Слайд 1
Информатика
Презентация лекции для студентов 1 курса ФМП.
Санкт-Петербургский Государственный Морской технический
университет.
Кафедра «Подводная техника»
Юсупов Э.И.
Слайд 2Раздел 1. Основы информационной культуры
Лекция 2.
Слайд 3Содержание лекции
Раздел 1. Основы информационной культуры (продолжение темы)
2 Переход к информационному обществу
2.1.
Информатизация общества
2.2. Информационный потенциал общества
2.3. Информатика — предмет и задачи
3 Измерение и представление информации
3.1. Информация и ее свойства
3.2. Классификация и кодирование информации
Слайд 42. ПЕРЕХОД К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ
2.1. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА
2.2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕСТВА
2.3. ИНФОРМАТИКА
— ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ
Цель главы — сформировать представление об информационном обществе;
— показать структуру рынка информационных продуктов и услуг;
— объяснить роль и назначение информатики ;
Чтобы понимать место и роль информатики в обществе начала 21 века, в котором вам предстоит трудиться, необходимо внимательно отслеживать развитие её теории и её технического арсенала. На данном историческом этапе развития общества информатика – это научное и техническое направление развивающееся наиболее быстро. Развитие информатики носит взрывной характер. Своими практическими приложениями она проникает во все сферы жизнедеятельности отдельного человека и всего общества. Поэтому ученые говорят об информатизации общества.
Информатизация общества, это такой же глобальный процесс в конце 20-го и начале 21-го века, как процесс электрификации страны в начале 20-го столетия или индустриализации в середине 20-го столетия.
Информатизация общества – процесс перехода общества от индустриального этапа развития к информационному. Деятельность людей будет сосредоточена главным образом на обработке информации, а материальное производство и производство энергии будет возложено на машины.
Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний.
В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.
Слайд 52.1. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА
В странах с развитой промышленностью наступление нового тысячелетия совпадает
с началом серьезных социальных изменений. Материальное производство становится вторичным, а производство информации – первичным. Значительные изменения происходят и в структуре занятости населения: главной производительной силой становится неизвестная доселе категория – работники знаний (knowledge workers)/
Основу информационного общества будут составлять автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии.
Полностью развитым информационное общество станет тогда, когда с помощью средств информатики будет реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации.
………..
Информационный рынок предоставит потребителям все необходимые информационные продукты и услуги, а их производство обеспечит индустрия информатики, часто называемая информационной индустрией.
Слайд 62.1. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА
Современное материальное производство и другие сферы деятельности все больше
нуждаются в информационном обслуживании, переработке огромного количества информации. Универсальным техническим средством обработки любой информации является компьютер, который играет роль усилителя интеллектуальных возможностей человека и общества в целом, а коммуникационные средства, использующие компьютеры, служат для связи и передачи информации. Появление и развитие компьютеров — это необходимая составляющая процесса информатизации общества.
Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Этот термин все настойчивее вытесняет широко используемый до недавнего времени термин "компьютеризация общества". При внешней похожести этих понятий они имеют существенное различие.
При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической' базы компьютеров,- обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление.
При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.
Таким образом, "информатизация общества" является более широким понятием, чем "компьютеризация общества", и направлена на скорейшее овладение информацией для удовлетворения своих потребностей. В понятии "информатизация общества" акцент надо делать не столько на технических средствах, сколько на сущности и цели социально-технического прогресса. Компьютеры являются базовой технической составляющей процесса информатизации общества.
Слайд 7
2.1. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА
В настоящее время все страны мира в той или
иной степени осуществляют процесс информатизации. Неправильно выбранная стратегия информатизации или ее недостаточные динамизм и мобильность могут привести к существенным, а подчас драматическим изменениям во всех сферах жизни страны. Как известно, первая страна, которая начала информатизацию, — это США. Другие промышленно развитые страны мира, поняв перспективность и неизбежность этого направления, достаточно быстро сориентировались и стали наращивать
темпы внедрения компьютеров и средств телекоммуникаций. В настоящее время вся деловая и политическая пресса США полна бесконечных дискуссий о потере рынков сбыта этой
страной в компьютерной, телекоммуникационной и микроэлектронной областях за счет вытеснения США другими развитыми странами (Японией, Германией и др.).
Справка. США для внутреннего рынка выпускали:
в 1980 г. — 95% всех телефонных аппаратов и 80% телевизоров;
в 1991 г. — 25% телефонных аппаратов и 10% телевизоров.
Среднегодовой процент доли экспорта США в Японию в торговле телекоммуникациями за период 1986- 1991 гг. составил 8% , а импорта телекоммуникационного оборудования из Японии — 38%.
Американская промышленность ежегодно теряет начиная с 80-х гг. 3% рынка электроники, что составляет 750 млрд.дол., а к 2000 г. будет составлять 1 трлн. дол.
Постоянная тенденция к уменьшению доли востребуемых потребителями американских товаров на внутреннем рынке привела к многочисленным проблемам в экономике США Для выхода из создавшегося положения принимаются меры по интенсификации информатизации всех сторон деятельности американского общества, а именно:
увеличение инвестирования в новые исследовательские разработки;
улучшение качества образования;
развитие международного сотрудничества на стадии разработки продукта;
Слайд 82.1. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА
Этот опыт важно учесть при разработке государственной политики информатизации
нашей страны, так как, производя информационные технологии, можно иметь все преимущества и условия для развития других высоких технологий и экономики. В большинстве развитых стран понимают, что без чрезвычайных усилий отставание в области информационных и коммуникационных технологий может стать необратимым для их развития в целом
Для сопоставления и оценки возможностей нашей страны интерес могут представлять концепция и основные идеи программы информатизации в Японии, которая в настоящее время занимает лидирующее положение в мире по производству современных информационных продуктов, услуг и технологий.
Основные идеи японского проекта информатизации. В настоящее время Япония находится на второй стадии информатизации.
Цель японского проекта — связать те услуги, которые раньше предлагались отдельно. Дня этого все виды информации от телефонных посланий и телепрограмм до собственно компьютерной продукции должны передаваться по одному общему кабелю. В перспективе каждый абонент кабельной сети сможет получить несколько услуг одновременно. Большое внимание в проекте также уделяется созданию терминалов для пользователей с интеллектуальным интерфейсом, где ввод информации осуществляется голосом.
Кроме того принята рассчитанная на 10 лет общей стоимостью 480 млн.дол. программа разработки новых типов компьютеров:
компьютеров с нейронными сетями, работа которых аналогична функционированию мозга;
компьютеров, в которых передача информации осуществляется светом.
компьютеров с высокой степенью параллелизма обработки информации, в которых одновременно выполняют сложные операции десятки — сотни процессоров;
Слайд 92.1. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА
ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ
ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ
В период перехода к информационному
обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин информационная культура.
Информационная культура — умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.
Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:
■ в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);
■ в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
■ в умении и извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
■ во владении основами аналитической переработки информации;
■ в умении работать с различной информацией;
■ в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.
Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.
Слайд 102.2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕСТВА
Информационные ресурсы
Информационные продукты и услуги
Рынок информационных продуктов и
услуг
Правовое регулирование на информационном рынке
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Р е сур с — запасы, источники чего-нибудь. (Словарь русского языка С.И. Ожегова.)
В индустриальном обществе известно несколько основных видов ресурсов, ставших классическими категориями:
материальные ресурсы — совокупность предметов труда, например, сырье, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты, детали и т.д.
природные ресурсы — объекты, процессы, условия природы.
трудовые ресурсы — люди, обладающие профессиональными знаниями для работы в обществе;
финансовые ресурсы — денежные средства, находящиеся в распоряжении некоторой структуры;
энергетические ресурсы — носители энергии, например уголь, нефть, газ, гидроэнергия.
В информационном обществе акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов на информационный ресурс, который, хотя всегда существовал, не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория; никто специально о нем не говорил и тем более не вводил никаких определений.
Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие "информационные ресурсы", толкование и обсуждение которого велось с того момента, когда начали говорить о переходе к информационному обществу. Этому вопросу посвящено довольно много публикаций, в которых отразились и разные мнения и определения, и разные научные школы, рассматривающие эти понятия.
В Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации" дано следующее определение
Информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Слайд 11 2.2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕСТВА
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Документы и массивы информации, о которых говорится
в этом законе, не возникают сами по себе. В них в разных формах представлены знания, которыми обладали люди, создававшие их. Таким образом, информационные ресурсы — это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе.
В настоящее время не разработана методология количественной и качественной оценки информационных ресурсов, а также прогнозирования потребностей общества в них. Это снижает эффективность информации, накапливаемой в виде информационных ресурсов, и увеличивает продолжительность переходного периода от индустриального к информационному обществу. Кроме того, неизвестно, какой объем трудовых ресурсов должен быть задействован в сфере производства и распространения информационных ресурсов в информационном обществе. Несомненно, в будущем эти проблемы будут решены.
Информационные ресурсы страны, региона, организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и т.п.
Развитие мировых информационных ресурсов позволило:
превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;
сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;
образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;
повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле и др. за счет своевременного использования необходимой информации.
Слайд 122.2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕСТВА
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ
Информационный продукт, являясь результатом
интеллектуальной деятельности человека, должен быть зафиксирован на материальном носителе любого физического свойства в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т.д.
Информационный продукт — совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме.
Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт, с помощью услуг.
Информационная услуга — получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.
При предоставлении услуги заключается соглашение (договор) между двумя сторонами — предоставляющей и использующей услугу. В договоре указываются срок ее использования и соответствующее этому вознаграждение. Перечень услуг определяется объемом, качеством, создаваемых информационных продуктов.
Пример. Библиотеки являются местом сосредоточения значительной части информационных ресурсов страны. Перечислим основные виды информационных услуг, оказываемых библиотечной сферой:
■ предоставление полных текстов документов;
■ выдача результатов библиографического поиска и переработки информации (справки, указатели, дайджесты, обзоры и пр.);
■ получение результатов фактографического поиска и аналитической переработки информации (справки, таблицы, досье);
■ организация научно-технической пропаганды и рекламной деятельности (выставки новых поступлений, научно-технические семинары, конференции и т.п.);
■ выдача результатов информационного исследования (аналитические справки и обзоры, отчеты, конъюнктурные справки т.д.).
Слайд 132.2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕСТВА
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ
Рис. Основные виды информационных
услуг
Исходя из возможных видов информационных продуктов, баз данных и ресурсов классификация информационных услуг представлена на рисунке
Дистанционный доступ к удаленным базам данных организуется в компьютерной сети в диалоговом режиме. Популярность услуг дистанционного доступа к базам данных нарастает быстрыми темпами и опережает все виды других услуг благодаря:
все большему числу пользователей, овладевших информационной технологией работы в коммуникационной среде компьютерных сетей;
высокой оперативности предоставления услуг;
возможности отказа от собственных информационных систем.
Традиционно основными пользователями услуг дистанционного доступа к базам данных являются организации. Однако за последние годы наметилась тенденция к существенному увеличению числа индивидуальных пользователей
Слайд 142.2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕСТВА
РЫНОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ
РЫНОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ
И УСЛУГ
Назначение рынка
Как и при использовании традиционных видов ресурсов и продуктов, люди должны знать: где находятся информационные ресурсы, сколько они стоят, кто ими владеет, кто в них нуждается, насколько они доступны.
Ответы на эти вопросы можно получить, если существует рынок информационных продуктов и услуг.
Рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок) — система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.
Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.
Как на любом рынке здесь имеются поставщики и потребители.
Примечание. Об участниках и состоянии информационного рынка России можно узнать:
из справочников "Вся компьютерная Москва", "Кто есть кто на компьютерном рынке", "Кто есть кто на компьютерном рынке России", "Информационные технологии Петербурга";
из 1-го тома "Российская энциклопедия информации и телекоммуникаций";
из журнала "Информационные ресурсы России";
из сети Internet.
Слайд 152.2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕСТВА
СТРУКТУРА РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ
Структура рынка информационных
продуктов и услуг
Совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества. Это не только весь индустриально-технологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но также сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии.
Структура рынка информационных продуктов и услуг активно обсуждается в научных кругах. В одной из работ [12] предложено инфраструктуру информационного рынка представить пятью секторами:
1-й сектор — деловая информация, состоит из следующих частей:
биржевая и финансовая информация — котировки ценных бумаг, валютные курсы,
учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены. Поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки;
статистическая информация — ряды динамики, прогнозные модели и оценки по экономической, социальной,, демографической областям. Поставщиками являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы;
коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях,
деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются специальные информационные службы.
2-й сектор —информация для специалистов, содержит следующие части:
профессиональная информация — специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т.д.;
научно-техническая информация — документальная, библиографическая, реферативная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности;
доступ к первоисточникам — организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в различных формах.
Слайд 16Рис.. Секторы информационного рынка
Рис.. Секторы информационного рынка
Слайд 172.2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕСТВА
СТРУКТУРА РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ
3-й сектор —потребительская информация,
состоит из следующих частей:
новости и литература — информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии;
потребительская информация — расписания транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т.п.;
развлекательная информация — игры, телетекст, видеотекст.
4-й сектор —услуги образования, включает все формы и ступени образования: дошкольное, школьное, специальное, среднепрофессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку. Информационная продукция может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практикумы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения и пр.
5-й сектор — обеспечивающие информационные системы и средства, состоит из следующих частей:
программные продукты — программные комплексы с разной ориентацией — от профессионала до неопытного пользователя компьютера: системное программное обеспечение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение по реализации функций в конкретной области принадлежности, по решению задач типовыми математическими методами и др.;
технические средства — компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие;
разработка и сопровождение информационных систем и технологий — обследование организации в целях выявления информационных потоков, разработка концептуальных информационных моделей, разработка структуры программного комплекса, создание и сопровождение баз данных;
консультирование по различным аспектам информационной индустрии — какую при-
обретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для
реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и
какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятельность и т.д.;
подготовка источников информации — создание баз данных по заданной теме, области, явлению и т.п.
Слайд 182.2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕСТВА
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА ИНФОРМАЦИОННОМ РЫНКЕ
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА
ИНФОРМАЦИОННОМ РЫНКЕ
Развитие рыночных отношений в информационной деятельности поставило вопрос о защите информации как объекта интеллектуальной собственности и имущественных прав на нее. В Российской Федерации принят ряд указов, постановлений, законов, таких, как:
"Об информации, информатизации и защите информации".
"Об авторском праве и смежных правах".
"О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных".
"О правовой охране топологий интегральных схем.
Законы закладывают юридические основы гарантий прав граждан на информацию. Он направлен на урегулирование важнейшего вопроса экономической реформы — формы, права и механизма реализации собственности на накопленные информационные ресурсы и технологические достижения. Обеспечена защита собственности в сфере информационных систем и технологий, что способствует формированию цивилизованного рынка информационных ресурсов, услуг, систем, технологий, средств их обеспечения.
В законе "Об информации, информатизации и защите информации« определены цели и основные направления государственной политики в сфере информатизации. Информатизация определяется как важное новое стратегическое направление деятельности государства. Указано, что государство должно заниматься формированием и реализацией единой государственной научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации
Слайд 191.3. ИНФОРМАТИКА — ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ
Существует множество определений информатики, что связано
с многогранностью ее функций, возможностей, средств и методов. Обобщая опубликованные в литературе по информатике определения этого термина, предлагаем такую трактовку.
Информатика — это область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования информации с помощью компьютеров и их взаимодействием со средой применения.
Информатику в узком смысле можно представить как состоящую из трех взаимосвязанных частей — технических средств (hardware), программных средств (software), алгоритмических средств (brainware). В свою очередь, информатику как в целом, так и каждую ее часть обычно рассматривают с разных позиций (рис. 1.3): как отрасль народного хозяйства, как фундаментальную науку, как прикладную дисциплину.
Слайд 20
Информатика
Технические
Программные Алгоритмические
Средства средства средства
Информатика
Отрасль народного Фундаментальная Прикладная дисциплина
хозяйства наука (для конкретных областей)
Производство
технических средств Методология создания
информационного Изучение
Производство обеспечения закономерностей в
программных продуктов информационных
Теория информационных процессах
систем и технологий
Разработка технологий Создание
переработки информации информационных моделей
коммуникаций
Разработка
информационных систем и технологий. Рекомендации
Рис. Структура информатики как отрасли, науки, прикладной дисциплины
Слайд 21КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
База данных:
библиографическая
небиблиографическая
Виды информационных услуг
Дистанционный доступ
Информатизация общества :
Информатика
Информационная индустрия
Информационная культура
Информационная революция
Информационная технология
Информационная
услуга
Информационное издание
Информационное общество
Информационный кризис
Информационный потенциал
Информационный продукт
Инфраструктура информационного рынка
Кибернетика
Компьютеризация общества
Поколения ЭВМ
Правовое регулирование на информационном рынке
Ресурс
Информационный
Материальный
природный
трудовой
финансовый
энергетический
Ретроспективный поиск информации
Рынок информационных продуктов и услуг
Сектора информационного рынка
Телекоммуникации
Услуга
Слайд 22ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Расскажите об информационных революциях в истории развития цивилизации.
Сопоставьте процессы,
происходящие в истории развития ЭВМ, с последней информационной революцией.
Определите суть информационных технологий и телекоммуникаций.
Как вы себе представляете информационное общество?
В чем проявляется информационный кризис?
В чем состоит процесс информатизации?
В чем отличие процессов компьютеризации и информатизации?
Дайте определение информационной культуре. Как она проявляется?
Чем определяется информационный потенциал общества?
Расскажите о видах ресурсов.
Охарактеризуйте информационный ресурс, информационный продукт, информационную услугу. Приведите примеры.
Как вы понимаете базу данных?
Расскажите о классификации основных видов информационных услуг.
Что такое рынок информационных услуг и продуктов? Составляющие рынка информационных услуг и продуктов.
Расскажите о пяти секторах рынка информационных услуг и продуктов.
В чем заключается правовое регулирование на информационном рынке?
Как и для чего появилась информатика?
Расскажите об информатике как об отрасли, как о науке, как о прикладной дисциплине. Цели и задачи.
Слайд 23ЛИТЕРАТУРА
1. Блюменау Д.И. Информация и информационный сервис. - М.: Наука, 1989.
2.
Введение в информационный бизнес: Учебное пособие / Под ред. В.П.Тихомирова, А.В.Хорошилова. - М.: Финансы и статистика, 1996.
3. Громов Г.Р. Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации. -М.: Наука, 1984.
4. Ефимов А.И. Информационный взрыв: проблемы реальные и мнимые. - М: Наука, 1985.
5 Информатика: данные, технология, маркетинг / В.П. Божко, В.В. Брага и др. - М.: Финансы статистика, 1992.
6. Информационные ресурсы России. - М: Росинформресурс, 1992- 1996.
7. Каныгин Ю.М., Яковенко Ю.И. Введение в социальную когнитологию. - Киев: Наукова думка, 1992.
8. Корюшкова АЛ. Информационный рынок: продукция, услуги, цены и ценообразование. - М.: Коринф, 1992.
9. Майоров СИ. Информационный бизнес: коммерческое распространение и маркетинг. - М.: Финансы и статистика, 1993.
10. Информатика. Учебник, под ред Макаровой Н.В. М.: Финансы статистика, 1998, 768 с, ил.
10. Мелюхин И.С. Рынок электронных информационных продуктов и услуг в России: состояние и тенденции развития // НТИ. - Серия 1. - ВИ-НИТИ. -1994. - №2.
11 Поппель Г., Голдстайн Б. Информационная технология — миллионные прибыли. - М: Экономика, 1990.
12. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М.: Политическая литература, 1990.
13. Родионов И.И. Мировой рынок информационных услуг: электронная, деловая и коммерческая информация. — М.: Малое предприятие "Данные, информация, знания", 1991.
14. Семенюк Э.И. Информатика: достижения, перспективы, возможности. - М.: Наука, 1988.
15. Свириденко С.С. Современные информационные технологии. - М.: Радио и связь, 1989.
16. Суханов А.П. Информация и прогресс. -Новосибирск: Наука, 1988.
17. Тамбовцев В.Л. Пятый рынок: экономические проблемы производства информации. - М.:Изд-во МГУ, 1993.
18. Урсул А.Д. Информатизация общества (Введение в социальную информатику): Учебное пособие.-М.: 1990.
19. Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации". Принят Государственной Думой 25 января 1995 г.