Слайд 1Образ России в
современном мире
Имидж
Бренд
Слайд 2Имидж и Бренд: понятийный аппарат
Имидж – продвижение общего позитивного представления о
стране:
Америка – страна демократии
Россия – русская классическая литература
Бренд – продвижение (кампания) некой черты нации или государственной политики
Президент Барак Обама – символ новой Америки
Суверенная демократия в России – это символ новой России
Слайд 3Особенность современной системы международных отношений
Информационная эпоха – условие противостояния (конкуренции) визуального
ряда, информационного потока>>
Происходит борьба за доминирование в международном информационном нарративе и за доверие к источнику новостей ( Russia Today или CNN)
Слайд 4Особенность современной системы международных отношений
Информация, созданная правительствами, транслируется в другие страны
посредством Интернет:
Радио
ТВ
Социальные сети >>
Слайд 5Особенность современной системы международных отношений
«В глобальной политике происходит борьба за доверие.
Традиционные механизмы влияния как военная сила или экономика уже не могут продвигать интересы государств на международной арене. Сегодня побеждает тот, чья story распространяется быстрее по каналам СМИ, и которой доверяет население»:
Аль Джазира (арабский канал) и
Аль Хурра (американский канал) в странах Ближнего Востока:
55 % слушателей против 15 %
Слайд 6«мягкая сила» как инструмент создания имиджа или бренда страны
Nye J. Soft
Power: The Means of Success in World Politics., 2004:
«достижение внешнеполитических целей возможно не только посредством военных интервенций или экономического давления, а посредством убеждения (привлечения, притяжения, обозначенного как attraction) зарубежной аудитории к ценностям определенного государства или нации>>
Слайд 7«мягкая сила» и публичная дипломатия
Институт публичной дипломатии (public diplomacy) дипломатии стал
основным методом реализации данной концепции.
Публичная дипломатия – правительственная политика, направленная на продвижение положительного имиджа страны и изменение зарубежного общественного мнения
Слайд 8Российская публичная дипломатия (с 2004-2005 гг.)
Правительственные институты:
МИД
Russia Today
Voice of Russia
Русский
мир (фонд)
Неправительственные акторы:
Российские туристы
Академическое сообщество и т.д.
Слайд 9Российская публичная дипломатия: проблема
Наличие в международном общественном мнении негативных стереотипов о
России:
Стереотип –устойчивое и упрощенное представление о государстве и нации («все американцы – необразованные, все русские пьют водку»)
Слайд 10Россия: основные негативные стереотипы
Угроза для Европы
Имеет имперские амбиции на постсоветском пространстве
Использует
энергетическую дипломатию для политического давления
Агрессивная страна
Слайд 11Российская публичная дипломатия: методы изменения общественного мнения
Информационные: интерактивное ТВ
Обучение особых соц.
– проф. групп
Политические кампании (political advocacy) – лоббирование интересов (Ketchum Inc.)
Аналитические (listening) – анализ ОМ через социальные сети
Обмены в области культуры
Спорт
Изменение политической культуры – через формирование лояльных политических лидеров
Слайд 12Информационные программы – самые эффективные в публичной дипломатии
Российский подход:
Тезис о негативном
восприятии страны >> антитезис-доказательство существования тезиса как мифа
Объяснение политики, сравнение с другими странами >>
Вывод: Russian politics is determined
Пример: Канал Russia Today: http://rt.com
Серия документальных фильмов «Cracking myth…
Слайд 13Информационные программы – самые эффективные в публичной дипломатии
Какие бренды страны продвигаются:
civil
and cooperative country
Democracy is developing
Economy is booming
Abundance of opportunities for its citizen
Russia is free from old stereotypes (ксенофобия, например)
Специфика: продвижение положительного имиджа руками западных журналистов
Слайд 14Продвижение имиджа: основные препятствия
Реальная политика несовместима с продвигаемым имиджем (преодолимо)
Ориентация правительств
на Индекс Анхольта (Nations Brands Index)– показатель популярности и положительного имиджа стран
Измеряет отношение к стране посредством следующих критериев:
Слайд 15Nations Brands Index: критерии измерения положительного имиджа страны
Восприятие товаров страны в
другом государстве
Отношение к правительству
Культурное наследие
Оценка качеств населения
Туризм – привлекательна страна?
Инвестиции и миграция – привлекательна страна для студентов, ученых и т.д.
Слайд 16Nations Brands Index, 2009: ранжирование (50 стран)
США
Франция
Германия
Великобритания
Япония
Италия
Канада
Швейцария
Австралия
Испания, Швеция….
21) Россия