МИРОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ПРОБЛЕМЫ БОЛЬШИХ ГОРОДОВ презентация

Содержание

* КонтрСаммит Блок «Социальное государство» БЮДЖЕТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА в 2008 – 2013 гг. Проблемы формирования и исполнения в посткризисный период Докладчик - Автор материала: Герман

Слайд 1*
КонтрСаммит Блок «Социальное государство»
Блок «СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО»
МИРОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
И ПРОБЛЕМЫ

БОЛЬШИХ ГОРОДОВ

Слайд 2*
КонтрСаммит Блок «Социальное государство»
БЮДЖЕТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА в 2008 – 2013 гг. Проблемы формирования и

исполнения в посткризисный период





Докладчик - Автор материала:
Герман Константинович ШАЛЯПИН - государственный советник налоговой службы
Российской Федерации 3 ранга,
- государственный советник Санкт-Петербурга 2 класса,
- первый председатель Контрольно-счётной палаты
Санкт-Петербурга
gk_shalyapin@mail.ru



Слайд 3*
КонтрСаммит Блок «Социальное государство»


Слайд 4КонтрСаммит Блок «Социальное государство»
БЮДЖЕТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО


*


Слайд 5Бюджетные полномочия Министерства финансов Российской Федерации (из ст. 165 БК

РФ)

…на основании и во исполнение настоящего Кодекса /Бюджетного кодекса РФ/, иных актов бюджетного законодательства РФ, актов Президента РФ, Правительства РФ принимает нормативные акты в установленной сфере деятельности;
организует составление и составляет проект федерального бюджета…
осуществляет методологическое руководство в области составления и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;…
(Не случайно поэтому на предыдущем слайде помещены фото бывшего и нынешнего министров финансов РФ: А.Л. Кудрина и А.Г. Силуанова)

*

КонтрСаммит Блок «Социальное государство»


Слайд 6КонтрСаммит Блок «Социальное государство»




БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Федеральный закон от 31.07.98 № 145-ФЗ, с изменениями, в том числе от 26.04.07 № 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса…», вступил в силу с 01.01.08, отдельные нормы Закона – со дня публикации (28.04.07) и в другие сроки;
Основные последующие изменения и редакции:
30.12.08 № 310-ФЗ, 09.04.09, 30.04.10 № 69-ФЗ (финансовый кризис 2008-10 годов);
8.05.10 № 83-ФЗ (реорганизация бюджетной сферы);
30.9.10 № 245-ФЗ; 25.12.13 №268-ФЗ (Рез.фонд, Фонд Нац. благосост., нефтегазовые доходы);
28.07.12 № 127-ФЗ, 16.10.12 № 185-ФЗ, 3.12.12 № 244-ФЗ, (ожидание углубления мирового финансового кризиса; приостановление ограничений по срокам изменений налог. законодательства – в связи с проектом ФБ 2013-15; обязательные 3-летние бюджеты субъектов РФ и ТФОМС с 2014 г.)
7.05.13 № 104-ФЗ – в связи с совершенствованием бюджетного процесса.

*


Слайд 7*
КонтрСаммит Блок «Социальное государство»
Другие акты федерального законодательства
Бюджетные послания Президента Российской Федерации:

«О бюджетной политике в 2012–2014 годах»; … «в 2013-2015 годах» … «в 2014-2016 годах».
Указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года (система мер по решению неотложных проблем экономического и социального развития страны);
Основные направления бюджетной политики Российской Федерации на соответствующие трёхлетние периоды.
(Минфин, 2011 - 2012 – 2013 гг.)

Слайд 8*
КонтрСаммит Блок «Социальное государство»
Законы и другие акты Санкт-Петербурга

“О БЮДЖЕТНОМ ПРОЦЕССЕ В

САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ” (Закон СПб от 20.07.07 № 371-77);
Положение о порядке составления проекта бюджета Санкт-Петербурга и проекта бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга (утверждено постановлением Правительства СПб от 12.05.2008 № 122);

“О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ОПЕРАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ ОБ ИСПОЛНЕНИИ БЮДЖЕТА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА” (Закон СПб от 20.04.01 № 298-41);
“О государственных стандартах социального обслуживания населения Санкт-Петербурга” (Закон СПб от 20.02.08 № 42-10)


Слайд 9*
КонтрСаммит Блок «Социальное государство»
Прогнозы социально-экономического развития Санкт-Петербурга (к проектам бюджетов

на трёхлетний период);

О Реестрах расходных обязательств Санкт-Петербурга (Постановление Правительства СПб от 03.03.05 № 213);

О планировании расходов бюджета Санкт-Петербурга на образование (Постановление Правительства СПб от 28.06.05 № 919);

О направлении контрольных цифр и методических указаний по формированию заявок главных распорядителей бюджетных средств Санкт-Петербурга к проектам бюджета Санкт-Петербурга на очередной трехлетний период (Письма Комитета финансов Санкт-Петербурга, июнь года составления проекта бюджета);
и др.


Слайд 10*
КонтрСаммит Блок «Социальное государство»


Слайд 11 Особенности формирования и исполнения бюджетов

- докризисный период;
формирование последующих бюджетов.

федеральный

бюджет;
бюджет Санкт-Петербурга.

*

КонтрСаммит Блок «Социальное государство»


Слайд 12*
КонтрСаммит Блок «Социальное государство»
В случае реализации этого

сценария на докризисный уровень экономика вернется в конце 2011 – начале 2012 годов.
Источник: «Основные направления бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов»

Слайд 13Иллюстрацией этих особенностей могут служить графики динамики основных показателей федерального бюджета

и бюджета Санкт-Петербурга за период 2008 - 2015 г.
Источниками для построения Графиков являются – для отчётных периодов данные Федерального казначейства;
- для бюджетных проектировок – информация, размещённая на сайтах:
- МинФина РФ и ГосДумы (федеральный бюджет)
- Комитета финансов СПб и Законодательного Собрания СПб (бюджет СПб).

*

КонтрСаммит Блок «Социальное государство»


Слайд 14КонтрСаммит Блок «Социальное государство»

*


Слайд 15Существенные отличия в соотношениях
доходы-расходы-финансовый результат
в до- и посткризисный периоды.
в

2005-2008 годах рост доходов федерального бюджета существенно опережал рост расходов, что выразилось в ежегодном профиците бюджета в сумме около 1,8 трлн. рублей. (на диаграмме фиолетовые столбики выше горизонтальной оси). Неиспользование профицита предыдущих периодов на увеличение расходов бюджетов последующих лет, в том числе на межбюджетные трансферты субъектам РФ, вызвана нестабильностью (в условиях мирового рынка), а значит ненадёжностью нефтегазовой составляющей федерального бюджета (до 50 % !). Направление сверхдоходов в специально созданный Стабилизационный фонд РФ (ст. 96_1 БК РФ).

*

КонтрСаммит Блок «Социальное государство»


Слайд 16*
КонтрСаммит Блок «Социальное государство»
По редакции Бюджетного кодекса РФ с 1.01.08
Стабилизационный фонд

РФ упразднён
и заменён на
Резервный фонд
и Фонд будущих поколений *)– Фонд национального благосостояния **) формируемые за счёт нефтегазовых доходов
(ст.ст. 96_9, 96_10 и др. БК РФ)

*) - по проекту редакции БК;
**) - по предложению Президента РФ В.В. Путина),


Слайд 17КонтрСаммит Блок «Социальное государство»
Резервный фонд и Фонд национального благосостояния РФ (млрд.руб.)
*


Слайд 18Как следует из таблицы, именно создание Стабилизационного фонда позволило в наиболее

критичный цикл финансового кризиса 2008-2010 годов при резком сокращении доходов направить практически весь Резервный фонд на сохранение положительной динамики расходной части федерального бюджета.
Начиная с 2012 года и проектом на 2013-2015 гг. в условиях ожидаемого наступления очередной фазы финансового кризиса планируется вновь направлять нефтегазовые сверхдоходы в Резервный фонд.
Однако ещё одно предназначение Стабилизационного фонда (и «голубая мечта» бывшего министра финансов), связанная с изъятием из оборота значительных сумм денежной наличности, потерпело полное фиаско.

*

КонтрСаммит Блок «Социальное государство»


Слайд 19КонтрСаммит Блок «Социальное государство»
"Стабфонд позволяет сдерживать инфляцию и в среднесрочной перспективе

снизить её до приемлемых 4,5% в 2008 году", - сказал министр финансов РФ Алексей Кудрин , выступая в четверг в Госдуме, где рассматривается проект бюджета-2006 в первом чтении.
"Мы должны защитить граждан России от изматывающей инфляции", - сказал он.

Источник: РИА Новости 22.09.2005 11:48:00

*


Слайд 20КонтрСаммит Блок «Социальное государство»
Уровень инфляции
2008 год
По федеральному закону от 24.07.2007 г.

№198-ФЗ – не превышает 7,0 % ;
от 03.03.08 № 19-ФЗ – не превышает 8,5 %
от 22.07.08 № 122-ФЗ – не превышает 10,5 %
В расчётах к бюджету на 2009-2011 гг. – 11,8 %
Фактически – 13,3 % (вместо 4,5 % по прогнозу А.Л.Кудрина; и это ещё до кризиса !? )
2009 год (отчёт) - 8,8 %
2010 год (отчёт) - 8,8 %
2011 год (отчёт) - 6,1 %
По бюджету и прогнозным оценкам
на 2012, 2013 - 2015 годы 6,0 – 5,5 – 5,0 – 4,5 %

*


Слайд 21*
КонтрСаммит Блок «Социальное государство»
В основу формирования бюджета на 2013-2015 годы легли

макроэкономические показатели, в целом характеризующие ожидаемый рост российской экономики.
Вместе с тем, существует ряд внешнеэкономических рисков, которые в среднесрочной перспективе способны оказать негативное влияние на его динамику.
В первую очередь, принимается во внимание вероятность начала нового кризиса в мировой экономике, связанного с долговыми проблемами Европы.
(«Основные направления бюджетной политики на 2013-2015 годы»)

Слайд 22Основные направления бюджетной политики на 2014 год и плановый период 2015 и

2016 годов (извлечение)

Макроэкономические параметры, принятые за основу подготовки федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, существенно отличаются от параметров прогноза социально-экономического развития, положенного в основу формирования федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.

*

КонтрСаммит Блок «Социальное государство»


Слайд 23*
КонтрСаммит Блок «Социальное государство»
Основными причинами замедления экономического роста в России являются

снижение темпов мирового экономического роста (нерешённые долговые проблемы еврозоны, США, замедление экономики Китая), снижение цен на нефть.
Также негативное влияние на замедление экономического роста оказали и внутренние проблемы российской экономики.


Слайд 24*
КонтрСаммит Блок «Социальное государство»


Слайд 25ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ
В УСЛОВИЯХ ПЕРМАНЕНТНОГО МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
И СТАГНАЦИИ

РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Опыт Санкт-Петербурга

*

КонтрСаммит Блок «Социальное государство»


Слайд 26*
КонтрСаммит Блок «Социальное государство»
Бюджет
Форма образования и расходования (фонда) денежных средств, предназначенных

для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления;

Слайд 27КонтрСаммит Блок «Социальное государство»
Общие положения (ст.169 БК, 63-ФЗ)
 1. Проект бюджета

составляется
на основе прогноза социально-экономического развития
в целях финансового обеспечения расходных обязательств.

Из ст.8 Закона СПб от 20.07.2007 № 371-77  «О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге»   
… 5. Проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития Санкт-Петербурга в целях финансового обеспечения расходных обязательств Санкт-Петербурга.

*


Слайд 28Прогноз социально-экономического развития (ст. 173 БК РФ) *)
Прогноз социально-экономического

развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального района (городского округа) разрабатывается на период не менее трёх лет.
… ежегодно разрабатывается в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительный органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.
Прогноз СЭР РФ, субъекта РФ, муниципального образования одобряется соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ ОДНОВРЕМЕННО с принятием решения о внесении проекта бюджета в законодательный (представительный) орган.
5. Изменение прогноза СЭР в ходе составления или рассмотрения проекта бюджета влечёт за собой изменение основных характеристик проекта бюджета.

*) п.5 ст.8, п.2 ст. 14 Закона СПб

КонтрСаммит Блок «Социальное государство»

*


Слайд 29Прогнозирование доходов бюджета (ст. 174 БК) *)
1. Доходы

бюджета прогнозируются на основе прогноза социально-экономического развития территории в условиях действующего на день внесения проекта закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный орган законодательства о налогах и сборов и бюджетного законодательства РФ…
*) п.2 ст. 13 Закона СПб

КонтрСаммит Блок «Социальное государство»

*


Слайд 30Принцип достоверности бюджета (ст. 37 БК РФ)
… означает

надёжность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчёта доходов и расходов бюджета.
(Г.К.: Законодатель заведомо полагает, что приводимые в Прогнозах отчётные показатели, основанные на бухгалтерской и статистической отчётности, безусловно должны быть достоверными.
О достоверности петербургского Прогноза - далее).

КонтрСаммит Блок «Социальное государство»

*


Слайд 31Согласно Закону «О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге» (п.5 ст.14) Разработка прогноза

социально-экономического развития Санкт-Петербурга на очередной финансовый год и плановый период осуществляется уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.
Положением о порядке и сроках составления проекта бюджета СПб, утверждённым постановлением Правительства СПб от 12.02.2008 № 122, установлено, что таким органом является Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) (п.1)
/с 1.01.2013 - Комитет по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга - КЭПиСП/.
Постановлением Правительства СПб от 5.05.2011 № 55 утверждено также Положением о разработке прогноза социально-экономического развития Санкт-Петербурга и прогноза объёма закупок продукции…

*

КонтрСаммит Блок «Социальное государство»


Слайд 32 Следует отметить правовую неопределённость и организационную несогласованность установленных названными Положениями основных

процедур при разработке КЭРППиТ Прогноза СЭР и использовании различных его вариантов (подлежащих одобрению Правительством СПб) на соответствующих этапах составления проекта бюджета Комитетом финансов.
Ни в одном из Положений нет указания на необходимые процедуры подготовки, согласования и рассмотрения финансово-экономических показателей Прогноза СЭР и проекта бюджета с их одобрением (как того требует БК РФ и Закон СПб) на одном заседании Правительства Санкт-Петербурга перед внесением их в Законодательное Собрание СПб.


*

КонтрСаммит Блок «Социальное государство»


Слайд 33Следствием такой несогласованности правового регулирования и «автономностью» работы основных экономических и

финансовых органов исполнительной власти Санкт-Петербурга подразделений стали ни кем не объяснимые неувязки и противоречия в между Прогнозом СЭР и Бюджетом Санкт-Петербурга по доходной базе региона.
(Демонстрация диаграмм Структуры и Динамики показателей финансового баланса и бюджета СПб за 2008-2015 гг., комментарий).

*

КонтрСаммит Блок «Социальное государство»


Слайд 34КонтрСаммит Блок «Социальное государство»

*


Слайд 35 До 2009 г. для бюджета СПб (как и для федерального)

характерен общий положительно-динамичный тренд основных показателей в докризисный период.
Более крутой трэнд доходной базы Санкт-Петербурга в определённой степени связан с изменением юридического адреса и переходом в 2006 г. на налоговый учёт из Омской области в Санкт-Петербург ОАО «Сибнефть» – ОАО «Газпром нефть». (Как бывший налоговик, я называю это «налоговой гримасой»).
Без создания на территории Санкт-Петербурга реальных рабочих мест и соответствующей прибавочной стоимости в доходы городского бюджета стала зачисляться всё возрастающая доля налога на прибыль этого крупнейшего «стратегического инвестора и налогоплательщика» (оценочно 15 – 25 млрд. рублей в год). При этом потери бюджета Омской области частично были возмещены из федерального бюджета.

(К вопросу о применении на практике Принципа равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований - ст. 31_1 БК РФ, а также решения проблем социально-экономического развития Сибири и Дальнего востока России)

*

КонтрСаммит Блок «Социальное государство»


Слайд 36 Приведённая на графике динамика бюджетных показателей Санкт-Петербурга за 2008 -2015 годы

как объективный фактор влияния финансового кризиса отразила резкое падение доходов и, соответственно, расходов бюджета в 2009 году.
Но уже к 2011 году был достигнут уровень докризисного 2008 года. А показатели последующих лет (с учётом исключения доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и соответствующих расходов) демонстрируют устойчивый рост. По проекту бюджета на ближайшую трёхлетку в 2015 году по отношению к 2008 и 2010 годам доходы и расходы увеличатся в 1,4 раза.

*

КонтрСаммит Блок «Социальное государство»


Слайд 37Санкт-Петербург вошёл в пятёрку самых успешно развивающихся городов мира
Аналитическое подразделение журнала

Economist исследовательская компания The Economist Intelligence Unit и транснациональная финансовая группа Citigroup провели исследование «Точки роста 2025: Сравнение конкурентоспособности городов будущего» (Hot Spots 2025: Benchmarking the Future Competitiveness of Cities)..

*

КонтрСаммит Блок «Социальное государство»


Слайд 38Согласно представленному прогнозу конкурентоспособности городов мира с 2012 по 2025 год,

ожидается, что крупные города Индии, Бразилии и России, в том числе Санкт-Петербург, повысят свою конкурентоспособность и догонят многие города стран с развитой экономикой. По данным исследования, в настоящее время Санкт-Петербург входит в пятёрку самых успешно развивающихся городов мира.
(Источник: официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга, 11 июня 2013 г.)

*

КонтрСаммит Блок «Социальное государство»


Слайд 39 Казалось бы, вполне благополучная ситуация посткризисного периода и признанные мировыми автоиритетами

обнадёживающие тенденции экономического развития региона должны адекватно отразиться на доходах и расходах городского бюджета.

ОДНАКО:
Увеличение доходов бюджета Санкт-Петербурга сопровождается ежегодным опережающим ростом расходов, то есть переходом от сбалансированного бюджета к дефицитному.

*

КонтрСаммит Блок «Социальное государство»


Слайд 40 Сложившиеся ранее достаточно большие переходящие остатки временно свободных денежных средств бюджета

Санкт-Петербурга (до 40 – 50 млрд. руб. – своеобразный Резервный фонд) и размещавшиеся на депозитах в банков (в 2012 г. дополнительный доход составил более 2,5 млрд. рублей) были практически полностью использованы в 2011-2012 годах.
Основным источником покрытия дефицита бюджета становится привлечение заёмных средств с неизбежным следствием дополнительных расходов на погашение и обслуживание долга (за 2013 – 2015 годы) в сумме 14,2 млрд. рублей).
Ежегодный дефицит бюджета при отсутствии свободных денежных средств приведёт (по бюджету на 2013-2015 гг.) к увеличению государственного долга Санкт-Петербурга в 4,1 раза : с 18,6 млрд.руб. до 76,7 млрд.руб.

*

КонтрСаммит Блок «Социальное государство»


Слайд 41 И не менее важное:
(в контексте рассматриваемого нами вопроса):
Официально утверждаемые в

бюджетах и отчётах об их исполнении данные об объёмах и динамике бюджетных показателей приводятся в текущих ценах соответствующих лет и не учитывают влияние фактора инфляции. (Особенно с учётом «Ошибки Кудрина»).
Приведённая на следующем слайде Диаграмма динамики сравнимых показателей бюджета Санкт-Петербурга убедительно доказывает важность этого фактора при формировании бюджета и оценке его исполнения с учётом финансового обеспечения закупок

*

КонтрСаммит Блок «Социальное государство»


Слайд 42Динамика основных показателей бюджета Санкт-Петербурга за 2008 - 2015 гг. в

текущих и сопоставимых ценах (млн. руб.)

КонтрСаммит Блок «Социальное государство»

*


Слайд 43Сравнение представленных на диаграмме двух пар показателей доходов и расходов при

их росте в 2015 году в текущих ценах к 2008 (докризисному) году в 1,4 раза, объективно свидетельствует о снижении уровня реального финансирования расходных обязательств Санкт-Петербурга в сопоставимых ценах (даже с учётом заимствований) сокращение к уровню 2008 года - на 18%.

*

КонтрСаммит Блок «Социальное государство»


Слайд 44Парадоксы экономических успехов и финансовых провалов в отдельно взятом регионе Российской

Федерации

Комментарий докладчика…

*

КонтрСаммит Блок «Социальное государство»


Слайд 45*
КонтрСаммит Блок «Социальное государство»
Благодарю слушателей за внимание !

При необходимости,

обращайтесь по моему электронному адресу: gk_shalyapin@mail.ru

С уважением,
Ваш Герман Константинович Шаляпин

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика