Политология, как учебная дисциплина презентация

Содержание

Company Logo Отто Фон Бисмарк «ПОЛИТИКА НЕ НАУКА — ЭТО ИСКУССТВО» Отто Эдуард Леопольд Карл-Вильгельм-Фердинанд герцог фон Лауэнбург князь фон Бисмарк унд Шёнхаузен 

Слайд 1политология


Слайд 2Company Logo
Отто Фон Бисмарк




«ПОЛИТИКА НЕ НАУКА — ЭТО ИСКУССТВО»
Отто

Эдуард Леопольд Карл-Вильгельм-Фердинанд
герцог фон Лауэнбург князь фон Бисмарк унд Шёнхаузен 
(1 апреля 1815 — 30 июля 1898 года)
 
князь, политик, государственный деятель,
первый канцлер Германской империи (второго рейха),
прозванный «железным канцлером».

«Мне самой природой было суждено стать
дипломатом: я родился первого апреля»

«Когда хочешь одурачить весь мир — говори правду»


Слайд 3Company Logo
полис (polis), буквально - «город-государство».
Политика
Политика буквально — это то,

«что касается полиса»

или - «то, что касается государства»


Слайд 4Company Logo
Политология как учебная дисциплина








XIX в.
1872г.
1903 г.
1949г.
США

(Колумбийский колледж)


- открыта кафедра истории и политической науки

Франция

- основана первая школа политических наук «Приватная школа политического образования»

США

- образование Американской ассоциации политических наук

ЮНЕСКО

Под ее эгидой основана Международная ассоциация политической науки (МАПН)


Слайд 5Company Logo
Российская политология
Октябрь 2006 г.
Апрель 2000 г.
Февраль 1998г.


Апрель 2003 г.

II Всероссийский конгресс









IV Всеросс. конгресс

III Всероссийский конгресс


II Всероссийский конгресс

I Всероссийский конгресс



V Всеросс. конгресс

ноябрь 2009 г.


Слайд 6Company Logo










+
Politike
Logos
Политология


Слайд 7Company Logo
Предмет и объект политологии


Предмет

политическая жизнь в целом,
ее основные компоненты,

тенденции изменения и связи с другими сферами общественной жизни




Политология

Объект

политическая сфера жизни общества:

политические отношения, политическая система, политическая культура, политические процессы


Слайд 8Company Logo
Структура политологии


Слайд 9Company Logo


Слайд 10Company Logo
Методы политологии


Общетеоретические методы
диалектика
системный
Формализация
Социологический подход
Нормативно-ценностный подход
Структурно-функциональный
Психологический подход
Институциональный

метод




Методы

эмпирического познания
описание
статистические
математические
анкетирование,
опрос;
теория игр,
наблюдение;
контент-анализ
семиотики
герменевтики


Общелогические методы

анализ
синтез,
дедукция,
индукция,
абстрагирование,
Восхождение от абстрактного к конкретному,
сравнение и др.


Слайд 11Company Logo
Diagram
Аксиологическая
(оценочная)
Социализирующая


Слайд 12Company Logo
ПЕРИОДЫ ЭВОЛЮЦИИ и институционализации политической науки

Предыстория
- от античности

до XVIII в
Аристотель, Н. Макиавелли, Ш.-Л. Монтескье

XIX в.
политическая проблематика попадает
в поле зрения социологии

Огюст Конт, Карл Маркс
Алексис де Токвиль

Современный период
конец XIX – начало XX вв.
выделения политологии из общей
системы социальных и гуманитарных наук

Эволюция политической науки


Слайд 13Company Logo

ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
2
политическая мысль не выделялась в самостоятельную область

социального знания

первоначальные представления о политике выступали в мифологической форме, придавали зарождающимся элементам властных отношений сверхъестественный характер

господствовала концепция божественного происхождения власти и социального устройства

Конфуций разработал идеологию господствующего класса

Мо-Цзы разработал идеологию угнетенного класса


ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

Шан Ян основал «легизм»

Теоретические основы легизма: мораль и политика - противоположные вещи, т.е. любой политик должен отрицать мораль; основное средство управления государством - принуждение


Слайд 14Company Logo
Идейные истоки политической науки





Слайд 15Company Logo

ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА
3
постепенное освобождение политических взглядов

от мифологической формы

всесторонний анализ устройства государства, классификация его форм

становление политических взглядов как относительно самостоятельной части философии

Сократ править должны знающие; формы правления правильные и неправильные

Платон управлять государством должны философы


ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

Аристотель государство имеет естественное происхождение

поиск и определение идеальной формы правления

Цицерон: «Государство - достояние народа, возникшее в результате стремления людей к личной и имущественной безопасности, а также достижения ими согласия в вопросах общности интересов и права»


Слайд 16Company Logo
Политическая мысль античности




Плато́н (428 (428 или 427 до н. э. (428 или 427 до н. э.,Афины — 348 или 347 до

н. э., там же)
 —древнегреческий —древнегреческий философ,
ученик Сократа,
учитель - Аристотеля.

«Человек - существо бескрылое,
двуногое, с плоскими ногтями,
восприимчивое к знанию,
основанному на рассуждениях»


Слайд 17Company Logo
Круговорот форм государства по Платону


Слайд 18Company Logo
Идеальное государство Платона
Три сословия, у каждого – своя добродетель.
сословие

правителей, их добродетель - мудрость.
Воины (доблесть),
Крестьяне.

Все, что разъединяет людей – зло => против частной собственности, за общность жен и детей.

Слайд 19Company Logo
«Правление законов» Аристотеля
Любой правитель – человек, а человек всегда субъективен.

Поэтому и подчиняться нужно не человеку, а законам, которые, в свою очередь, принимаются многими людьми сообща, что исключает субъективность.

Аристо́тель (384 до н. э.384 до н. э.,Стагир384 до н. э.,Стагир —322 до н. э.384 до н. э.,Стагир —322 до н. э., Халкида,
остров Эвбеяостров Эвбея) — древнегреческийостров Эвбея) — древнегреческий философостров Эвбея) — древнегреческий философ. Ученик Платона.
С 343 до н. э.С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского.


Слайд 20Company Logo
Правильные и неправильные формы государства по Аристотелю
«Платон мне друг, но

истина дороже»

Слайд 21Company Logo
Идеальное государство Аристотеля
«Человек – существо политическое»

Все существующие формы государства плохи,

ибо не постоянны, а перетекают одна в другую. Причина этого – наличие крайностей в государстве, богатых и бедных,
Нужно остановиться на чем-то среднем, ведь меру нужно знать во всем. Добродетель – это соблюдение меры во всем. Среднее сословие – идеал для государства, они не столь жадны как бедняки и на их не посягают, как на богачей.

«Средним – множество благ, в городе средним быть я желаю».

Слайд 22Company Logo

ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
4
перемещение центра тяжести в общественном сознании от государства

к церкви, к проблемам религии, безраздельное господство католической церкви в духовной жизни

политическая наука стала отраслью богословия, догмы религии приобретали форму законов

социально-политическая мысль развивалась усилиями религиозных деятелей

Августин Блаженный - человек не ненавидит человека из-за его порока, не любит порок из-за человека, но ненавидит порок и любит человека; - церковь выше светской власти;


ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

обоснование теологической теории появления государства и политической власти

Фома Аквинский - сущность власти устанавливается богом; - государство - божественное установление; - государство может наказывать еретиков;

- могут быть злоупотребления властью, и это даёт народу право на сопротивление тирану и даже его насильственное свержение

- государство создано Богом, поэтому все государи должны служить своей властью как Богу, так и человеку

Иоанн Солсберийский: «Чтобы стать государем, человек должен быть избранным Богом, т.е. получить одобрение церкви»


Слайд 23Company Logo

ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ
5
освобождение политической науки от теологии

и стремление создать чисто светскую теорию

анализ проблем и свобод человека, закона и государства, демократического устройства общественной жизни

обоснование революционных форм и методов переустройства общества

Н.Макиавелли главная опора политики государства – хорошие законы и сильное войско

Дж.Локк идеолог «правового государства», антагонист патриархального абсолютизма


ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

Т.Гоббс идеолог «общественного договора»

развитие гуманистических начал в политической теории

Бенедикт Спиноза: «Возможно гармоничное сочетание частных эгоистических интересов граждан с интересами всего общества»


Слайд 24Company Logo

ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ
6
формирование либеральной политической идеологии


обоснование необходимости разделения властей

характеристика правового государства и формирование концепции прав человека и гражданина

Ж-Ж. Руссо люди должны жить в гражданском мире, заключив «общественный договор»

И.Кант государство – объединение людей, подчиненных правовым законам


ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

Ш.Монтескье идеолог теории разделения властей

анализ ценностей и механизма функционирования буржуазной демократии

Георг Гегель: «Гражданское общество - опосредованная трудом система потребностей, основанная на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей, которая возникает и развивается с утверждением буржуазных отношений»


Слайд 25Company Logo
Бёрк первым подверг идеологию французских революционеров систематической и безжалостной критике.


Корень зла он видел в пренебрежении традициями и ценностями, унаследованными от предков, в том, что революция бездумно уничтожает духовные ресурсы общества и накопившееся столетиями культурно-идеологическое наследие.
Радикализму французских революционеров он противопоставлял неписаную британскую конституцию и её основные ценности: заботу о политической преемственности и естественном развитии, уважение к практической традиции и конкретным правам вместо абстрактной идеи закона, умозрительных построений и основанных на них нововведениях.
Бёрк полагал, что общество должно принять за должное существование иерархической системы среди людей, что ввиду несовершенства любых человеческих ухищрений искусственное перераспределение собственности может обернуться для общества катастрофой.

Эдмунд Бёрк 
(12 января 172912 января 1729,Дублин12 января 1729,Дублин — 9 июля12 января 1729,Дублин — 9 июля 179712 января 1729,Дублин — 9 июля 1797, Биконсфилд, Бакингемшир12 января 1729,Дублин — 9 июля 1797, Биконсфилд, Бакингемшир) — английский парламентарий, политический деятель, публицист12 января 1729,Дублин — 9 июля 1797, Биконсфилд, Бакингемшир) — английский парламентарий, политический деятель, публицист эпохи Просвещения12 января 1729,Дублин — 9 июля 1797, Биконсфилд, Бакингемшир) — английский парламентарий, политический деятель, публицист эпохи Просвещения, идейный родоначальник британского консерватизма.


Слайд 26Company Logo
Анри́-Бенжаме́н Конста́н де Ребе́к, 
 
(25 октября25 октября 176725 октября 1767, Лозанна, Швейцария—8 декабря25

октября 1767, Лозанна, Швейцария—8 декабря 183025 октября 1767, Лозанна, Швейцария—8 декабря 1830) — французско-швейцарский писатель, публицист, политический деятель времён Французской революции25 октября 1767, Лозанна, Швейцария—8 декабря 1830) — французско-швейцарский писатель, публицист, политический деятель времён Французской революции, бонапартизма25 октября 1767, Лозанна, Швейцария—8 декабря 1830) — французско-швейцарский писатель, публицист, политический деятель времён Французской революции, бонапартизма и Реставрации.

С 1796 1796 года Констан активно поддерживал Директорию 1796 года Констан активно поддерживал Директорию. В 1799 1796 года Констан активно поддерживал Директорию. В 1799—1802 1796 года Констан активно поддерживал Директорию. В 1799—1802 годах был членом Законодательного трибунала, а с октября 1803 1796 года Констан активно поддерживал Директорию. В 1799—1802 годах был членом Законодательного трибунала, а с октября 1803 по декабрь 1804 1796 года Констан активно поддерживал Директорию. В 1799—1802 годах был членом Законодательного трибунала, а с октября 1803 по декабрь 1804 года находился в эмиграции. В ходе«Ста дней» 1796 года Констан активно поддерживал Директорию. В 1799—1802 годах был членом Законодательного трибунала, а с октября 1803 по декабрь 1804 года находился в эмиграции. В ходе«Ста дней» разрабатывал дополнения к конституции Наполеона I 1796 года Констан активно поддерживал Директорию. В 1799—1802 годах был членом Законодательного трибунала, а с октября 1803 по декабрь 1804 года находился в эмиграции. В ходе«Ста дней» разрабатывал дополнения к конституции Наполеона I. После вступления российских войск в Париж 1796 года Констан активно поддерживал Директорию. В 1799—1802 годах был членом Законодательного трибунала, а с октября 1803 по декабрь 1804 года находился в эмиграции. В ходе«Ста дней» разрабатывал дополнения к конституции Наполеона I. После вступления российских войск в Париж в мае 1814 1796 года Констан активно поддерживал Директорию. В 1799—1802 годах был членом Законодательного трибунала, а с октября 1803 по декабрь 1804 года находился в эмиграции. В ходе«Ста дней» разрабатывал дополнения к конституции Наполеона I. После вступления российских войск в Париж в мае 1814 был представлен Александру I 1796 года Констан активно поддерживал Директорию. В 1799—1802 годах был членом Законодательного трибунала, а с октября 1803 по декабрь 1804 года находился в эмиграции. В ходе«Ста дней» разрабатывал дополнения к конституции Наполеона I. После вступления российских войск в Париж в мае 1814 был представлен Александру I. В марте 1819 1796 года Констан активно поддерживал Директорию. В 1799—1802 годах был членом Законодательного трибунала, а с октября 1803 по декабрь 1804 года находился в эмиграции. В ходе«Ста дней» разрабатывал дополнения к конституции Наполеона I. После вступления российских войск в Париж в мае 1814 был представлен Александру I. В марте 1819 года был избран в палату депутатов [2] 1796 года Констан активно поддерживал Директорию. В 1799—1802 годах был членом Законодательного трибунала, а с октября 1803 по декабрь 1804 года находился в эмиграции. В ходе«Ста дней» разрабатывал дополнения к конституции Наполеона I. После вступления российских войск в Париж в мае 1814 был представлен Александру I. В марте 1819 года был избран в палату депутатов [2]. В 1830 1796 года Констан активно поддерживал Директорию. В 1799—1802 годах был членом Законодательного трибунала, а с октября 1803 по декабрь 1804 года находился в эмиграции. В ходе«Ста дней» разрабатывал дополнения к конституции Наполеона I. После вступления российских войск в Париж в мае 1814 был представлен Александру I. В марте 1819 года был избран в палату депутатов [2]. В 1830 году Констан поддержал возвращение монархии и Луи Филиппа.
На протяжении политической карьеры Констана можно проследить двойственность его отношения к революции. С одной стороны он выступал на стороне революции против королевской власти, одобряя и наименее либеральные методы, а с другой — был критиком, и очень строгим, стиля и нравов того времени.


Слайд 27Company Logo
Джон Стюарт Милль
Джон Стюарт Милль (20 мая20 мая 180620 мая 1806, Лондон20 мая 1806, Лондон — 8 мая20

мая 1806, Лондон — 8 мая 187320 мая 1806, Лондон — 8 мая 1873, Авиньон) — британский философ, экономист и политический деятель.

Внес значительный вклад в обществознаниеВнес значительный вклад в обществознание, политологиюВнес значительный вклад в обществознание, политологию и политическую экономиюВнес значительный вклад в обществознание, политологию и политическую экономию. Внес основополагающий вклад в философию либерализмаВнес значительный вклад в обществознание, политологию и политическую экономию. Внес основополагающий вклад в философию либерализма. Отстаивал концепцию индивидуальной свободыВнес значительный вклад в обществознание, политологию и политическую экономию. Внес основополагающий вклад в философию либерализма. Отстаивал концепцию индивидуальной свободы в противоположность неограниченному государственному контролю.
Являлся сторонником этического учения утилитаризма. Существует мнение, что Милль являлся наиболее заметным англоязычным философом XIX века.
В течение ряда лет являлся членом Британского парламента.

Слайд 28Company Logo
Социалисты-утописты
Шарль Фурье (1772-1837)
Анри Сен-Симон (1760-1825)
Роберт Оуэн (1771-1858)


Слайд 29Company Logo

РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ
9
2-й этап (конец XVII в. -

первая четверть XIX в.)
обоснование верховенства царской власти, необходимости и правомерности абсолютизма
Ф.Прокопович: образование государства - результат договора «гражданского союза» людей с будущим государем; лучший «образ правления» - неограниченная монархия
В.Татищев: идеолог «просвещённого абсолютизма» и теории 3-х «узд неволи»: 1-я- подчинение родителям; 2-я - человек добровольно идёт в услужение другому, не имея возможности себя прокормить и защитить; 3-я - насильственное лишение воли, рабство; это противоправно, но необходимо
И.Посошков: требование сильной централизованной власти в стране; власть царя подобна власти бога
М.Щербатов: государство надо строить на основе чётко зафиксированной в законе сословной организации;
С.Десницкий: необходимо выделить различные ветви власти

1-й этап (XI-XVII вв.)
неотделимость политической мысли России от религиозной; идентификация власти с божественным началом - идеи митрополита Иллариона: исторический процесс движется сменой принципов религий: основа Ветхого Завета - принцип закона; основа Нового Завета - принцип благодати (истины) - идея монаха Филофея - величие власти Московских государей ( «Москва - третий Рим»)

Митрополит Илларион автор «Слово о законе и благодати»


Слайд 30Company Logo

РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ
10
4-й этап (октябрь 1917 г. -

начало 90-х гг. ХХ в.)
коммунистический
- развитие теории марксизма-ленинизма В.Ленин, И.Сталин и др.

3-й этап (вторая четверть XIX в. - октябрь 1917 г.).
идейная поляризация политической мысли, распространение плюрализма идеологий:
либерализма Н.Мордвинов и Н.Сперанский и др. - радикализма П.Пестель и др.
революционного демократизма А.Герцен, Н.Чернышевский и др.
народничества М.Бакунин, П.Лавров, Г.В.Плеханов и др.

5-й этап (начало 90-х годов XX-го в. по н.в.)
начало в России своеобразного ренессанса классической и неоклассической политической мысли


Слайд 31Company Logo


СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ
1-й этап (конец XIX - конец 40-х гг.

XX вв.) исследование проблем политической власти и ее социальных основ - теория заинтересованных групп (А.Бентли) - теория элиты (правящего класса) (Г.Моска, В.Парето) - социологическая теория государства (М.Вебер) - теория олигархизации власти (Р.Михельс) - психологическая теория власти (Г.Лассуэл)

2-й этап (конец 40-х - вторая половина 70-х гг. XX в.) поворот к проблемам либерализации политической жизни, демократии, социальной политики государства - новая теория демократии (И.Шумпетер) - плюралистическая теория демократии (Р.Даль) - теория партисипаторной демократии (К.Макферсон, Дж.Вольф, Б.Барбер) - концепция государства благосостояния, общества потребления (Дж.Катона, У.Ростоу, О.Тоффлер)

3-й этап (середина 70-х гг. XX в. – н.в.) разработка и развитие новых парадигм политической науки - футурологическая концепция единого мирового государства (С.Кларк, К.Сон) - концепция постиндустриального общества (Д.Белл, Р.Арон, Дж.Гэлбрайт) - концепция информационного общества (О.Тоффлер, Дж.Нейсбит, Е.Масуда) - концепция национального интереса (Г.Моргентау)


Слайд 32Company Logo

занимается проблемами типологии политических режимов, легитимности, партийно-политической инфраструктуры (М.Дюверже, Ж.Бурдо,

М.Крозье, Р.Арон)

разрабатывает проблемы политической модернизации, стабильности, политических конфликтов, внешней политики (С.Липсет, К.Райт, С.Хантингтон, Г.Моргентау, Дж.Сартари, Р.Дарендорф)

АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ

ФРАНЦУЗСКАЯ

НЕМЕЦКАЯ

ПОЛЬСКАЯ

проводит исследования политической жизни общества, главных направлений демократизации политической системы (Е.Вятр, Т.Бодио, А.Боднар, К.Опалэк, Ф.Рышка)

занимается сравнительным анализом политических систем, проблемами функционирования гражданского общества и правового государства (Г.Майер, И.Флетчер)

СОВРЕМЕННЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ


Слайд 33Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика