Слайд 1Экономика телевидения
Профессор Елена Вартанова
Кафедра теории и экономики СМИ
Факультет журналистики МГУ
2012/2013 учебный
год
Слайд 2Свободное время как ресурс
Бюджет суток (времени): 8+8+8
Рабочее и свободное (досуг) время
Свободное
время = фактор общественного и социального развития
Тенденции:
Неоплачиваемое увеличение свободного времени
Требование постоянного повышения квалификации
Изменение форм досуга, направленное на реализацию креативности
Слайд 3Изменения в способах потребления СМИ
(возрастная группа 8-18, США, мин. в день)
* E.g., video’s, DVD’s, games, includes computer usage other than Internet
Source: Source: The Kayser Foundation
Слайд 4Современное ТВ= Интернет?
Компьютер = домашний медиацентр
Заменимость технологических платформ
Рост времени на просмотр
телепрограмм, но падение времени телесмотрения?
Нелинейный просмотр = пользование интернетом?
Слайд 5Технологии распространения телесигнала
Один – всем: эфирное наземное ТВ (метровый VHF и
дециметровый UHF диапазоны)
Один – немногим: кабельное ТВ, спутниковое ТВ
Один – одному: Интернет-вещание (потоковое мультимедиа)
Слайд 6Основные модели ТВ-индустрии
Коммерческое ТВ: США
Общественное ТВ: Западная Европа (Великобритания, Франция, Германия,
Италия, Нидерланды, страны Северной Европы), Япония, Австралия, Канада, Индия
Государственное ТВ: бывшие страны социализма, Китай
Слайд 7
Предприятия телерынка
Вещатели – компании, распространяющие «упакованные» для аудитории программы
Производители – компании,
производящие телевизионный контент: киностудии, продюсерские фирмы, синдикаты, вещатели
Правообладатели – библиотеки контента
Слайд 8Особенности ТВ-аудитории
Массовость
Широкий географический охват
Анонимность, отсутствие обратной связи
Неоднородность
Неорганизованность
➲ Массовый рынок покупателей
Слайд 9Стратегии программирования
Дженералистские телеканалы: программная концепция «потока»
Специализированные телеканалы: тематические, жанровые, нишевые
Слайд 11Основные стадии телевизионного процесса
Слайд 12Экономические особенности телевизионной индустрии
Эффект масштаба производства заставляет телеканалы стремиться к максимизации
аудитории
Стоимость доставки программ к зрителям с течением времени сокращается
Под давлением конкурентной среды телеканалы постоянно стремятся к улучшению качества и инновационности продукта
Создание телепрограмм – дорогостоящее, трудоемкое, технологически зависимое производство
Слайд 14Особенности современного телесмотрения
Большой выбор каналов
Интерактивность
Нелинейность
Слайд 15Задание на лекции
Каковы возможные экономические выгоды для зрителей цифрового телевидения?
Экономические потери?
Слайд 16Изучение телевизионной аудитории
Затраты: 4-5% всех рекламных доходов
A.C.Nielsen: телевизионный индекс (NTI) и
индекс отдельных станций (NSI)
Измеритель: People meter
Информация по 47 геодемографическим группам (кластерам)
Проблема: развитие цифрового ТВ
Слайд 17«Доставка» в телеиндустрии
Амортизация оборудования – не более 5%
Изменение форм доставки –
изменение экономики ТВ (кабельная, спутниковая, интернет-индустрия): отложенный просмотр, пропуск рекламы, формирование индивидуальной программы (pay-per-view)
Новые рынки содержания (видео)
Слайд 18Высокозатратность телеиндустрии
Расценки национальных сетей на 30-секундный ролик в прайм-тайм – 200
000 долл. (спорт, Оскар)
«Первый показ»
Закупка программ: 5-10% затрат на производство
Слайд 19Источники доходов в телеиндустрии
Реклама и спонсорств
Продакт плейсмент
Абонентская плата
Плата за просмотр
Подписка
Почасовая оплата:
«почти видео по заказу», «видео по заказу»
Добровольные пожертвования
Государственные субсидии
Продажа авторских прав и форматов
Кооперация с мобильными сервисами (смс-голосование)
➲ Переход к экономической модели газетно-журнального бизнеса
Слайд 20Спираль снижения прибыльности
Снижение затрат на программы
Уменьшение числа зрителей
Снижение доходов
Сокращение затрат
Слайд 21Способы снижения затрат на программы
Производство серийных программ, сериалов
Производство более дешевых программ
Использование
более дешевого оборудования
Рециклинг: многократное использование телесюжетов
Вторичное использование программ, стратегия многооконности (windowing) – телерынок США
Горизонтальная: сбыт многим телеканалам
Вертикальная: продажа программ в иерархическом порядке
Слайд 22Телесети
Техническая основа
Экономическая целесообразность (США): аренда времени у местных станций; интеграция
программной и рекламной деятельности
Местные станции, формирующие сети:
Собственные станции – основа
Станции в управлении
Аффилиированные станции – непостоянный союз
Слайд 23Модели кооперации в телеиндустрии
США
Финансовые альянсы вещателей и продюсерских фирм
→ раздел авторских прав пропорционально инвестициям → вторичные (третичные) права переходят вещателям
Великобритания
Вещатели финансируют производство программ при условии полного получения авторских прав → 10% выплаты продюсерским компаниям
Слайд 24Регулирование в сфере ТВ
Везде: лицензирование, часто – ограничение доступа иностранного капитала
ЕС:
Европейская конвенция о трансграничном ТВ (1989, 1998)
США: регулирование собственности (1940, 1953, 1975, 1996) + регулирование программной политики (1960, 1970)
Франция, Скандинавия: фонды поддержки национального кинопроизводства
Слайд 25Философия общественного вещания
ТВ как общественная служба
Принципы:
универсальный географический охват,
удовлетворение различных
взглядов и вкусов общества
удовлетворение интересов меньшинства
непосредственное участие зрителей в финансировании – сегодня необязательно!!
Некоммерческие мотивы деятельности
_____________________________________________
НО: усиление конкуренции с коммерческими вещателями приводит к сближению программных стратегий
Слайд 26Особенности финансирования
Абонентская плата: в странах Западной Европы находится на уровне 200
евро в год;
проблема: уклонение от уплаты
Правительственные (государственные) субсидии (США)
Реализация собственных программ на рынке
Реклама
Спонсорство
Бартер (программы)
Продажа дополнительных услуг
Слайд 27ВБ: Чистая модель общественного вещания
Беспристрастность, ответственность, подотчетность
С 1955 г. конкуренция с
коммерческим ТВ
Структура финансирования:
абонентская плата (100% для внутреннего вещания)
государственное финансирование (глобальное радио)
самофинансирование (спутниковое ТВ)
продажа программ на рынке
Слайд 28Франция: под контролем государства
Государственная монополия в сфере вещания до 1982 г.
Государство
как инвестор
Смешанная модель: France Television + коммерческие каналы
ARTE: франко-немецкий проект канала «высокой культуры»
Структура финансирования общественно-государственного ТВ:
абонентская плата
государственные (чаще непрямые) субсидии
реклама
Слайд 29Германия: публично-правовое ТВ
Государственный правовой надзор за деятельностью общественных вещателей
Децентрализация
Структура финансирования
ARD: абонентская
плата (60%), реклама (до 10%), собственная финансовая деятельность (кабельные сети, продажа программ)
ZDF: абонентская плата (60%, в т.ч. 30% от ARD, реклама (30%), другие источники (авторские права)
Слайд 30США: маргинальная альтернатива
PBS: с 1967 г., по решению Конгресса 349 некоммерческих
станций в 50 штатах сформировали сеть (дециметровый диапазон)
Структура финансирования:
Частные пожертвования аудитории
Инвестиции частных компаний
Дотации штатов
Федеральные субсидии
Субсидии университетов (государственных + частных)
Благотворительные пожертвования, благотворительные аукционы
Слайд 31Нидерланды: 4 «колонны» NOS
Кальвинисты, католики, социалисты, либералы
Концепция баланса → равный доступ
к эфиру организаций трех категорий
Бюджет NOS:
74% средств государственного гранта (налог зрителей, субсидии правительства на общее управление, специальные субсидии на программы)
26% реклама
Слайд 32Север Европы: коммерческое ТВ на службе общественного
Сохранение общественной собственности в сфере
вещания
Опора на абонентскую плату
Доминирование национальных программ общественных вещателей (55-60%)
Замкнутость национальных рынков
Финляндия: выплаты общественной службе (1990 гг. - до 24% бюджета общественного вещателя Yleisradio, но в настоящее время не превышает 7%)
Слайд 33Радио – самое доступное СМИ
Число радиостанций – 35 000
С 1920-х гг.
– массовое, способ организации семейного досуга
Baby boom: переход к форматному вещанию
Автомобиль: стратегия узких форматов + drive-time
Слайд 34Эволюция рыночной стратегии радио в США
1920-1950 гг.: становление экономических основ радиоиндустрии,
создание массовой аудитории, национальная реклама, основные жанры: сериалы, шоу, комедии →модель телесетей (CBS, NBS, ABC)
C 1950 гг.: превращение радио в нишевое СМИ, местная реклама, изменение жанров: короткие новости, местный фокус, спорт, музыка
Слайд 35Эволюция рыночной стратегии радио в Западной Европе
1920-1950 гг.: доминирование общественного вещания,
отсутствие конкуренции со стороны ТВ, национальный характер
1950-1980 гг.: радио в тени ТВ, пиратские коммерческие радиостанции
С 1980 гг.: становление коммерческого форматного радио
Слайд 36Технология распространения сигнала
Эфир: FM + AM
Кабель
Спутник
Интернет
Слайд 37Основные форматы
Наиболее популярные коммерческие – 20
Всего: более 150
Общественное радио: смешение
национальных и местных программ, информационных и развлекательных форматов
Слайд 38Измерение радиоаудитории
Arbitron Rating Company: анализ 7-дневных дневников
RADAR (Radio’s All-Dimensions Audience Research):
телефонные опросы
Слайд 39Общественное радиовещание
ВБ: аудитория 5 каналов – 51% населения, ярко выраженные профиль
– от современной молодежной музыки до новостей, доминирование в общенациональном масштабе
США: National Public Radio; инициативы отдельных станций – «школа в эфире»; университетское финансирование; ФКС: решение об обязательных частотах; создание программной корпорации NPR
Слайд 40Бизнес-модели онлайновых СМИ
Первая (начальная) модель: видеотекс(т)
Вторая модель: платный Интернет
Третья модель: бесплатные
веб-услуги = промоушн
Четвертая модель: рекламный Интернет
Текущие модели:
Рекламные онлайн-СМИ
Подписные онлайн-СМИ
Многоцелевые порталы
Социальные сети
Слайд 41Источники доходов онлайновых СМИ
Реклама: баннеры, целевая реклама, Интернет-реклама = таргетированная реклама
в интерактивной среде
Плата за онлайновые услуги
Продажа содержания
Продажа клиентских баз данных: сбор данных о клиентах → «цифровой дворецкий» (digital servant): «ваш цифровой агент собирает потребительскую информацию для вас»
Слайд 42Измерения аудитории
Nielsen-NetRatings
Модель, основанная на подсчете визитов
Модель, основанная на оценке повременной оплаты
Модель,
основанная на подсчете кликов
Модель, основанная на интерактивной природе Интернета
Модель, основанная на конечной результативности