Слайд 1Политический конфликт
1. Конфликты в политическом процессе: понятие, условия их возникновения и
обострения.
2. Типология и функции политического конфликта
3. Основные методы регулирования конфликтов в политике
4. Региональные политические конфликты
Слайд 2
1. Конфликты
в политическом процессе:
понятие, условия их
возникновения
и
обострения
Слайд 3Политический конфликт
В широком смысле:
Всякое столкновение двух или более социальных сил с
целью реализации их политических интересов
Например: борьба социальных классов (групп) за политическое доминирование в обществе, т.е. за власть
Методы борьбы: от легальных до насильственных
Слайд 4Политический конфликт
В узком смысле:
Один из вариантов взаимодействия элементов политической системы и
его результат, при котором несовпадение позиций сторон по какому-либо вопросу приводит к столкновению их значимых интересов по поводу власти
противоборство субъектов политического процесса за государственную власть или политическое влияние.
Слайд 5Политический конфликт
ПОЛИТИЧЕСКИЙ
КОНФЛИКТ
СУБЪЕКТЫ
(СТОРОНЫ)
ДЕЙСТВИЯ
УСЛОВИЯ
ПРЕДМЕТЫ
ПОСЛЕДСТВИЯ
Слайд 6Политический конфликт
Отдельные личности
Большие и малые социальные группы
Партии и движения
Государственные институты
Различные проблемы:
от затрагивающих конкретные вопросы политики отдельно взятого сообщества до политических проблем межгосударственного и даже глобального масштаба
Субъекты
Предметы
Слайд 7Социальные источники конфликтов
Объективно-
социальные
Этнокультурные
Аксиологические
Слайд 8Объективно-социальные источники конфликтов
Заключаются в несоответствии уровня развития общественных отношений реальному статусу
субъектов политики (например, конфликты между правящей и контрэлитой по поводу распределения власти и ее ресурсов).
Ликвидация подобных конфликтов требует серьезного реформирования системы властных отношений, всей социально-экономической основы
Слайд 9Аксиологические источники конфликтов
Характеризуют альтернативность понимания индивидами и социальными группами политических идеалов
и ценностей, на которых основывается оценка исторических идеалов и ценностей, на которых основывается оценка исторических событий и актуальной политической ситуации
Конфликты такого рода ведут к поляризации общества в целом, что затрудняет их урегулирование в течение длительного времени
Слайд 10Этнокультурные
источники конфликтов
Вызывают путем раскола общества на различные социальные, этнические, конфессиональные, и
прочие группы в случае процесса дезинтеграции общества или же насильственного объединения ранее независимых сообществ.
Культурные различия, несхожесть исторически возникших традиций, особенностей менталитета – все это способно сохранять конфликтную ситуацию в течение десятилетий и даже веков
Слайд 11Условия «возгорания» конфликта
Актуализация проблемы - придание конфликтному вопросу первостепенного значения
Наличие лидера,
способного активизировать конфликтную ситуацию
Шаги противников, шокирующие или оскорбляющие достоинство противоположной стороны - провокация
Слайд 12Функции политических конфликтов
Г. Спенсер, У. Самнер, Р. Парк и др.
конфликт как
выражение борьбы за существование усиливают интеграционные процессы в обществе, развивают адаптационные возможности социальной системы
Л. Козер: конструктивные социально-политические функции:
стимулирование социальных процессов;
группообразования и структурирования внутренней организации социальных систем;
информационно-коммуникативная
образования социальных институтов,
социального контроля;
разрядки напряженности в структурных элементах социального организма.
интеграции: конфликт сплачивает группу через усиление группового самосознания. Война с внешним противником является спасением для раздираемого конфликтами государства. Борющиеся группы (партии) могут «создавать» врагов, чтобы поддерживать и усиливать сплоченность внутри группы. Множество конфликтных групп укрепляют систему.
Слайд 13Функции конфликтов
Дестабилизация власти
Возникновение вооруженных конфликтов и их последствий
Разобщенность в обществе
Привлечение государственных
средств для подавления политических конкурентов
Четкое формулирование позиций и целей участников конфликта
Выявление скрытых противоречий в обществе
Объединение политических единомышленников
Влияние оппозиции на государственную власть, разрешение конфликтных ситуаций
Способствование проведению реформ
Влияние на внешнюю и внутреннюю политику
Отрицательные
Положительные
Слайд 14
2. Типология и
функции
политического
конфликта
Слайд 15Типология политических конфликтов
внешнеполитические
внутриполитические
дипломатическая
война
военные
столкновения
электоральный
по области применения
Слайд 16Типология политических конфликтов
Публичность взаимодействия конфликтующих сторон
Активное освещение хода в СМИ
Борьба скрытыми
(теневыми) средствами
Характерны для взаимодействия членов правящей элиты
открытые
закрытые
по форме выражения конфликтов и
степени распространений сведений о них
Слайд 17Типология политических конфликтов
по времени действия
долговременные
кратковременные
затяжные
повторяющиеся
Слайд 18Типология политических конфликтов
Противодействие различных уровней власти
Однопорядковые
от уровня власти и
характера ее
организации
вертикальные
горизонтальные
Слайд 19Типология политических конфликтов
от соблюдения конфликтующими сторонами
действующих в обществе норм
Легальные
(конституционные)
Нелегальные
(неконституционные)
Слайд 20Типология политических конфликтов
по степени вовлеченности
и количеству участников
массовые
групповые
индивидуальные
Слайд 21Типология политических конфликтов
возможность достижения консенсуса и компромиссного урегулирования
невозможность достижения консенсуса и
компромиссного урегулирования
по возможности разрешения
Агонистические
(примиримые)
Антагонистические
(непримиримые)
Слайд 22Типология политических конфликтов
по масштабу воздействия политических конфликтов
на ход политического процесса
государственные
частные
международные
глобальные
Слайд 23Типология политических конфликтов
конфликт между политическими образованиями — государствами, племенами, политическими группировками
и т. д., — происходящий в форме вооружённого противоборства, военных (боевых) действий между их вооруженными силами
двусторонняя борьба с использованием средств насилия с обеих сторон;
локальный насильственный конфликт;
ограниченность целей;
ограниченное применение военного насилия;
относительная ограниченность регионально-ситуативных целей;
относительная управляемость
войны
военные конфликты
Слайд 243. Основные методы
регулирования
конфликтов
в политике
Слайд 25Управление политическим конфликтом
Под управлением конфликтом обычно понимают целенаправленное воздействие на основные
параметры конфликта: на конфликтную ситуацию (генерирующую конфликтогенные факторы), на предмет и субъекты конфликта, приводящее к изменению уровня конфликтности или его разрешению.
Как правило, целью управленческого воздействия на конфликт является его урегулирование или его разрешение (возможно провоцирование или интенсификация конфликта).
Слайд 26Управление политическим конфликтом
Под урегулированием обычно понимают прекращение конфликта или значительное снижение
его интенсивности. При этом претензии сторон друг к другу, как правило, сохраняются, часто принимая скрытую форму, или удовлетворяются
частично.
Разрешение конфликта предполагает его завершение, сопровождающееся обоюдным удовлетворением претензий.
После урегулирования или разрешения конфликта наступает постконфликтная ситуация. Постконфликтная ситуация, возникшая в результате урегулирования конфликта, как правило, менее стабильна, чем в случае его разрешения.
Слайд 27Общие принципы управления конфликтом
Институциализация — установление норм и процедур регулирования конфликта
Легитимация
процедуры разрешения конфликта — введение обязательных норм взаимодействия конфликтующих сторон.
Редукция конфликта — последовательное ослабление конфликта в результате перевода на более мягкий тип противоборства
Слайд 28Институциализация конфликта
прекращение насилия;
сокращение участников;
принятие сторонами определенных правил разрешения конфликта;
принятие контроля со
стороны третьих лиц.
Слайд 29Управленческие стратегии
нормативная или морально-правовая стратегия. Разрешение конфликта происходит на административно-правовой или
этической основе с применением норм права и морали, с привлечением суда, арбитража;
реалистическая стратегия — она ориентирована на любые эффективные средства (насилие, шантаж, угрозы, торг и др.);
интегративную — ориентирована на сотрудничество, на поиск общих целей и ценностей, которые бы могли перевести конфликт в менее конфликтную плоскость.
Слайд 30Эффективные методы управления конфликтом в государственно-административной сфере
1) арбитраж должностного лица или
органа, координирующего деятельность конфликтующих структур;
2) использование административного ресурса — возможности администрации разнопланово воздействовать на конфликтную ситуацию, переструктурировать ее, внести коррективы в регулирующие отношения нормы, влиять на сближение позиций и интересов конфликтующих субъектов и т. п.;
3) подключение к конфликту органов политического управления, заинтересованных в разрядке, в снятии напряженности в системе, реализующей политические решения государственной власти.
Слайд 31Урегулирование конфликтов в парламентской деятельности
1. навязывание воли одной или нескольких групп
депутатов другим участникам;
2. компромисс;
3. консенсус (согласие с учетом мнения меньшинства).
Для разрешения внутрипарламентского конфликта палаты могут создавать согласительную комиссию и по результатам ее работы выносить спорную проблему на новое рассмотрение.
Другой способ разрешения — парламентские дебаты.
Слайд 32Деятельность по управлению конфликтом
исследование, диагностика предконфликтных и конфликтных ситуаций;
возможные в
ходе конфликта воздействия на конфликтантов, на предмет, на условия конфликта (ситуации и факторы, стимулирующие конфликтные отношения);
переговорный процесс, обеспечивающий урегулирование или разрешение конфликта
мониторинг постконфликтных ситуаций в целях выявления и нейтрализации или ослабления новых конфликтогенных факторов.
Слайд 33Диагностика конфликта
исследование конфликта с целью выявить основные силы, факторы и условия,
продуцирующие конфликтную ситуацию.
Конечная цель диагноза — найти пути разрешения конфликта, сделать конфликт управляемым.
Слайд 34Виды группировки
собранной информации
внешние факторы;
внутренние факторы;
факторы, стимулирующие конфликт;
факторы, тормозящие развитие конфликта;
характер
и специфика конфликтных действий;
их интенсивность;
уровень идеологизации конфликта;
субъективный фактор;
объективный фактор
Слайд 35Задачи при урегулировании политических конфликтов
1. начать решение конфликта на ранней стадии
его развития и по возможности предотвратить переход в антагонистическую стадию
2. проанализировать все источники и условия возникновения и обострения конфликтной ситуации, выявить всех участников конфликта, теневые аспекты, постараться продумать программу урегулирования, предусматривающую возможные альтернативы протекания конфликта с целью недопущения значительных социальных потрясений
3. локализовать политический конфликт, свести его негативные последствия к минимуму
Слайд 36Начальная фаза конфликта
Атмосфера напряженности и неустойчивости
Постепенное определение конфликтующих сторон и публичное
выражение их целей (при этом истинные цели скрываются)
Стороны изучают намерения друг друга и возможности достижения соглашения
Все действия осуществляются в рамках законов, принятых в обществе
Слайд 37Алгоритм структурного анализа конфликта
1. Выявить конфликтующие стороны (конфликтантов). Кроме того, в
конфликте могут участвовать неявные конфликтанты, сочувствующие, провокаторы, примирители, консультанты, случайные потерпевшие. Важны социально-психологические характеристики конфликтантов и других участников конфликта.
2. Зона разногласий. Это понятие несколько более широкое, чем предмет конфликта. Бывают конфликтные ситуации, когда предмет конфликта не просматривается. Это так называемые нереалистичные конфликты.
3. Предмет конфликта. Предметом конфликта может быть любой элемент действительности, находящийся на пересечении интересов социальных субъектов. Предмет конфликта всегда конкретнее указывает его причину.
Слайд 38Алгоритм структурного анализа конфликта
4. Представление о ситуации. Значение этой структурной единицы
конфликта определяется теоремой Томаса: «Если ситуация определяется как реальная, она реальна по своим последствиям». Как индивид или группа представляют конфликтную ситуацию, таково; и их конфликтное поведение.
5. Мотивы поведения. Это обычно стремления, побуждения к действиям, направленным на реализацию своих интересов. Мотивы могут быть осознанными и неосознанными. Бывают ситуации, когда истинные мотивы скрываются конфликтантами.
6. Конфликтные действия. Обычно под этим понимается наблюдаемое поведение. Часть конфликтных действий может осуществляться скрыто, в таком случае речь идет о предполагаемых действиях. Однако они также являются предметом анализа.
Слайд 39Основные виды конфликтных действий
1) создание прямых или косвенных помех сопернику;
2) невыполнение
обещаний другой стороне;
3) нанесение прямого
или косвенного ущерба имуществу или репутации соперника;
4) угрозы;
5) физическое или моральное насилие и др.
Слайд 40Начальная фаза конфликта
Привлечение к конфликтной ситуации внимания всего общества
Демонстрация возможных отрицательных
последствий разрастания конфликта
Поддержка одной из конфликтующих сторон, выдвигающих более правомерные требования, помощь ей в подавлении противника
Ликвидация конфликтной ситуации путем уничтожения причины противоречия
Задача субъекта политики:
предупреждение условий,
вызывающих обострение конфликта,
недопущение нарастания
противоборства
Слайд 41Собственно конфликт
Обострение политической ситуации
Разрастание конфликта «вширь» и «вглубь»
Использование сторонами не вполне
соответствующих праву и морали методов (черная реклама)
Обоснование своих притязаний не с помощью разума, и доказательств, а на чисто эмоциональном уровне
Слайд 42Собственно конфликт
3 типа взаимоотношений сторон:
Индивидуалистический
стремление одной из сторон
получить большие преимущества
Конкурентный
постоянная конкуренция
сторон,
выдвижение ими
новых оснований
для продолжения конфликта
Кооперативный
готовность сторон уважать права друг
друга и предпринимать
совместные усилия по достижению
консенсуса
Слайд 43Собственно конфликт
Перевод из эмоциональной плоскости в плоскость разумного обоснования противниками своих
притязаний
Создание условий для постепенного «угасания» конфликта естественным путем – его деактуализация, подрыв политического влияния участников и пр.
Насильственное подавление (с привлечением внешних сил), что часто создает условия для новых конфликтов
Методы разрешения
Слайд 44Этап окончания конфликта
Осознание хотя бы одной из сторон тщетности своих попыток
победить (истощение ресурсов, насильственное подавление извне и пр.)
Возобладание разума над чувствами в политике
Смена политического курса и пр.
Слайд 45Переговорный процесс:
1. Поэтапное рассмотрение противоречий (от менее сложных – к более
сложным)
2. Переговоры = «торг», стремление сохранить исходные позиции или добиться преимущества
3. Итог – компромисс или принятие капитуляции одной из сторон
Этап окончания конфликта
Методы урегулирования
Слайд 46Урегулирование конфликта
Постконфликтный синдром – напряженность в отношениях ранее конфликтовавших сторон, продолжающееся
несовпадение оценок и мнений относительно объекта завершившейся конфронтации
Основа для повторного конфликта
Слайд 47Конфликтный процесс
1. потребность и отсутствие возможности ее удовлетворения;
2. осмысление противоречия;
3. формулирование
претензий;
4. предъявление претензий;
5. инцидент;
6. конфликтные действия;
7. эскалация конфликта;
8. неуправляемая эскалация;
9. конфликтный кризис;
10. переговоры;
11. постконфликтная ситуация;
12. мониторинг постконфликтной ситуации — возникновение новых потребностей и противоречий
Слайд 48Демократический процесс урегулирования конфликта
1. Взаимный и оперативный обмен достоверной информацией об
интересах, намерениях и очередных шагах сторон, участвующих в конфликте
2. Сознательное взаимное воздержание о применения силы или угрозы применения силы, способных придать неуправляемость конфликтной ситуации
3. Объявление взаимного моратория на действия, обостряющие конфликт
Слайд 49Демократический процесс урегулирования конфликта
4. Подключение арбитров, беспристрастный подход которых к конфликту
гарантирован, а рекомендации принимаются за основу компромиссных действий
5. Использование существующих или принятие новых правовых норм, административных или иных процедур, способствующих сближению позиций сторон, втянутых в конфликт
6. Создание и поддержание атмосферы делового партнерства, а затем и доверительных отношений как предпосылок исчерпания текущего конфликта и предотвращения аналогичных конфликтов в будущем
Слайд 50Тоталитарный процесс урегулирования конфликтов
1. Игнорирование действий оппозиции как не представляющих реальной
угрозы (условие для возникновения терроризма)
2. Репрессии властей портив «нарушителей общественного порядка» (наиболее часто используется)
3. Частичная реализация требований оппозиции с целью притупления остроты политического конфликта
Слайд 51Авторитарный процесс урегулирования конфликта
Лавирование
Выбор методов урегулирования конфликта между демократическими и тоталитарными
Слайд 52Правовые способы разрешения конфликтов
Референдум
Выборы в органы
государственной власти
Митинги, пикетирование,
забастовки,
политические шествия
Согласительные
комиссии
в законодательном
процессе
Система разделения
властей
Деятельность
Конституционного суда
Процедура импичмента
Слайд 54Выборы в органы государственной власти
Слайд 55Митинги, пикетирование, забастовки, политические шествия
Слайд 56Согласительные комиссии в законодательном процессе
Слайд 58Деятельность
Конституционного Суда
Слайд 60
4. Региональные
политические
конфликты
Слайд 61Регион
Часть целостного территориального пространства, отличающаяся общностью географических, исторических, экономических и иных
признаков
Слайд 62Виды региональных конфликтов
Центропериферийные
Борьба за лидерство в регионе
Конфликты с участием
центросиловых держав
Открытое участие
центров силы
в региональном конфликте
Постоянное «раздувание» конфликта извне
(Корея: СЕВЕР-ЮГ, Вьетнам: СЕВЕР-ЮГ,
КНР-Тайвань)
Слайд 63Виды региональных конфликтов
Войны за австрийское и испанское наследство второй половины XVIII
в.
Конфликт между Австрией и Пруссией в рамках Германского союза во второй в середине XIX в.
Региональные
во внешнеполитической сфере
межкоалиционные
внутрикоалиционные
Слайд 64Виды региональных конфликтов
На этнорелигиозной почве (арабо-израильский в Палестине, баски, курды, ирландцы)
На
идеологической почве (Никарагуа: контрас и санднисты)
Региональные конфликты во
внутриполитической сфере
(локальные)
Слайд 65Виды региональных конфликтов
Региональные конфликты во
внутриполитической сфере
(локальные)
интернационализированные
неинтернационализированные
Слайд 66Причины региональных конфликтов
на пространстве СССР
Распад СССР, дестабилизация политической ситуации в
регионах бывшего СССР
Разнообразный этнически состав населения при значительном различии в политико-правовом, историко-культурном статусе этносов вызвал обострение проблемы статуса территорий, на которых эти этносы проживают
Национальное самосознание дезориентировано связи с крахом господства коммунистической идеологии и отсутствием общей идеи, способной объединить население бывшего СССР
Слайд 67Типы региональных конфликтов на пространстве бывшего СССР
Доминирующую роль играют территориальные притязания
Вопрос
о выходе из России и полной государственной самостоятельности
территориальные
сецессионные
Требования о расширении административно-управленческих полномочий в регионе
статусные