Слайд 2Структура политической системы (компоненты)
Политическая система
Политическая деятельность – политическая активность субъектов политики
по реализации своих интересов
Политическое сознание – система взглядов, идей, теорий, отражающих политическую жизнь, политические процессы и явления
Политические нормы, обычаи, традиции, регулирующие политические отношения
Личность – носитель политического интереса как осознанного источника политического поведения
Политические организации, институты власти, центры управления общественными процессами
Политические отношения – взаимодействия между субъектами политики, институтами власти
Слайд 3
2. Нормативная подсистема:
Конституция, законы;
программы и уставы полити-
ческих партий и
обществен-
ных организаций; нормы
политической морали, поли-
тические традиции и обычаи.
1.Институционально-субъектная подсистема:
государство, партии, общественные организации;
группы давления, группировки элиты;
Политические лидеры; электорат; СМИ
6. Информационно-комму-
никативная подсистема:
формы, методы, способы
политического общения и
обмена политической инфор-
мацией; средства полити-
ческой коммуникации.
3. Духовно-культурная под-
система:
политические интересы;
формы политического созна-
ния; политическая наука,
политическая идеология,
общественное мнение;
политические ценности.
5. Функционально-дея-
тельностная подсистема;
политические цели;
функции политической
системы: входные,
внутрисистемные, вы-
ходные; совокупность
направлений, форм и
методов политической
деятельности
Политическая
система
4. Подсистема политичес-
ких отношений:
политические отношения:
борьбы-соперничества-
сотрудничества,
субординации-координации;
политические связи:
функционирования,
развития, управления,
совокупность статусно-
ролевых моделей
политического поведения
Слайд 4Политические партии
Основные признаки
Борьба за власть, ее использова-
ние или контроль над нею
Структура
Партийный
аппарат
Финансовый орган
Секретариат
Рядовые члены партии
(партийные массы)
Сторонники партии
спонсоры, меценаты
Организованное объединение
людей на добровольной
основе
О
Выступает носителем
определенной идеологии.
Выражает и отстаивает
интересы определенных слоев
и классов
Нацелена на завоевание
политической власти
Функции
Выявление и обоснование
политических интересов
шшш
Разработка партийной
идеологии, ведение партий-
ной пропаганды, формирова-
ние общественного мнения
Политическая социализация
граждан
Формирование политической
элиты, политических лидеров
Выработка программ и
стратегии развития общества
Слайд 5Понятие политической системы
вошло в научный лексикон политологов в 1950–60 г.;
вызвано развитием
системного подхода к анализу политических явлений и процессов.
Слайд 6Системный подход в социальных науках
Толкотт Парсонс (1902-1979)
американский социолог-теоретик, глава школы
структурного функционализма, один из создателей социальной антропологии
Слайд 7Системный подход в социальных науках
общество представляет собой сложную целостную полисистему, состоящую
из ряда подсистем (экономической, политической, правовой, идеологической, этической и др.)
Все подсистемы отличаются только им свойственными структурами, функциями, ценностями, нормами и т. д.
Слайд 8Политическая подсистема
одна из важнейших подсистем совокупной общественной системы;
с одной стороны, взаимодействует
с другими социальными подсистемами (экономической, идеологической и др.), образующими ее среду;
с другой стороны, обладает относительно самостоятельной целостностью и включает ряд подсистем и элементов.
Слайд 9Специфические задачи политической системы
обеспечение интеграции всех элементов общества и само существование
его как единого, централизованно управляемого организма;
нахождение механизмов разрешения социальных конфликтов и противоречий;
содействие достижению консенсуса различных общественных сил по поводу ценностей, целей и направлений общественного развития во всех сферах.
Слайд 10Определение термина «политическая система»
Совокупность государственных, партийных и общественных органов, организаций, личностей,
участвующих в политической жизни страны.
Слайд 11Определение термина «политическая система»
система взаимоотношений государственных и негосударственных политических институтов, исполняющих
определенные функции относительно защиты интересов социальных групп
Слайд 12Подсистемы политической системы
Институциональная: государство, политические партии и движения, группы давления, СМИ.
Нормативная
или регулятивная: политические, правовые и этические нормы, политические традиции, символы).
Коммуникативная: совокупность всех форм взаимодействия в области политики.
Слайд 13Подсистемы политической системы
Институциональная: государство, политические партии и движения, группы давления, СМИ.
Нормативная
или регулятивная: политические, правовые и этические нормы, политические традиции, символы).
Коммуникативная: совокупность всех форм взаимодействия в области политики.
Слайд 14Подсистемы политической системы
Функциональная: основные направления политической деятельности и способы осуществления политической
власти.
Культурная: совокупность политических взглядов, ориентаций, ценностей, а также поведение людей в области политики.
Слайд 15Системообразующий элемент политической системы
Политическая власть, реализующаяся в обществе главным образом как
власть государственная.
Слайд 16Признаки политической системы
1. Универсальность:
политическая система охватывает своим воздействием все общество.
2.
Контроль:
монополия на применение физического и иного принуждения.
3. Легитимность:
способность выносить обязывающие решения, имеющие высокую вероятность того, что люди им подчинятся.
Слайд 17
Дэвид Истон (род. 1917)
американский политолог.
Применил принципы и методы системного анализа к
изучению политических систем.
Выделил «входы» и «выходы» политической системы.
Слайд 18Входы политической системы
требования;
поддержка.
Слайд 19Требования
распределительные (о зарплате, рабочем времени, условиях получения образования, медицинских услугах и
т.д.),
регулировочные (об обеспечении общественной безопасности, контроле над рынком и производителями и т.д.),
коммуникативные (о предоставлении политической информации, о демонстрации политической силы и др.).
Слайд 20Поддержка
Материальная (выплата налогов, различных обложений, труд на общественных началах и т.д.)
Соблюдение
законов и директив государственной власти
Активное участие в политической жизни (с целью сохранения или изменения политических ценностей)
Слайд 21Выходы политической системы
политические решения;
действия по их реализации
Слайд 22Три типа легитимности политической системы по Д. Истону
идеологическая легитимность: опора на
приверженность граждан ценностям и принципам, которых придерживается руководство;
структурная легитимность: вытекает из убеждения в полезности существующих институтов политической власти и приверженности нормам, в соответствии с которыми данная власть была наделена правомочиями;
Слайд 23Три типа легитимности политической системы по Д. Истону
личностная легитимность: выражение одобрения
деятельности конкретных политических лидеров
Слайд 24Термин «государство» используется:
для выделения страны как политико-географического образования;
для обозначения организации политической
власти, системы институтов власти.
Слайд 25Широкие трактовки термина
политическая форма организации общества, вне его конкретно-исторических проявлений;
политическая общность,
политическое единство людей, организованное под началом государственной власти.
В этом понимании:
государство = общество
Слайд 26Государство в политологии
центр политической системы и институт власти, распространяющейся на всё
общество.
В этом понимании:
государство ≠ общество,
государство - лишь часть общества.
Слайд 27Государство в юридических науках
источник права и закона, упорядочивающих жизнь общества и
деятельность самого государства и его структур.
Слайд 28Государство, власть, политика
Государство – центральный институт власти в обществе.
Государство – концентрированное
осуществление политики власти.
↓
Регулярное отождествление и в теоретическом, и в обыденном сознании этих трех понятий.
Слайд 29Сущностные признаки государства
1. Территория:
пространственная основа государства;
включает сушу, недра, водное и воздушное
пространство, континентальный шельф и т.п.;
может изменяться со временем;
контролируется и защищается государством;
служит основанием для определения статуса человека.
Слайд 30Сущностные признаки государства
2. Население - человеческое сообщество, проживающее на территории государства.
население
≠ народ (нация)
Народ (нация) – социальная группа, члены которой обладают чувством общности и принадлежности к государству благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию.
Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным.
Слайд 31Сущностные признаки государства
3. Публичная власть:
власть, выделенная из общества и не совпадающая
с населением страны;
осуществляется специальными институтами и должностными лицами.
Гос. власть – лишь один из видов публичной власти.
Слайд 32Гос. власть – лишь один из видов публичной власти
Существуют также:
1) международная
публичная власть (власть международного сообщества);
2) политическая негосударственная власть территориальной автономии:
во многих странах автономные образования принимают местные законы в пределах своих полномочий;
Слайд 33
3) политическая негосударственная власть муниципального образования:
власть сравнительно небольшого территориального коллектива, которой
подведомственны вопросы местного значения;
имеет ограниченный характер, полномочия определяются государством;
Слайд 34
4) элементы публичной власти у некоторых общественных объединений:
власть действует в пределах
объединения,
регулирует отношения в нем на основании его устава,
основные отношения объединения вовне регулируются законом (государством).
Слайд 36Государственная власть
Отношения между населением и особой группой людей, осуществляющей управление (политической
элитой).
Власть элиты носит институализированный характер, т. е. осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую систему.
Слайд 37Признаки государственной власти:
публичность (гос. власть представляет общество в целом);
универсальность (способность
решать любые вопросы, затрагивающие интересы общества);
общеобязательность указаний (распространяется на все население и всю территорию).
Слайд 38Легитимность власти
определяет устойчивость и реальную осуществимость власти;
определяется:
законностью установления;
поддержкой населением (население добровольно
признаёт за властью право принимать обязательные решения);
международным признанием.
Слайд 39Легитимность власти
Низкая легитимность
↓
Необходимость опираться на силовое принуждение
Слайд 40Легитимное действие
то, которое не оспаривается никем из игроков, которые имеют право
и возможности это действие оспорить;
перестает быть легитимным, когда субъекту приходится прилагать специальные усилия, чтобы защитить свое право поступать тем или иным образом.
Слайд 41Три типа легитимности власти по М. Веберу
1. Традиционный тип:
основан на
вере в обычай, в священность издревле существующих порядков и властей;
2. Рационально-правовой (легальный) тип:
источник легитимности - рационально понятый интерес, побуждающий людей подчинятся не личности руководителя, а праву, в рамках которого власть избирается и действует;
Слайд 42Три типа легитимности власти по М. Веберу
3. Харизматический (от греч.charisma —
божественный дар) тип:
основывается на вере в исключительные качества руководителя, данные ему свыше (Богом или Природой);
налицо эмоциональное, личностное отношение вождя и массы.
Слайд 43Сущностные признаки государства
4. Право
Право - система, обязательных правил поведения
Правотворчество –
функция и прерогатива государства
Слайд 44Объективное понимание права:
Система норм:
общеобязательных,
формально определенных,
установленных и обеспечиваемых силой государства,
направленных на
регулирование поведения людей и их коллективов в соответствии с принятыми в данном обществе устоями социально-экономической, политической и духовной жизни.
Слайд 45Субъективное понимание права:
предусмотренная (или не запрещенная) законом возможность для лица:
обладать
имущественным или неимущественным благом,
действовать в определенной ситуации способом, установленным правовой нормой,
воздержаться от совершения какого-либо действия.
Слайд 46Сущностные признаки государства
5. Правоохранительные органы.
6. Армия.
7. Налоги.
8. Государственный
суверенитет (независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах).
Слайд 47Форма государства
Форма государства имеет три выражения:
1. Форма правления,
2. Форма политико-административного устройства,
3.
Политический режим.
Слайд 48Форма правления
Форма правления - организация высших органов государства, порядок их образования,
степень участия граждан в их формировании.
2 формы правления:
Монархия,
Республика
Слайд 49Форма политико-административного устройства
способ политической и территориальной организации государства; система взаимосвязей центра
и регионов и распределения власти между ними.
3 формы политико-административного устройства:
унитарное государство,
федерация,
конфедерация