Слайд 1Данные – это зарегистрированные сигналы.
Данные несут в себе информацию
о событиях, произошедших в материальном мире, т.к. они являются регистрацией сигналов, возникших в результате этих событий.
Однако данные не тождественны информации.
Слайд 2Информация – это продукт взаимодействия данных и адекватных им методов.
Слайд 3
Объем информации в сообщении – это количество символов в сообщении.
Слайд 4 Данные, которые могут помещаться в один элемент памяти (0
или 1), называются битом.
Группы данных, равные восьми битам, называют байтом.
1 Кбайт = 1024 байт
1 Мбайт = 1024 Кбайт
Слайд 5В качестве единицы хранения данных применяют объект переменной длины, называемый файлом.
Файл – это последовательность произвольного числа байтов, обладающая уникальным собственным именем.
Совокупность файлов образует иерархическую структуру, называемую файловой структурой.
Слайд 6 Кодирование – это выражение данных одного типа через данные
другого типа.
Одним из методов кодирования информации являются системы счисления.
Слайд 7 В вычислительной технике применяется универсальная система кодирования данных, называемая двоичным
кодом.
Элементарной единицей представления данных в двоичном коде является двоичный разряд − бит.
Слайд 8Системы счисления – правила исчис-ления чисел.
В любой СС для представления
чисел выбираются некоторые символы, называемые базисными числами.
СС различаются выбором базисных чисел и правилами образования из них остальных чисел.
Слайд 9СС, в которых любое число получается путем сложения или вычитания базисных
чисел, называются аддитивными.
Римская СС также относится к непозиционным СС, в которых значение цифры определяется конфигурацией цифрового символа.
В позиционных СС значение каждой цифры изменяется в зависимости от ее положения (позиции) в последовательности цифр, изображающих число (каждый разряд имеет вес, равный степени основания).
Слайд 10Любое действительное число, записан-ное в позиционной СС с основанием q, может
быть представлено как разложение по степеням основания этой системы:
aNaN–1…a0,a–1…aM = aN⋅qN + aN–1⋅qN–1 + +…+ a0⋅q0 + a–1⋅q–1 +…+ a–M⋅q–M
Слайд 12 Для обработки текстовой информации каждому символу ставится в соответствие определенное
число. Такое соответствие называют кодировкой символов.
В большинстве существующих кодиро-вок символы кодируются восьмибитовыми (однобайтовыми) числами.
В 1 байте можно записать 256 различных символов.
Слайд 13 Кодируемые символы располагаются в таблице (из 16 строк и
16 столбцов). Каждая строка и каждый столбец имеют четырехразрядные двоичные номера от 0000 до 1111 (или шестнадцатеричные от 0 до F). Код символа составляется из номеров столбца и строки, на пересечении которых он находится.
Одной из таких таблиц является таблица символов ASCII (American Standard Code for Information Interchange – стандартный код обмена информацией).
Слайд 15 В настоящее время наиболее распространена двухбайтная кодировка Unicode (в 16
двоичных разрядах можно записать 65 536 различных целых чисел). Эта кодировка используется в MS Word и MS Excel.
Слайд 16 Различают три вида компьютерной графики. Это растровая, векторная и фрактальная
графика.
Слайд 17Основным элементом растрового изображения является точка, или пиксел.
Слайд 18 Качество графического изображения зависит от количества точек на
единице площади. Этот параметр называется разрешением и измеряется в точках на дюйм – dpi.
Слайд 19 Для кодирования любого изображения нужно разбить его на точки
и цвет каждой точки закодировать.
Например, черно-белую картинку можно закодировать, используя два бита:
11 – белый цвет,
10 – светло-серый цвет,
01 – темно-серый цвет,
00 – черный цвет.
Слайд 20 Для кодировки 256 различных цветов требуется 8 бит.
В
современных компьютерах для кодирования цвета одной точки используется 3 байта.
Каждый цвет представляет собой комбинацию трех основных цветов: красного, зеленого и синего.
Слайд 21 Такая система кодирования цветной графической информации называется системой RGB и
обеспечивает однознач-ное определение 16,5 млн. различных цветов и оттенков.
Слайд 22 Расчет объема графической инфор-мации сводится к вычислению произве-дения количества
точек на изображении на количество разрядов, необходимых для кодирования цвета одной точки.
Например, для цветной картинки, составленной из 256 цветов в графическом режиме монитора 640 × 480, требуется объем видеопамяти, равный:
8 ⋅ 640 ⋅ 480 = 2 457 600 бит =
= 307 200 байт = 300 Кбайт.
Слайд 23 Вычислить объем памяти, который займет при двоичном кодировании цветная картинка
размером 5 × 6 см, при исполь-зовании 15 000 (214 = 16 384) цветовых оттенков. Учесть, что в каждом квадратном сантиметре содержится 24 × 24 точки.
5 ⋅ 6 ⋅ 24 ⋅ 24 ⋅ 14 = 241 920 бит =
= 30 240 байт = 29,53125 Кбайт
Слайд 24 В основе кодирования звука с использованием ПК
лежит процесс преобразования колебаний воздуха в колебания электрического тока и последующая дискретизация аналогового электрического сигнала.
Слайд 25Кодирование и воспроизведение звуковой информации осуществляется с помощью специальных программ (редактор
звукозаписи).
Качество воспроизведения закодированного звука зависит от частоты дискретизации и её разрешения (глубины кодирования звука - количество уровней).
Слайд 26Цифровой звук — это аналоговый звуковой сигнал, представленный посредством дискретных численных
значений его амплитуды.
Оцифровка звука — аналогово-цифровое преобразование звука.
Слайд 28Кодер – программа (или устройство), реализующая определенный алгоритм кодирования данных (например,
архиватор, или кодер MP 3), которая в качестве ввода принимает исходную информацию, а в качестве вывода возвращает закодированную информацию в определенном формате.
Слайд 29Декодер – программа (или устройство), реализующая обратное преобразование закодированного сигнала в
декодированный.
Кодек - программный или аппаратный блок, предназначенный для кодирования/декодирования данных.
Слайд 30 Наиболее распространённые кодеки:
MP3 – MPEG-1 Layer 3
ОGG
– Ogg Vorbis
WMA – Windows Media Audio
MPC - MusePack
AAC – MPEG-2/4 AAC (Advanced Audio Coding)