Слайд 1Медианализ и медиапланирование
Лекция 2
Слайд 2Медиамониторинг
и его продукты
Продукты медиамониторинга
Количественный анализ
Искажение информации в СМИ
Слайд 3Медиамониторинг, предварительный этап
Тезаурус — необходимый и достаточный перечень слов, связанных с
темой.
Первичная обработка информации — отсеивание материалов, не связанных с темой.
Слайд 4Продукты медиамониторинга
Сепарирование ленты новостей — отбор материалов по тематике своей компании.
Составление
подборки публикаций:
Клипинг — полнотекстовый подбор материалов по теме в хронологическом порядке, никак не обработанных.
Дайджест — краткое содержание статей.
Составление календаря: ключевые события, выстроенные по датам.
Составление справок, сводок и досье.
Слайд 5Продукты медианализа
Аналитические записки:
Количественные — табличка, в которую по датам (дням,
неделям, месяцам) заносится количество опубликованных материалов. На основе таблицы строятся графики и диаграммы.
Качественные.
Слайд 10Коментарий к количествен-ному анализу
Слайд 11Контент-анализ
(от content — содержание) — формализованный метод изучения текстовой
и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью, систематичностью.
Слайд 12Основные процедуры контент-анализа
1. Выявление смысловых единиц:
понятия, выраженные в отдельных терминах;
темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п.;
имена, фамилии людей;
события, факты и т. п.;
смысл апелляций к потенциальному адресату.
Слайд 13Основные процедуры контент-анализа
2. Выделение единиц счета, которые могут совпадать либо не
совпадать с единицами анализа:
физическая протяженность текстов;
площадь текста, заполненная смысловыми единицами;
число строк (абзацев, знаков, колонок текста);
длительность трансляции по радио или ТВ;
метраж пленки при аудио- и видеозаписях;
количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр.
Слайд 14Основные процедуры контент-анализа
3. Составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул
(напр., «формула оценки удельного веса смысловых категорий в общем объеме текста»), статистические расчеты понятности и аттрактивности текста.
Слайд 15Искажение информации
при передаче
1 фильтр — написание пресс-релиза.
2 фильтр — написание
статьи журналистом.
3 фильтр — собственная редактура СМИ.
4 фильтр — редакционная политика.
5 фильтр — читатель.
Слайд 17Этапы искажения информации
Интерпретации — это редакционные оценки и суждения, комментарии привлеченных
экспертов, используемая лексика и речевые штампы.
Устойчивая интерпретация — интерпретация, которая начинает «кочевать» по разным СМИ.
Слайд 18Этапы искажения информации
Стереотип — форма, повторяющаяся без изменений в различных ситуациях,
не зависящая от контекста.
Слоган — пример стереотипа
Группа стереотипов — сформированный устойчивый образ.
Имидж — пример группы стереотипов
Картина мира = идеология, массовое сознание.
Слайд 19Ключевая точка
Интерпретацию нужно доказывать, объяснять, аргументировать.
Устойчивая интерпретация — аргументы заменяются
ссылками.
Стереотипы — не нуждаются в доказательствах.
Слайд 20Цепочка искажения информации
Интерпретация
Устойчивая интерпретация
Стереотип
Картина мира
Группы стереотипов
Шаблоны поведения
Событие
Слайд 21
«СМИ — это средства массовой инкубации, которые выращивают в головах одинаковые
картины мира».
Слайд 22Качественный медиаанализ
ВАЖНО:
Отключить эмоции.
Медиаанализ — это вид научного текста, а не
публицистического.
Исследовать не саму проблему, а ее информационный образ.
Слайд 23Задание к ближайщим семинарам:
Изучить язык запросов
Просмотреть повестки дня различных ИА
Выбрать тему,
сделать первичную выборку
Сформировать тезаурус
Написать подробный запрос
Провести мониторинг
Осуществить первичный отсев
Слайд 24Литература:
Дудихин В.В., Дудихина О.В. Конкурентная разведка в Интернет. — М. АСТ,
НТ Пресс, 2004. — 229 с.
Дмитриев И. Контент-анализ: сущность, задачи, процедуры. 2005. — URL: http://psyfactor.org/lib/k-a.htm
Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. — М., 2004.
Печенкин И.А. Информационные технологии на службе разведки. Обзор современных программных средств обеспечения принятия управленческих решений. Конфидент № 4. 2004.