Слайд 1Заседание коллегии департамента образования администрации города Нижнего Новгорода
О состоянии работы по
развитию семейного воспитания в образовательных организациях города Нижнего Новгорода
30 мая 2014 г.
Слайд 2Федеральный закон
«Об образовании»
Школа должна оказывать родителям своевременную помощь в воспитании
, охране и укреплении физического здоровья, развитии их индивидуальных способностей
Родитель – самостоятельный и полноправный субъект образования ребенка, имеющий преимущественное право на воспитание и обучение перед другими лицами
Слайд 3Цель - способствовать развитию
социального партнерства
образовательных учреждений и семьи
как
ведущих социальных институтов,
ориентированных на формирование
у детей и молодежи гражданственности,
утверждение приоритета
общественно значимого труда,
устойчивой веры в духовный и нравственный
смысл собственной жизни,
стремления к саморазвитию,
созидательной деятельности в обществе.
Слайд 4Система управления развитием семейного воспитания
Слайд 5Задачи работы департамента и образовательных организаций
содействие становлению и укреплению семьи
развитие родительского
соуправления в школе
использование потенциала семьи в формировании здорового образа жизни, приобщении детей к великим духовно-нравственным ценностям
формирование у детей ответственного, осознанного отношения к будущему родительству
привлечение внимания общественности к проблемам семейного воспитания
Слайд 7Контингент учащихся
10,1% - из малообеспеченных семей
(в 2011/12 г. – 11,4%)
5,9%
- из многодетных семей
(в 2011/12 г. – 4,6%)
0,03% - из семей, родители которых погибли
при исполнении служебных обязанностей (0,1%)
1,9% - из семей безработных (2,1%)
1% - из семей инвалидов (1,1%)
Слайд 8Основные направления развития семейного воспитания
Развитие родительского соуправления и самоуправления
Психолого-педагогическая
поддержка семьи в целях повышения её воспитательного потенциала
Формирование у учащихся семейных ценностей, подготовка к будущему родительству
Слайд 9Система родительского самоуправления и соуправления
общешкольные родительские комитеты
86 попечительских советов (2012
г. – 84,
2009 г. – 82)
14 наблюдательных советов (41 является партнерством, 4 – фондом)
24 совета отцов
Городской родительский совет
Городской совет отцов
Городское родительское собрание
Слайд 10Городской родительский совет
работа экспертных комиссий приоритетного национального проекта «Образование»
мониторинг продаваемой детской
литературы
работа в жюри и экспертных группах на городских конкурсах
работа городского педагогического университета председателей родительских комитетов
Слайд 11Городской Совет отцов
обращение о повышении ответственности отцов за воспитание детей
городские конференции
отцов
круглые столы по проблемам воспитания
выпуск научно-методического сборника «Отцам и детям»
методические разработки по профилактике употребления наркотических веществ
60 экскурсий в воинские части для детей, состоящих на профилактическом учете
реализация инициативы по установке пешеходного перехода у школы № 139
организация на общественных началах 20 кружков и секций
Слайд 12Привлечение широкой родительской общественности
- 1й родительский съезд (2003г.),
- Городской Форум
«В семье – Отечества судьба» (2004 г.),
- Городская родительская ассамблея «Семья 21 века» (2006 г.),
- Общественные родительские слушания с участием депутата Государственной Думы, доктора философских наук О.Н. Смолина (2008 г.).
- тематические единые городские собрания (проводятся с 2005 года):
2011 год - Матери против насилия в семьи – 64000 родителей
2012 год – В семье растет ребенок – 65 000 родителей
2013 год – Все лучшее от матери на свете – 65 000 родителей
- городские родительские собрания в администрации города
Слайд 13Психолого-педагогическая поддержка семьи
программы по работе с семьей (129 школ)
экспериментальные площадки
(6) по психолого-педагогическому просвещению родителей (ОУ№ 185, лицей № 165, 149, 115, 125, 30)
стажерские площадки (10) по организации системы работы классных руководителей с семьей (ОУ № 26, 117, 79, 48, гимназия № 2, лицей № 40, 187, 63, 119, 105)
психолого-педагогический всеобуч в 142 ОУ (82%)
18 клубов молодой семьи (ОУ № 119, 130, 16, 41, 55, 168, 185, 184, 60, 22, 7, 32, 45, 81, 84, 117, 141, 183)
Слайд 14Работа по формированию у учащихся семейных ценностей
ЦРК «Исток»
Ресурсный центр «Растим семьянина»
школы № 185
Семейный центр «Лада»
Нижегородская Епархия
Учреждения здравоохранения
Библиотеки
Слайд 15Городская научно – практическая лаборатория по проблемам воспитания и семьи
научно-диагностические исследования
- 4
разработано и реализовано программ - 9
научно-методические сборники и материалы - 48
деятельность городского педагогического университета
городские смотры, конкурсы, акции
Слайд 17Городской родительский университет
Вопросы здоровья детей
Профилактика асоциального
поведения
Психологический климат
в семье
Мотивация к
учебе
Лучший опыт школ № 85, 181, 40, 105, 26, 103, 55, 182, 185, 178, 67, 53, 122, 135, 134
Однако, постоянно посещают родительские университет только 15 ОУ (63, 127, 41, 109, 121, 175, 67, 139, 1, 40, 13, 140, 28, 117, 85) – около 1%.
Слайд 19Городские тематические акции «Сын. Отец. Отечество» и «Матери – хранительницы нравственного
очага семьи»
В городских этапах творческих конкурсов принимают участие ПОСТОЯННО:
«Сын. Отец. Отечество» - 50 (29%)
«Матери – хранительницы…» - 61 (35%)
в обоих конкурсах – 33 (19%)
Слайд 21Взаимодействие со средствами массовой информации
ГТРК «Нижний Новгород»
Нижегородские новости
Нижегородская правда
Город и горожане
Брак
и семья
Вы и Ваш ребенок
Слайд 23Необходимо:
Повысить качество реализации школьных программ семейного воспитания, качество проведения родительских собраний
Эффективнее
внедрять лучший опыт работы
Расширять спектр форм взаимодействия с родителями в вопросах воспитания детей
Использовать потенциал семьи в организации дополнительного образования, спортивной и досуговой деятельности детей
Формировать систему работы по подготовке школьников к созданию семьи
Слайд 24Перспективы работы
развитие системы взаимодействия администрации города и образовательных организаций с родительской
общественностью
модернизация системы работы с молодой семьей, начиная с дошкольных учреждений, и совершенствование работы по развитию форм семейного воспитания
усиление работы
по подготовке школьников
к семейной жизни
Слайд 25В интересах семьи и детей, во имя ребенка!