Слайд 1Беларусь і праблемы міжнароднай бяспекі
ў 2000-х гг.
Слайд 2пагрозы
міжнароднага тэрарызму
далейшае пашырэнне НАТА на ўсход
ваенная аперацыя НАТА ў Іраку
У 2004 г. новымі членамі Паўночнаатлантычнага альянса сталі Эстонія, Латвія, Літва, Славакія, Славенія, Румынія і Балгарыя.
курс на далучэнне да НАТА абвясцілі Україна і Грузія
Слайд 3
адмова краін НАТА ад ратыфікацыі адаптаванага Дагавора аб звычайных узброеных сілах
у Еўропе
падрыхтоўчая праца да размяшчэння ў Польшчы і Чэхіі элементаў супрацьракетнай абароны, якая пачалася ў 2007 г.
Расія адмовілася ў 2007 г. ад выканання абавязацельстваў па адаптаваным ДЗУСЕ
Збліжэнне РФ з Кітаем і краінамі Цэнтральнай Азіі праз Шанхайскую Арганізацыю Супрацоўніцтва
Слайд 4АДКБ
У жніўні 2008 г. Расія правяла ваенную аперацыю супраць Грузіі
(расійска-грузінская вайна)
Прыярытэтным напрамкам дзейнасці Беларусі ў сферы міжнароднай бяспекі заставалася ўмацаванне супрацоўніцтва з Расіяй і паглыбленне сувязей з дзяржавамі –членамі АДКБ. У 2000 г. Прэзідэнт Беларусі падпісаў пагадненне аб статусе фарміравання сіл і сродкаў сістэмы калектыўнай бяспекі. Беларускі бок абавязаўся забяспечваць бяспеку СНД ва Ўсходне-Еўрапейскім рэгіёне.
Слайд 5
у 2002 г. РБ падпісала Статут і Пагадненне аб прававым статусе
Арганізацыі Дагавора аб калектыўнай бяспецы (АДКБ). Стварэнне АДКБ паспрыяла больш цеснай каардынацыі дзеянняў дзяржаў СНД у ваеннай і ваенна-тэхнічнай сферах.
у дзейнасці Арганізацыі Дагавора аб калектыўнай бяспецы усё больш выразным станавіўся дрэйф у бок паўнавартаснага ваенна-палітычнага саюза.
Слайд 6
У кастрычніку 2009 г. РБ далучылася да пагадненне аб стварэнні Калектыўных
сіл хуткага разгортвання (КСАР) АДКБ. Беларускі бок пагадзіўся ўключыць у склад сіл адну брыгаду войск спецыяльнага прызначэння МУС і адну дэсантна-штурмавую брыгаду.
Слайд 7супрацоўніцтва з НАТА
ажыццяўлялася праз удзел у працы Савета еўраатлантычнага партнёрства і
праграме “Партнёрства дзеля міру”.
У 2004 г. Беларусь далучылася да Працэсу планавання і ацэнкі сіл (ПАРП), призванного способствовать большей открытости и помогать стране в развитии сил и средств и оперативной совместимости для ведения международных операций по поддержанию мира.
Слайд 8
З 2001 г. індывідуальныя праграмы супрацоўніцтва на 2 гады кожная.
Кірункі
супрацоўніцтва “Ваенная геаграфія”, “Гуманітарнае размініраванне”, “Меры палітычнага і ваеннага характару, накіраваныя супраць распаўсюджвання ядзернай, хімічнай і бактэрыялагічнай зброі”, “Стралковая зброя і лёгкія ўзбраенні.
Слайд 9
Пасля 2001 г. Беларусь прадаставіла сваю паветраную прастору для транзіту асабістага
складу і грузаў НАТА ў рамках аперацыі Міжнародных сіл садзейнічання бяспекі ў Аўганістане (ISAF).
У 2006 г. Беларусь і Паўночнаатлантычны Альянс рэалізавалі сумесны праект па знішчэнню каля 700 тыс. звычайных трацілавых проціпяхотных мін.
Слайд 10
Захаванне карэктных, хаця і не надта цёплых, адносін паміж Беларуссю і
Паўночнаатлантычным альянсам адыгрывала стабілізуючую ролю ва ўсходнееўрапейскім рэгіёне.
Слайд 11(ОБСЕ)
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) является крупнейшей региональной
организацией, в состав которой входят 56 государств-участников, включая все европейские страны, страны СНГ, США и Канаду.
Слайд 12
Республика Беларусь является полноправным членом ОБСЕ с 30 января 1992 года.
При
вступлении в ОБСЕ Беларусь присоединилась к таким основополагающим документам, как Хельсинкский заключительный акт 1975 года и Парижская хартия для новой Европы 1990 года.
Слайд 13
Республика Беларусь участвует в деятельности организации в рамках работы Постоянного совета
ОБСЕ, Форума по сотрудничеству в области безопасности, Совместной консультативной группы и Консультативного комитета по открытому небу.
По инициативе РБ в 2003 году была разработана и принята на СМИД ОБСЕ Стратегия ОБСЕ в области экономического и экологического измерения.
Слайд 14
Белорусские представители участвуют в заседаниях Минской группы в рамках переговорного процесса
по вопросу мирного урегулирования в Нагорном Карабахе, работают в миссиях ОБСЕ в Косово, Македонии, Боснии и Герцеовине.
С февраля 2003 года Национальное собрание Республики Беларусь принимает полноправное участие в работе Парламентской ассамблеи ОБСЕ.
Слайд 15
Беларусь выступает за комплексное реформирование ОБСЕ, устранение существующих перекосов и недостатков
в ее работе (тематических и географических).
Основная цель – трансформация ОБСЕ в полноценную эффективную международную организацию, действующую в интересах всех государств-участников.
В 2007 РБ совместно с другими странами-членами ОДКБ внесла на рассмотрение коллективных органов ОБСЕ проект Устава Организации. Не принят.
Слайд 16
Беларусь выступает за дальнейшее повышения эффективности работы миссий ОБСЕ, за более
четкую регламентацию работы и отчетности, выработку критериев оценки выполнения миссиями их мандатов.
Слайд 17
Беларусь выступает за повышение прозрачности и объективности процесса наблюдения за выборами,
проводимого ОБСЕ, и предлагает пересмотреть существующую методологию наблюдения, которая была введена БДИПЧ ОБСЕ без одобрения государствами-участниками, а также утвердить в рамках коллективных органов ОБСЕ новые, согласованные правила.
Слайд 18
Первая за 11 лет встреча глав государств и правительств государств-участников ОБСЕ,
прошедшая в г.Астане (Казахстан) 1-2 декабря 2010 г. В работе саммита принял участие Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко.
Слайд 19
Александр Лукашенко. «Есть все предпосылки для того, чтобы ОБСЕ превратилось в
сообщество безопасности. Однако для этого организацию необходимо реформировать. Беларусь выступает за то, чтобы ОБСЕ приняла устав, где будут ясно прописаны правила игры для всех».
Слайд 20
предложил разработать и утвердить ключевые принципы сотрудничества в сфере энергобезопасности, которые
бы приводили к общему знаменателю интересы производителей, транзитеров и потребителей.
за укрепление роли ОБСЕ в области защиты энергетической инфраструктуры, использования альтернативных и возобновляемых источников энергии, в обеспечении доступа всех стран к передовым технологиям в этой области.
Слайд 21
заявил, что необходимо выработать универсальные стандарты выборов. Без них ОБСЕ легко
превращается в инструмент для манипуляций, которым некоторые пользуются, как дубиной.
высказался и за реальную свободу передвижений по Европе. Ведь сложная система получения виз отнюдь не способствует росту взаимопонимания и доверия.
Слайд 22
В рамках саммита было принято совместное заявление Беларуси и США по
сотрудничеству в сфере ядерной безопасности и нераспространения.
Беларусь пообещала к 2012 году избавиться от своих запасов высокообогащенного урана. США, в ответ, поддержат нашу страну в строительстве АЭС. Не выполнено.
Слайд 23
Президентские выборы 19 декабря 2010 года не признаны со стороны ЕС
и ОБСЕ. Европарламентом 20 января 2011 года была принята резолюция о том, что эти выборы не соответствуют международным стандартам.
Минск отказался продлевать мандат для деятельности офиса Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в Беларуси. Разрешение для офиса ОБСЕ, работавшего на территории республики с 2003 года, истекло 31 декабря 2010.
Слайд 24
Повышение роли ОБСЕ в связи с российско-украинским конфликтом.