Западники считали историю России частью общемирового исторического процесса и выступали за развитие страны по западноевропейскому пути. Главными представителями этого направления явились: П.В. Анисимов, В.П.Боткин,
Г.Н. Грановский, К.Д.Кавелин, М.Н.Катков, И.С. Тургенев, П.Я. Чаадаев, Б.Н. Чичерин, и др.
Славянофилы выступали с обновлением особого, отличного от западноевропейского пути исторического развития России и противостояли западникам. Представителями этого направления были И.С.и К.С. Аксаковы, Ю.Ф.Самарин, А.С.Хомяков. Идейно близки к славянофилам были В.И.Даль, А.А. Григорьев, Ф.И. Тютчев.
Панславизм как идейно-политическое течение явился своего рода реакцией на поражение России в Крымской войне 1853 -1856 гг. В его основу была положена идея коренного отличия славянских народов от других народов Европы. Панслависты пришли к выводу о необходимости союза славянских народов во главе с Россией (но без Польши, которая по мнению панславистов, утратила славянский характер и тяготеет к Западу). Идеи панславизма развивали Н.Я. Данилевский,
Н.Н. Страхов, А.И.Кошелев.
Началом движения стал выпуск сборника молодых философов и публицистов Н.С.Трубецкого , П.Н. Савицкого, Г.В.Флоровского , Л.П.Карсавина, Н.Н.Алексеева и П.П.Сувчинского
«Исход к Востоку. Предчуствия и свершения.
Утверждение евразийцев»
София, 1921г.
Свое имя евразийцы взяли из географии, точнее из такого понимания ее, которое позволяет в двух частях Старого Света, в двух материках, называемых «Европой» и «Азией», выделить третий, срединный материк – «Евразию», основное пространство, которое занимает Россия
Категорически отвергая западничество и одновременно его
славянофильскую альтернативу, евразийцы декларировали свою
«серединную» позицию:
«Культура России не есть ни культура европейская, ни
одна из азиатских, ни сумма или механическое сочетание
из элементов той или других… Ее надо противопоставить культурам Европы и Азии как серединную, евразийскую
культуру»
В
В антологии «Мир России – Евразия» собраны тексты первых евразийцев (Н.СТрубецкого, П.Н.Савицкого, Л.П. Карсавина, Н.Н. Алексеева, Г.В.Флоровского), а также их оппонентов (Н.А.Бердяева, А.А.Кизеветтер, П.М.Бицилли). С той и с другой стороны – созвездие имен, но кто же был прав? Пусть читатель, ознакомившись с мнениями тех и других , сам решит, за кем историческая правда.
Труды евразийцев
Лев Николаевич Гумилев – «последний евразиец»
Хара-Даван Э. Чингис-хан как полководец и его наследие [Текст] : культурно-исторический очерк Монгольской империи ХII-XIV веков / Э. Хара-Даван. – Алма-Ата: КРАМДС-Ахмед Яссауи, 1992. -272 с., ил.
Гумилев, Л.Н. Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации [Текст] / Л.Н.Гумилев. – М.: Экопрос, 1993. – 576 с.
«С основными историко-методологическими выводами евразийцев я согласен. Но главного в теории этногенеза – понятия пассионарности они не знали. Понимаете, им очень не хватало естествознания»
Гумилев, Л.Н. Меня называют евразийцем [Текст] / Л.Н.Гумилев –
Алматы: Жалын , 1991. – С.3.
Труды Льва Николаевича Гумилева
Евразийский
Национальный
Университет
им.Л.Н.Гумилева
Евразийский
Национальный
Университет
им.Л.Н.Гумилева
Особое внимание идеям Л.Н. Гумилева уделяется в Евразийском университете. Ежегодно, 1-е сентября начинается с актовых лекций о евразийстве и Л.Н. Гумилеве. Студенты с первых дней впитывают благотворную атмосферу трудов Льва Николаевича Гумилева
В 2002 году, в канун 90-летия великого ученого, ректор Евразийского университета (тогда М.Ж. Жолдасбеков) выдвинул замечательную идею — создать кабинет Л.Н. Гумилева в Евразийском университете.
Впервые в истории евразийской мысли политик такого масштаба, Президент крупного независимого государства выступил с официальным провозглашением евразийской доктрины как исторического императива, как приглашения
не только к мысли, но и к действию
«Мы – евразийская страна, имеющая свою собственную историю и свое собственное будущее. Поэтому наша модель не будет похожа ни на чью другую. Она впитает в себя достижения разных цивилизаций»
Н.А.Назарбаев
Назарбаев,Н.А. Критическое десятилетие [Текст] / Н.А. Назарбаева. – Алматы: Атамұра, 2003. – 240 с.
Вот он – центр притяжения Евразии
«Я пытался осмыслить Назарбаева не как личность, но как архетип, сгусток исторической силы, как духа Великой Степи, обнаружившего свое присутствие во главе прекрасной, молодой, бурно развивающейся страны. Это портрет идеи, а не индивидуума, голограмма ума и воли. А не психологическая или биографическая зарисовка.»
Книга известного российского философа., политолога, геополитека, основателя неоевразийства и лидера Международного «Евразийского Движения» Александра Дугина рассказывает об идеях, проектах и свершениях первого Президента Республики Казахстан Нарсултана Абишевича Назарбаева в свете евразийской теории.
Сборник составлен из статей, публиковавшихся в 1996-2002 годах в независимом научном журнале «Вестник Евразии». Под Евразией в сборнике понимается пространство, приближенно соответствующее территории Российской империи / Советского Союза
Отец Игорь: «Мы смотрим не на Запад, а на Восток. Больше смотреть некуда» / беседу вела Л.Круглова // Костанайские новости . – 2004. – 7 октября. – С.8.
«Главное - евразийство объединит интеллектуальную элиту СНГ. Вместе с тем оно не смешает культуры, не сделает одну из них важнее другой.»
«Евразийцы призывают к единству многообразия. Есть такая идея у Трубецкого, одного из евразийцев: единство должно осуществляться как в радуге, плавно переходя из одного цвета в другой»
Виндершпан А. «Наше оружие против Запада –евразийство» / беседу вела Л.Круглова // Костанайские новости. – 2004. – 23 декабря. – С.8
Содержание сборника
Предисловие 3
Айтмухамбетов А.А. к.и.н Приграничное этнотерриториалъное
пространство как фактор формирования категории казахскихслужащих (конец XIX- началоXXв).............................................................4-6
Алтьшбаев А.Б. Соотношение кочевой и российской цивилизации......6-12
Бондаренко Ю.Я. Евразийская идея и проблема расширения
образовательного пространства …....... 12-16
Видершпан А.В. Является ли евразийство альтернативой
вестернизации? ……….. 16-20
Досаев У. Некоторые политические аспекты евразийской идеи …. 20-22
Досумов Ж.К. К вопросу о соотношении понятий «добродетельность» и «правомерность» ……….. 22-27
Жакупова Т.С. к.ф.н. Проблема евразийства и суверенитета
в контексте модернизации …………….. 27-32
Исина Н.У., Жаукина Р.К. Традиции русской литературы в творчестве М. Жумабаева (поэтические ассоциации, реминисценции ) …… 32-37
Каппасов М.М. Евразийская цивилизация: единство и распад ……37-39
Качеев Д.А. Геополитические приоритеты Республики
Казахстан в контексте евразийства ……………………. 39-42
Колдыбаев С. А. д.ф.н. Евразийство и либерализм. ……...42-45
Коддыбаева С.С. Евразийцы о демократии и власти ……. 45-46
Легкий Д.М. к.и.н. Проблема евразийской государственности
в трудах Н.П. Назарбаева ………….46-49
Мукатаева Л.К. Лев Николаевич Гумилев как зеркало казахской истории …….49-52
Наумов Д.А. Религиозно-философские аспекты глобализации ………52-56
Осинцев М.В. Евразийство: потенциальный фактор, противодействующий терроризму ……….56-58
Сачко Г.В. Российское неоевразийство о принципах и путях интеграции СНГ……… 58-61
Саликов Д. X. Роль евразийства в патриотическом воспитании молодежи ………61-63
Тлеубаева С. А. К вопросу о необходимости совершенствования
экологического сознания в современной цивилизации ………..63-67
Тюлембаев А.К. Евразийство. Прошлое и будущее ………..67-69
«Евразийская идея и перспективы исторического развития
республик СНГ»
Материалы
региональной научно-практической конференции
г.Костанай, 2004
А.И.Лукьянов
Мы и Европа, мы и Азия,
Мы – сочетание начал.
Судьбы такой своеобразие,
Наверно, каждый замечал.
Мы не разрознены на атомы,
Воюя каждый за себя.
Трудяги, пахари, солдаты мы –
Один народ, одна семья.
Мы не враги своеобразия,
Но общность – общий наш удел.
Наш грозный этнос – Евроазия –
В многовековье поседел.
Как реки, в нем сливались нации,
Исконным верные гербам.
И западной цивилизации
Они совсем не по зубам.
Комзолы лопались расшитые
На мощном теле Русь-земли,
И убирались прочь разбитые
Псы-рыцари и короли.
И отправляла латы ржавые
Под обагренный кровью лед
Община, слитая с державою,
Держава, вросшая в народ.
Себя не льщу ни в коем разе я,
Что всепобедна наша рать,
Но общность эта – Евроазия –
Себя заставит уважать.
9.11.2002
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть