Слайд 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ХИМИИ
Олихова Юлия Викторовна
olikhova@gmail.com
+7(916)675-5930
Слайд 2УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
ЭМПИРИЧЕСКИЙ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
наблюдение явлений;
накопление и отбор фактов;
установление связей
между ними
внутренняя структура
объекта;
закономерности развития систем и явлений;
их взаимодействие и обусловленность
Эмпирический уровень познания — этап сбора данных (научных фактов) об объекте.
Теоретический уровень познания — осмысление и переработка эмпирического материала; разработка новых гипотез, теорий и законов.
М Е Т О Д Ы И С С Л Е Д О В А Н И Я
Слайд 3ФОРМЫ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ
Факт (от лат. factum – сделанное, совершившееся) — утверждение,
фиксирующее эмпирическое знание.
Гипотеза — научное предположение, дающее предварительное объяснение какому-либо факту или явлению.
Теория — логически организованная система научных знаний, которая дает целостное и всестороннее описание объекта/явления. Это целостная система достоверных, обоснованных и доказанных знаний.
ФАКТ
ТЕОРИЯ
ГИПОТЕЗА
...
КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕОРИЙ ПО ПРЕДМЕТУ ИССЛЕДОВАНИЯ
математические
химические
социальные
физические
...
Слайд 4Теория
Структура научной теории:
исходный эмпирический базис – факты (данные наблюдений и
экспериментов);
исходный теоретический базис – аксиомы, постулаты, допущения, законы и т.д.
логический аппарат – правила, выводы, доказательства;
совокупность выведенных следствий с их доказательствами.
Функции теории:
1) объяснительная;
2) систематизирующая;
3) предсказательная;
4) методологическая.
Слайд 5- термодинамическая теория растворов полимеров (теория Флори-Хаггинса);
- теория надмолекулярного строения полимеров
(кластерная
теория);
- теории высокоэластичности (статистическая — Бартенев и Хазанович; кинетическая — Марк, Гут, Кун; сеточная — Джемс и Гут);
- теория деформационных состояний полимеров (Каргин и Слонимский);
- релаксационная теория деформации полимеров была впервые предложена Кобеко с сотр.
- теории прочности (Гриффита; Бартенева...);
- теория долговечности Журкова;
- ...
Структура аморфного (слева) и
кристаллического (справа)
полимеров
Кристалл ПЭ
Теории в науке о полимерах
Слайд 6КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПО СТЕПЕНИ ОБЩНОСТИ И ШИРОТЕ ПРИМЕНЕНИЯ
Слайд 7ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Наблюдение - это метод научного познания, опирающийся на работу
органов чувств человека и его предметную материальную деятельность.
Сравнение - это установление сходства и различия предметов и явлений действительности.
Счет - это определение количественных соотношений объектов исследования или параметров, характеризующих их свойства.
Измерение - это процедура определения численного значения некоторой величины путем её сравнения с эталоном.
Эксперимент - процесс изучения объекта (явления) в специально созданных, управляемых условиях, позволяющий наблюдать, сравнивать и измерять его свойства, а также устанавливать зависимость свойств от внешних воздействий.
Анкетирование
Тестирование
Собеседование
Слайд 8ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Аксиоматический метод - способ построения научной теории, при котором
ряд утверждений принимается без доказательства, а все остальные знания выводятся из них по определенным логическим правилам.
Идеализация - это мысленное конструирование идеальных объектов, которые не существуют в действительности.
Формализация - метод изучения разнообразных объектов путем отображения их содержания и структуры в знаковой форме какого-либо искусственного языка.
Абстрагирование состоит в мысленном отвлечении от несущественных связей, свойств, отношений и выделении сторон предметов, явлений, интересующих исследователя.
Восхождение от абстрактного к конкретному - метод, состоящий в движении научной мысли от исходной абстракции (неполного знания) через последовательные этапы углубления и расширения познания к результату - целостному воспроизведению в теории исследуемого объекта.
Слайд 9ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
Анализ - разложение целого на составные части, т.е. выделение признаков
предмета для изучения их в отдельности как частей единого целого.
- анализ научной и технической литературы
- качественный и количественный.
Синтез - метод, состоящий в мысленном объединении составных элементов, свойств, связей исследуемого объекта, расчлененных в результате анализа, и изучение этого объекта как единого целого.
Аналогия - метод, в котором знание о предметах и явлениях приобретается на основании того, что они имеют сходства с другими.
Индукция - умозаключение от частного к общему, когда на основании знания об отдельных предметах класса формулируется общий вывод о классе в целом.
Дедукция - умозаключение от общего к частному, когда вывод о некотором элементе множества делается на основании знания общих свойств всего множества.
Слайд 10(Продолжение)
Моделирование - исследование объектов познания на их моделях.
Обобщение - процесс перехода
от менее общего к более
общему знанию, установления общих свойств и признаков предметов.
МАТЕРИАЛЬНОЕ (ПРЕДМЕТНОЕ)
ИДЕАЛЬНОЕ (ЗНАКОВОЕ)
Модели самолетов, кораблей,
космических аппаратов
Мысленное моделирование (идеальный газ,
идеальный раствор);
графики, чертежи, формулы
КОМПЬЮТЕРНОЕ (МАТЕМАТИЧЕСКОЕ) МОДЕЛИРОВАНИЕ
Строение и конформация макромолекул
Фазовые переходы в полимерах
Химические превращения и их кинетика
Технологические процессы (экструзии, литье под давлением)
...
Слайд 11
(«следование изнутри»)
поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов
Научное
исследование - это деятельность, направленная на всестороннее изучение объектов, процессов или явлений, их структуры и взаимодействия между ними, анализ влияния на них различных факторов с целью получения убедительно доказанных и полезных для науки и практики результатов.
Объекты: материальные или идеальные системы
Субъекты: - физические лица (исследователь, обладающий соответствующей квалификацией; научная школа);
- юридические лица (группа ученых, официально объединенных в исследовательский коллектив)
ИССЛЕДОВАНИЕ
Слайд 12
Достоверность и воспроизводимость результатов исследования зависят от:
наличия высококвалифицированного персонала;
качества подготовки и
проведения эксперимента;
количества взятых на анализ образцов;
сходимости полученных результатов (правильности статистической обработки результатов исследования);
материально-технической базы лаборатории.
ТРЕБОВАНИЯ К ИССЛЕДОВАНИЯМ
доказа-
тельность
объектив-
ность
точность
воспроиз-
водимость
Слайд 13ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ НИ
(ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ)
ПРИКЛАДНОЕ НИ
направлено на пополнение теоре-тических знаний, открытие прин-ципиально новых, неизвестных
прежде явлений и неизвестных свойств объектов.
направлено преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей, и решения конкретных задач
ВИДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (НИ)
ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ
ПО ИСТОЧНИКУ
- долгосрочное
- краткосрочное
- государство (госзаказ, грант)
- производство (хоздоговорные)
- инициативные
ПО ЦЕЛЕВОМУ НАЗНАЧЕНИЮ
(ФЗ РФ № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»
ПОИСКОВОЕ НИ
направлено на получение новых знаний путем выполнения НИР
получение новых знаний для их последующего практического применения
ОРИЕНТИРОВАННОЕ НИ
Слайд 14Соотношение между видами исследований
Долгосрочные
Краткосрочные
Фундаментальные
Прикладные
ФАКТОРЫ
(влияющие на соотношение видов исследований)
требования
заказчика
коллектив
научный
задел
материальная
база
научный
потенциал
работо-
способность
Для оценки
перспективности (стабильности) тем применяют два метода - математический и экспертных оценок.
Слайд 15ЭТАПЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Процедура исследования - это план, последовательность и общая система
действий, способ организации исследования.
1. Постановка проблемы, формулирование темы и обоснование ее актуальности (технико-экономическое обоснование)
2. Формулирование цели и задач исследования
3. Определение объекта и предмета исследования
4. Выдвижение гипотезы исследования
5. Выбор методов и методик исследования
6. Проведение эксперимента и описание процесса исследования
7. Анализ и обсуждение результатов исследования
8. Формулирование выводов
Слайд 161. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Научное направление - сфера научных исследований научного
коллектива, посвященных решению каких-либо крупных, фундаментальных теоретических и экспериментальных задач в определенной отрасли науки.
СТРУКТУРНЫЕ ЕДИНИЦЫ
НАУЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
комплексная
проблема
тема
научный
вопрос
проблема
проблема
...
Слайд 17СТРУКТУРНЫЕ ЕДИНИЦЫ
НАУЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Проблема - сложная научная задача, которая охватывает значительную область
исследования и имеет перспективное значение.
Тема — это научная задача, охватывающая определенную область научного исследования.
Научный вопрос - более мелкие научные задачи, относящиеся к конкретной области научного исследования.
«… Гораздо труднее увидеть и сформулировать проблему, чем найти ее решение. Для первого требуется воображение, для второго только умение.»
Джон Бернал, английский физик
Слайд 18Этапы постановки проблемы (выбора темы)
I.
II.
III.
АНАЛИЗ
НАУЧНОГО
НАПРАВЛЕНИЯ
ФОРМУЛИРОВКА
ПРОБЛЕМЫ
ОЖИДАЕМЫЙ
РЕЗУЛЬТАТ
РАЗРАБОТКА
СТРУКТУРЫ
ПРОБЛЕМЫ
ВЫДЕЛЕНИЕ
ТЕМ, ПОДТЕМ,
ВОПРОСОВ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ОБЛАСТИ
ИССЛЕДОВАНИЯ
АНАЛИЗ
АКТУАЛЬНОСТИ
ПРОБЛЕМЫ
КРИТИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ
ТЕМ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СТРУКТУРЫ
ТЕМЫ
Слайд 19ТРЕБОВАНИЯ К ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ТЕМА ДОЛЖНА:
быть актуальной;
Актуальность темы исследования может быть
связана:
- с неизученностью выбранной темы;
- с возможностью решения определенной практической задачи на
основе полученных в исследовании данных.
решать новую научную задачу;
иметь значимость;
тема должна обеспечивать максимально возможный экономический эффект;
тема должна соответствовать профилю научного коллектива;
тема должна быть осуществимой и внедряемой.
Слайд 20Требования к теме исследования
Научная новизна - теоретические положения, которые сформулированы и
обоснованы автором впервые, ранее в такой форме не были известны, либо научно обоснованные технические, технологические или иные решения, имеющие важное значение для практики и которые ранее не применялись.
Элементы научной новизны (для магистерских диссертаций):
новый объект исследования;
применение известного метода к новому объекту исследования;
применение нового метода к известному объекту исследования;
постановку известных проблем или задач в новых условиях;
новые следствия из известных теоретических положений в новых условиях;
новые или усовершенствованные модели, методологии, методы решения, методики, технологии...
Слайд 21Требования к теме исследования
Практическая значимость работы – раскрытие практического значения (применения)
исследовательской работы, описание того, как могут применяться полученные результаты.
Критерии значимости:
- повышение престижа отечественной науки;
- восполнению пробелов в той или иной области научного знания.
- возможность применения результатов исследования в научных и методических пособиях на кафедрах, в научных лабораториях
- возможность применения полученных результатов в научной, педагогической, просветительской деятельности.
«Результаты исследований могут быть использованы в.../для...»
Слайд 22Требования к теме исследования
КРИТЕРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Качественные
Количественные
новизна идей
приоритет отечественной науки
укрепление
обороноспособности
страны
социально-экономическая эффек-
тивность
широкое международное признание работ
широта применения результатов
...
годовая норма прибыли на вложенный капитал
сроки окупаемости проекта
цитируемость трудов по теме
...
Слайд 23Требования к теме исследования
соответствие профилю научного коллектива
Повышаются:
- теоретический уровень
разработок;
-
качество работ;
- экономическая
эффективность;
- сокращается срок
выполнения
исследования
- специализация;
- квалификация и компе-
тентность сотрудников;
- накопление опыта и знаний
- отсутствие новых идей
- потеря интереса
~ 10% новых тем исследований
Слайд 24Требования к теме исследования
тема должна быть осуществимой и внедряемой
Необходимо оценить:
- материально-техническую
базу научно-исследовательской организации;
- возможность окончания работы в срок;
- возможность внедрения в производственных условиях заказчика (посещение предприятий, отраслевых выставок, ведущих научно-исследовательских институтов, беседы со специалистами)
Слайд 25ИЗУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Составление аналитического (литературного) обзора можно разбить на следующие
разделы работы:
А. Поиск информации по теме исследования.
Б. Систематизация, классификация и хранение информации.
В. Анализ информации, подготовка и написание литературного обзора.
Г. Написание выводов к литературному обзору.
Слайд 26А. Поиск информации по теме исследования
Информационный поиск — это совокупность операций,
направленных на отыскание документов, которые необходимы для разработки темы.
ОПЕРАЦИИ:
Поиск в потоке информации необходимых источников.
Непосредственная работа с источником.
Выделение нужных сведений.
Обеспечение хранения полученных сведений.
Слайд 27ИСТОЧНИКИ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ
Научный документ – это (материальный) объект, содержащий научно-техническую информацию
и предназначенный для ее хранения и использования.
ПО СПОСОБУ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
текстовые
графические
аудио-
визуальные
электронные
чертежи
схемы
диаграммы
аудиозаписи
видеозаписи
Интернет
жесткие диски
USB-flash-накопители
CD
А. Поиск информации по теме исследования
Слайд 28Текстовые документы
энциклопедии;
справочники;
книги;
монографии (содержат всестороннее исследование одной проблемы или темы, принадлежащее одному
или нескольким авторам);
учебники;
научные и реферативные журналы (РЖ. Химия);
сборники научных трудов;
нормативная документация (ГОСТы, ТУ)
патентная документация (патенты, авторские свидетельства);
первичные непубликуемые документы: научно--технические отчеты (отчеты о НИР и НИОКР), диссертации, депонированные рукописи, научные переводы)
каталоги, проспекты и другая информация фирм
А. Поиск информации по теме исследования
Слайд 29БАЗЫ ДАННЫХ
www.elibrary.ru – Научная электронная библиотека
http://lib.muctr.ru/elektronnye-informacionnye-resursy — Электрон-ные информационные ресурсы, к
которым есть доступ в РХТУ
http://cyberleninka.ru/ - Научная электронная библиотека (полнотекстовый доступ к статьям)
ru.espacenet.com - Российский сервер патентной информации esp@cenet
http://www.findpatent.ru/ - FindPatent.ru - бесплатный патентный поиск онлайн по ключевым словам, номерам и категориям в базах изобретений РФ и СССР. (более 2 млн. текстов патентов)
http://ru-patent.info/ - база патентов на изобретения РФ (имеются сведения, необходимые для правильного оформления ссылки на патент)
https://www.google.com/advanced_patent_search — расширенный патентный поиск Google
http://www.dissercat.com/ - электронная библиотека диссертаций (неплохой поиск по ключевым словам, есть полный список литературных источников к каждой диссертации)
Слайд 30Контент-анализ
(А. Поиск информации по теме исследования)
Контент-анализ (от англ. content — содержание)
- метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах
Это вспомогательный метод анализа литературных источников.
Стадии контент-анализа:
1. Определение категорий анализа — наиболее общих ключевых понятий, соответствующих исследовательским задачам (тема, цель, идея).
2. Выбор одной или нескольких единиц анализа (слово, словосочетание, автор ...)
3. Выбор количественной меры анализа - единицы счета (число повторений единицы анализа; число строк; доля текста, посвященного теме в объеме документа...)
4. Оформление результатов контент-анализа
Слайд 31Библиография
(А. Поиск информации по теме исследования)
Библиография (от греч. biblion — книга)
- научное систематизированное описание книг, составление их списков, указателей, обзоров литературы.
Информация об источнике (уточнить в ГОСТ Р 7.0.5 и ГОСТ 7.1):
Книга, журнал - автор, заглавие/название на языке оригинала, вид, шифр (библиотечной книги), адрес сайта (электронная версия), место издания, издательство, год издания, том, номер выпуска, количество страниц или номер страницы;
Патент — номер, страна, выдавшая патент, название, авторы, когда он был заявлен, опубликован и пр.
Электронный ресурс - название сайта, режим доступа, название и авторов публикации
Следует обращать внимание на списки литературы из книг и статей, на авторов публикаций, организации, фамилии научных руководителей диссертаций.
Слайд 32Б. Систематизация, классификация
и хранение информации
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
в хронологическом
порядке
по вопросам
темы
требуется эрудиция,
умение анализировать
Классификация - в файлы по темам/вопросам;
Внутри файла: - по алфавиту;
- по новизне и актуальности;
- по видам (книги/статьи/патенты...)
- по доступу (полный текст/реферат/нет доступа)
более простой
требуется меньше времени
НО: менее полный анализ проблемы
Слайд 33Б. Систематизация, классификация
и хранение информации
Внимательное, методичное чтение и
усвоение материала с записями самого важного!
Конспект — подробное изложение содержания информации.
Аннотация — краткое содержание первоисточника.
Выписка - краткое (или полное) содержание отдельных фрагментов (разделов, глав, параграфов, страниц) информации.
Цитата — дословная запись данных из литературного источника.
Глубина поиска – это количество лет, за которые предполагается проводить поиск литературы.
ФАЙЛ ПО ТЕМЕ
разделы
книги
полнотекстовые
статьи и патенты
источники,
полный текст которых
можно найти в ИЦ
источники,
которые надо
заказывать
Слайд 34В. АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ, ПОДГОТОВКА И НАПИСАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБЗОРА
Аналитический (литературный) обзор
- это текст, содержащий не перечисление всех известных фактов, а критически проанализированную информацию по исследуемой проблеме или проблемам, извлеченную из довольно большого количества специально подобранных литературных источников.
АСПЕКТЫ:
выявить, что известно по данному вопросу в науке, а что нет, что доказано, но недостаточно полно и точно; сравнить точки зрения на проблему;
обозначить виды, функции, структуру изучаемого предмета/явления;
перечислить особенности формирования (факторы, условия, механизмы, этапы) и проявления (признаки, нормативное и патологическое функционирование) изучаемого предмета/явления;
определить, уточнить используемые в работе термины и понятия;
изложить основные подходы, направления исследования по изучаемой проблеме
Слайд 35Г. НАПИСАНИЕ ВЫВОДОВ
К ЛИТЕРАТУРНОМУ ОБЗОРУ
В выводах должны быть
освещены следующие вопросы:
актуальность и новизна темы;
последние достижения в области теоретических и экспериментальных исследований по теме;
важнейшие наиболее актуальные теоретические и экспериментальные задачи, а также производственные рекомендации, подлежащие разработке в данный момент;
техническая целесообразность и экономическая эффективность этих разработок.
ЛИТОБЗОР
ОБЩИЕ
ВЫВОДЫ
актуальность
проблемы
выбор темы,
целей и задач
ВЫВОДЫ
К РАЗДЕЛАМ
Слайд 36ТРЕБОВАНИЯ К ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ТЕМА ДОЛЖНА:
быть актуальной;
Актуальность темы исследования может быть
связана:
- с неизученностью выбранной темы;
- с возможностью решения определенной практической задачи на
основе полученных в исследовании данных.
решать новую научную задачу;
иметь значимость;
тема должна обеспечивать максимально возможный экономический эффект;
тема должна соответствовать профилю научного коллектива;
тема должна быть осуществимой и внедряемой.
Слайд 37Требования к теме исследования
Научная новизна - теоретические положения, которые сформулированы и
обоснованы автором впервые, ранее в такой форме не были известны, либо научно обоснованные технические, технологические или иные решения, имеющие важное значение для практики и которые ранее не применялись.
Элементы научной новизны (для магистерских диссертаций):
новый объект исследования;
применение известного метода к новому объекту исследования;
применение нового метода к известному объекту исследования;
постановку известных проблем или задач в новых условиях;
новые следствия из известных теоретических положений в новых условиях;
новые или усовершенствованные модели, методологии, методы решения, методики, технологии...
Слайд 38Требования к теме исследования
Практическая значимость работы – раскрытие практического значения (применения)
исследовательской работы, описание того, как могут применяться полученные результаты.
Критерии значимости:
- повышение престижа отечественной науки;
- восполнению пробелов в той или иной области научного знания.
- возможность применения результатов исследования в научных и методических пособиях на кафедрах, в научных лабораториях
- возможность применения полученных результатов в научной, педагогической, просветительской деятельности.
«Результаты исследований могут быть использованы в.../для...»
Слайд 39Требования к теме исследования
КРИТЕРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Качественные
Количественные
новизна идей
приоритет отечественной науки
укрепление
обороноспособности
страны
социально-экономическая эффек-
тивность
широкое международное признание работ
широта применения результатов
...
годовая норма прибыли на вложенный капитал
сроки окупаемости проекта
цитируемость трудов по теме
...
Слайд 40Требования к теме исследования
соответствие профилю научного коллектива
Повышаются:
- теоретический уровень
разработок;
-
качество работ;
- экономическая
эффективность;
- сокращается срок
выполнения
исследования
- специализация;
- квалификация и компе-
тентность сотрудников;
- накопление опыта и знаний
- отсутствие новых идей
- потеря интереса
~ 10% новых тем исследований
Слайд 41Требования к теме исследования
тема должна быть осуществимой и внедряемой
Необходимо оценить:
- материально-техническую
базу научно-исследовательской организации;
- возможность окончания работы в срок;
- возможность внедрения в производственных условиях заказчика (посещение предприятий, отраслевых выставок, ведущих научно-исследовательских институтов, беседы со специалистами)