Слайд 1Публичная отчетность образовательного учреждения, школьные сайты, взаимодействие со СМИ
А.К. Белолуцкая
АНО
«Институт проблем образовательной политики «Эврика»
Слайд 2Большинство сайтов школ РФ бесполезны для родителей и учеников
(мониторинг ГУ-ВШЭ, июль
2012 г, проанализирован 631 сайт из 72 регионов)
при анализе школьных сайтов рассматривалось только наличие расписания уроков, информации об оснащенности школы, об администрации, директоре и учителях, учебном процессе, о внеклассных занятиях, выпускниках школы, включая их баллы ЕГЭ, наличие на сайте лицензии, устава и прочих документов образовательного учреждения и контактной информации
Слайд 3Мониторинг школьных сайтов
Приведенные критерии – это нулевой этап развития школьного сайта.
И
даже этим критериям «позавчерашнего дня» не удовлетворяет большинство школ РФ.
Вывод авторов исследования:
«На сайтах образовательных учреждений не хватает именно тех сведений, которые так важны: как поступить в школу, нужно ли сдавать тесты, проходить собеседования, кто будет учить ребенка, чему его будут учить, информации об образовательной программе, о выпускниках. В целом картина неутешительная: школьные сайты в России пока не стали цифровой версией реальной школьной жизни"
Слайд 4В чем дело?
Почему подавляющее большинство сайтов ОУ адекватно не справляется даже
с задачей ОТРАЖЕНИЯ деятельности по обучению детей (самый первый уровень сложности)?
Это очень диагностическая картинка.
Сбой носит системный характер.
Слайд 5Школьные сайты в России
Ответ:
Фабрике середины 20 века сайт не нужен!
Фабрике
середины 20 века нужна газета «Гудок»! (максимум информационный листок)
Школа – порождение индустриального технологического уклада (А.И. Адамский)
Большинство школ продолжают воспроизводить фабричный способ организации деятельности
Слайд 6Отсюда типичный образ сайта школы:
1) Портреты руководства + информация о передовиках
(педагогах/детях)
2) Информация о том, как провели общегосударственные праздники (1 сентября, День учителя, Новый год, 8 марта, День победы). Даже до Дня рождения школы, обычно, не доходит.
3) Официальная статистика по «результатам производства».
Принято, выпущено + необходимая руководству отчетная информация.
Слайд 7Системная ошибка
Способ возникновения (разработки) сайта
Также фиксируется в основном фабричный отраслевой
принцип: на фабрике каждую деталь делает человек, который отдельно по таким деталям специализируется.
Соответственно и сайтом школы, обычно, занимается «тот, кому положено».
Слайд 8Системная ошибка
«Положено» обычно или учителю информатики или какому-то старшекласснику, который «интересуется
компьютерами».
И в том и в другом случае –
Коллектив школы сам по себе – сайт сам по себе!
Нет концепции, миссии, дизайна, логистики ….
Слайд 9Ключевые вопросы:
Как перейти с индустриального уклада жизни школы на информационный?
В чем
разница между сайтом школы и «любым другим сайтом»?
Как сделать «живой» сайт?
Какие требования к сайту дня сегодняшнего? Завтрашнего?...
Слайд 10Как перейти с индустриального уклада жизни школы на информационный?
Идти от современного
понимания качества и результатов образования:
1) Результат образования не «ЗУН», а «сформированный способ их получения»
2) Умение продуцировать, презентовать и реализовывать идеи – превращать их в востребованный продукт (базовая характеристика креативного класса)
Ключевые условия: разнообразие горизонтальных связей и сетевое взаимодействие
Слайд 11
В чем разница между сайтом школы и «любым другим сайтом»?
Сайт школы
– это в меньшей степени сайт учреждения
Сайт школы в первую очередь – образовательный ресурс.
Хорошее соотношение примерно 80% на 20%
20% - «визиточные данные»
80% - образовательные ресурсы, которые можно осваивать через деятельность
При этом под образовательным ресурсом понимается в первую очередь та система отношений – правила выстроенной коммуникации, которую этот сайт транслирует.
Слайд 12Школьный сайт – зеркало, где ваше отражение ожило
Сайт школы как проект
(по способу возникновения)
Сайт как Событие
(отдельная образовательная сущность,(не «о чем», а «что»)
Сайт как Отражение.
Отражает и фактуру и превалирующий в школе способ отношений
Слайд 13Главная связь с ГОУ
Если развитие органов ГОУ является частью образовательной программы
школы, то они будут «жить» и на сайте.
Если и то и другое (и ГОУ и сайт) являются «бантиком с боку», то жить не будет ни то ни другое.
Слайд 14Примеры сайтов, которые сделаны «как проект школы»:
www.koriphey.ru - гимназия № 210
(г.Екатеринбург)
школа № 2 (г. Тырнауз)
Лицей № 9 (г. Красноярск)
Слайд 15Как сделать «живой» сайт?
Самый главный фактор успешности сайта – это адекватное
понимание его миссии для сетевого образовательного (и не только) сообщества и роли для развития школы. Сайт – это не бантик сбоку, не электронная визитная карточка, над которой пыхтит один админ, он же учитель информатики…
Слайд 16Как сделать «живой» сайт?
Все хорошие, т.е. живые и мобильные, школьные сайты
обязательно являются полноценной частью образовательной программы, они «прорастают» из внутренней потребности школы в открытости большому миру, в дополнительном и очень мощном способе самопредставления.
Слайд 17Как сделать «живой» сайт?
Визитка нужна только деловому интересному человеку
Даже сайт-визитка не
нужен, если школа не включена в «деловые отношения» с разными категориями.
На визитке должно быть тоже написано что-то интересное, чтобы к ней обратились и воспользовались.
Раздел сайта оправдан только если репрезентует раздел образовательной программы школы.
Слайд 18Факторы популярности и жизнеспособности сайтов
1) воспроизведение в режиме on-line реальной событийности школьной
жизни (по железному закону «ни дня без новости!»);
2) освещение внутришкольных событий в контексте происходящего во внешнем мире (новостей образования и культуры города, региона, страны, мира…);
2) возможность индивидуальной траектории движения для каждого посетителя;
3) работа с различными целевыми аудиториями (главные из которых – ученики, родители и педагоги школы);
4) удовлетворение не только высокодуховных, но и прагматических запросов посетителей;
5) набор «простых и сермяжных», но необходимых сервисов (постоянная публикация расписаний, домашних заданий, планов занятий, праздничных календарей, программ работы на неделю, объявлений о семинарах и собраниях и т.д., и т.п.);
Слайд 19Факторы популярности и жизнеспособности сайтов
6) удобная навигация, приятный интерфейс с корпоративной
символикой;
7) отражение всех и всяческих успехов представителей школьного сообщества;
8) широкое поле для продуктивной деятельности всех желающих.
Слайд 20Ошибки при построении сайта
Отсутствие действительно полезной информации (без которой и в
сети торчать бессмысленно): расписания (со всеми рабочими изменениями!!), учебного плана – реального, а не для СЭС, правил приема, режима и внутреннего распорядка, календаря событий
Слайд 21Ошибки при построении сайта
Мертвый, заскорузлый язык
Сайт – это СМИ, поэтому
он должен быть увлекательным, бодрым, в меру неформальным и отражающим живой процесс в его реальном напряжении
Слайд 22Ошибки при построении сайта
Эпизодическое либо редкое обновление разделов
Бедность или однообразие
контента
Доморощенность (примитивность технического решения, слабость дизайна и т.д.). Времена, когда хорошие сайты делались продвинутыми десятиклассниками «на коленке», прошли, - лучше поработать над концепцией, составить грамотное тех.задание – и обратиться к специалистам.
Слайд 23Ошибки при построении сайта
детское «сюсюкание» чередуется с подростковым сленгом, а то
вдруг официоз… Все-таки, сайт должен иметь основной (преобладающий) стиль и язык.
Слайд 24Ошибки при построении сайта
Трудность навигации (зашли – потыкались – вышли). Обычно
связана с недоработкой в логистике на предварительном этапе.
Слайд 25Ошибки при построении сайта
Неудобства для посетителя: необходимость сложной регистрации, проблемы с
обратной связью, «фантомность» электронных адресов, «молчание ягнят» из гостевой книги и т.д.
Неудобства для редактора/публикатора, когда нужно освоить сложнейшие технические операции, чтобы самостоятельно опубликовать три строчки объявления
Недостаточно развитая сеть интерактивов (отсутствие возможности комментировать, отвечать на комментарии и т.д).
Нюанс с форумами и блогами: здесь школьным сайтам не выдержать конкуренции с социальными сетями. Лучше сразу организовать систему быстрых переходов «ВКОНТАКТ», на “Facebook” и обратно
Слайд 26Сайт – проект. И создавать его надо как проект
Личный интерес участника
+ социальная востребованность продукта (сайта)
Автор – коллектив, команда.
Первый шаг – групповое обсуждение проблематики и разработка концепции
Вместе формируем видение: каким будет наш сайт (а, возможно, уже портал) в будущем? Через 2, 3, 5 лет? Как он продвигает школу? Как развивает каждого из нас? Какие потребности удовлетворяет? Какие услуги предоставляет? Кто его посещает, что ищет? Какие группы и сообщества сплотились вокруг него? Какие сетевые проекты реализуются, какими средствами?
Слайд 27
При обсуждении концепции лучше всего сразу же заняться ЛОГИСТИКОЙ: составить технологическую
карту сайта, т.е. формулировать отдельные задачи и средства их решения – содержательные, формальные и технологические
Слайд 28Идеи для концепции сайта:
1) Сайт – это мощный инструмент развития школы:
как организации, как сообщества, как проекта. Представляя себя миру, Вы не только создаете позитивный образ, но и равняетесь на него, добиваясь все более полного – и даже опережающего! – соответствия
Слайд 29Идеи для концепции сайта:
Сайт – сетевой ресурс во всех смыслах этого
слова. Он является агентом Вашего влияния в сети, он собирает вокруг себя единомышленников, превращаясь в центр реального «сетестроительства». На нем и вокруг него (по сетевым орбитам) запускаются проекты-спутники, опросы-зонды; идет поиск дружественных школьных систем и устанавливаются прочные контакты
Слайд 30Идеи для концепции сайта:
Сайт - постоянный мониторинг проблем и достижений. Конечно,
хочется, чтобы он отражал только успехи, но «мертвые зоны» и «болотистые участки» выдают с головой
Слайд 31Идеи для концепции сайта:
сайт – это Ваше конкурентное преимущество и одновременно
корпоративный информационный канал
Например, примерно 10 лет назад «Эврика» начала на сайте освещать ВСЕ выезды в регионах. Специально возить аналитиков. Все события отражаются на сайте www.eurekanet.ru
Зачем? Что не отражено, того не происходило
Слайд 32Требования сегодняшнего дня
Сайт - Среда.
Среда задает особый тип деятельности.
Не отражение по
факту сделанного в реале.
А возможность оставить следы, которые сами собирутся в портфолио. И превратятся в представление о результативности – проект «Электронный паспорт школы»
Слайд 33Критерий эффективности введения среды
Меняются способы отношений и оформления деятельности:
1) вдруг стал
не нужен проектор
2) можно «заглянуть» в группы которые происходят параллельно
3) стали не нужны флэшки
(апробировали на конференции в Москве в начале ноября)
Слайд 34А в Финляндии 10 лет назад…
Беседа с консультантом правительства Финляндии Паси
Матиллой по вопросам развития образования
Слайд 35Требования завтрашнего дня
?????
В большинстве случаев мы пока догоняем день вчерашний.
Хотя
есть все возможности шагнуть сразу в завтрашний. Инструментарий позволяет.
Слайд 36СМИ
Сайт – основной инструмент работы со СМИ.
Сми должны про него знать,
его мониторить, все понимать.
Если СМИ будет удобно работать с сайтом, то писать будут в разы чаще. Но для этого сайт должен содержать постоянно обновляющиеся информационные поводы
Работа со СМИ – часть образовательной программы школы
Слайд 37Публичная отченость
Публичная отчетность также нужна только тогда, когда становится частью образовательной
программы школы. В широком смысле этого слова.
Адресат публичной отчетности – не руководство, а публика.
Нужно нащупать формат. Нащупывание формата реальной публичной презентации результатов работы школы – также образовательное событие