Слайд 1М. Соколова. Минск. 2006.
Интернет и публичная сфера
Слайд 2М. Соколова. Минск. 2006.
Интернет и публичная сфера
Философия технологии
Интернет и публичная сфера:
о терминах
Взаимодействие (?) интернет и публичной сферы
Средства массовой информации
Примеры: блоги, гражданская журналистика, онлайновые консультации
Слайд 3М. Соколова. Минск. 2006.
Интернет и публичная сфера. Философия технологии
Икка Туоми.
Вильнюс. 2005
Слайд 4М. Соколова. Минск. 2006.
Интернет и публичная сфера. Философия технологии
Икка Туоми.
Вильнюс. 2005
Разве кто-нибудь будет слушать, как актеры разговаривают
H.M. Warner, Warner Brothers, 1927
Нет причин для того, чтобы кто-то хотел иметь компьютер дома
Ken Olson, Digital Equipment Corporation, 1977
Я не думаю, что графический пользовательский интерфейс имеет какие-либо преимущества
Bill Gates, 1983
Не думаю, что интернет станет коммерчески выгодным в ближайшие 10 лет
Bill Gates, 1994
Слайд 5М. Соколова. Минск. 2006.
Интернет и публичная сфера. Философия технологии
Икка Туоми.
Вильнюс. 2005
Слайд 7М. Соколова. Минск. 2006.
Интернет и публичная сфера. О терминах. WWW
Топология WWW
http://www9.org/w9cdrom/160/160.html
Слайд 8М. Соколова. Минск. 2006.
Интернет и публичная сфера. О терминах. Социальные сети
Newman
J., Park J.
http://arxiv.org/PS_cache/cond-mat/pdf/0305/0305612.pdf
Слайд 9М. Соколова. Минск. 2006.
Интернет и публичная сфера. О терминах
Интернет – комплекс
сетей, связанных на основе стандартов - системы TCP/IP протоколов,
World Wide Web гипертекст на основе протокола HTTP
Киберпространство – пространство социальных связей (сети, сообщества?) в рамках интернет и WWW
Слайд 10М. Соколова. Минск. 2006.
Интернет и публичная сфера. О терминах
В идеальном смысле
политическая публичная сфера – это
пространство, свободное от государственных институтов и корпоративных интересов,
где индивиды могут собираться как «публика»
рационально обсуждать
«как равные»
проблемы, имеющие общественный интерес
формировать общественное мнение,
способное повлиять на политику.
Функции:
Артикуляция общественных интересов
Публичный контроль деятельности власти
Участие в формировании государственной /публичной политики
(B. Barber, J. Habermas, J. Fishkin)
Слайд 11М. Соколова. Минск. 2006.
Интернет и публичная сфера. Взаимодействие
Киберпессимисты
В современных условиях публичная
сфера - объект манипуляций.
Публичная сфера вряд ли способна выполнять роль форума, на котором граждане могут «свободно пользоваться своим разумом»
Электронные средства коммуникации позволяют власть имущим создать аппарат «промывания мозгов».
Цифровой разрыв, элитарность.
Невозможность открытого, продуктивного обсуждения связана с проблемами идентичности.
Онлайновые площадки для обсуждений – это хаотические дискуссии, флеймы
Низкие барьеры вхождения приводят к поляризации, балканизации cообществ.
Люди, которые обычно безразличны к политике не обсуждают политику и онлайн.
Коммодификация и коммерциализация интернет. Корпоративный контроль и цензура.
Дискурс контролируется рыночными механизмами.
Имитация участия
Слайд 12М. Соколова. Минск. 2006.
Интернет и публичная сфера. Взаимодействие
Кибероптимисты
Отсутствие географических и временных
барьеров
Множество площадок для обсуждения
Люди, обычно индифферентные к политике принимают участие в обсуждении общественных проблем.
Возможности быть замеченными и услышанными для «мелких акторов»
Новые возможности для привлечения граждан к участию в принятии политических решений
Возможность скрыть идентичность обеспечивает более свободное обсуждение.
Письменный, асинхронный характер обмена сообщениями позволяет вести более рациональные аргументированные дискуссии
Участие граждан в процессе принятия политических решений
Слайд 13М. Соколова. Минск. 2006.
Интернет и публичная сфера. Взаимодействие
Оптимисты и пессимисты, таким
образом, по-разному отвечают на вопросы
насколько компьютерно - опосредованная коммуникация обеспечивает «идеальную речевую ситуацию»;
насколько такая коммуникация способствует вовлечению граждан в процесс принятия политических решений;
насколько она помогает различным акторам стать замеченными и услышанными в этом публичном диалоге.
в какой степени современные онлайновые политические форумы соответствуют идеальному представлению о публичной сфере;
насколько полезны онлайновые площадки для формирования общественного мнения;
может ли интернет укрепить демократию посредством предоставления новых онлайновых публичных сфер
Слайд 14М. Соколова. Минск. 2006.
Интернет и публичная сфера. Взаимодействие
Публичная сфера не является
адекватной метафорой
Понятие «публичная сфера» неприменимо к сети.
The notion of the public sphere is not only inapplicable to the Net, but also and more importantly that it is damaging to democratic aspirations. The potential of political architecture rooted in a notion of networks, arguing that to the extent that such an architecture can center democratic practice in conflict and contestation so can it open up the democratic imagination in contemporary techno culture.
Идеология публичной сферы – это инструмент «коммуникационного капитализма»(communicative capitalism).
(Dean J.(2006) Feminism, Communicative Capitalism, and the Inadequacies of Radical Democracy. In:Radical Democracy and the Internet. )
Слайд 15М. Соколова. Минск. 2006.
Интернет и публичная сфера. Взаимодействие
Социальные сети как новая
метафора
доминирование социальной морфологии над социальным действием;
включение в сетевые структуры, конфигурация отношений между сетями, воплощаемых при помощи информационных технологий, определяет конфигурацию доминирующих процессов и функций в наших обществах;
рабочие коды и рубильники, позволяющие переключаться с одной сети на другую, становятся главными рычагами, обеспечивающими формирование лица общества наряду с руководством и манипулированием таким обществом.
Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология (под ред. В.Л. Иноземцева). М., 1999.
Доминирование действия над обсуждением?
Слайд 16М. Соколова. Минск. 2006.
Интернет и публичная сфера. Средства массовой информации
mediatechnologysociety
http://www.mediacenter.org/05/harvard/MTS-FullwithSummary.pdf
Широкое
вещание (broadcast): поток новостей сверху вниз, «продвижение» новостей
Распространение новостей находится под контролем медиа организаций. Все новости фильтруются организацией до того, как к ним получает доступ аудитория
Слайд 17М. Соколова. Минск. 2006.
Интернет и публичная сфера. Средства массовой информации
mediatechnologysociety
http://www.mediacenter.org/05/harvard/MTS-FullwithSummary.pdf
Взаимное вещание
(intercast): поток новостей снизу вверх, равноправное вещание, социальные сети. Все участники имеют равные права и могут выполнять различные роли. Новости часто распространяются без предварительного контроля и без посредников
Слайд 18М. Соколова. Минск. 2006.
Интернет и публичная сфера. Средства массовой информации
mediatechnologysociety
http://www.mediacenter.org/05/harvard/MTS-FullwithSummary.pdf
Новая
экосистема
Слайд 19М. Соколова. Минск. 2006.
Интернет и публичная сфера. Гражданская журналистика
Neil Thurman
Senior Lecturer,
Department of Journalism, City University, London
Киев 2006
Слайд 20М. Соколова. Минск. 2006.
Интернет и публичная сфера .Блоги
Слайд 21М. Соколова. Минск. 2006.
Интернет и публичная сфера. Блоги
http://www.microcontentnews.com/articles/blogosphere.htm
.
Слайд 22М. Соколова. Минск. 2006.
Интернет и публичная сфера. Онлайновые консультации. Мудрость толпы
Surowieсki
J. (2004)The Wisdom of Crowds: Why the Many Are Smarter Than the Few and How Collective Wisdom Shapes Business, Economies, Societies and Nations
Большие группы людей могут быть «умнее», чем элиты, если обладают следующими характеристиками:
- разнообразие мнений
независимость от мнения окружающих
децентрализация (локальное знание)
механизмы формирования агрегированного мнения
Использование «мудрой толпы» может сократить или вообще исключить необходимость привлечения экспертов и ученых, обеспечивая при этом более эффективные решения.
Слайд 23М. Соколова. Минск. 2006.
Интернет и публичная сфера. Онлайновые консультации. Участие
Повышение
значения решений изменило смысл понятия участия. Участие сегодня означает влияние на процесс принятия решений, а не определение своего место внутри большого целого.
Никлас Луман Решения в информационном обществе. © 1997
Слайд 24М. Соколова. Минск. 2006.
Интернет и публичная сфера. Онлайновые консультации. Участие
Баланс между
возможностью «производить» и «потреблять» мнения и идеи
Доступные и эффективные способы производства идей
Идеи должны трансформироваться в эффективное действие
С. Wright Mills (1956) The Power Elite
Каждый может принять участие в дискуссии
Любое утверждение может быть подвергнуто сомнению
Любой имеет возможность открыто высказывать убеждения, мнения, позиции
R. Alexy (1983) Diskursethik
Слайд 25М. Соколова. Минск. 2006.
Интернет и публичная сфера. Онлайновые консультации. Минипублики
Fung, A.
( 2005) Variety of participation in complex governance www.archonfung.net/papers/FungVarietiesOfPart.pdf
Слайд 26М. Соколова. Минск. 2006.
Интернет и публичная сфера
Является ли интернет виртуальной
(?) политической публичной сферой, в которой дискуссии граждан (обсуждение)
возможны;
могут транслироваться в политические решения?
Слайд 27М. Соколова. Минск. 2006.
Интернет и публичная сфера. Хабермас
Пользование интернетом одновременно расширило
и раздробило коммуникативные контексты. Поэтому интернет оказывает подрывное воздействие на авторитарные режимы публичной сферы. Однако горизонтальное и ставшее менее формализованным образование коммуникативных сетей одновременно выхолащивает достижения традиционных публичных сфер. Ведь их функция заключалась в том, чтобы в рамках политических сообществ концентрировать внимание анонимной и рассеянной аудитории на неких избранных сообщениях, так чтобы граждане в один и тот же момент могли быть заняты одними и теми же критически отфильтрованными темами и высказываниями в их связи. Интернет способствует всеобщему равенству, что можно лишь приветствовать, однако платой за это оказывается децентрализация доступа к неотредактированным высказываниям. В таких условиях высказывания интеллектуалов теряют свою способность фокусировать внимание публики.
(Из речи, произнесенной Юргеном Хабермасом 9 марта 2006 года по случаю вручения ему Премии им. Бруно Крайски)
Слайд 28М. Соколова. Минск. 2006.
Интернет и публичная сфера. Вместо заключения
Что такое публичная
сфера с точки зрения ее политической архитектуры?
Как можно «операционализировать» концепт публичной сферы и «идеальной коммуникации»?
Что представляет собой киберпространство: публичную сферу или
публичную сцену?
Если публичную
сферу - то кто и как взаимодействует в ней?
Какой предстает публичная дискуссия в
этом пространстве, в отсутствие взаимодействия "лицом к лицу"?
Каким образом властные отношения в интернет
сочетаются с таковыми в пределах других систем коммуникации и влияют
на них?