Слайд 1История и факторы сепаратистских движений в Европе
Подготовили студенты
3 курса
Специальности
«География»
Прусак К.Г.
Плиско Е.В.
Слайд 2Начнем с того, что есть сепаратизм
Сепарати́зм (фр. séparatisme от лат. separatus — отдельный),
отделенчество — политика и практика обособления, отделения части территории (сецессии) государства с целью создания нового самостоятельного (суверенного независимого) государства или перехода в состав иного государства или получения статуса очень широкой автономии. Сепаратизм, с одной стороны, базируется на международном принципе права на самоопределение и часто является проявлением международно-признаваемого национально-освободительного движения и деколонизации, а с другой стороны, ведёт к нарушению также международных принципов суверенитета, единства и территориальной целостности государства, нерушимости границ, и как показывает опыт, может явиться источником острейших межгосударственных и межнациональных конфликтовВместе с тем нельзя не видеть, что причины сепаратизма очень часто бывают связаны с грубым нарушением прав человека и народов, национальных, расовых и религиозных групп (меньшинств). В этом плане сепаратизм может сыграть существенную положительную роль, как это имело место, например, в борьбе против колониализма, за образование новых молодых национальных государств..
Слайд 3Что может помешать объединённой Европе и дальше интенсивно развиваться ?
В последние
30 лет на территории Европы образовалось несколько новых малых государств, в том числе страны Балтии и страны, возникшие на территории бывшей Федеративной Югославии. Эти молодые государства вступили или стремятся как можно сильнее вжиться в Европейское сообщество.
Слайд 4В то же время, в отдельных провинциях крупных стран Европы остаётся
проблема сепаратизма: это и баски в Испании, Бретань и Корсика во Франции, Северная Ирландия и Шотландия в Объединённом королевстве Великобритании и Северной Ирландии, Косово в Сербии.
Слайд 5Что может быть общего между процессом принятия в ЕС новых небольших
государств и сепаратизмом в крупных европейских странах ?
Ответ прост и понятен: принятие в ЕС новых малых государств - это прецедент, который сепаратисты используют как основу, повод и мотив к усилению сепаратизма. Потому что они увидели перспективу.
Слайд 6США торопятся принимать новые малые государства в НАТО, поскольку:
Эти страны становятся
потребителями их оружия, производимого военно-промышленным комплексом США.
Закрепляя и фиксируя раздробленность Европы, пусть даже и в рамках ЕС, способствуя сепаратизму, как в случае с Косово, США опять же выигрывают в экономическом соперничестве с Европой.
Слайд 7Как могут европейские страны противодействовать негативным тенденциям, получившим новый импульс ?
Конечно
же, не только административными и полицейскими мерами, и даже в первую очередь не их методами. Эти органы десятилетиями борются с сепаратистским экстремизмом, тем не менее, окончательного результата до сих пор не получено.
Слайд 8Профессор университетов в Софии и Скопье Бицилли П.М. (1879-1953 г.г.), который,
кстати, разграничивал понятия сепаратизма и регионализма, писал:
«Затруднения здесь непреодолимы: они состоят в том, что в современной Европе границы естественные (стратегические), национальные и экономические не совпадают и что в целом ряде пограничных, промежуточных зон, зачастую весьма широких, население так перемешалось, что, как ни размежевывай соседей, удовлетворить все национальные притязания нацело все равно не удастся. Самым важным является, разумеется, несовпадение национальных и экономических границ.» «Это "самоопределение народов" есть специфическая черта нашего времени. "Политика национальностей" — "politique des nationalites" — достигла в XX веке своей кульминационной точки. Но — таков неумолимый закон диалектики Духа — всякое достижение несет с собою свое собственное, им самим порождаемое, отрицание. Число национальных государств — по крайней мере, государств, хотящих быть, считающих себя национальными — чрезвычайно умножилось.»
Слайд 9Бицилли П.М. усвоил мысли о нынешнем кризисе национального государства, еще точнее
— кризисе политики национальностей, кризисе, выражающемся в том, что кульминационный пункт в этой политике несет в себе свое собственное отрицание.
Осознав этот философский вывод и подходя в соответствии с ним к решению проблемы сепаратизма и регионализма, предлагается сформулировать следующую аксиому:
В ХХI веке дальнейшее развитие малых мононациональных государств весьма проблематично. Общее правило – это мощное развитие полинациональных государств - Канады, США, Великобритании, Франции, Китая, Бразилии, Аргентины.
Эту аксиому необходимо учитывать при разработке новой общеевропейской концепции развития. И в основу развития предлагается заложить принцип (метод) объединения и слияния малых государств в более крупные на основе родства языков, экономических интересов, общей исторической судьбы и комплиментарности этносов.
Такая позиция Европейского сообщества будет стимулировать молодые небольшие государства присоединяться к более крупным, либо объединяться друг с другом, как на федеративных, так и на конфедеративных принципах.
Слайд 10Претворение в жизнь этого основного принципа для объединённой Европы разрешает две
проблемы:
1.предотвращает замедление собственного экономического развития;
2. препятствует эскалации сепаратизма и регионализма.
Слайд 11 Принцип объединения
Определив исходное положение и аксиому в целях противодействия сепаратизму, а
также метод для дальнейшего развития Европы, в том числе экономического, мы переходим к вопросу преодоления Вавилонского столпотворения.
Когда новые малые государства Европы перейдут от процесса разграничения и обособления к процессу объединения, это даст новый импульс к развитию Европейского сообщества, в том числе его экономики. Одной из основ объединения является родственность языков.
Например, если эстонский язык относится к финно-угорской семье языков, то Эстония вполне могла бы войти в федерацию с Финляндией.
Если латышский и литовский языки относятся к балтийской группе индо-европейской семьи языков, то эти страны вполне могли бы объединиться в одно государство.
Процесс объединения будет способствовать снятию преград, связанных с границами, и росту экономик объединившихся стран.
Рассматривая внутриевропейские или мировые проблемы, как правило, аналитики предлагают решения, которые сводятся к каким-то административным мерам, учитывающим национальные особенности (и это важно ! ), но не учитывающим все иные факторы в их совокупности и взаимодействии.
Однако, если проблемы не решается в рамках существующих внутренних и международных отношений и законов, то следует расширить эти рамки и изменить законы.
Слайд 12 Вперёд, в будущее !
Человечество, развиваясь, меняется. Подлежат изменению и законы,
в том числе и относящиеся к международному праву. Мы не можем уподобляться животным, которые на водопой ходят по одной и той же тропе, или англичанам, у которых законы не меняются столетиями. Так вот, заговорив об англичанах, мы опять вспоминаем о Шотландии, в которой поднимается волна выступлений за отделение, за независимость.
То, что называется «борьбой за независимость», происходящей внутри какого-то отдельно взятого демократического государства, в наше время уже стало ничем иным, как детскими играми националистов. В современном мире мы так зависимы друг от друга, что стремление уединиться в своём уголке выглядит не только наивно, но уже и глупо, поскольку противоречит философии развития государств, о чём говорилось ранее.
Слайд 13(Национали́зм (фр. nationalisme) — идеология и направление политики, основополагающим принципом которых
является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства, её первичности в государствообразующем процессе.)
Слайд 14Предполагается, что через 10 лет начнётся освоение Луны, через 20 лет
- освоение Марса. Как сказал Циолковский, «Земля – колыбель человечества, но нельзя же всю жизнь прожить в колыбели!» При выходе в Космос мы должны быть едины максимально настолько, насколько это возможно в современных условиях. А это значит, как минимум, – прекращение всяческих войн, вооруженных конфликтов и пограничных противостояний.
Сегодня лозунги сепаратистов, в первую очередь в демократических странах, выглядят отстало, отзвуками прошлого века. Но в них явно просматриваются интересы той или иной группы лиц, раздувающих огонь национализма. Именно группы, а не всех людей той или иной провинции.
Через 10-15 лет возможен мировой энергетический кризис. Вот о чём надо думать всем и в первую очередь лицам, облечённым властью и имеющим в своих руках государственные рычаги.
Сепаратистские игры отвлекают человечество от возникших серьёзных угроз, которые решать надо объединёнными усилиями. А значит надо ОБЪЕДИНЯТЬСЯ.
Слайд 15 БАЛКАНСКИЕ НАРОДЫ
ОБЪЕДИНЕНИЕ БАЛКАНСКИХ НАРОДОВ В ГРАНИЦАХ ОДНОГО ГОСУДАРСТВА ПОТЕРПЕЛО НЕУДАЧУ. РЕЧЬ
ИДЁТ, КАК ВСЕМ ПОНЯТНО, О ЮГОСЛАВИИ. НО ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС НЕ ОСТАНОВИТЬ. ДАЛЕЕ ПО ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ, В СИЛУ КРИЗИСА НАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА, СЛЕДУЕТ ОБЪЕДИНЕНИЕ МАЛЫХ ГОСУДАРСТВ В ПОЛИНАЦИОНАЛЬНЫЕ. И НЕ ТОЛЬКО В РАМКАХ ЕС. КАК ГОВОРИЛ ЛЕВ ГУМИЛЁВ (1912-1992 Г.Г.) «КОНЕЦ И ВНОВЬ НАЧАЛО». И ДАЖЕ ТАК НАЗВАЛ ОДНУ ИЗ СВОИХ КНИГ.
ЕСЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МАЛЫХ МОНОНАЦИОНАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ ПРОБЛЕМАТИЧНО, О ЧЁМ УЖЕ ГОВОРИЛОСЬ, ТО ВЕСЬМА ПЕРСПЕКТИВНОЙ ВИДИТСЯ ИДЕЯ О СОЕДИНЕНИИ БОЛГАРИИ И СЕРБИИ В ОДНУ КОНФЕДЕРАЦИЮ, С ВОЗМОЖНЫМ В ПОСЛЕДСТВИИ ПЕРЕХОДОМ НА ФЕДЕРАТИВНЫЕ ПРИНЦИПЫ.
ОБЪЕДИНЕНИЕ СЕРБИИ И БОЛГАРИИ В ОДНО ГОСУДАРСТВО ИСТОРИЧЕСКИ ДАВНЯЯ ИДЕЯ, КОТОРАЯ ВОЗНИКЛА ЕЩЁ ДО ЗАВОЕВАНИЯ В ХIV ВЕКЕ ЭТИХ СТРАН ТУРКАМИ.
У СЕРБСКОГО И БОЛГАРСКОГО НАРОДОВ ОБЩАЯ СУДЬБА.
Слайд 16Профессор университетов в Софии и Скопье Бицилли П.М. писал:
«Строгого параллелизма между
эволюцией языков и эволюцией национальностей нет. На деле существуют тысячи самых разнообразных форм взаимозависимостей между этими величинами. И во всяком случае язык — далеко не единственный фактор образования нации. Наряду с ним и иной раз против него действуют многочисленные факторы самого разнообразного порядка: географические условия, экономические связи, вера, международные отношения.»
Югославия в лице её президента Иосипа Броз Тито была сторонницей внеблоковой политики и участвовала в создании Движения неприсоединения. Сербия вполне может продолжить это благое дело. Чтобы быть членом ЕС не обязательно быть членом НАТО. Что касается Болгарии, то многие болгары не понимают, как их страна оказалась в блоке НАТО. И дело здесь поправимое. Была бы на то воля народа.
Также видится перспективным вхождение в новую конфедерацию Македонии и Черногории. НАТО, как Организация Североатлантического договора, пока отказала Македонии в членстве. Есть повод получше подумать.
Что касается Черногории, то там, возможно, уже поняли, что погорячились, отделяясь от Сербии. Или поймут это в ближайшие годы.
Слайд 17РАЗДЕЛ КОСОВО
ПРОТИВОСТОЯНИЕ КОСОВСКИХ АЛБАНЦЕВ И СЕРБОВ ПО ВОПРОСУ НЕЗАВИСИМОСТИ КОСОВО В
НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ МОЖНО РЕШИТЬ ТОЛЬКО КОМПРОМИССОМ, РАЗДЕЛЯЮЩИМ ИХ.
Слайд 18Транснациональным корпорациям выгодно дробить восточноевропейские государства на мелкие. При дроблении любой
страны на малые государства, её части становятся экономически менее самостоятельными и попадают в полную зависимость от развитых государств, их Банков и корпораций. Вновь созданные малые страны получают спад в промышленности, в сельском хозяйстве и в других секторах экономики. Увеличиваются в процентном отношении расходы на государственный аппарат, на охрану границ, таможню и так далее. Страна становится источником проблем для соседних стран, источником эмиграции.
Этот комплекс причин в дополнение к ранее отмеченным объясняет, почему нежелательно плодить новые мелкие, независимые государства. Гораздо перспективнее, и в первую очередь - в экономическом плане, выглядит разделение проблемных территорий между соседними государствами. Задача ООН и Евросоюза видится в том, чтобы поделить Косово с северо-запада на юго-восток на северную и южную половины.
Раздел вполне возможно провести организованно. Войска ООН поставить по этой линии. Жителям Косово дать срок 6 - 12 месяцев определиться: кто и где желает проживать, в северной или южной части. И международному сообществу помочь экономически этим семьям переселиться. После указанного срока северную часть должен занять административный и правоохранительный аппарат Сербии, а южную часть - соответственно аппарат Албании.
Да, для Сербии - это потеря, но всё же меньшая, чем полная независимость Косово. При компромиссном решении всегда приходится терять часть. В то же время, у Сербии есть прекрасная перспектива, о чём говорилось ранее.
Такое решение проблемы имеет не только большое значение для Европы, но и общемировое значение. Указанными действиями ООН и Евросоюз дадут понять косовским албанцам, что мировая общественность не допустит создания нового оплота экстремизма, как это произошло с Палестинскими территориями.