Политические партии, партийные системы и общественно - политические движения презентация

Содержание

Политические партии: сущность, признаки, место и роль в политической системе общества Политические партии - институт сравнительно молодой (пo сравнению, например, с государством). Ему около 200 лет. Политическая партия - это

Слайд 1Тема: Политические партии, партийные системы и общественно - политические движения


1. Политические

партии: сущность, признаки, место и роль в политической системе общества
2. Становление современной партийной системы России
3. Политические организации и движения

Слайд 2Политические партии: сущность, признаки, место и роль в политической системе общества

Политические

партии - институт сравнительно молодой (пo сравнению, например, с государством). Ему около 200 лет. Политическая партия - это специализированная, организационно упорядоченная группа людей, ставящая целью завоевание власти путем победы на выборах или иными способами.


Партии современного типа, т.е. хорошо организованные и дисциплинированные объединения, возникают в эпоху утверждения всеобщего избирательного права. Зарождение политических партий всегда шло «на встречных курсах»: сверху вниз и снизу вверх.


Слайд 3Признаки, отличающие партии от других политических групп
I) конечная цель партии -

завоевание власти или участие в ее осуществлении (даже если в период своего становления или неблагоприятной политической конъюнктуры она объективно не может этого осуществить);
2) четко выстроенная, формализованная структура, закрепляемая уставными документами;
3) наличие общей идеологии (даже если партия группируется вокруг какого-либо харизматического лидера);
4) наличие программы действий по широкому кругу экономических, социальных и политических вопросов и проблем, которыми озабочено население;
5) претензии на представительство и реализацию общенациональных интересов.

Слайд 4Основные функции партий в политической системе
выявление и представление интересов

различных социаль­ных групп;
агрегирование интересов (поскольку групп в обществе много и они неоднородны, то партиям приходится укрупнять и су­бординировать интересы разных по численности и влиянию групп, выстраивать их в некую иерархию, пытаясь найти точки совмещения);
борьба за завоевание политической власти или хотя бы уча­стие в ней;
институциализация политического участия граждан, т.е. вве­дение стихийной политической активности масс в некое упорядоченное и безопасное для общества русло;
формирование и пополнение политической элиты;
разработка идеологий, определение целей и построение про­грамм политического и общественного развития;


Слайд 5Основные функции партий в политической системе
7) обеспечение коммуникаций между различными

слоями общества и государством;
8) политическая социализация, организация процесса усвоения индивидами норм и ценностей политической культуры;
9) формирование правительств в парламентских формах правления (как республиканских, так и монархических);
10) критика политических оппонентов, инициирование дискус­сий, поиск оптимальных решений политических проблем.



Слайд 6Критерии типологизации политических партий
1) участие в осуществлении власти;
2) отстаиваемая идеология;
3) место в политическом спектре;
4) организационное

строение и условия членства;
5) характер выбираемых средств борьбы за власть и др.


Слайд 7Типы партий


Слайд 8Кадровые партии формируются по типу «сверху вниз». Их ядром всегда является

группа людей, уже завоевавших в политической иерархии определенное место. Это может быть парламентская фракция или группа чиновников в высших органах исполнительной власти, но в любом случае –
это уже «засветившиеся» в политике люди,
которые нуждаются в формально выраженной
легитимации своего положения,
своеобразном оправдании своих
властных амбиций. Эти партии
активнейшим образом используют
доступный им «административный ресурс».
Структура таких партий доста­точно
расплывчата, аморфна. Идеологическому M. Дюверже
обеспечению боль­шого внимания не уделяется. Активизируют они свою деятельность главным образом в периоды предвыборных кампаний. Часто такие партии становятся «партиями власти».



Слайд 9Массовые же (в терминологии М. Дюверже) партии построены по обратному принципу

- «снизу вверх». Они возникают на основе каких-либо сложившихся политических движений - рабочих, профсоюзных, конфессиональных и т.д.
Главный козырь таких партий и электоральной борьбе обозначен в самом их названии - это массовость и организованность. Классическими примерами массовых партий считаются Лейбористская партия Великобритании, Социал- демократическая партия Германии и др.

Слайд 10Конституционные всегда действуют в рамках так называемого «правового поля», полагаясь исключительно

на узаконенные методы достижения власти. Они не претендуют на монополию в постижении идеологических истин, безусловно, признают право других партий на существование, готовы расстаться с властью в случае поражения на выборах, в общем, стараются соблюдать «правила игры» в политике.
Для партий революционного толка каких-либо ограничений в священном для них деле борьбы за власть не существует. Высшая точка активности такой партии - мятеж, революционное восстание масс, опрокидывающее старый порядок. При этом «революционеры» не игнорируют и мирных средств политической борьбы.

Слайд 11Партийная система - это совокупность определенных партий и взаимодействий между ними,

характерных для данной политической системы (политического режима).

Виды партийных систем:
однопартийные;
двухпартийные;
многопартийные

Одной из наиболее популярных типологий партийных систем в политической науке стала их классификация, предложенная итальянским исследователем Д. Сартори. Он выделил по принципу роста количества партий семь основных типов партийных систем


Слайд 12Однопартийные системы. В них допускается существование единственной партии, фактически срастающейся с

государственным аппаратом. Такая конструкция существовала в нашей стране с 1918 по 1989 г., в настоящее время она сохраняется на Кубе, в КНДР.
Системы партии-гегемона. Формально это системы многопартийные, поскольку в них допускается существование нескольких партий. Однако реальную политическую силу представляет только одна - партия-гегемон, устанавливающая полный контроль над всеми политическими процессами в стране.
Системы доминирующей партии. «Доминирование» в партий­ной системе существенно отличается от «гегемонии». Оно фиксирует факт длительного пребывания у власти какой либо крупной партии при относительно свободном политическом климате. Но в этом случае у оппозиционных сил все- таки есть возможность при благоприятном стечении обстоятельств «оттеснить» доминирующую партию от власти.

Партийные системы по Д. Сартори


Слайд 134) Двухпартийная, биполярная, система. В таких системах пар­тийная жизнь сводится к

соперничеству двух крупных партий, которые сменяют друг друга в так называемом «маятниковом режиме». Классическими примерами этой системы считаются США (республиканцы против демократов) и Великобритания (лейбористы против консерваторов).
5) Системы умеренного плюрализма. В них присутствует от трех до пяти партий, покрывающих весь идеологический спектр, но при этом тяготеющих к его центру. К этому типу можно отнести партийные системы Франции, Бельгии, Испании.
6) Системы крайнего плюрализма включают от шести до восьми партий. Для них больше характерна поляризация идеологи­ческого спектра. А для образования правительства (в парла­ментских системах) требуется образование сложных коали­ций, которым трудно обрести устойчивость (Финляндия, Нидерланды).

Партийные системы по Д. Сартори


Слайд 147) Атомизированные системы насчитывают более восьми пар­тий. В этом случае, по

мнению Д. Сартори, партийная система распадается на отдельные «атомы». Количество партий в ней - 10 или 100 - уже не имеет существенного значения. (Система чрезвычайно фрагментирована, раздроблена, влияние партий незначительно, избиратель окончательно запутан.

Партийные системы по Д. Сартори


Слайд 15Многопартийность считается одним из важнейших критериев демократичности политического режима. Её положительные

стороны:

создается конкурентная политическая среда, в которой укрепляются традиции дискуссии, соглашения и компромисса;
увеличиваются возможности адекватного представительства интересов большего числа социальных групп;
формируется «ответственное» правительство, понимающее, что серьезные ошибки чреваты для него смещением;
предлагается больше решений политических проблем, и притом лучшего качества;
более надежно работает механизм обратной связи с населением;
для рядовых граждан расширяются возможности политического участия и т.д.


Слайд 16Слабые стороны превышающей определенный порог многопартийности
1) приводит к чрезмерному дроблению электората и,

как результат, к вымыванию из системы многих политических партий; чем больше партий или избирательных объединений участвуют в выборах, тем меньшее их количество в итоге попадает в парламент: избиратели, понимая, что у их партии нет шансов пробиться в парламент, отдают голоса тем крупным партиям, которые гарантированно проводят своих депутатов в выборный орган власти;
2) вызывает чрезмерную фрагментацию фракционной структуры парламента; огромное количество сил и времени депутатов уходит на межфракционную борьбу, от чего снижается эффективность их законотворческой деятельности;
3) затрудняет в парламентских системах формирование устойчивого правительства (там, где требуется создание сложных коалиций);
4) вызывает к жизни феномен «безответственной оппозиции»: мелкие партии, не имея реальной возможности пройти в парламент, начинают раздавать заведомо невыполнимые обещания, понимая, что отвечать за них не придется; это «раскачивает политическую лодку», способствует радикализации политических настроений масс и т.д.

Слайд 172. Становление современной партийной системы России

Этапы формирования партийной системы в России



Слайд 18К концу 1990-х годов в российской партийной системе начали явственно проступать

черты «систем крайнего плюрализма» или даже «атомизированных» (по типологии Д. Сартори).
Принятый в 2001 г. Федеральный закон «О политических партиях» серьезно ужесточил требования к общественно-политическим организациям, которые хотят иметь статус партии. Законом устанавливалась минимальная численность состава партии - не менее 10 тысяч человек. (Принятые в 2004 г. поправки к данном закону подняли эту цифру до 50 тысяч человек. Следующие правки ее слегка понизили - с 2010 г. требуется 45 тысяч человек, а с 2012 г. еще меньше - 40 тысяч человек.) Кроме того, партиям предписано иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Федерации. Оговаривалась в законе и численность этих отделений - не менее 500 человек (с 2010 г. - 450 человек). При этом закон о партиях наделил эти организации фактическим монопольным правом на участие в выборах.

Слайд 19Закон не только наделяет партии этим правом, но и обязывает его

использовать: если партия пять лет подряд не принимает участия в выборах, то она подлежит ликвидации. Параллельно были внесены изменения и в избирательное законодательство: повышен до 7% избирательный порог (только партии, набравшие большее количество голосов, могут быть представлены в Государственной Думе); смешанная избирательная система выборов высшего органа законодательной власти РФ в 2005 г. была заменена на пропорциональную.

Слайд 20Главные цели перестройки партийной системы - укрупнение партийной системы, отсечение мелких

недееспособных партий, активизация деятельности остающихся партий на региональном уровне. Количество политических партий в России резко пошло вниз. Если в 1999 г. в России было зарегистрировано 139 партий, то и 2004 г. их осталось 48, в 2005 г. - 36, в 2008 - 14. В 2010 г. пройти в Министерстве юстиции РФ регистрацию в качестве политической партии удалось только семи организациям:
«Единая Россия»
«Справедливая Россия»
ЛДПР
КПРФ
«Справедливая Россия»
«Патриоты России»
«Яблоко»

Слайд 21«Единая Россия» занимает в политическом спектре центристские позиции,
КПРФ - традиционно

левые,
«Справедливая Россия» и Патриоты России» - левоцентристские,
ЛДПР - неопределенно- популистские,
«Яблоко» - леволиберальные, «Правое дело» - праволиберальные.

Такая конфигурация нашей партийной системы позволяет квалифицировать ее как «систему с доминирующей партией». Она сложилась в «нулевые» годы текущего столетия под действием двух основных факторов:
целенаправленных усилий президентской ветви власти по упорядочиванию и укрупнению партийной системы;
сдержанного отношения населения к самому институту политических партий.


Слайд 22Итоги трансформации российской партийной системы в первое десятилетие XXI в. можно

представить следующим образом:
1) произошло ее существенное укрупнение;
2) оформилась система с доминирующей партией;
3) осуществлено «усмирение» или «вымывание» партийно-политической оппозиции;
4) запущен процесс «партизации» власти (партийная составляющая полити­ки в целом увеличивается).

Слайд 23Наряду с партиями важнейшим звеном,
связывающим государство с гражданским
обществом, являются

группы интересов.
(В отечественной научной традиции ранее
использовалось понятие «политические
организации и движения».
Но закрепившийся в мировой
политологии термин «группа интересов»
более точен: ведь к политическим
организациям относятся и государство,
и партии).
Основоположником концепции «групп интересов» считается американский социолог и политолог Артур Бентли (1870-1957

3. Политические организации и движения


Слайд 24По мнению Бентли, первичным субъектом политического процесса следует считать социальную группу

интересов, т.е. объединение людей на основе общности интересов и действий в конкретной политической ситуации. Их задача - формулировка и агрегирование (объединение нескольких элементов в одно целое) различных социальных интересов и воплощение их в конкретные требования к обществу и государству. В числе таких групп интересов, как правило, представлены ассоциации предпринимателей, профсоюзы, молодежные и ветеранские организации, союзы и общества фермеров, деятелей науки, культуры, религии, экологические, феминистские и прочие движения, организации различных меньшинств и т.д.
Взаимодействие таких групп и государства Бентли считал серд­цевиной политического процесса. Конкуренция различных групп интересов между собой за наибольшее влияние на государство спо­собствует демократизации политической жизни.

Слайд 25Группами интересов сегодня принято называть добровольные объединения, ассоциации граждан, формирующиеся в

целях выражения и отстаивания своих политически значимых интересов в отношениях с государством и другими политическими институтами.

Ключевые отличия групп интересов от партий:
1) группы интересов не претендуют на завоевание политической власти, ограничиваясь оказанием на нее влияния, давления;
2) если политические партии стремятся встроиться в механизм государственного управления, они пытаются действовать «изнутри» государственной машины, группы интересов, как правило, действуют «извне», не пытаясь инкорпорироваться (включаться) в механизм государственной власти;
3) у подавляющего большинства групп интересов отсутствуют широкие политические программы и идеологические платформы;
(4) группы интересов, как правило, не являются чисто политическими организациями по своим основным целям; политический характер их деятельности придает необходимость отстаивать свой интерес, апеллируя к государственной власти.


Слайд 26Группы интересов выполняют сходные с партиями политические функции:
1)формулирование и выражение интересов

различных социальных групп;
2)привлечение внимания власти к той или иной общественно значимой проблеме;
3)поиск и предложение способов решения различных общественных проблем;
4)оказание давления на государство и другие политические институты в целях принятия устраивающих группу решений;
5)институциализация политического участия граждан и др.

Группы интересов можно классифицировать по различным основаниям, например, по сферам формирования и деятельности групп:


Слайд 27В экономической сфере группы интересов проявляются в организации предпринимательских объединений («Российский

союз промышленников и предпринимателей», например), отраслевых союзов («Национальный союз производителей зерна России»), обществ потребителей («Союз потребителей Российской Федерации»), профессиональных союзов и т.п.

В социальной сфере формирование групп интересов обусловлено наличием недостаточно социально защищенных слоев населения («Союз пенсионеров России», «Союз инвалидов России»


Слайд 28В политической сфере деятельность групп интересов, как правило, фокусируется на защите

политических прав граждан («Московский правозащитный центр», «Центр развития демократии и прав человека», правозащитное общество «Мемориал» и др.).

В духовно-культурной сфере постоянно возникают организованные группы, интересы которых часто требуют апелляции к государственным институтам (научные ассоциации, союзы художником, писателей, артистов, религиозные объединения, культурные сообщества и т.д.).


Слайд 29По характеру и способам формирования:
Традиционные группы вырастают на почве общинных отношений.

То есть они основаны на общем происхождении людей и традиционных связях между ними. Речь идет о роде, племени, этносе и т.п. Эти группы не создаются специально, а возникают «естественным путем».

Институциональные группы базируются на формальных организациях внутри государственного аппарата. Их влияние связано с близостью к процессу принятия политических решений. Характерные примеры таких групп - бюрократия (чиновничество) центрального и регионального уровней власти, армейский генералитет, управленческий аппарат органов безопасности, управленческая верхушка военно-промышленного комплекса и т.д.


Слайд 30 Ассоциативные группы - это добровольные объединения людей, снизанных общими интересами, взглядами

и готовностью действовать во имя их реализации. Принадлежность к этим группам определяется личным выбором человека.
Подраздляются на:секторальные и общесоциальные.
Секторальные представляют и за­щищают интересы какого-либо «сектора» или «сегмента» общества: отраслевые профсоюзы, промышленные, торговые и прочие деловые ассоциации, ветеранские, земляческие, конфессиональные союзы и т.п.
Общесоциальные создаются для того, чтобы отстаивать общезначимые цели и ценности: охрана окружающей среды, соблюдение прав человека и т.д.


Слайд 31Политические движения
Политическое движение - это форма массовых коллективных действий людей, объединяемых

общими взглядами и убеждениями.
Это в принципе «нестрогая» форма политической организации. Здесь нет официальной регистрации участников или формального членства, постоянной политической «нагрузки» и пр. От приверженцев какого-либо движения требуется лишь сочувствие общему делу и периодические проявления активности.

Во многих европейских странах созданы полноценные политические партии «зеленых», завоевывающие места в парламентах. Движение при этом не превращается целиком в партию. Оно сохраняет свои характеристики массовости, отсутствия формальной иерархии и систематической дисциплины. Но в его структуре появляется некое партийное ядро, придающее ему большую упорядоченность и дополнительные средства влияния на власть. Кроме экологического, сегодня достаточно серьезную силу набрали правозащитное, феминистское, антиглобалистское движения.


Слайд 32Методы, используемые группами интересов. Лоббизм
формирование благоприятного для себя общественного мнения с

помощью пропагандистских кампаний в СМИ;
проведение массовых акций в поддержку своих требований или как выражение протеста против действий властей: митингов, маршей, демонстраций, забастовок, пикетов и пр.;
инициирование судебных процессов;
оказание поддержки различным политическим силам в период проведения предвыборных кампаний;
публичный общественный контроль за действиями органов власти;
профессиональная независимая (негосударственная) экспертиза социально значимых проектов;
обращение к авторитету международных организаций и т.д.

Слайд 33В политической лексике термином «лоббизм» обозначают особый механизм воздействия на властные

структуры, целью которого является принятие того или иного законопроекта, выгодного определенным социальным группам.
Слово «lobby» в переводе с английского означает «коридор», «вестибюль», а в отношении к парламенту - его кулуары.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика