«Прошлое нужно знать не потому что оно прошло, а потому, что, уходя, оно не умело убрать своих последствий», — отмечал великий русский историк
В.О. Ключевский
Освобождение
политических
взглядов от
мифологической
формы.
Анализ
устройства
государства,
классификация
его форм.
(Гомер, Соломон,
Пифагор,
Сократ, Платон,
Аристотель,
Цицерон)
Развитие
социально-
политической
мысли в основном
усилиями
религиозных
деятелей
Обоснование
теологической
теории
политической
власти.
(Марк Августин,
Фома Аквинский)
Развитие
гуманистических
начал в
политической
теории,
освобождение ее
от теологии.
Анализ проблем
прав и свобод
человека, закона
и государства.
(Н. Макиавелли,
Т. Мор, Т. Гоббс,
Г. Гроций,
Дж. Локк)
Формирование
либеральной
политической
идеологии.
Обоснование
необходимости
разделения
властей.
Формирование
Концепции прав
человека и
гражданина.
(Ш.Монтескье,
Ж.Ж. Руссо, О. Конт,
А.Н.Радищев)
Политические учения
Древнего Востока
(Вавилон, Китай, Персия, Ассирия)
Политические учения Древней Греции и Древнего Рима
Политические учения средневековья
Политические учения Эпохи Возрождения и Эпохи Просвещения
Политические учения Нового времени
Ж.Ж. Руссо
(Кун Цзы, 551-479 гг. до н.э.) - основатель философско-этической концепции политики
Демокрит оценивал политику как высшую форму искусства.
По политическим взглядам представитель античной демократии, противник рабовладельческой аристократии.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ:
Важнейшая форма существования общества - государство;
Государство - это «творение природы», реализация естественной потребности человека в общении и совместной деятельности;
государство-полис - высшее воплощение разума, справедливости и права, а его наилучшие формы призваны служить общему благу, защите и счастью свободных граждан;
государство должно регулировать все сферы жизни граждан.
Платон не разделял понятия государство и общество, необычайно возвеличивая роль государства.
Задачу политического знания он видел в нахождении оптимального устройства государства.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ:
Политика как наука тесно связана с этикой (нравами) и развитыми представлениями о нравственности (добродетелях). Этика предстает как введение, начало политики.
Объект политической науки - прекрасное и справедливое.
3. Основной вывод этических исследований в политике: политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми, принадлежащими к одному обществу, и имеет целью их самоудовлетворенность - АВТАРКИЮ.
АРИСТОТЕЛЬ РАЗЛИЧАЛ ПРАВИЛЬНЫЕ И НЕПРАВИЛЬНЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ:
сформулировал механизмы усовершенствования римского государства;
государство - «соединение многих людей, связанных согласием в вопросах права и общностью интересов»;
основа согласия - присущие человеческой природе качества - ум и справедливость, которые составляют естественное право, высший истинный закон;
источник высшего закона - божественное начало и рациональная, социальная природа людей;
закон распространяется на всех людей, отменить или ограничить его невозможно.
ЛУЧШАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВА –
СМЕШАННЫЙ РЕЖИМ, СОЧЕТАЮЩИЙ:
достоинства царской власти (заботу монарха о подданных),
аристократию (мудрость правителей),
демократию (свободу народа).
ЗАСЛУГА ЦИЦЕРОНА:
сформулировал основы теории правового государства
Политическая доктрина АВРЕЛИЯ АВГУСТИНА в сочинении «О граде Божием» противопоставила церковь и государство:
«Град земной» включает дьявольскую волю и становится общественным тираном;
сущность власти божественна, но формы ее реализации определяются самими людьми;
возмущение народа против власти монарха является смертным грехом, поскольку равнозначно выступлению против Бога;
светская власть должна следовать христианским заповедям и не угнетать народ,
в противовес христианским заповедям сбросить тирана является правомерным.
Фома Аквинский считал:
государственная власть происходит от Бога и поэтому должна быть подчинена духовной;
Вклад Н. Макиавелли в политическую науку:
обосновал самостоятельность политической сферы, ее относительную автономность от других сфер общества;
определил предмет политической науки - власть во всех ее проявлениях;
сформулировал метод политического реализма, который освободил ее от религии;
различал понятия «общество» и «государство». Государство - это политическая форма организации общества, формы которой имеют тенденцию изменять состояние общества.
ВЗГЛЯДЫ ТОМАСА ГОББСА:
в догосударственном существовании человека господствовали инстинкты, шла «война всех против всех»;
в поисках выхода из хаоса и обеспечения общественного порядка индивиды заключили общественный договор;
люди отказались от части естественных прав, передал их в ведение государства;
в обмен на права граждан государство призвано гарантировать порядок в обществе.
идеальная форма государства - абсолютная монархия;
Гоббс уподобляет государство мифическому библейскому чудовищу Левиафану — результат договора между людьми, положившего конец естественному состоянию «войны всех против всех».
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОПИРАЕТСЯ НА ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО И ТЕОРИЮ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА
главной ценностью является свободная личность, поэтому необходимо ограничение власти государства. Свободные индивиды заключают общественный договор;
народ - источник власти, он заключает договор с властью;
главная и единственная функция государства - защита естественных и неотчуждаемых прав человека (на жизнь, свободу и собственность);
выдвинул идею разделения властей на законодательную и исполнительную, при приоритете законодательной;
целостность государства и выполнения им функций способно обеспечить конституционное правление, при котором власть ограничена законом и разделена;
Идеальное государство - ограниченная монархия.
представитель сентиментализма;
выступал против социального неравенства и деспотизма королевской власти;
государство может возникнуть только в результате договора свободных людей;
определил рациональные аспекты теории «общественного договора»;
естественным состоянием человека были первоначальные общественные формы жизни, когда на основании ума люди объединялись в определенные равноправные сообщества.
ТЕОРИЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ГРУПП
(А. Бентли)
ТЕОРИЯ ЭЛИТЫ (ПРАВЯЩЕГО КЛАССА) (М. МОСКА, В.ПАРЕТО)
Социологическая теория
государства (М. Вебер)
Психологическая теория
власти (Г.Лассуэл)
Поворот к проблемам
либерализации политической жизни,
демократии, соц. политики государства
Новая теория демократии
(И. Шумпетер)
Плюралистическая теория
демократии (Р. Даль)
Теория партисипаторной
демократии Дж. Вольф,
К. Макферсон, Б. Барбер)
Концепция государства благосостояния, общества
потребления.
Теория олигархизации
власти (Р. Михельс)
Обоснование адекватных
современному этапу развития
западного общества
теоретических
концепций власти.
Футурологическая концепция единого мирового государства
У. Кларк, П. Сон)
Концепция постиндустриального общества (А. Бэлл)
Концепция информационного общества (О.Тоффлер)
Теория элитарной демократии
Концепция национального интереса (Г. Моргентау)
Разработка проблем политической модернизации, стабильности, политических конфликтов, внешней политики.
(С. Липсет, К.Райт, Г. Моргентау,
Дж. Сартари, Р. Рарендорф)
Концептуальные исследования политической жизни общества, главных направлений демократизации политической системы.
(Е. Вятр, Т. Бодио, Ф. Рышка)
Изучение проблем типологии политических режимов, легитимности,
партийно-политической инфраструктуры.
(М .Дюверже, Ж. Бурдо, М. Крозье, Р. Арон)
Политические учения в период становления и укрепления
абсолютизма (XVII- первая половина XVIII в.)
Политические учения в период разложения
Феодализма (вторая половина XVIII в.)
Политические учения первой половины XIX в.
Политические учения второй половины XIX в.
Основные
периоды
Независимость Русского государства
Единение всех русских земель,
осуждение княжеских
междоусобиц
Сильная самодержавная власть
Особая миссия России
(теория «Москва – третий Рим»)
Митрополит Иларион, монах Нестор,
князь Владимир Мономах, монах Филофей.
Феофан
Прокопович,
Ю. Крижанич,
В.Н. Татищев
Неотделимость политической сферы России от религиозной;
идентификация власти с божественным началом.
Оправдание самодержавия как неизбежной
и необходимой формы существования страны и народа
Подчинение государству духовенства и монашества
Превосходство светской власти над духовной
1
Обоснование «просвещенного абсолютизма»
2
Отстаивание необходимости феодально–крепостнического строя
3
Критика существующего строя
Князь М.М. Щербатов, С.Е. Десницкий,
Я.П. Козельский, Н,Г, Курганов, А.Я. Поленов,
Д,И, Фонвизин, А.Н. Радищев
М.М. Сперанский,
Н.С. Мордвинов,
Н.М. Карамзин,
П.И. Пестель,
Н.М. Муравьев,
П.Я. Чаадаев,
К.С. Аксаков,
Б.Н.Чичерин
Сперанский
Ненависть ко всем видам социального
и политического угнетения,
неравноправию, вера в светлое
будущее народа.
Политические учения
второй половины XIX века.
Возникновение революционного демократизма, его
слияние с утопическим социализмом, распространение марксистских идей.
Критика не только феодального, но и буржуазного
государства, отрицание всякого
эксплуататорского строя.
А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, Г.В. Плеханов.
Социал-реформизм
Ю.О.Мартов,
Г.В. Плеханов
Радикализм
А.Н. Радищев,
П.И. Пестель,
Н.П. Огарев,
А.И. Герцен,
В. Белинский
Большевизм
В.И. Ленин,
И,В. Сталин
Анархизм
М.А. Бакунин,
П.Л. Лавров
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть