Слайд 1ШКОЛА ЖУРНАЛИСТИКИ
на социологическом факультете ПСТГУ
ИНТЕРВЬЮ
Слайд 2ПОВОД ДЛЯ ИНТЕРВЬЮ
Горячая новость: очень крупное событие, открытие, нобелевская премия, крупная
авария, трагедия.
Просьба редактора: постоянная рубрика, где всегда публикуют интервью.
Необходим материал для статьи.
Слайд 3ПОДГОТОВКА К ИНТЕРВЬЮ
Предварительно изучите тему: статьи по ней, книги, публикации в
СМИ, официальные документы, отчеты, опросы, статистика, справочники.
Составьте список вопросов.
Диктофон, батарейки, блокнот, ручка.
Проверьте пишет ли ручка, есть ли чистые страницы в блокноте.
Перед встречей еще раз проверьте диктофон.
Возьмите свое издание, визитки.
Не кладите диктофон рядом с работающим проектором, вентилятором и т.д.
Слайд 4ВО ВРЕМЯ ИНТЕРВЬЮ
«Я могу записать нашу беседу на диктофон?»
Отмечайте в блокноте
важные пункты беседы, имена, цифры, сложные термины.
Не бойтесь переспрашивать.
Поглядывайте на диктофон – записывает или нет.
Уточняйте, где конец купюры: «Это не для публикации».
Два последних вопроса: «Я упустил что-нибудь важное?», «Что бы Вы хотели добавить к сказанному?».
Слайд 5ЕСЛИ ТЕМА СЛОЖНАЯ
Не делайте вид, что вы знаете больше о теме,
чем на самом деле.
Не бойтесь задавать «глупые», «детские» вопросы.
Просите интервьюируемого привести аналогию с чем-то знакомым, наглядный образ, метафору, пример.
Уточняйте («эхо»): «Правильно ли я понял, что…».
Контекст: спросите об истории вопроса, кто еще этим занимается.
Слайд 6ПОСЛЕ ИНТЕРВЬЮ
Попросите дополнительные материалы: статьи, иллюстрации, документы, фото.
Запишите все контакты.
Уточните, где
ваш собеседник будет в ближайшие дни, недели.
Если остались вопросы, перезвоните позже или напишите письмо по электронной почте.
Готовое интервью вышлите интервьюируемому, обязательно указав ваш дедлайн (срок сдачи материала).
Передайте ему опубликованное интервью.
Слайд 7«Вы должны задавать множество вопросов, добиваясь четкого определения каждого слова для
того, чтобы понимать стоящую за ними концепцию. Если вы не понимаете эту концепцию, вы не сможете о ней написать».
Сандра Блейксли, журналист-фрилансер для New York Times, США
Слайд 81.ЗАГОЛОВОК – не более 7 слов
2.ЛИД – отвечает на вопросы ЧТО,
КТО, ГДЕ, КОГДА, ЗАЧЕМ?
3.По возможности недлинные ВОПРОСЫ и развернутые ответы на них собеседника.
Общий объем текста в среднем (6000 – 20 000) знаков с пробелами
СТРУКТУРА ИНТЕРВЬЮ
ОБРАЗЕЦ: Журнал «Русский репортер» рубрика «7 вопросов»: http://rusrep.ru/search_tags/176245/
Слайд 9ДЗ-2 ИНТЕРВЬЮ
1вариант: придумать проблему, найти эксперта по ней (который станет интервьюируемым),
взять интервью (побеседовать с диктофоном, задав 3-6 вопросов), транскрибировать (перевести в текст), написать лид, озаглавить.
Для ориентира используйте рубрику «7 ВОПРОСОВ» журнала «Русский репортер»: http://rusrep.ru/search_tags/176245/
Просмотрите лид из 7вопросов митрополиту Иллариону Алфееву:
http://bishop.hilarion.orthodoxia.org/1_3_14_33
2вариант: если не получится ВЗЯТЬ интервью (нет диктофона, идеи, человека…) задание следующее: составить 5-7 вопросов к интервью с какой-нибудь медийной (известной) персоной (например, Вашим любимым актером, певцом, политиком, спортсменом) на основе анализа нескольких его интервью и биографии (расположенных, соответственно, в Рунете). Например…
Слайд 101. определяюсь с персоной. Я уважаю личность и творчество Светланы Сургановой,
хочу поговорить с ней.
2.О чем? Ищу повод. Забиваю в поиск: «Светалана Сурганова» и понимаю, что о ней писано-переписано. Избитые темы: разлад с Арбениной, раковая опухоль, «восстание» и жизнь с Оркестром, её «скрипичный роман», стиль одежды, песен, философия…
Захожу на офиц.сайт группы Сурганова и Оркестр (http://www.surganova.su/) и вижу свежую запись от 22 марта из «Кругосветки» (годичного концертного круга по стране): «Нам часто говорят, что на наших концертах время пролетает невероятно быстро. Так и у нас в туре: казалось бы, только уехали из Твери – а уже надо выпускать дайджест Кругосветки за месяц». Ага! Повод найден: мне интересно событие: тур по стране (в голове тут же понеслось: что это за явление? Какие города охватывает? В этом году? О каком дайджесте идет речь? Как принимают? Сам процесс организации этих концертов интересен (кто за что в группе отвечает, какие люди приходят?); Особо «благоприятные» и «суровые» местности? Правда ли что отказалась от участия в шоу Первого канала ради тура? Почему? (её ответ: доп.слава не волнует, а публика которая ценит, любит и ждет) => из этого ответа рождаются вопросы: почему такое отношение к славе? Отсюда можно и в ее детство/юность/ в общем, философию на экскурсию с вопросом: а откуда сие пошло? Ну и тд:)
Слайд 11ДЕДЛАЙН (срок сдачи материала) – 8 апреля (пт)!
ПРИСЛАТЬ ФАЙЛ с заметкой
вида:
ДЗ-2-беседа.doc (для тех, кто побеседует)
ДЗ-2-персона.doc (для тех, кто составит вопросы к беседе со знаменитостью)
ПО АДРЕСУ: psg-socio2009@yandex.ru
По всем вопросам:
+7(926)704-94-60, psg-socio2009@yandex.ru+7(926)704-94-60, psg-socio2009@yandex.ru, http://www.liveinternet.ru/users/4287889/profile, вконтакте.
Желаю успехов! Анна Пахарь.