Слайд 1Основы журналистики
2 семестр, в/о
доцент Лукина Мария Михайловна
Слайд 2Основы журналистики: общая структура курса
Основы журналистики-1 семестр (макроуровень ): СМИ
и журналистика как социальный институт (общественная миссия, функции, ценности, особенности национальной медиасистемы) – медиасреда как условие профессиональной деятельности
Основы журналистики-2 семестр: журналистика как профессиональная деятельность, содержание СМИ, журналистский текст, основные методы, новостная журналистика – технологические основы журналистской деятельности
Основы журналистики-3,4 семестры: профессиональные специализации в журналистике (тематические, отраслевые, жанровые) - учебная платформа для творческого самоопределения в профессии
Слайд 3
Учебные компоненты
курса «Основы журналистики-2»
Лекции: введение основных понятий, моделирование базовых
компетенций, систематизация информации, контрольные задания.
Практические занятия: освоение теоретического знания, анализ профессионального опыта, упражнения-тренинги для развития журналистских качеств.
Практикумы: практическое освоение дисциплины, формирование базовых практических навыков, моделирование практических ситуаций.
Летняя учебная практика: самостоятельная работа в «полевых» условиях
Слайд 4 Отчетность – экзамен:
балльно-рейтинговая система
Итоговая экзаменационная оценка складывается из баллов, набранных
студентом за:
Критерии under construction
Слайд 5Учебная литература и источники
Презентации лекций
Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. –
Последнее издание
Технология новостей от Интерфакса. - М.: 2011
Фихтелиус Э. Новости. Сложное искусство работы с информацией. – М.: 2008
Лукина М.М. Технология интервью. – Последнее издание
Тертычный А.А. Методы профессиональной деятельности журналиста. – М.: 2011
Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика. – М.: 2011
Слайд 6Основы журналистики-2:
основные разделы
Журналистский текст: понятие темы (ситуация и новость), идеи, структуры
Новость
как базовая модель журналистского текста
Критерии качества и структура новости
Методы работы журналиста с источниками информации
Интервью
Слайд 7ЖУРНАЛИСТСКИЙ ТЕКСТ
ТЕМА И ЕЕ КОМПОНЕНТЫ
Слайд 8 Содержание лекции
Текст, компетенции и профессиональные обязанности журналиста
Медиаконтент –
медиатекст - журналистский текст.
Тема журналистского текста и ее компоненты: факт, ситуация, проблема
Типология конкретных ситуаций
Тема текста как новость: критерии новостей
Назначение и ценность журналистского текста.
Практика: типичные ошибки
Текст и другие медийные понятия: контент, повестка дня, информационная политика и т.д.
Слайд 9Текст – ключевое понятие журналистики
Текст и функции СМИ: социальные функции журналистики
реализуются посредством трансляции актуальных текстов аудиториям (в т.ч. новостей).
Текст и профессиональные компетенции:
все главные профессиональные компетенции реализуются в работе с текстом
Текст и профессиональные обязанности:
все профессиональные обязанности, все служебные роли прямо или опосредованно связаны с созданием текстов
Слайд 10Профессиональные компетенции журналиста: что должен знать и уметь выпускник факультета журналистики
Понимать
социальную роль журналистики и происходящие в ней изменения.
Находить подходящие темы и аспекты, учитывая общественные и производственные цели определенных медиаканалов и СМИ
Организовывать и планировать журналистскую работу
Добывать информацию быстро, используя традиционные техники сбора фактов и методы исследования.
Выявлять главную информацию
Структурировать информацию в журналистской манере
Излагать информацию, используя соответствующий язык и эффективную журналистскую форму
Оценивать результаты журналистской работы и нести за нее ответственность
Быть готовым к сотрудничеству в команде или в редакционном коллективе
Работать в профессиональных медиаорганизациях или в качестве фрилансера.
Тартусская декларация 2006 г.
Слайд 11
Инновационные компетенции: что будет важно в ближайшее десятилетие
1. Общество: участие.
Использование пользовательского контента или знаний с помощью социальных медиа и интернет-сообществ
2. Редакционный процесс : открытость, транспарентность. Гарантия надежности, метод открытой работы
3. Контент: навигация. Предложение релевантного и надежного контента, в котором используется детальный анализ в выразительном контексте
4.Форма:повествование. Использование разных способов изложения в привлекательной и удобочитаемой манере.
5. Платформа: кроссмедиа. Распределение контента в разных медиа наиболее эффективным способом.
6. Профессия: предпринимательство. Умение сосредоточиться на инновационных подходах с учетом экономики профессии
Слайд 12Главное в журналистике
Находить подходящие темы и их аспекты, учитывая общественные и
производственные цели определенных медиаканалов и СМИ.
Выявлять главную информацию.
Предлагать аудитории релевантный и надежный контент.
Гарантировать достоверность информации.
Слайд 13Медиаконтент, медиатекст и журналистский текст
Медиаконтент – совокупность всех текстов, составляющих содержание
средств массовой информации; сумма медиатекстов. Целостный продукт деятельности профессионального журналистского коллектива.
Медиатекст – структурный элемент медиаконтента. Включает как журналистские, так и нежурналистские тексты.
Журналистский текст – продукт и результат профессиональной авторской деятельности журналиста; текст, созданный журналистом; отличается рядом особенностей.
Слайд 15Текст: факт и ситуация (примеры)
Между Украиной и Россией назревает новый скандал,
связанный с поставками украинского оружия в Грузию. О том, что подобные контракты существуют и выполняются, рассказал вице-премьер Грузии…
Вчера Госдума определилась с порядком проведения внеочередного заседания 28 февраля, где будут обсуждаться политические инициативы Дмитрия Медведева. Приглашены непарламентские партии…
Новая система оплаты труда привела к тому, что начался отток учительской рабочей силы из Подмосковья в Москву…
У долгожителей выявлено более 50 вариантов генов, отвечающих за продолжительность жизни…
Слайд 16Журналистика – это «здесь и сейчас»
Ситуация (event) – основа журналистского текста
Ситуация – совокупность взаимосвязанных фактов, характеризующая состояние объекта в определенный временной отрезок.
Ключевой факт ситуации – главное, что происходит с объектом и представляет интерес для аудитории; изменения в его состоянии.
Слайд 17Какие ситуации могут стать темой журналистского текста
Ситуация (совокупность взаимосвязанных фактов) –
частный случай, через который проявляет себя проблема.
Проблема – объективно существующее общественное противоречие.
Масштаб проблемы: важен для журн.текстов
Понятие проблемного контекста
Слайд 18 Типология ситуаций
По времени: сегодняшние, прошедшего времени,
будущего – любые ситуации в контексте актуальных общественных проблем
По охвату реалий: локальные – масштабные
По характеру реалий: события, решения, заявления, мнения, состояния, процессы, судьбы, истории, эпизоды и т.д.
Разнообразие ситуаций – богатство и универсальность контента
Слайд 20*
Два разных текста: в чем отличие
Заметка о гибели теплохода «Титаник»
Кинофильм
«Титаник»
Слайд 21*
Представьте, что вы
А. Журналист
О чем?
Зачем?
Как?
Б. Сценарист
О чем?
Зачем?
Как?
Есть ли общее? В
чем отличие?
Слайд 22Текст: общее
Любой текст в любой знаковой системе (вербальной, музыкальной, изобразительной или
синтетической, например, в кинематографе) находится с действительностью в отношениях семантики, прагматики, синтактики
Т.е. текст сообщает нам о чем-то (семантика), он зачем-то создан (прагматика) и каким-то образом организован (синтактика)
*
Слайд 23Тема
Что такое семантика текста
Ключевой вопрос: О чем (эта история)?
Фокусируется в теме
Тема
– круг явлений или проблем, которые выбрал журналист для своего произведения. Это – предмет отражения
Слайд 24У лабрадора Кони родились внуки
У любимой собаки президента России Владимира
Путина – самки лабрадора по кличке Кони – появились внуки.
В декабре прошлого года Путин во время общения с гражданами страны в прямом телеэфире заявил, что готов отдать щенков, рожденных его лабрадором, в надежные руки. Среди отозвавшихся был и пенсионер из хутора в Ростовской области Алексей Белевец. Ему и шестилетней Кате из Смоленска год назад президент подарил по щенку –лабрадору. Как сообщил Белевец, РИА «Новости», его собака Дарина принесла 11 породистых щенков. Об этом счастливый хозяин уведомил Путина посланной в Кремль телеграммой, пишет газета «Комсомольская правда». www.news.bbc.co
Слайд 25Тема и ее аспекты
Тема может освещаться с разных точек зрения
Аспект
политический (с т.з. внутренней или внешней политики)
Аспект экономический (сколько потрачено средств)
Аспект правовой (как вопрос решается с т.з. законодательства)
Аспект гуманитарный (с т.з. соблюдения прав человека)
Слайд 26Идея
Что такое прагматика текста
Ключевой вопрос: Зачем (написан текст)?
Фокусируется в идее
Идея –
главная цель произведения, его полезность, нужность, утилитарность
Ради чего он создан для потребителя
Слайд 27“First the idea. Then the words”
News reporting and writing Columbia
University
Слайд 28Идея и ее варианты
Классическая, «репортерская» журналистика
Проинформировать читателя: узнайте об этом, примите
это к сведению
Конфликтная ситуация: как минимум две т.з., читатель должен знать
Слайд 29Могут ли быть иные решения
Например, в ситуациях катастроф, стих. бедствий
Призывать
к действиям, Предложить выход
В строгом смысле не журналистика
Слайд 30Идейно-тематическое решение
Как правило, замысел материала складывается как его идейно-тематическое решение
Тема (о
чем?) материала тесно связана с его прагматикой = утилитарной стороной дела (для чего, зачем он написан?)
Слайд 31Структура
Что такое синтактика текста
Ключевой вопрос: как (текст написан)?
Фокусируется в структуре текста
Структура/синтактика
текста – организация отдельных его частей в единое целое
Оптимально организованная структура текста помогает и производителю и потребителю информации
Слайд 32Структура
Структура, что входит:
- Объем
- Наличие фактов и последовательность их изложения,
ссылка на источники
- Использование выразительных средств (образы, метафоры)
- Композиция: монтаж и организация фактов и выразительных средств
- Тип заголовка (может отражать или тему, или идею, или образ)
Слайд 33КАДР ДНЯ
Точного количества крыс в столице не знает никто. Городской центр
дезинфекции «зачищает» лишь треть территории города. Но, по скромным оценкам, серых тварей в городе не менее 200 тысяч. А по самым нескромным – столько же, сколько и москвичей.
Февраль. Москва. Помойка возле кинотеатра «Звездный».
Московский комсомолец
Слайд 34Разбор
Тема (о чем?): .......
Аспект темы: социальный, санитарный
Идея (зачем?): примите к сведению
(широкий читатель, власти и санитарные организации)
Струтура (как подано?): факты (крысы на помойке - снимок, точных цифр нет, лишь 1/3 города «зачищают»), предположения (скромные и не очень), выразит. средства (заголовок, снимок), монтаж и композиция
Слайд 35Задание
Определить:
Тему (о чем?) и ее аспект
Идею (зачем?)
Структуру (как?)
Написать кратко сейчас и
сдать
Слайд 36Люди в черном
Люди в черном появились в московских автобусах и троллейбусах.
Узнать их можно по характерной форме охранника и табличке на груди «Контроль на транспорте». По замыслу Мосгортранса сотрудники новой спецслужбы (на ее создание выделено 87 млн. руб.) будут ловить зайцев, вандалов, хулиганов и пассажиров в пачкающей одежде. Дежурить они будут с 5 утра до 2 ночи. При этом люди в черном сами могут решать, кого считать хулиганом, а кого нет, кого высадить, а кого доставить в отделение. На первом этапе они будут вооружены наручниками, дубинками и баллончиками со слезоточивым газом.
*