Слайд 1РЕЗУЛЬТАТЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ
"ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
СМИ"
Асель КАРАУЛОВА,
Президент
Казахстанский Пресс-клуб
19 ноября 2010 года,
Алматы, Казахстан
Слайд 2КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ
Конкурентоспособная экономика невозможна без конкурентоспособных СМИ и сильных медиа-брендов
За
редким исключением, СМИ пока еще не работают как полноценный бизнес, а обслуживают интересы учредителей, что тормозит развитие профессионального рынка и конкуренции
Слабые медийные бренды являются угрозой для дальнейшего развития страны
Необходимы новые подходы к развитию медиа-рынка в стране, что особенно продемонстрировал экономический кризис - почти все игроки столкнулись с кризисом в той или иной степени
В СМИ остается низкий уровень менеджмента и не выстроенные бизнес процессы
Рынок СМИ остается одним из самых непрозрачных (структура собственности, тиражи, источники финансирования, заказные материалы)
Слайд 3Госзаказ 2009/2010 (Источник: исследование Medianet)
1,6 млрд.тенге СМИ получили от администраций областей,
столицы и города республиканского значения
2, 2 млрд. тенге направлено Мин. информации на госзаказ в области информационной политики
Крупнейшие получатели госзаказа – Казахстанская правда и Егемен Казахстан (по 2 млн. долларов США), а также ТРК Хабар и Казахстан
МИД Казахстана:
486 млн. тенге – западные PR агентства
403 млн. тенге – «услуги по реализации информационно-имиджевых проектов в глобальных и региональных СМИ»
140 млн. тенге – пропаганда внешнеполитической деятельности в казахстанских СМИ
837 млн. тенге – получили посольства Казахстана за рубежом на информационно-имиджевую работу
Слайд 4Госзаказ 2009/2010 (Источник- Medianet)
До 70% всех СМИ охвачено госзаказом
Гос. заказ
в СМИ остается абсолютно не прозрачным
Самоцензура – одна из главных проблем журналистов. Редакторы также отмечали, что у репортеров есть страх подготовки статей и репортажей, повествующих о социальных и политических проблемах, поскольку это может привести к судебным искам, претензиям со стороны чиновников и потере работы.
Кроме того, собственники и редакторы указывали, что не готовы рисковать и публиковать проблемные материалы из-за опасности потери финансирования по линии государственного социального заказа, что подтверждает существовавшие и высказываемые опасения, что его внедрение стало своего рода тормозом к развитию независимой прессы.
Слайд 5ЦЕЛЬ ЭКСПЕРТНОГО ОПРОСА
выявить состояние конкурентоспособности казахстанских СМИ
С помощью анкеты было опрошено
80 экспертов, специализирующихся в медиа-отрасли.
Экспертам было предложено оценить состояние конкурентоспособности СМИ по следующим позициям:
Общие вопросы по СМИ
Конкурентоспособность на внутреннем рынке
Конкуренция с иностранными СМИ внутри Казахстана
Конкуренция с иностранными СМИ вне Казахстана
Слайд 6ПРОФИЛЬ РЕСПОНДЕНТОВ:
В опросе принимали участие:
журналисты (30%),
специалисты по связям с
общественностью (30%)
общественные деятели (10%),
государственные служащие (7%),
представители бизнеса (7%),
политологи (7%)
Остальные (9%), среди них социологи, ученые, преподаватели
Средний возраст опрошенных – от 30 до 45 лет.
Слайд 7Чем являются современные СМИ в Казахстане?
Слайд 8Чьи интересы для СМИ являются приоритетными?
Слайд 9ЧТО ВЛИЯЕТ НА ВАШ ВЫБОР ТОГО ИЛИ ИНОГО СМИ?
Слайд 10Какие позитивные характеристики присущи большинству казахстанских СМИ?
Слайд 11Какие негативные характеристики присущи большинству казахстанских СМИ?
Слайд 12Как вы оцениваете конкуренцию между казахстанскими СМИ?
Слайд 13Причины, тормозящие конкуренцию между СМИ внутри страны
Слабое управление
Слабая материально-техническая база
Низкая
квалификация журналистов
Низкое качество контента
Влияние на редакционную политику госорганов, учредителей и рекламодателей
Непрозрачность казахстанских СМИ
Отсутствие свободного доступа к информации
Слайд 14За что конкурируют казахстанские СМИ
Слайд 15Выполняется ли общественная функция СМИ по достоверному информированию общества:
Слайд 16Конкуренция с иностранными СМИ на внутреннем рынке
Слайд 17Причины, мешающие конкурировать казахстанским СМИ с иностранными
Слайд 18По каким каналом вы предпочитаете получать мировые новости?
Слайд 19Какое ТВ больше смотрят в Казахстане?
Слайд 21С какими СМИ других стран необходимо конкурировать?
Слайд 22Усиление влияния в странах СНГ
За усиление информационного влияния казахстанских СМИ в
странах СНГ высказались 66% респондентов.
Они предлагают
Создавать качественные продукты и выводить их на соседние рынки
Усилить работу над менеджментом
Искать свою аудиторию
Сотрудничать с успешными на рынке СНГ изданиями
Слайд 23По мнению политолога Досыма Сатпаева:
1. Существующие правила информационной игры в
Казахстане пока не обеспечивают четыре важных условия, необходимые для повышения роли и качества работы СМИ:
- Отсутствие самоцензуры.
- Свобода от необоснованных вмешательств в работу СМИ.
- Плюрализм мнений в СМИ.
- Свободный доступ к необходимой информации.
2. Сейчас мы наблюдаем противоборство двух тенденций. С одной стороны, политическое и информационное пространство созрело и готово к расширению. И для этого есть интеллектуальный, кадровый, организационный и финансовый потенциал. Но с другой стороны идет процесс искусственного ограничения этой тенденции со стороны государства.
3. Информационное пространство состоит не из СМИ, а из их хозяев в лице: государства, финансово-промышленных групп и партий, связанных с теми же финансово-промышленными группами и государством, которые формируют свой мнимый «плюрализм». СМИ превращаются в инструмент борьбы за влияние и ресурсы. И в этой борьбе интерес общества минимален.
Слайд 24В каком состоянии находятся казахстанские СМИ?
Слайд 25Состояние СМИ:
Оптимисты
Ситуация после кризиса улучшается
Развиваются новые проекты
СМИ меняют концепции
и становятся ближе к потребителям
Развиваются независимые СМИ
Сейчас хорошая ситуация в СМИ для роста доверия потребителей
Пессимисты
Упадок продолжается
Издания закрываются
Отток журналистов в другие отрасли
Отсутствие объективных новостей
Тендеры на размещение заказных статей
Незащищенность журналистов, полная деградация профессии
Большая угроза информационной безопасности и усиление тотального гос. контроля
Слайд 26Что необходимо сделать для усиления конкурентоспособности казахстанских СМИ?
Слайд 27Некоторые рекомендации от медиа сообщества:
Все проплаченные материалы в печатных и электронных
СМИ, в том числе и на средства госзаказа, публиковать только на правах рекламы. Убрать из прайс листов СМИ понятие «размещение платных PR материалов без значка», поскольку это является прямым нарушением прав потребителей на объективную информацию и характерно для отсталых стран.
Законодательно ввести прозрачную структуру собственности масс-медиа в республике
Слайд 28Некоторые рекомендации от медиа сообщества
Привести законодательство в соответствии с международными стандартами
в области свободы выражения мнения.
Изменить структуру госзаказа: часть направить на институциональную помощь СМИ: тренинги для редакторов и журналистов, материально-техническая база, исследования, профессиональные стажировки и т.д., часть - на господдержку культурных, детских и социальных медиа проектов. Сделать процедуру распределения госзаказа полностью прозрачной. Материалы из средств госзаказа выделять на правах рекламы, а не подавать как журналистское мнение.
Институционально помочь казахоязычным СМИ в становлении как профессионального бизнеса. Расширить взаимодействие между казахско- и русскоязычными средствами массовой информации для преодоления возникающих барьеров и предоставления гражданам полной информации о происходящем в стране на обоих языках.
Слайд 29СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
www.pressclub.kz