Слайд 1ЕГЭ по обществознанию:
Особенности подготовки выпускников в условиях усложнения требований
Терентьева Г.Г., канд.
пед. наук
Слайд 2 Структура обществознания
Философия
Социальная психология
Социология
Экономика
Политология
Правоведение
Культурология
Слайд 3Особенность дисциплины:
интегративный характер: содержит знания из большинства общеобразовательных предметов
Слайд 4
Математика – в разделе «Экономика» необходимо работать с графиками; решать задачи
Слайд 5
В швейном кооперативе трудятся 20 работниц, каждая из которых работает по
40 часов в неделю. Кооператив выпускает 1600 пар строительных перчаток в неделю. Какая производительность труда на этом предприятии? Опираясь на знание обществоведческого курса, укажите любые два фактора, которые влияют на этот показатель трудовой деятельности.
Слайд 6
Биология – в разделе «Человек» имеются задания, касающиеся биологических потребностей, особенностей
организма человека, сходства и различия человека и животного; влияния природных условий на деятельность человека; воздействия человека на природу;
часто встречаются понятия «рефлекс», «инстинкт», «рудименты и атавизмы» и т.д. Подробно анализируются причины и проявления экологических проблем
Слайд 7
Учёные наблюдали за воронами, которые весьма своеобразно проводили дезинфекцию своего оперения
с помощью муравьиной кислоты. Они находили муравейник, садились на него и, то раскрывая, то закрывая крылья, тёрлись о муравейник, как бы «купались» в нём. Можно ли назвать данные действия птиц целенаправленными? Опираясь на знание обществоведческого курса, приведите обоснование своего ответа и укажите любое принципиальное отличие описанных действий птиц от дезинфекции, проводимой человеком.
Слайд 8
География: в разделе «Человек и общество» - глобальные проблемы современности (проблема
«Север-Юг»); экологическая проблема; элементы физической географии в теме «Влияние человека на природу»; в разделе «Типы обществ» - аграрное общество, натуральное хозяйство
в разделе «Экономика» - тема «ресурсы и их виды»; экономическая география – виды промышленности, экономическая специализация
Слайд 9
Раскройте на примерах три различных аспекта влияния общества на природную среду.
Раскройте
на трёх примерах влияние природной среды на любые три сферы жизни общества.
Приведите три примера, иллюстрирующие положительное влияние общества на природу.
Слайд 10
Физика, химия – в разделе «Научное познание» на примерах из истории
наук рассматриваются методы познания – гипотеза, эксперимент, наблюдение, фиксация показаний приборов и т.д. Рассматриваются особенности науки как формы духовной культуры: история развития, признаки, функции, виды, значение.
История великих открытий и деятельность великих учёных. Проблемы современной науки, основные направления развития. Этика науки.
Слайд 11
Сформулируйте два возможных направления влияния теоретического знания на эмпирическое исследование
и каждое из них проиллюстрируйте соответствующим примером.
Сформулируйте два положения о роли практики в познании мира и каждое из них проиллюстрируйте соответствующим примером.
Слайд 12
Предметы эстетического цикла:
Музыка, ИЗО: в разделе «Духовная культура» рассматривается искусство –
его признаки, виды, формы, жанры, функции, особенности, значение, проблемы и перспективы развития
Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три признака искусства.
С помощью трёх примеров покажите роль искусства в жизни общества. В каждом случае сначала приведите пример, а затем укажите роль, которую он иллюстрирует.
Слайд 13
Русский язык: огромное значение должно придаваться грамотности, точности и вразумительности изложения.
В блоке заданий В предусматривается написание конкретных терминов. Ошибка в написании – неправильный ответ.
Задание С-9 – эссе. Самое трудное, самое рейтинговое задание. Требуется большой словарный запас, умение строить распространённые предложения, правильно расставлять знаки препинания. (См. книгу «Учимся писать эссе по новым правилам»)
Слайд 14
Литература: знание содержания произведений литературы, биографий писателей и поэтов.
Фрагмент критерия оценки
эссе: « Факты и примеры почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения.
Слайд 15
Выступая перед студентами, известный философ назвал культуру верным способом преодоления человеческой
смерти. Приведите три суждения в поддержку подобной оценки значения культуры.
Герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Базаров высказывает следующую мысль: «Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди – это деревья в лесу, ни один ботаник не станет заниматься каждой отдельной берёзой». Используя знания обществоведческого курса, приведите три аргумента, опровергающих точку зрения литературного героя.
Слайд 16
Иностранные языки
Основа обществоведческой терминологии - слова из греческого и латинского языков
(демократия, республика, президент, мораль, религия, культура, индивид и др.). Названия наук – философия, политология, психология, социология и т.д. – тоже.
Много терминов из английского, французского, немецкого языков.
Слайд 17
История: знание фактов, событий, биографий исторических деятелей позволяет аргументировать и иллюстрировать
примерами задания из любых разделов обществознания. Понимание причинно-следственных связей, логики событий помогает при написании эссе. Встречаются конкретные задания, содержащие историческую информацию:
Слайд 18
В «Домострое» (16 век) содержится следующее предписание: «Жёны мужей вопрошают о
всяком благочинии…И что муж накажет, то с любовью принимати и со страхом внимати, и творити по его наказанию». О каком типе семьи идёт речь в этом фрагменте? Укажите признак, по которому вы это определили. Назовите два любых признака семьи данного типа.
Слайд 19
Физкультура
По мнению учёных, семья, наряду с другими функциями выполняет функцию поддержки
физического здоровья родителей и детей. Назовите и проиллюстрируйте примерами три проявления этой функции.
Слайд 20 Усложнение требований
Задания на знание терминов теперь требуют конкретики,
«пустые» предложения, в которых центральное понятие никак не раскрывается, не оцениваются: «Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая система»? Привлекая знания курса, составьте два предложения, содержащих информацию о структуре политической системы, и одно предложение, раскрывающее любую из функций политической системы».
Слайд 21
В 2013 усложнились критерии оценки задания С-8 (развёрнутый план). Выпускнику
необходимо раскрыть не любые разделы темы, а те, которые составители критериев считают существенными. Даже хорошо зная вопрос, ученик не всегда может получить максимальный балл – 3.
Значительно усложнились и задания: раньше были темы: «Религия как социальный институт» и т.п. Сейчас – «Воздействие экономики на социальную структуру общества» и т.п.
Эссе
С 2013 г. в критериях оценки эссе появился пункт К-2 : «Характер и уровень оценочных суждений». Максимальный балл -2 ставится, когда «избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы».
Но есть оговорка: «наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл».
Слайд 23Общие проблемы выпускников
Недооценка сложности предмета «обществознание»
Нечитаемый почерк
Использование плохих ручек (текст плохо
сканируется)
Слабое знание русского языка (эксперты не всегда могут понять мысль выпускника)
Неумение работать с бланками
Неумение правильно распределять время на экзамене (нехватка времени)
Слайд 25 Что делать?
Подготовка
к ЕГЭ должна начинаться в 10 классе, в идеале – ГИА в 9 классе должна стать тренировкой.
По возможности равномерно учиться по всем дисциплинам.
Постоянно читать художественную литературу.
Постоянно следить за текущими новостями политики, экономики, науки и культуры.
Работать над выполнением типовых заданий ЕГЭ.
Расширять свой кругозор.