Слайд 1Политическая и социогуманитарная составляющие идеологии белорусского государства
Слайд 21. Конституция Республики Беларусь – форма юридического закрепления базовых положений идеологии
белорусского государства.
2. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации - высшая ценность и цель белорусского общества и государства .
3. Идея социального государства и его реализация в законодательстве и политике Республики Беларусь.
4. Политика белорусского государства в области этнических и конфессиональных отношений.
5. Идеология и экономика. Экономическая политика республики Беларусь
Слайд 6Структура Конституции Республики Беларусь
Преамбула
Раздел I. Основы конституционного строя
Раздел II. Личность, общество, государство
Раздел III. Избирательная система. Референдум
Глава 1. Избирательная система
Глава 2. Референдум (народное голосование)
Раздел IV. Президент, Парламент, Правительство, Суд
Глава 3. Президент Республики Беларусь
Глава 4. Парламент – Национальное собрание
Глава 5. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь
Глава 6. Суд
Раздел V. Местное управление и самоуправление
Раздел VI. Прокуратура. Комитет государственного контроля
Глава 7. Прокуратура
Глава 8. Комитет государственного контроля
Раздел VII. Финансово-кредитная система Республики Беларусь
Раздел VIII. Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения
Раздел IX. Заключительные и переходные положения
Слайд 7Конституционный строй имеет две стороны
Формальная
(проявляется в структуре государственных и негосударственных институтов,
их компетенции и принципы их взаимодействия)
Содержательная
(это реальное функционирование государства и общества процессуальное изменение действия конституционных норм)
Слайд 8Основы конституционного строя составляют:
Статья 52. Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь,
обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции
Слайд 10Личные (гражданские) права и свободы граждан РБ (Конституция, статья 24 –
32)
Слайд 11Виды политических прав и свобод граждан
РБ (ст. 33-40)
Свобода мнений, убеждений
и их свободное выражение
Право на свободу объединения
Право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей
Право свободно избираться и быть избранным в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании
Право равного доступа к любым должностям в государственных органах
Другие права
Слайд 12Экономические права граждан РБ (ст. 41-44)
Гарантируется право на труд как наиболее
достойный способ самоутверждения человека, т.е. право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, а так же здоровья и безопасности условий труда
Право на отдых
Государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению
Лицам, работающим по найму, гарантируется я справедливая доля вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего им и его семьям свободное и достойное существование
Слайд 13Социальные права граждан РБ (ст. 45,47 – 50)
Гарантируется право на охрану
здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения
Гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом
Право на жилище
Право на образование
Право сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию национальной принадлежности
Слайд 14Основные обязанности граждан РБ
Обязанность охранять природную среду
Обязанность принимать участие в финансировании
государственных расходов путем налогов и пошлин
Обязанность защищать РБ
Обязанность беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности
Обязанность уважать достоинство, право, свободы, законные интересы других лиц
Обязанность соблюдать конституцию
Слайд 16Социальная политика
Социальная политика государства- действия правительства, направленные на распределение и перераспределение
доходов различных членов и групп общества.
В широком смысле социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые “стартовые условия” для граждан страны
Слайд 17Социальная политика
Именно из за социальной благоустроенности зависит эффективность
производства, благосостояние государства. В первую очередь должен быть создан нормальный уровень жизни простым гражданам (среднему классу). Социальная забота государства о своих гражданах требует больших финансовых вложений.
Поэтому эффективная социальная политика государства является одной из первоочередных задач перехода к рыночным отношениям и выхода экономики из кризиса.
Слайд 18Закон Республики Беларусь 7 декабря 2009 №65-З "Об основах государственной молодежной
политики"
Закон Республики Беларусь 9 ноября 1999 г. N 305-З "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь"
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 4 апреля 2006 г. № 200 "Об утверждении республиканской программы "Молодежь Беларуси" на 2006–2010 годы
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 12 января 1996 г. № 18 "О специальном фонде Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи"
Слайд 20
Политика белорусского государства в области этнических и конфессиональных отношений.
Слайд 21
Статья 14. Государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на
основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов.
Статья 15. Государство ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь.
Слайд 22
Статья 50. Каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто
не может быть принужден к определению и указанию национальной принадлежности.
Оскорбление национального достоинства преследуется согласно закону.
Каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения.
Слайд 23Нация (от лат. natio — племя, народ)
— социально-экономическая, культурно-политическая
и духовная общность людей индустриальной эпохи, сложившаяся в результате становления государства, фаза развития этноса (по ступеням: род — племя — народность — народ — нация), в которой данный конкретный этнос обретает суверенитет и создает собственную полноценную государственность. Может рассматриваться как форма этнической жизни индустриальной эпохи.
Национальная политика
— всесторонне обоснованная система мер, осуществляемых государством в сфере национальных отношений, направленная на реализацию национальных интересов разрешение национальных противоречий.
Слайд 24Принципы национальной политики.
Первый принцип - научный анализ и творческое осмысление осуществления
национальной политики в нашей стране и за рубежом. Основные положения национальной политики - равноправие народов, взаимовыгодное сотрудничество, взаимное уважение интересов и ценностей всех народов, непримиримость к шовинизму и т.д.
Второй принцип - стабильность территориальных границ национально-государственных образований.
Третий принцип - учет взаимосвязи и взаимодействия реформ в экономической, политической, духовной и национальной сферах. Основой национальных отношений является нормально функционирующая экономика и потребительский рынок.
Четвертый принцип - целостность национальной политики, учет взаимосвязи всех ее компонентов. Развитие рыночных отношений, изменения в хозяйствовании и оплате труда, в кадровой политике, в духовной жизни, в работе средств массовой информации должны быть направлены на уважение чести и достоинства каждого человека.
Пятый принцип - формирование этики межнациональных отношений, исключение всех форм насилия, несправедливости.
Слайд 25Национальный состав населения Беларуси
По данным переписи населения 1999 года, на территории
Беларуси проживают представители более 130 национальностей.
Наиболее многочисленные из них:
• белорусы – 81,2%, наибольший удельный вес в Минской области – 87%, наименьший – в Гродненской – 62%;
• русские – 11,37%, наибольший удельный вес в Минске – 16%, наименьший – в Брестской области – 9%;
• поляки – 3,94%, наибольший удельный вес в Гродненской области – 25%, наименьший – в Могилевской – 0,2%;
• украинцы – 2,36%, наибольший удельный вес в Брестской области – 4%, наименьший – в Витебской – 2%;
• евреи – 0,28%, расселены по всей территории Беларуси. Наибольший удельный вес в Гомельском и Витебском районах (по 0,7%), в Минске и Бобруйске (по 0,6%).
Слайд 26Политика и религия
Статья 16. Религии и вероисповедания равны перед законом.
Взаимоотношения государства и
религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.
Запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности.
Слайд 27Политика и религия
Статья 31. Каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к
религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом.
Слайд 29Сущность политики в области религии
Самым существенным моментом в отношениях религии и
политики является вопрос о наиболее эффективном, с точки зрения общества, их сосуществовании; о наиболее разумном методе государственного управления населением, исповедующем различные религии.
Как показывает практика, самой разумной является политика доброго сосуществования и равноправного развития различных конфессий и государства.
Слайд 30Церковь и государство
Отношения «церковь/государство» и
«религия/политика» не тождественны, хотя и очень тесно
связаны.
Связь эта выражается в частности в том, что при сближении церкви и государства самостоятельная политическая активность церкви ослабевает, и заменяется совместной активностью вместе с государством, а при отделении церкви от государства наоборот возрастает.
Слайд 31Уровень религиозности в Беларуси
Согласно исследованию центра Gallup, (2008) 27 % граждан Республики
Беларусь признали, что религия играет важную роль их повседневной жизни. По этому показателю Белоруссия входит в число 11 наименее религиозных стран мира.
Общее количество верующих в постсоветский период выросло, так в 1987 году оно составляло всего 15% населения, но уже 10 лет спустя по итогам проведённого в 1997 опроса, 49,4% населения выбрало вариант «Да, я верю в Бога». По данным на июль 2010 года число верующих составляло 58,9%.
Слайд 32Конфессиональный состав
Данные аппарата Уполномоченного по делам религий и национальностей Республики Беларусь
Из 58,9% населения считают себя верующими.
82,5% принадлежат к Русской православной церкви (Белорусский экзархат),
12% причисляют себя к Римско-католической церкви,
4% населения относится к восточным религиям (в первую очередь к исламу, а также к индуизму (кришнаизм) и бахаи,
2% к протестантским деноминациям (пятидесятникам, баптистам,адвентистам седьмого дня, лютеранам, и др.),
Согласно этим же данным, регулярно посещают богослужения около 18% православных и 50% католиков.