блюдений и экспериментов непосредственно в процессе их прове­дения и т.п.);
интеграция издательских технологий и технологий формирования коллекций;
предоставление различных встроенных или надстроенных сервисов - приложений, превращающих ЭБ в исследовательский полигон (виртуальная обсерватория, виртуальная химическая или биологи­ческая лаборатория и т.п.).

Слайд 14Технологии, используемые для реализации функций научных ЭБ
библиотечные технологии и стандарты каталогизации;
технологии

текстового поиска, современные модели поиска, индексирование текста, изображений, аудио, видео;
Web-технологии, платформа XML;
различные представления метаданных;
протоколы глобального доступа к информационным ресурсам;
методы, модели и архитектуры интеграции неоднородных информационных ресурсов;
технологии баз данных, базы данных на основе XML-технологий;
объектные технологии;


Слайд 15Направления развития научных ЭБ
разработка содержания метаданных для конкретных коллекций;
семантическая интеграция неоднородных

коллекций;
методы индексирования и поиска нетекстовых информационных ресурсов;
технологии создания и поддержки научных электронных коллекций;
использование стандартов и технологий XML для представления и описания информационных ресурсов;
методология и инструментальные средства разработки ЭБ.

Слайд 16Выводы по научным электронным библиотекам
научные ЭБ обладают специфической предметной областью, и

с этим связаны особые требования к ним;
специфичны по содержанию и неоднородны их коллекции инфор­мационных ресурсов;
научные ЭБ оснащаются специфическими сервисами, благодаря ко­торым они могут использоваться не только как источник информа­ционных ресурсов, но и как полигон для непосредственных науч­ных исследований.


Слайд 17Цели создания образовательных электронных библиотек
совершенствование учебного процесса, организация самостоятельной работы обучаемых,

организация внеаудиторных занятий и т. д.;
создание новых образовательных технологий, эффективного инструментария для их использования;
предоставление возможности использования опыта и результатов учебно-методической работы крупнейших учебных заведений;
сохранение для будущих поколений оригинального лекционного и методического материала лучших преподавателей и ученых ведущих вузов;
обеспечение возможностей сотрудничества не только в региональном, ведомственном, национальном, но и в международном масштабе.


Слайд 18Области применения образовательных ЭБ
использование обычным способом - образовательная ЭБ выполняет традиционные

для ЭБ функции сохранения и предоставления доступа к информации;
использование для организации образовательного процесса - в дистанционном образовании, при проведении аудиторных занятий, для организации самостоятельной работы обучаемых.

Слайд 19Типы электронных документов, специфичных для образовательной ЭБ
обычный текстовый документ, предназначенный для

«сплошного» чтения, - наиболее распространенный тип для других ЭБ (тексты статей, литературные произведения, методические пособия, курсы лекций и т. д.);
ЭОР, используемые при проведении занятий - сборники задач, ла­бораторных работ, практикумов;
учебники и курсы лекций большого объема;
ЭОР сложной структуры и\или большого объема;

Слайд 20Типы электронных документов, специфичных для образовательной ЭБ
учебно-методические комплексы (УМК), включающие:
развернутые учебные

программы по дисциплинам;
контрольно-измерительные материалы, средства текущего и итогового контроля знаний - тесты, экзаменационные вопросы и т. д.;
гиперссылки на полнотекстовые электронные учебно- методические материалы из образовательной ЭБ;
гиперссылки на интерактивные электронные учебные курсы
из образовательной ЭБ;
гиперссылки на полнотекстовые электронные учебно-
методические материалы из Интернета и других ЭБ;
ссылки на учебную литературу, имеющуюся в библиотеке вуза.

Слайд 21Функции образовательных электронных библиотек
обеспечение возможности работы со сложными, специфичными для

образовательной ЭБ электронными документами;

обеспечение работы преподавателей для подготовки и проведения занятий;

интеграция с другими образовательными информационными системами.

Слайд 22Свойства образовательных электронных библиотек
неоднородные коллекции информационных ресурсов, разнообразие содержания информационных ресурсов,

разнообразие сред представления - текст, числовые данные, статические изображения, видео, аудио, мультимедиа и т. д.;
сложные взаимосвязи между ресурсами различных видов, существование комплексов ресурсов;
повышенные требования к пользовательским интерфейсам, учитывающие широкий круг пользователей, динамичность и нерегламентированный характер их потребностей;
важность роли метаданных, ориентированных не только на систему, но и на пользователей;
специфические сервисы, благодаря которым они могут использоваться не только как источник информационных ресурсов, но и для интеграции с другими системами;
обеспечение работы преподавателей, возможность ввода в образовательный процесс информационных технологий.


Слайд 23ГРАМОТА.РУ – справочно-информационный интернет-портал URL: http http:// http://gramota http://gramota. http://gramota.ru http://gramota.ru/


Слайд 24Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольк­лор» URL: http://www.feb-web.ru/


Слайд 25Economics online: Каталог ссылок на лучшие экономические ресурсы URL: http://economics-online.org/


Слайд 26Экономика. Социология. Менеджмент – Федеральный образовательные портал URL: http://ecsocman.hse.ru/


Слайд 27Economicus.ru URL: http://www.economicus.ru/


Слайд 28AUP.Ru – Электронная библиотека экономической и деловой литературы URL: http://www.aup.ru/library/


Слайд 29Права человека в России URL: http://www.hro.org/


Слайд 30Соционет URL: http http:// http://socionet http://socionet. http://socionet.ru http://socionet.ru/


Слайд 31Sibirica – Портал «Археология и Этнография Северной Азии» URL: http://www.sati.archaeology.nsc.ru/sibirica/


Слайд 32Библиотека Гумер – гуманитарные науки URL: http://www.gumer.info/index.php


Слайд 33Библиотека Московского общественного научного фонда URL: http://www.mpsf.org/


Слайд 34Электронная гуманитарная библиотека URL: http://www.gumfak.ru/


Слайд 35Soc.Lib.ru – Электронная библиотека – Социология, Психология, Управ­ление URL: http://soc.lib.ru/


Слайд 36Русский гуманитарный интернет-университет. Библиотека учебной и на­учной литературы URL: http://www.vusnet.ru/biblio/


Слайд 37Университетская информационная система РОССИЯ URL: http http:// http://uisrussia http://uisrussia. http://uisrussia.msu http://uisrussia.msu. http://uisrussia.msu.ru



Слайд 38Русская фонетика URL: http://fonetica.philol.msu.ru


Слайд 39INfOLIO – Университетская электронная библиотека URL: http://www.infoliolib.info/


Слайд 40История литературы Древней Руси: электронный учебно-методический комплекс URL: http://ppf.asf.ru/drl/index.html


Слайд 41МЕДИАГНОЗИС URL: http://www.mediagnosis.ru/HISTORY/HTML/Frame4_ie3.htm


Слайд 42PSIHOANALIS.RU URL: http://psihoanalis.ru/


Слайд 43Артефакт.LIB.RU URL: http http:// http://artefact http://artefact. http://artefact.lib http://artefact.lib. http://artefact.lib.ru


Слайд 44Федеральный портал инженерное образование URL: URL: httpURL: http://URL: http://wwwURL: http://www.URL: http://www.technoURL:

http://www.techno.URL: http://www.techno.eduURL: http://www.techno.edu.URL: http://www.techno.edu.ruURL: http://www.techno.edu.ru/

Слайд 45Электронная библиотека учебных материалов по химии сайта «Chemnet» URLURL:URL:httpURL:http://URL:http://wwwURL:http://www.URL:http://www.chemURL:http://www.chem.URL:http://www.chem.msuURL:http://www.chem.msu.URL:http://www.chem.msu.suURL:http://www.chem.msu.su/URL:http://www.chem.msu.su/rusURL:http://www.chem.msu.su/rus/URL:http://www.chem.msu.su/rus/elibraryURL:http://www.chem.msu.su/rus/elibrary/


Слайд 46Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Система федеральных образовательных порталов URL: http://www.ict.edu.ru/


Слайд 47Естественно-научный образовательный портал URL: http://en.edu.ru/


Слайд 48NeHudLitNeHudLit.NeHudLit.Ru - Нехудожественная библиотека URL: URL: httpURL: http://URL: http://nehudlitURL: http://nehudlit.URL: http://nehudlit.ruURL: http://nehudlit.ru/


Слайд 49Математическая библиотека URL: http://vilenin.narod.ru/Mm/Books/Books.htm


Слайд 50Некоммерческий проект «Техническая библиотека URL: URL: httpURL: http://URL: http://techlibraryURL: http://techlibrary.URL: http://techlibrary.ruURL: http://techlibrary.ru/


Слайд 51Междисциплинарный научный и научно-популярный сервер Scientific.ru URL: URL: httpURL: http://URL: http://wwwURL:

http://www.URL: http://www.scientificURL: http://www.scientific.URL: http://www.scientific.ru

Слайд 52Московский центр непрерывного математического образования URL: http://www.mccme.ru/


Слайд 53ЛИНЕАЛ - базовая электронная энциклопедия по линейной алгебре URL: http://lineal.guru.ru/lineal3/


Слайд 54Всё о геологии URL: http://geo.web.ru/


Слайд 55Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ре­сурсам» URL: http://window.edu.ru/window/


Слайд 56Федеральный портал «Российское образование» URL: http://www.edu.ru/


Слайд 57ELIBRARY.RU – Научная электронная библиотека (НЭБ) URL: URL: httpURL: http://URL: http://elibraryURL:

http://elibrary.URL: http://elibrary.ru

Слайд 58Образовательные ресурсы Интернета для школьников и студентов URL: http://www.alleng.ru/


Слайд 59Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки (ЭБД

РГБ) URL: http://diss.rsl.ru/

Слайд 60Федеральный портал по научной и инновационной деятельности URL: http://www.sci-innov.ru/


Слайд 61Научно-информационный портал при Большой Научной Библиотеке DJVU URL: URL: httpURL: http://URL: http://sciURL:

http://sci-URL: http://sci-libURL: http://sci-lib.URL: http://sci-lib.com

Слайд 62Project Gutenberg – Проект «Гутенберг» URL: http://www.gutenberg.net/


Слайд 63Библиотека OCR Альдебаран URL: URL: httpURL: http://URL: http://libURL: http://lib.URL: http://lib.aldebaranURL: http://lib.aldebaran.URL: http://lib.aldebaran.ru


Слайд 64Lib.Ru: Библиотека Максима Мошкова URL: URL: httpURL: http://URL: http://libURL: http://lib.URL: http://lib.ruURL: http://lib.ru/


Слайд 65Российская ассоциация электронных библиотек URL: http://www.aselibrary.ru


Слайд 66The Internet Public Library URL: http://www.ipl.org/


Слайд 67AleriaAleria.Aleria.net: свободная библиотека URL: URL: httpURL: http://URL: http://aleriaURL: http://aleria.URL: http://aleria.netURL: http://aleria.net/


Слайд 68Российская наука в Интернет URL: http://rusnauka.narod.ru/


Слайд 69Российский Государственный университет инновационных технологий и предпринимательства URL: http://www.in-nov.ru/


Слайд 70Центр антиковедения Санкт-Петербургского государственного университета URL: URL: httpURL: http://URL: http://centantURL: http://centant.URL: http://centant.puURL:

http://centant.pu.URL: http://centant.pu.ru

Слайд 71Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/index.html


Слайд 72Публикации сотрудников факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова URL: http://www.psy.msu.ru/science/public/index.html


Слайд 73Кафедра информационно-измерительных систем и физической электрони­ки. Учебно-методические пособия URL: http://dfe3300.karelia.ru/koi/posob/pos.html


Слайд 74Graphics & Media Lab URL: http://graphics.cs.msu.ru/index.html.ru


Слайд 75Кафедра органической химии Новосибирского государственного университета URL: http://orgchem.nsu.ru/index.htm


Слайд 76Каталог научно-образовательных ресурсов Московского государственного университета URL: http://top.msu.ru/


Слайд 77Электронная библиотека «Труды ученых Иркутского гос. университета» URL: http://ellib.library.isu.ru/index.php


Слайд 78Виртуальная библиотека EUNnet Уральского государственного университета URL: http://virlib.eunnet.net/


Слайд 79Образовательные ресурсы Петрозаводского государственного университета URL: http://edu.petrsu.ru/


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика