Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Прониной Татьяны Ивановны
ГБОУ «Гимназия №8» г. Севастополь
На тему:
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ХИМИИ
«Экологическая химия»
Слайд 2Краткая характеристика курса
Курс рассчитан на учащихся 11-х классов, углубленно изучающих химию
и биологию. На изучение курса отводится 17 часов.
Основополагающее место в настоящем курсе занимает реализация межпредметных связей, особое внимание уделяется изучению процессов, протекающих в живой природе.
Программа включает изучение теоретических вопросов и проведение практических занятий. Практические занятия рассчитаны на различные способы оценки качества пищевых продуктов и воды, используемой в повседневной жизни, с использованием методик и возможностей , доступных в общеобразовательной школе. При необходимости они могут быть заменены другими работами.
Слайд 3Краткая характеристика образовательного учреждения
Учредителем Государственного
бюджетного образовательного учреждения города Севастополя «Гимназия № 8» является Департамент образования города Севастополя.
Школа построена в 1965 г. За время существования дважды изменялся ее статус. В 1997 году она стала школой-лицеем, первой в Севастополе с русским и украинским языками обучения. С 2004 — получила статус гимназии с русским и украинским языками обучения.
В гимназии реализуется множество групп дополнительного образования различных направлений, в которых задействована треть от общего количества учащихся.
Слайд 4Цели курса
Цели настоящего курса:
системное изучение химических процессов, происходящих в воздухе, почве
и воде;
изучение биогеохимических механизмов, обеспечивающих восстановление равновесия в кругообороте веществ в природе;
исследование антропогенных факторов, нарушающих замкнутость циклов, и изучение способов устранения или уменьшения последствий этих воздействий;
экологический мониторинг.
Слайд 5Задачи курса
Основные задачи курса:
1. Способствовать формированию знаний об окружающей среде как
целостной системе с множеством сбалансированных связей, нарушение которых усиливает экологическую проблему.
2. Вызвать интерес к основным аспектам охраны окружающей среды – технико-экономическому, экологическому и социально-политическому.
3. Обеспечить системой знаний, которые убеждали бы учащихся, что химия не является «губителем всего живого», а составляет неотъемлемую часть процесса развития цивилизации.
4. Развивать систему интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды.
Слайд 6Содержание курса
Современное состояние, предмет и задачи экологической химии. Химический экологический фактор
и химическое загрязнение. Химический состав живых организмов. Миграция химических элементов в природной среде и их поступление в организм человека.
Состав и строение атмосферы. Основные компоненты глобального экологического кризиса. Характеристики загрязнения атмосферы. Пыль и аэрозоли. Газы.
Основные типы химических процессов в атмосфере. Фотохимические реакции. Свободные радикалы. Образование их в атмосфере. Парниковый эффект. Парниковые газы. Кислотные дожди. Смог. Типы смога и особенности их образования.
Озон, его образование и разрушение. Цикл Чепмена. Истощение озонового экрана Земли и уровень ультрафиолетовой радиации. Проблема стратосферного озона. «Озоновые дыры».
Слайд 7
Состав гидросферы. Аномальные физико-химические свойства воды. Классификация химического состава природных вод.
Особенности химических процессов в гидросфере.
Состав литосферы. Строение и химический состав земной коры. Химические процессы в литосфере.
Состав почвы и процессы, происходящие в ней. Почвенные процессы с участием микроорганизмов. Почвенно-поглощающий комплекс. Кислотность почвы. Виды почвенной кислотности.
Понятие биосферы. Экологическая роль биосферы. Особенности биосферы. Границы биосферы. Вещество биосферы, типы вещества. Химический состав биосферы. Особенности химических процессов в биосфере. Действие химических факторов на организмы. Защита биосферы.
Слайд 8Практические работы
1. Физико-химические свойства воды: рН, запах, мутность, цветность и т.д.
2. Определение гидрокарбонат ионов, катионов кальция и магния.
3. Определение общего содержания примесей в воде.
4. Определение нитратного азота в овощах и фруктах.
5.Определение кислотности почв.
Слайд 9Примерное тематическое планирование курса
Слайд 11Применяемые формы исследовательской/проектной деятельности и методы диагностики образовательного результата
Химико-экологические проекты
на темы «Исследование качества воды», «Состояние почв», «Проблемы питания», «Экология жилища» и др.
Предоставление результатов работы над проектом в виде проектной папки, презентации, журнала, газеты, видеоклипа, карты
Текущая диагностика в виде лабораторных и практических работ, рефератов, тестирования, семинаров.
Итоговая диагностика в форме защиты проектов на итоговой конференции.
Слайд 12Перспективы развития исследовательской/проектной деятельности
Школа, в
которой преобладает классно-урочная система организации занятий, резко ограничивает социальные контакты детей и отчасти является моделью закрытого образовательного пространства. Использование в учебном процессе и внеклассной работе педагогических технологий, позволяющих в плане контактов выйти за рамки образовательного учреждения, сделает это пространство более открытым, способствуя личному росту, самореализации и успешной дальнейшей социализации личности старшеклассника. Видами такой деятельности могут служить проектная, исследовательская, организованные в рамках факультативных или элективных курсов, творческие мастерские.
Слайд 13
Особый интерес у школьников вызывает
личность учителя, ведущего электив. Дополнительной мотивацией к изучению материала может служить привлечение в учебный процесс для проведения уроков или экскурсий преподавателей ВУЗов, с которыми школа осуществляет контакты. Не исключается возможность организации занятий на базе лабораторий ведущих ВУЗов Севастополя, где, благодаря хорошей материально-технической базе, могут выполняться исследовательские работы школьников. Для освещения правовых экологических вопросов могут быть приглашены работники административного аппарата района, представители общественных экологических организаций.
Открытое образовательное пространство является условием включения школьника в социокультурные отношения, что позволяет сформировать у него целостный образ бытия, а в его рамках – образ человека.