Экспертные системы. Обобщенная структура экспертной системы. (Лекция 7) презентация

Содержание

Экспертные системы (ЭС) - это сложные программные комплексы аккумулирующие знания специалистов в конкретных предметных областях и тиражирующие этот эмпирический опыт для консультаций квалифицированных пользователей.

Слайд 1Лекция Т№ 7 Экспертные системы
Обобщенная структура экспертной системы
Классификация ЭС
Инструментальные средства построения

ЭС

Слайд 2
Экспертные системы (ЭС) - это сложные программные комплексы аккумулирующие знания специалистов

в конкретных предметных областях и тиражирующие этот эмпирический опыт для консультаций квалифицированных пользователей.

Слайд 3Структура экспертной системы
Интерфейс пользователя
Решатель
База знаний
Подсистема объяснений


Интеллектуальный редактор базы знаний



Слайд 4
Пользователь - специалист предметной области, для которого предназначена сис­тема. Обычно его

квалификация недостаточно высока, и поэтому он нуждается в помощи и поддержке своей деятельности со стороны ЭС.

Слайд 5
Инженер по знаниям - специалист по искусственному интеллекту, выступающий в роли

промежуточного буфера между экспертом и базой знаний. Синонимы: когнитолог, инженер-интерпретатор, аналитик.

Слайд 6
Интерфейс пользователя — комплекс программ, реализующих диалог пользователя с ЭС как

на стадии ввода информации, так и получения результатов.

Слайд 7
База знаний (БЗ) - ядро ЭС, совокупность знаний предметной области, записанная

на машинный носитель в форме, понятной эксперту и пользователю (обычно на некотором языке, приближенном к естественному). Параллельно такому "человеческому" представ­лению существует БЗ во внутреннем "машинном" представлении.

Слайд 8
Решатель - программа, моделирующая ход рассуждений эксперта на основании знаний, имеющихся

в БЗ. Синонимы: дедуктивная машина, блок логического вывода.

Слайд 9
Подсистема объяснений - программа, позволяющая пользователю получить ответы на вопросы: "Как

была получена та или иная рекомендация?" и "Почему система приняла такое решение?" Ответ на вопрос "как" - это трассировка всего процесса получения решения с указанием использованных фрагментов БЗ, т.е. всех шагов цепи умо­заключений. Ответ на вопрос "почему" - ссылка на умозаключение, непосредственно предшествовавшее полученному решению, т.е. отход на один шаг назад.

Слайд 10
Интеллектуальный редактор БЗ - программа, представляющая инженеру по знаниям возможность создавать

БЗ в диалоговом режиме. Включает в себя систему вложенных меню, шаблонов языка представления знаний, подсказок ("help" - режим) и других сервисных средств, облегчающих работу с базой.

Слайд 11
В коллектив разработчиков ЭС входят как минимум четыре человека:
эксперт;
инженер по знаниям;
программист;
пользователь.


Возглавляет коллектив инженер по знаниям, это ключевая фигура при разработке систем, основанных на знаниях.

Слайд 12КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСПЕРТНЫХ СИСТЕМ
По задаче:
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДАННЫХ
Диагностика
Мониторинг
Проектирование
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Планирование
Обучение



Слайд 13
По связи с реальным временем:
Статические
Квазидинамические
Динамические


Слайд 14
По степени интеграции:
Автономные
Гибридные


Слайд 15Классификация по решаемой задаче

Интерпретация данных. Это одна из традиционных задач для

экспертных систем. Под интерпретацией понимается определение смысла данных, результаты которого должны быть согласованными и корректными. Обычно предусматривается многовариантный анализ данных.
обнаружение и идентификация различных типов океанских судов - SIAP;
определение основных свойств личности по результатам психодиагностического тестирования в системах АВТАНТЕСТ и МИКРОЛЮШЕР и др.

Слайд 16Диагностика.
Под диагностикой понимается обнаружение неисправности в некоторой системе. Неисправность - это

отклонение от нормы. Такая трактовка позволяет с единых теоретических позиций рассматривать и неисправность оборудования в технических системах, и заболевания живых организмов, и всевозможные природные аномалии. Важной спецификой является необходимость понимания функциональной структуры ("анатомии") диагностирующей системы.

Слайд 17Мониторинг.
Основная задача мониторинга - непрерывная интерпретация данных в реальном масштабе времени

и сигнализация о выходе тех или иных параметров за допус­тимые пределы. Главные проблемы - "пропуск" тревожной ситуации и инверсная задача "ложного" срабатывания. Сложность этих проблем в размытости симптомов тревожных ситуаций и необходимость учета временного контекста.
контроль за работой электростанций СПРИНТ, помощь диспетчерам атомного реактора - REACTOR;
контроль аварийных датчиков на химическом заводе - FALCON и др.

Слайд 18Проектирование.
Проектирование состоит в подготовке спецификаций на создание "объектов" с заранее определенными

свойствами. Под спецификацией понимается весь набор необходимых документов - чертеж, пояснительная записка и т.д. Основные проблемы здесь - получение четкого структурного описания знаний об объекте и проблема "следа", организации эффективного проектирования - необходимо формировать не только сами проектные решения, но и мотивы их принятия. процесса, выполняемых в рамках соответствующей ЭС: процесс вывода решения и процесс объяснения

Слайд 19Прогнозирование.
Прогнозирующие системы логически выводят вероятные следствия из заданных ситуаций. В прогнозирующей

системе обычно используется параметрическая динамическая модель, в которой значения параметров "подгоняются" под заданную ситуацию. Выводимые из этой модели следствия составляют основу для прогнозов с вероятностными оценками.

Слайд 20Планирование.
Под планированием понимается нахождение планов действий относящихся к объектам, способным выполнять

некоторые функции. В таких ЭС используются модели поведения реальных объектов с тем, чтобы логически вывести последствия планируемой деятельности

Слайд 21
Обучение. Системы обучения диагностируют ошибки при изучении какой - либо дисциплины

с помощью ЭВМ и подсказывают правильные решения. Они аккумулируют знания о гипотетическом ученике и его характерных ошибках.

Слайд 22
В общем случае все системы, основанные на знаниях, можно подразделить на

системы, решающие задачи анализа, и на системы, решающие задачи синтеза. В задачах анализа множество решений может быть перечислено и включено в систему, то в задачах синтеза множество решений потенциально строится из решений компонентов или подпроблем. Задача анализа - это интерпретация данных, диагностика; к задачам синтеза относятся проектирование, планирование. Комбинированные задачи: обучение, мониторинг, прогнозирование.

Слайд 23Классификация по связи с реальным временем

Статические ЭС разрабатываются в предметных областях,

в которых база знаний и интерпретируемые данные не меняются во времени. Они стабильны.

Слайд 24
Квазидинамические ЭС интерпретируют ситуацию, которая меняется с неко­торым фиксированным интервалом времени


Динамические ЭС работают в сопряжении с датчиками объектов в режиме реального времени с непрерывной интерпретацией поступаемых данных.

Слайд 25Классификация по степени интеграции

Автономные ЭС работают непосредственно в режиме консультаций с

пользователем для специфически "экспертных" задач, для решения которых не требуется привлекать традиционные методы обработки данных (расчеты, моделирование и т.д.).
Гибридные ЭС представляют программный комплекс, агрегирующий стандартные пакеты прикладных программ (например, математическую статистику, линейное программирование или системы управления базами данных) и средства манипулирования знаниями. Это может быть интеллектуальная надстройка над ППП или интегрированная среда для решения сложной задачи с элементами экспертных знаний.

Слайд 26ЭТАП ИДЕНТИФИКАЦИИ
ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ УЧАСТНИКИ РАЗРАБОТКИ ЭС И ИХ РОЛИ, КОНКРЕТИЗИРУЕТСЯ ПРОБЛЕМА. ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ

РЕСУРСЫ И ЦЕЛИ. ЗАДАЧА ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗРАБОТЧИКОВ ЭС И ИХ РОЛЕЙ СВОДИТСЯ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КОЛИЧЕСТВА ЭКСПЕРТОВ, СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РАССМАТРИВАЕМОЙ ОБЛАСТИ ЗНАНИЙ, ПРОГРАММИСТОВ, А ТАКЖЕ ФОР­МЫ ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ. ИСТОЧНИКАМИ ЗНАНИЙ ЯВЛЯЮТСЯ ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ, НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АК­ТЫ, ИНСГРУКЦИИ И Т.Д.

Слайд 27
ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В РАЗРАБОТКЕ НЕФОРМАЛЬНОГО ОПИСАНИЯ РАССМАТРИВАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ И ВКЛЮЧАЕТ

В СЕБЯ: ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОБЛЕМЫ, КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ И ОТНОШЕНИЯ, ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ, ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ХОД РЕШЕНИЯ И Т.П. ПРИ РАЗРАБОТКЕ ЭС НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ВОЗМОЖНЫЕ РЕСУРСЫ ПО ЕЕ СОЗДАНИЮ: ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ, ВРЕМЯ РАЗРАБОТКИ, СРЕДСТВА ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ, БАЗЫ ЗНАНИЙ. ЗАДАЧА ИДЕНТИФИКАЦИИ ЦЕЛЕЙ

Слайд 28ЭТАП КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ.
НА ЭТОМ ЭТАПЕ УЧИТЫВАЮТСЯ: ТИП ВВОДИМЫХ ДАННЫХ; ВЫВОДИМЫЕ ДАННЫЕ; ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ

СТРАТЕГИИ И ГИПОТЕЗЫ; ХАРАКТЕР ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МЕЖДУ ОБЪЕКТАМИ РАССМАТРИВАЕМОЙ ОБЛАСТИ; ТИПЫ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ОТНОШЕНИЙ (ИЕРАРХИЯ, ПРИЧИНА/СЛЕДСТВИЕ, ЧАСТЬ/ЦЕЛОЕ И Т.Д.); ВИДЫ ОГРАНИЧЕНИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ. ПРИ СОЗДАНИИ ЭС ПО ВЫШЕПЕРЕЧИСЛЕННЫМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ НЕОБХОДИМО СОСТАВИТЬ ПРОТОКОЛ ДЕЙСТВИЙ И РАССУЖДЕНИЙ ЭКСПЕРТА.

Слайд 29
НА ОСНОВАНИИ ЭТОГО ПРОТОКОЛА СПЕЦИАЛИСТ ПО ЗНАНИЯМ ПОЛУЧАЕТ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И

НЕКОТОРЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЯ ЭКСПЕРТА. НА ЭТАПЕ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ НЕТ НЕОБХОДИМОСТИ КОРРЕКТНОСТИ И ДОСТАТОЧНОЙ ПОЛНОТЫ СОЗДАВАЕМОЙ СИСТЕМЫ, НО В ТО ЖЕ ВРЕМЯ НЕОБХОДИМО, ЧТОБЫ НАЛИЧИЕ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ И ДРУГИХ ХАРАКТЕРИСТИК БЫЛО ДОСТАТОЧНО ДЛЯ ОПИСАНИЯ ВСЕХ ИМЕЮЩИХСЯ КОНКРЕТНЫХ ПРИМЕРОВ РЕШЕНИЙ РАССМАТРИВАЕМОЙ ЗАДАЧИ.


Слайд 30ЭТАП ФОРМАЛИЗАЦИИ
НА ЭТОМ ЭТАПЕ ВСЕ ИСХОДНЫЕ ПАРАМЕТРЫ, ВВЕДЕННЫЕ НА ЭТАПЕ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ,

ВЫРАЖАЮТСЯ НА НЕКОТОРОМ ФОРМАЛЬНОМ ЯЗЫКЕ, ПРЕДЛОЖЕННОМ СПЕЦИАЛИСТОМ ПО ЗНАНИЯМ. ЗДЕСЬ ЖЕ ЭТИМ СПЕЦИАЛИСТОМ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ , ПОДХОДЯТ ЛИ ИМЕЮЩИЕСЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ РЕШЕНИЯ РАСС­МАТРИВАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ. ВЫХОДНЫМИ ДАННЫМИ ЭТАПА ФОРМАЛИЗАЦИИ ЯВЛЯЮТСЯ СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ РАСС­МАТРИВАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ НА ПРЕДЛОЖЕННОМ ФОРМАЛЬНОМ ЯЗЫКЕ.

Слайд 31
ПРОЦЕСС ФОРМАЛИЗАЦИИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ТРЕМЯ ОСНОВНЫМИ ФАКТОРАМИ: СТРУКТУРОЙ ПРОСТРАНСТВА ПОИСКА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЙ ОСОБЕННОСТИ

РЕШАЕМОЙ ЗАДАЧИ; ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ДАННЫХ РАССМАТРИВАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ; МОДЕЛЬЮ, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЙ СПОСОБ РЕШЕ­НИЯ ПРОБЛЕМЫ. НА ЭТАПЕ ФОРМАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ ВЕСЬМА ВАЖНО ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВОЙСТВ (ХАРАКТЕРИСТИК) ДАННЫХ , КОТОРЫЕ ЗНАЧИТЕЛЬНО ВЛИЯЮТ НА РЕШЕНИЕ РАССМАТРИВАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ: ДАННЫЕ ДОСТОВЕРНЫ/ НЕДОСТОВЕРНЫ; ДАННЫЕ ПОЛНЫ, СОГЛАСОВАННЫ/НЕСОГЛАСОВАННЫ, ИЗБЫТОЧНЫ/НЕПОЛНЫ и т.д.

Слайд 32ЭТАП ВЫПОЛНЕНИЯ.
ЭТОТ ЭТАП ПРЕДУСМАТРИВАЕТ РАЗРАБОТКУ НЕСКОЛЬКИХ ВАРИАНТОВ ЭС ДЛЯ РЕШЕНИЯ ТРЕБУ­ЕМОЙ

ЗАДАЧИ. ДАЛЕЕ ПУТЕМ ТЕСТИРОВАНИЯ И ОПЫТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ОПТИМАЛЬНЫЙ РАБОЧИЙ ВАРИАНТ ЭС. КАЖДЫЙ РАЗРАБОТАННЫЙ ВАРИАНТ, ЯВЛЯЯСЬ МЕНЕЕ СЛОЖНЫМ, ЧЕМ КАЖДЫЙ ПОСЛЕДУЮЩИЙ ВАРИАНТ, ДОЛЖЕН НА ОПРЕДЕЛЕННОМ УРОВНЕ ОБЕСПЕЧИТЬ УСПЕШНОЕ РЕШЕНИЕ ЧАСТИ ЗАДАЧ ИЗ ОБЛАСТИ ЭКСПЕРТИЗЫ.

Слайд 33
В ПЕРВЫХ ВАРИАНТАХ ЭС РЕШАЕТСЯ ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА - РЕАЛИЗУЕТСЯ ПРОСТЕЙШАЯ ПРОЦЕДУРА

ВЫВОДА, ПРИ ЭТОМ ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ РАЗРАБОТКИ ДОЛЖНА СОСТОЯТЬ В ТОМ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ, НЕ ЗАБОТЯСЬ ПОКА О ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ. И ТОЛЬКО ПОСЛЕ ЭТОГО НЕОБХОДИМО РАССМАТРИВАТЬ ДЕЙСТВИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫ­ШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ СИСТЕМЫ.


Слайд 34
ПОСЛЕ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ И ОПЫТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ НЕОБ­ХОДИМО РАСШИРИТЬ КРУТ ЗАДАЧ, РЕШАЕМЫХ

СИСТЕМОЙ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ УЧЕСТЬ ЗАМЕЧАНИЯ И ПОЖЕЛАНИЯ, КОТОРЫЕ БУДУТ УЧТЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ РАЗРАБОТКАХ ЭС, ГДЕ КРОМЕ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ЗАДАЧ РЕШАЮТСЯ ЗАДАЧИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ: ПРОВЕДЕНИЕ АНАЛИЗА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРИ ЗНАЧИТЕЛЬНОМ РАСШИРЕНИИ БАЗЫ ЗНАНИЙ; ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СИСТЕМЫ В РЕШЕНИИ БОЛЕЕ ШИРОКОГО КРУГА ЗАДАЧ; АНАЛИЗ МНЕНИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ О НЕДОСТАТКАХ СИСТЕМЫ;

Слайд 35ЭТАП ТЕСТИРОВАНИЯ.

НА ЭТОМ ЭТАПЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ ОЦЕНКА ВЫБРАННОГО СПОСОБА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ И

ВСЕЙ СИСТЕМЫ В ЦЕЛОМ. ЗАДАЧА СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗНАНИЯМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ПОДБОРЕ ПРИМЕРОВ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ВСЕСТОРОННЯЯ ПРОВЕРКА ЭКСПЕРТНОЙ СИСТЕМЫ. ПРИЧИНАМИ НЕЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ ЭС ЯВЛЯЮТСЯ: ТЕСТЫ; ОРГАНИЗАЦИЯ ВВОДА/ВЫВОДА; ПРАВИЛА ВЫВОДА; УПРАВЛЯЮЩИЕ СТРАТЕГИИ. НЕПРАВИ­ЛЬНЫЙ ВЫБОР ТЕСТОВ СВЯЗАН С ТЕМ, ЧТО ОНИ ОТНОСЯТСЯ К ДРУГОЙ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ИЛИ ЖЕ ОНИ ОТНОСЯТСЯ К ИССЛЕДУЕМОЙ ОБЛАСТИ, НО ОНИ ОДНОРОДНЫ И НЕ ОХВАТЫВАЮТ ВСЮ ПРЕДМЕТНУЮ ОБЛАСТЬ.

Слайд 36 НЕПРАВИЛЬНОСТЬ ВЫБОРА ВВОДА/ВЫВОДА ОБЫЧНО СВЯЗАНА С ТЕМ, ЧТО НЕПРАВИЛЬНО ЗАДАЮТСЯ

ВОПРОСЫ ИЛИ СОБИРАЕТСЯ НЕ ВСЯ НЕОБХОДИМАЯ ИНФОРМАЦИЯ. НЕПРАВИЛЬНОСТЬ ВВОДА/ВЫВОДА ОБЪЯСНЯЕТСЯ ОШИБОЧНОСТЬЮ, НЕПОЛНОТОЙ И ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬЮ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРАВИЛ. НЕПРАВИЛЬНОСТЬ УПРАВЛЯЮЩЕЙ СТРАТЕГИИ ОБЪЯСНЯЕТСЯ, КОГДА РАБОТА СИСТЕМЫ ПРОТЕКАЕТ В ПОРЯДКЕ, ОТЛИЧНОМ ОТ ЕСТЕСТВЕННОГО ДЛЯ ЭКСПОРТА, ИЛИ ЖЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НЕЭФФЕКТИВНАЯ РАБОТА ВСЕЙ СИСТЕМЫ.


Слайд 37ЭТАП ОПЫТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
НА ЭТОМ ЭТАПЕ ПРЕДУСМАТРИВАЕТСЯ ПРОВЕРКА ПРИГОДНОСТИ ЭС ДЛЯ КОНЕЧНОГО

ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ. ГОТОВНОСТЬ СИСТЕМЫ К РАБОЧЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ В ОСНОВНОМ УДОБСТВОМ РАБОТЫ С НЕЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ И ЕЕ ПОЛЕЗНОСТЬЮ. ПОЛЕЗНОСТЬ СИСТЕМЫ - ЭТО ЕЕ СПОСОБНОСТЬ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ ОБЕСПЕЧИВАТЬ ПОТРЕБНОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ.

Слайд 38ПОД УДОБСТВОМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОНИМАЕТСЯ ЕСТЕСТВЕННОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СИСТЕМОЙ (ОБЩЕНИЕ В

ПРИВЫЧНОМ, НЕ УТОМЛЯЮЩЕЮ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ВИДЕ), ГИБКОСТЬ СИСТЕМЫ (НАСТРАИВАЕМОСТЬ СИСТЕМЫ НА РАЗЛИЧНЫХ (ПО КВАЛИФИКАЦИИ) ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, УСТОЙЧИВОСТЬ СИСТЕМЫ К ВОЗМОЖНЫМ ОШИБКАМ (СПОСОБНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРИ ОШИБОЧНЫХ ДЕЙСТВИЯХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ)).


Слайд 39ЭТАП МОДИФИКАЦИИ СИСТЕМЫ.
ПРЕДУСМАТРИВАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ МОДИФИКАЦИИ СИСТЕМЫ:
ИЗМЕНЕНИЕ ПОНЯТИЙ И ТРЕБОВАНИЙ;


ПЕРЕКОНСТРУИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОТОТИПА.
КАЖДОГО ЭТАПА ТЕСТИРОВАНИЯ.

Слайд 40ПОНЯТИЕ БАЗЫ ЗНАНИЙ.

ПРИОБРЕТЕНИЕ ЗНАНИЙ (ПРАВИЛ, ДАННЫХ) В ТЕРМИНАХ ИЗВЕСТНЫХ

ПОНЯТИЙ ДЛЯ ДАННОЙ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ЕСТЬ ОСНОВА БАЗЫ ЗНАНИЙ, КОТОРАЯ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТА­ЦИИ СИСТЕМЫ МОЖЕТ ДОПОЛНЯТЬСЯ НОВЫМИ ДАННЫМИ И ПРАВИЛАМИ, НЕИЗВЕСТНЫМИ РАНЕЕ.
ДЛЯ ЭС ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ И НАКОПЛЕНИЯ БАЗЫ ЗНАНИЙ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ПРЕДПОСЫЛКАМИ.

Слайд 41СИСТЕМА ПРИОБРЕТАЕТ ЗНАНИЯ И УПРАВЛЯЕТ БАЗОЙ ЗНАНИЙ В ТЕРМИНАХ ЭКСПЕРТА, ТАК

КАК САМА СИСТЕМА ХРАНИТ ЗНАНИЯ О СВОЕМ СОБСТВЕННОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ.
КАЖДОЕ ИЗ БАЗОВЫХ ПОНЯТИЙ (ЗНАНИЕ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, ДАННЫЕ), ИЗ КОТОРЫХ СТРОЯТСЯ ПРАВИЛА И ДРУГИЕ СТРУКТУРЫ, РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК РАСШИРЕННЫЙ ТИП ДАННЫХ - В ВИДЕ СХЕМЫ СТРУКТУРЫ ДАННЫХ.

Слайд 42МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ БЗ
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ БАЗЫ ЗНАНИЙ ЯВЛЯЕТСЯ НАИБОЛЕЕ СЛОЖНЫМ ЭТАПОМ СОЗДАНИЯ

ЭС, ТАК КАК БЫВАЕТ ТРУДНО ДОБИТЬСЯ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ ЭКСПЕРТА И СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗНАНИЯМ, ХОРОШО ВЛАДЕЮЩЕГО МАТЕМАТИЧЕСКИМ АППАРАТОМ.

Слайд 43
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ МОДИФИКАЦИИ БАЗЫ ЗНАНИЙ.
МОДИФИКАЦИЯ БАЗЫ ЗНАНИЙ -ПРИОБРЕТЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.
ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ

ЗНАНИЙ В ФОРМЕ, ВОСПРИНИМАЕМОЙ ЭКСПЕРТНОй СИСТЕМОЙ.
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗЫ ЗНАНИЙ ЗНАЧИТЕЛЬНО УПРОЩАЕТСЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МОДЕЛИ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЗНАНИЙ.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика