Слайд 1ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ
Тема 3.
Современные сетевые технологии. Интернет.
Информационная безопасность
Слайд 2СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Современные сетевые технологии организованы при помощи компьютерной (вычислительной) сети –
совокупность компьютеров и терминалов, соединенных с помощью каналов связи в единую систему.
Режимы передачи информации:
Симплексный режим – передача данных только в одном направлении.
Полудуплексный режим – попеременная передача информации, когда источник и приемник последовательно меняются местами.
Дуплексный режим – одновременные передача и прием сообщений (телефонный разговор).
Слайд 3ТИПЫ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ СЕТЕЙ
Локальные;
Региональные;
Глобальные.
Слайд 4ТИПЫ ИНФОРМАЦИОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬ-НЫХ СЕТЕЙ (в зависимости от назначения)
сети передачи данных общего назначения
предоставляют пользователям базовые услуги (доступ к доскам объявлений, справочным службам (горсправка, справочные аэрофлота и т.п.), электронную почту, пересылку файлов, телеконференции, возможность выхода в другие сети);
информационные центры широкого использования содержат БД, доступ к которым возможен на коммерческой основе;
Слайд 5ТИПЫ ИНФОРМАЦИОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬ-НЫХ СЕТЕЙ (в зависимости от назначения)
региональные сети передачи данных (на
уровне областей или краев) являются подсетями федеральной сети общего пользования, но предназначены для обмена региональной информацией;
информационные системы ограниченного доступа (банковские, биржевые и др.);
частные сети (телекоммуникационная система крупного банка, предназначенная для внутрибанковского обмена информацией между центральным офисом банка и его отделениями в пределах одного города, между филиалами банка в других городах, регионах или в других странах).
Слайд 6ИНТЕРНЕТ
Интернет – крупнейшая в мире глобальная компьютерная сеть.
Интернет-ресурсы – это вся
совокупность информацион-ных технологий и БД, доступных при помощи этих технологий и существующих в режиме постоянного обновления.
Слайд 7ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ИНТЕРНЕТ
1957 г. – при Департаменте обороны США сформировано Агентство
по перспективным исследованиям ARPA (Advanced Research Projects Agency) с целью проведения научных и технологических исследований.
1969 г. – ARPA создает сеть ARPANET (4 узла). Особенности:
Сеть может продолжать функционировать в случае отказа части ее узлов после ядерного удара;
Все компьютеры в сети равноправны;
Единый язык передачи данных (Internet Protocol);
1971 г. – 15 узлов ARPANet
1972 г. – 40 узлов ARPANet.
Первая публичная демонстрация ARPANET на Международной конференции по Компьютерным коммуникациям.
Рей Томлинсон модифицирует email-программу для использования ее в ARPANET. Появляется “@”.
Слайд 8ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ИНТЕРНЕТ
1973 г. – Первое международное подключение (Англия и Норвегия).
1983
г. – перевод ARPANet на протокол TCP/IP .
TCP/IP – основной протокол Интернет, обеспечивающий передачу данных и совместимость сетей и оборудования различных типов.
Протокол – набор правил, которых должны придерживаться все компании, чтобы обеспечить совместимость аппаратного и программного обеспечения.
1986 г. – появление NSFNET Национального научного фонда США.
конец 80-х – бурное развитие и объединение сетей в США и Европе.
1990 г. – ARPANET прекращает свое существование.
1991 г. – Тим Бернес-Ли создал систему гипертекста, появилась World Wide Web.
Слайд 9ИНТЕРНЕТ В РОССИИ
Январь 1990 г. – создание общественной организации “Гласнeт”.
Август
1990 г. – основана компьютерная сеть “Рeлком”.
18 февраля 1991 г. – первое в России соединение по модему между Москвой и Барнаулом на скорости 9600 бод (“Рeлком”) с использованием протокола TCP/IP.
18 марта 1991 г. – в Барнауле встал на постоянную работу узел Интернет.
17 марта 1994 г. – зарегистрирован домен RU, что можно считать началом существования российского Интернета.
Домен – общая часть имени у группы компьютеров в Интернет.
Слайд 10ПРИНЦИП РАБОТЫ ИНТЕРНЕТ
Сетевой протокол разбивает файлы с информацией на отдельные
пакеты;
Каждый пакет содержит адрес отправителя и адрес получателя;
Компьютер в сети Интернет получает пакет, читает адреса и определяет либо оставить пакет, либо передать дальше;
Когда пакеты достигают своего назначения, они снова собираются в первоначальный файл.
Слайд 11ИНТЕРНЕТ
Что нужно для работы
1. Оборудование (компьютер и модем);
2. Программное обеспечение
Браузер (browser)
– программа для доступа к самым популярным службам Интернет. Самые известные браузеры – Netscape Navigator и Microsoft Internet Explorer.
3. Подключение к Интернет-провайдеру:
по коммутируемой линии (dialup);
цифровые телефонные линии (ISDN);
по выделенной линии (leased line);
другие подключения.
Слайд 12ОСНОВНЫЕ СЕРВИСЫ ИНТЕРНЕТ
Сервисы (службы) Интернет – это услуги, предоставляемые пользователям сетью
Интернет.
Всемирная Паутина (WWW – World Wide Web);
Электронная почта (e-mail);
Почтовые рассылки (Subscribe);
Группы новостей, форумы, доски объявлений (USENET);
Передача файлов (FTP – File Transfer Protocol);
Удаленный доступ (TELNET);
Чат, беседа (ICQ – I seek You).
Слайд 14ПОИСК ИНФОРМАЦИИ В ИНТЕРНЕТ
1. Выберете основные понятия, описывающие предмет вашего поиска.
2. Подберете ключевые слова, подходящие к данному понятию.
3. Определите тип операторов поиска (OR, AND, NOT).
4. Выберете подходящую поисковую систему (google.ru, ya.ru. yandex.ru, rambler.ru, yahoo.com и др.).
5. Проведите запросы несколько раз, слегка изменяя выражение.
6. Модифицируйте свои запросы в зависимости от результатов.
7. Попробуйте выполнить тот же запрос на других поисковых системах.
Слайд 15ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Информационной безопасностью (ИБ) называют меры по защите информации от неавторизованного
доступа, разрушения, модификации, раскрытия и задержек в доступе.
Информационная безопасность дает гарантию того, что обеспечиваются:
конфиденциальность информации;
целостность информации и связанных с ней процессов;
доступность информации, когда она нужна;
учет всех процессов, связанных с информацией.
Слайд 16УРОВНИ ПОЛИТИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
Законодательный – определяется нормативно-правовой информационной базой страны.
Группы мер:
меры,
направленные на создание и поддержание негативного отношения к нарушителям ИБ;
меры, способствующие повышению образованности общества в области ИБ, помогающие в разработке и распространении средств обеспечения ИБ.
Законодательный уровень определяет стратегию государства в области ИБ и ту меру внимания и количество ресурсов, которую правительство считает целесообразным выделить на ИБ.
Слайд 17УРОВНИ ПОЛИТИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
Административный – определяется совокупностью организационно-управленческих мероприятий, предпринимаемых на каждом
предприятии.
Административный уровень определяет стратегию организации в области ИБ и ту меру внимания и количество ресурсов, которую руководство считает целесообразным выделить на ИБ.
Слайд 18УРОВНИ ПОЛИТИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
Процедурный – включает меры безопасности, реализуемые на низшем уровне
управления.
Группы процедурных мер, направленных на обеспечение ИБ:
управление персоналом;
физическая защита;
поддержание работоспособности;
реагирование на нарушение режима безопасности;
планирование восстановительных работ.
Слайд 19УРОВНИ ПОЛИТИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
Программно-технический включает меры безопасности, реализуемые за счет программно-технических средств.
Должны быть доступны следующие механизмы безопасности:
идентификация и проверка подлинности пользователей;
управление доступом;
протоколирование и аудит;
криптография.