Федеральный сайт сетевых образовательных сообществ Открытый класс Сообщество Год Учителя в Открытом классе презентация

Содержание

План 1.Понятие ,особенности и основные этапы Холокоста. 2.Преступники Холокоста. 3.Бабий Яр. 4. Сопротивление .Праведники мира. 5.Освобождение. 5.Холокост глазами очевидцев.

Слайд 1Федеральный сайт сетевых образовательных сообществ
«Открытый класс»
Сообщество «Год Учителя в «Открытом

классе»»



Конкурс методических разработок
Тема конкурса: «Холокост-часть нашей истории»

Холокост .
Горшкова Татьяна Владимировна,
учитель истории высшей категории
МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №15 г.Орска».
462430,Оренбургская обл.,г.Орск,Комарова 36.
Электронный адрес : cokratina85@rambler.ru
2010


Слайд 2План
1.Понятие ,особенности и основные этапы Холокоста.
2.Преступники Холокоста.
3.Бабий Яр.
4. Сопротивление .Праведники мира.
5.Освобождение.
5.Холокост

глазами очевидцев.

Слайд 3
Холоко́ст (от англ. holocaust, из др.-греч. ὁλοκαύστος — «всесожжение») — систематическое преследование и истребление немецкими нацистами и коллаборационистам и из других

стран миллионов жертв нацизма: почти трети еврейскогонарода и многочисленных представителей других меньшинств, которые подвергались дискриминации, зверствам и жестоким убийствам.

Слайд 4
Шоа́ (ивр. שׁוֹאָה‎ — бедствие, катастрофа) — термин, употребляемый евреями на иврите и реже на

некоторых других языках для обозначения политики немецких нацистов по планомерному уничтожению еврейского этноса; заменяет (наряду с термином «Катастрофа») собой менее корректный термин «холокост».

Слайд 5Особенности Холокоста.
Преднамеренная попытка полного истребления целой нации, включая мужчин, женщин и

детей, приведшая к уничтожению 60 % евреев Европыи около трети еврейского населения мира.
Система, предназначенная для массового уничтожения людей: были найдены многочисленные списки потенциальных жертв и свидетельства об убийствах. Во время Второй мировой войны на оккупированных Германией территориях были построены лагеря смерти, предназначенные для убийства миллионов людей; при этом технология уничтожения совершенствовалась.

Слайд 6
Грандиозные, межнациональные масштабы истребления: на всей оккупированной Германией территории Европы жертвы

преследовались и отсылались в концентрационные лагеря и лагеря уничтожения. Истребление продолжалось вплоть до перехода военных действий на территорию Германии и её последующей капитуляции в мае 1945 года.
Жестокие и часто приводящие к смерти антигуманные медицинские эксперименты, которые проводили нацисты над жертвами холокоста.

Слайд 7
Краткая еврейская энциклопедия рассматривает холокост в 4 этапа:
Январь 1933 — август 1939 —

с момента когда Гитлер стал рейхсканцлером Германии и до нападения на Польшу
Сентябрь 1939 — июнь 1941 — с момента включения западной Польши в состав рейха и создания «Генерал-губернаторства» до нападения на СССР
Июнь 1941 — осень 1943 — с момента нападения на СССР и до полного уничтожения гетто его территории
Зима 1943 — май 1945 — с начала массовой депортации евреев Западной Европы в лагеря смерти и до конца войны.

Слайд 8
Несмотря на явно дискриминационную политику по отношению к евреям, геноцид начался

далеко не сразу после прихода нацистов к власти. Нацисты стремились выдавить евреев из страны, однако зачастую им было просто некуда ехать. Для евреев Европы, по известному высказыванию Хаима Вейцмана (впоследствии — первого президентаИзраиля), «мир разделился на два лагеря: на страны, не желающие иметь у себя евреев, и страны, не желающие впускать их в свою страну». Международная конференция по беженцам, в Эвиане (Франция) в июле 1938 года, созванная по инициативе президента США Франклина Рузвельта, закончилась полным провалом. КромеДоминиканской республики, ни одна из 32 участвовавших стран не дала ожидаемым беженцам из Германии и Австрии ни малейшего шанса. К тому же Великобритания ограничивала приток мигрантов в подконтрольную ей Палестину.

Слайд 9
Поводом к началу еврейских погромов послужило убийство в Париже 17-летним польским евреем Гершелем Грюншпаном7

ноября1938советника германского посольства Эрнста фон Рата.В ответ на этот акт, при поддержке нацистских властей, в ночь с 9 на 10 ноября в десятках городов Германии(включая территорию Австриии Судетской области) был организован еврейский погром.

За одну ночь, в основном гитлеровской молодёжью (гитлерюгенд), был убит 91 еврей, сотни ранены и покалечены, тысячи подверглись унижениям и оскорблениям, около 3,5 тыс. арестованы и отправлены в концентрационные лагеря Заксенхаузен, Бухенвальд и Дахау. В эту же ночь были сожжены или разгромлены 267 синагог, 7,5 тыс. торговых и коммерческих предприятий, сотни жилых домов евреев.[Общий ущерб составил 25 млн рейхсмарок, из которых около 5 млн пришлось на разбитые витрины(отсюда второе название «Хрустальной ночи» — «Ночь разбитых витрин»).


Слайд 10
С началом Второй мировой войны нацисты захватили регионы компактного проживания еврейского населения — Польшу, Прибалтику, Украину, Белоруссию.
В крупных

городах (намного реже — в городах небольших) создавались еврейские гетто, куда сгонялось всё еврейское население города и окрестностей. Крупнейшее гетто было создано в Варшаве, в нём содержалось до 480 000 евреев.
На территории СССР крупнейшими гетто были гетто во Львове (409 тысяч человек, существовало с ноября 1941 по июнь 1943 года) и Минске(около 100 тысяч человек, ликвидировано 21 октября 1943 года).

Слайд 11Адольф Гитлер
Важной частью внутренней политики Гитлера являлся антисемитизм. Начались массовые преследования евреев. 15 сентября 1935 г.

были приняты Нюрнбергские расовые законы, лишавшие евреев гражданских прав; осенью 1938 г. был организован общегерманский еврейский погром (Хрустальная ночь). Развитием этой политики спустя несколько лет стала операция «эндлёзунг» (окончательное решение), направленная на физическое уничтожение всего еврейского населения. Эта политика увенчалась геноцидом еврейского населения, решение о котором было принято уже во время войны (Холокост)

Слайд 12Йозеф Менгеле
Немецкий врач, проводивший опыты на узниках лагеря Освенцим во время Второй мировой войны. Доктор

Менгеле лично занимался отбором узников, прибывающих в лагерь, и за время своей работы отправил более 40 000 человек в газовые камеры лагеря смерти.

Слайд 13Бруно, Бегер
Именно он начал «заготовку еврейских черепов для антропологических исследований» и

рекомендовал для совместной работы доктора Августа Хирта. В этих целях Бегер и другие два антрополога (Ганс Гельмут Фляйшхакер и Вильгельм Габель) прибыли 11 июня 1943 г. в Освенцим, где неделю проводили антропологические измерения у двух польских, восьмидесяти шести еврейских и четырёх азиатских заключённых. Еврейские заключённые были затем депортированы в лагерь Нацвейлер-Штрутгоф и в августе 1943 г. умервщлены в газовых камерах. Их тела были доставлены доктору Хирту в анатомический институт Страсбурга для изготовления скелетов.

Слайд 14Мартин Зандбергер
Однин из главных действующих лиц в уничтожении евреев в Прибалтике


Слайд 15
Сентябрь сорок первого года… Как вспомнишь – так в сердце пожар. Всему человечьему

роду позором ты стал, Бабий яр! Как много в числе «двести тысяч» пустых и безликих нулей! А сколько же букв надо высечь на гранях гранитных камней, чтоб список хотя бы составить простых, неприметных имен,  хранящий в себе нашу память об ужасах темных времен! Где те двести тысяч улыбок, сияющих в зеркале глаз?!.. Да разве гранитные глыбы могли б заменить их сейчас?! Где те двести тысяч Вселенных – бескрайних душевных миров, сплетенных из мыслей бесценных, мечтаний, несказанных слов?!..

Да разве гранитные глыбы могли б заменить их сейчас?! Где те двести тысяч Вселенных – бескрайних душевных миров, сплетенных из мыслей бесценных, мечтаний, несказанных слов?!..
Давайте помянем казненных ни в чем не повинных людей и ими, увы, не рожденных, не видевших мира детей! Из них – хоть один, но Эйнштейн… Да если бы не холокост, читали бы Тору евреи на Млечном Пути, среди звезд!

Бабий Яр.


Слайд 16Бабий Яр.


Бабий Яр (укр.Бабин Яр) — урочище в северно-западной части Киева, между районамиЛукьяновкаи Сырец. Бабий Яр

получил всемирную известность как место массовых расстрелов гражданского населения, главным образом евреев,цыган а также советских военнопленных, осуществлявшихся немецкими оккупационными войсками в 1941 году .Всего было расстреляно, по разным источникам, от 33 тысяч до 100 тысяч человек .

Слайд 17Бабий Яр. Памятник погибшим еврейским детям.


Слайд 19
Сопротивление антинацистское проявлялось как в пассивной, так и в активной форме.

Наиболее распространено было пассивное сопротивление (далее — сопротивление), которое было весьма разнообразным и многоликим. Прежде всего оно выражалось в простом стремлении остаться в живых вопреки действиям нацистов, направленным на поголовное истребление евреев. Раввин И. Нисенбаум назвал этот вид сопротивления Киддуш ха-хаим («освящение жизни») по аналогии с принципом Киддуш ха-Шем. Сопротивление проявлялось в различных формах еврейской взаимопомощи, в культурном и духовном противостоянии, в экономическом саботаже. Вопреки стремлению нацистов довести евреев до состояния животных, многие уходили из жизни непобежденными, не утратившими человеческого достоинства. Формами пассивного сопротивления были многочисленные попытки скрыться или бежать с территорий, контролируемых нацистскими властями. 

Слайд 20
Не выполняли распоряжения нацистов не только отдельные евреи, но и некоторые

председатели юденратов, отказывавшиеся составлять списки лиц, подлежащих «переселению», понимая, что включенных в эти списки ждет смерть. Во Львове за отказ предоставить такой список были повешены председатель юденрата доктор И. Парнес и два его преемника. В Варшавепредседатель юденрата А. Черняковпредпочел самоубийство выполнению приказа составить список лиц для отправки вТреблинку. 

Слайд 21
Важным проявлением еврейского противостояния нацизму было духовное и культурное сопротивление. Несмотря

на смертельную угрозу организовывались подпольные школы с преподаванием на иврите и идиш, в том числе религиозные школы. Действовали профессиональные курсы. Жилые комнаты превращались в учебные классы. Лучшие специалисты в разных областях науки читали публичные лекции. Подпольные молодежные организации проводили учебу идеологически-политического характера. В гетто подпольно действовали практически все еврейские политические партии и движения, существовавшие до войны. 

Слайд 22Группа партизан-евреев в лесу близ Каунаса. Из книги М. Наора «Еврейский народ

в 20 веке. История в фотографиях», Иер.–Т-А, 2001.

Слайд 23Уцелевший участник варшавского восстания, схваченный солдатами вермахта. Из книги М. Наора «Еврейский

народ в 20 веке. История в фотографиях», Иер.-Т-А, 2001.  

Слайд 24Праведники мира
Почетное звание, присваиваемое в государстве Израиль представителям других народов, которые

в период Катастрофы спасали или содействовали спасению евреев.
Есть среди «праведников мира» дипломаты и гражданские чиновники. Среди наиболее известных — Аристидес Соуса Мендес(Aristides Sousa Mendes, Португалия), Тиунэ Сугихара (Япония) и Пауль Грунингер(Paul Gruninger, Швейцария), рисковавшие своей карьерой ради спасения евреев. Сотрудник иранского посольства в ПарижеАбдул-Хусейн Садри также спасал евреев в оккупированном нацистами Париже, выдав им около трех тысяч иранских виз. Но самый знаменитый дипломат, спасавший евреев — это, вероятно, Рауль Валленбергиз Швеции, спасший десятки тысяч венгерских евреев. Несмотря на свою дипломатическую неприкосновенность, после взятия Будапешта он был арестован советскими спецслужбамии пропал без вести. Лишь в 2006 годустало широко известно имя сальвадорского дипломата — полковника Хосе Артуро Кастельяноса, выдавшего около 40 тысяч фальшивых документов о сальвадорском гражданстве европейским евреям (в основном из Венгрии), что позволило спасти более 25 тысяч человек.

Слайд 25Рауль Густав Валленберг


Слайд 26Оскар Шиндлер

В отдельных случаях для помощи евреям свои возможности использовали высокопоставленные

немцы. Из этих спасителей наиболее известен Оскар Шиндлер, немецкий бизнесмен, спасший более тысячи евреев из лагеря Плашув, устроив их работать на свою фабрику.



Слайд 27
По состоянию на 1 января 2010 года по данным института Яд ва-Шем установлено 23 226 спасителей, которым

присвоено почетное звание «Праведник мира». На долю Польши приходится больше всего праведников мира — 6195 человек, в Голландии их 5009, во Франции 3158 праведников мира. Из бывших республик СССР наибольшее число праведников приходится на Украину — 2272.

Слайд 28Освобождение.
В июле 1944 года советские войска первыми подошли к крупнейшему нацистскому

лагерю Майданек, расположенному возле польского города Люблин. Захваченные врасплох таким быстрым наступлением противника, гитлеровцы попытались скрыть свидетельства массовых убийств, уничтожив лагерь. Персонал лагеря поджег огромный крематорий, использовавшийся для сжигания тел убитых узников, однако из-за поспешной эвакуации газовые камеры остались нетронутыми. Летом 1944 года Советский Союз занял также территорию, где находились лагеря смерти Белжец, Собибор и Треблинка. 

Слайд 29
В январе 1945 года советские войска освободили Освенцим, самый крупный комплекс

концентрационных лагерей и лагерей уничтожения. Большинство заключенных Освенцима фашисты отправили пешком на запад (впоследствии такие эвакуации назвали "маршами смерти"), поэтому, войдя в лагерь, советские войска нашли живыми только несколько тысяч истощенных узников. Также в Освенциме остались многочисленные свидетельства массовых убийств. Отступая, немцы уничтожили большую часть лагерных складов, но в уцелевших помещениях советские солдаты нашли личные вещи жертв. Они обнаружили среди прочего сотни тысяч мужских костюмов, более 800 000 комплектов женской верхней одежды и свыше 6 000 килограммов человеческих волос.

Слайд 30
В последующие месяцы Советский Союз освободил еще несколько лагерей на территории

Прибалтики и Польши. Незадолго до капитуляции Германии советские войска освободили концлагеря Штуттхоф, Заксенхаузен и Равенсбрюк.

Слайд 31Советские солдаты с освобождёнными детьми


Слайд 32Советская армия 27 января освободила узников концлагеря


Слайд 33Советские врачи с детьми освобождённого Освенцима


Слайд 34
В 1941 г. он с женой и матерью оказался на оккупированной

немцами территории, скрывался от нацистов, в невероятных условиях написал цикл стихотворений «Пенимер ин зумпн» («Лица в трясине»; лето 1941). Продолжал писать и в Вильнюсском гетто; завоевал на конкурсе литераторов-узников (февраль 1942 г.) премию за драматическую поэму «Дос кейверкинд» («Дитя могил»). Суцкевер был членом боевой организации Вильнюсского гетто. Нацисты принудили Суцкевера и других деятелей еврейской культуры заниматься уничтожением рукописей и книг библиотеки М. Страшуна и ИВО, но они сумели унести из помещений института и библиотеки и скрыть от властей самые ценные материалы.

Слайд 35
В сентябре 1943 г. накануне ликвидации гетто Суцкевер с отрядом участников Сопротивления

антинацистского добрался до Нарочанских лесов и в отряде продолжал писать. 12 марта 1944 г. специальным военным самолетом был доставлен с женой с партизанской базы в Москву. На 3-м митинге «представителей еврейского народа», организованном Еврейским антифашистским комитетом (апрель 1944 г., присутствовало около четырех тысяч человек), по радио, на литературных вечерах Суцкевер рассказывал о Катастрофе, о трагедии Вильнюсского гетто. И. Эренбург посвятил Суцкеверу очерк «Торжество человека» (газета «Правда», 29 апреля 1944 г.). Суцкевер написал о пережитом в книге «Фун Вилнер гето» («Из Виленского гетто»; М., издательство «Эмес», 1946; второе издание без купюр вышло позднее в Париже на средства Союза виленских евреев во Франции). В Москве Суцкевер познакомился с Б. Пастернаком, неоднократно встречался с ним, читал ему свои стихи на идиш. 27 февраля 1946 г. Суцкевер выступал свидетелем на Нюрнбергском процессе 

Слайд 36Суцкевер Аврахам 


Слайд 38
«Чёрная книга» — сборник документов и свидетельств очевидцев о преступлениях против еврейского

народа на территории СССР и Польши в годы Холокоста, а также о участии евреев в сопротивлении против нацистов во время Второй мировой войны, составленный и литературно обработанный коллективом советских журналистов под руководством Ильи Эренбурга и Василия Гроссмана (в рамках их деятельности в составе Еврейского антифашистского комитета) в 1940-х годах. При жизни авторов не была опубликована.

Слайд 39Мемориал памяти убитых евреев Европы в Берлине, Германия.


Традиционно жертвами Холокоста считаются

6 миллионов евреев Европы. Это число закреплено в приговорах Нюрнбергского трибунала

Слайд 40В Берлинском музее Холокоста


Слайд 41
«Иерусалим… Яд Вашем… Зал имен… Здесь сконцентрирована Память трагедии Холокоста. Эту

память привезли с собой в виде воспоминаний, глубокой боли евреи, вернувшиеся в Израиль из мест рассеяния, где убивали, душили и жгли их родных и близких в годы Второй мировой войны.

Слайд 42Фильмы о Холокосте


Слайд 43Видеоролики о Холокосте
http://www.openclass.ru/blogs/154573
http://www.openclass.ru/blogs/154596
http://www.youtube.com/watch?v=yiCja8qAFP8
http://www.youtube.com/watch?v=jOqKI23DCeo
http://www.youtube.com/watch?v=Cc70cKftU3I


Слайд 4427 января будет ежегодно отмечаться как Международный день памяти жертв Холокоста.


Слайд 45Литература
Бабьи Яры России:www.holomemory.ru
Бабьи Яры Молдавии(Молдовы): www.holomemory.md
Всемирный форум памяти Холокоста: http://www.whf.ru/rus/
История еврейского народа (материалы

для уроков): http://jhistory.nfurman.com/
Календарь Катастрофы. Книга памяти: http://www.nekropol.com/
Мемориальный музей Холокоста США. Русскоязычная страница: www.ushmm.org/museum/exhibit/focus/russian/
Наша Победа. День за днем. Проект РИА Новости: http://9may.ru/

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика