Слайд 1Юзабилити: защита инвестиций в рекламу 
Дмитрий Сатин
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 2Эпиграф
 «Я только и слышу: привлечение клиентов, привлечение клиентов, привлечение клиентов.…
                                                            
                                    Ну, хорошо, привлекли вы всех клиентов, каких только могли. А дальше что?» 
Реплика на одной из западных 
e-commerce конференций
                                
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 3Вступление
Рекламные бюджеты сайтов в несколько раз превышают бюджет их разработки.
Стоимость привлечения
                                                            
                                    становится сопоставимой с доходами, которые можно получить от привлеченного посетителя.
Процент потери посетителей на первой же странице сайта остаётся неоправданно высоким.
Менеджеры сайтов зачастую упускают из виду самое главное – эффективность сайта.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Неиспользованный резерв
Юзабилити, как подход, основанный на учете интересов пользователей, позволяет полнее
                                                            
                                    реализовать резервы сайта, и повысить эффективность бизнеса в несколько раз.
Повышение удовлетворенности пользователей приносит чистую прибыль, поскольку нагрузка из-за дополнительного трафика не возрастает.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5ROI юзабилити
Каждый потраченный на юзабилити доллар возвращает от 10 до 100
                                                            
                                    долларов прибыли или сэкономленных средств. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Определение юзабилити
«Юзабилити является степенью эффективности, продуктивности и удовлетворенности, с которой продукт
                                                            
                                    может использоваться определенными пользователями для достижения определенных задач в определенном контексте» - ISO 9241-11
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Методы
Юзабилити тестирование
Экспертная оценка дизайна
Систематический подход к проектированию
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Юзабилити тестирование
Реальных (целевых) пользователей не спрашивают их мнение, а просят выполнить
                                                            
                                    задачи, на решение которых направлен сайт.
Анализ проблем, с которыми сталкиваются пользователи, и выработка их решений.
10 пользователей могут выявить 70-80% проблем сайта.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Экспертная оценка юзабилити
«Дешевый» способ улучшения
Выбор опытных экспертов. В процедуре должны участвовать
                                                            
                                    несколько экспертов (5-6).
Стандартизация процедуры оценки
Оценка по критериям
Оценка по сценариям
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Оценка юзабилити по критериям
Использование контрольных списков:
Информационная архитектура и Навигация 
Структура страниц
                                                            
                                    и Дизайн
Содержание (контент)
Формы и Диалоги
Графика
Цвета
Оформление текста
Устойчивость к ошибкам
Браузерная совместимость
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Оценка юзабилити по сценариям
Каждый сайт имеет предназначение, которое выражается в задачах,
                                                            
                                    которые пользователь решает с его помощью. 
Выполнимость этих задач должна быть проверена, и препятствия на пути их решения должны быть устранены.
Задачи представляются в виде сценариев и по ним происходит оценка.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12На что обращать внимание?
Наглядность представления состояния системы
Сайт должен всегда позволять пользователю
                                                            
                                    понять, в каком состоянии он находится, время отклика на действия пользователя должно быть приемлемым.
Связь с реальным миром
Сайт должен «говорить» на языке пользователей, слова, фразы и понятия должны быть знакомы пользователям. Информация должна быть представлена естественным и логичным образом. 
Управляемость и свобода действий
Пользователи часто пользуются функциями сайта по ошибке, не до конца понимая её назначения, поэтому ему всегда должна быть доступна возможность безболезненного выхода из нежелательной ситуации.
Согласованность и стандарты
Пользователи теряются, когда сталкиваются с тем, что одни и те же вещи, действия, ситуации называются разными словами. Сайт должен также соответствовать принятым в индустрии стандартам.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13На что обращать внимание?
Предотвращение ошибок
Лучше чем понятное сообщение об ошибке может
                                                            
                                    быть только предотвращение ошибки до её возникновения. Сайт должен ограничивать пользователя в возможностях совершить ошибку, или предупреждать его заранее о возможных последствиях до того, как действие совершено.
Узнавание против запоминания
Сайт не должен создавать нагрузку на память пользователя, наглядно представляя объекты, действия и возможности выбора. Пользователь не должен запоминать информацию, переходя между страницами.
Гибкость и эффективность использования
Сочетания горячих клавиш, которые обычно незаметны начинающему пользователю, повышают скорость работы опытного пользователя. За счет их использования сайт становится высокоэффективным как для новых, так и для опытных пользователей сайта.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14На что обращать внимание?
Эстетика и минимализм дизайна
Страницы сайта не должны содержать
                                                            
                                    информацию, нерелевантную контексту работы пользователя. Каждый дополнительный элемент страницы конкурирует с релевантной информацией, и снижает её наглядность.
Предвидение и восстановление после ошибок
Сообщения об ошибках должны выражаться естественным языком, без использования технических терминов. Так же сообщения об ошибках всегда должны содержать предложения по решению создавшейся проблемы.
Справочная система и документация
Несмотря на то, что лучше обходиться без необходимости использовать справку и документацию, может оказаться необходимым обеспечить пользователя помощью. Такая информация должна быть легко доступна, сфокусирована на задаче пользователя, содержать список конкретных шагов и при этом не быть слишком большой.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Системный подход к юзабилити
Чем раньше будет учтены потребности пользователей, тем больше
                                                            
                                    средств будет сэкономлено.
Исправлять ошибки затратнее, чем контролировать их на этапе проектирования.
Основные этапы:
Анализ целевых пользователей
Составление пользовательских сценариев
Разработка прототипа
Юзабилити тестирование или оценка
Спецификация прототипа
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Анализ целевых пользователей
В результате анализа должна быть четко определена целевая аудитория
                                                            
                                    сайта
её возрастной состав,
компьютерные навыки,
культурные особенности,
контекст работы с сайтом,
предпочтения по дизайну
все особенности целевой аудитории, которые могут повлиять на то, как будет использоваться сайт.
На этом этапе фиксируются пользовательские требования к сайту.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Составление пользовательских сценариев 
Основные задачи, которые пользователь будет решать на сайте
                                                            
                                    должны быть описаны в виде сценариев.
Сценарии должны описывать действия пользователя, на уровне бизнеса, а не взаимодействие с сайтом, вид которого на этом этапе еще не определен.
Сценарии фиксируют функциональные требования к сайту.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18Разработка прототипа 
Прототип – это макет сайта, назначение которого – визуализировать
                                                            
                                    то, как будут реализовываться сценарии.
Именно на выполнимость пользовательских сценариев должен проверяться созданный прототип.
Степень детализации прототипа определяется условиями проекта.
В любом случае, прототип должен быть разработан очень быстро. Если это заняло больше недели, то что-то идёт не так, и прототипирования понято неверно.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19Юзабилити тестирование или оценка 
Прототип позволяет первый раз увидеть, насколько удобным
                                                            
                                    получается сайт.
Описанные методы тестирования и оценки первый раз могут быть применены на этом этапе.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20Спецификация прототипа
После внесения изменений на основании результатов тестирования и оценки, прототип
                                                            
                                    специфицируется. 
Появляется документ, соответствующий понятию ТЗ, но описывающий только взаимодействие пользователя с сайтом.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21Итеративность подхода
По завершению каждого этапа происходят проверки (согласование, оценка или тестирование),
                                                            
                                    которые могут приводить к тому, что результаты этапа придется пересмотреть, переделав то, что, возможно, уже начало нравится самим, но непонятно пользователям или не соответствует их требованиям.
В этом выражается итеративный характер подхода к проектированию, ориентированному на пользователя.
Итеративность не значит – бесконечность. На все работы по проектированию в среднем уходит не больше месяца. Больше времени могут занять согласования с заказчиком.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22Дополнительная польза подхода
Кроме юзабилити эффекта, подход имеет, как минимум, два дополнительных
                                                            
                                    положительных аспекта:
Разработчики могут точнее планировать свою работу, имея такие входные данные.
Тестирование может приступать к работе еще до того, как закончится разработка, ведь на основе сценариев и прототипа можно начинать составлять тест-планы.
Всё это позволяет уложиться в сроки и бюджет проекта.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23Скотт Беркун: Почему сайты отстойны?
Делать что-то для других – это дар.
Немногие
                                                            
                                    обладают талантом зарабатывать на создании вещей.
Если вы создаете вещи для себя - вы и разработчик, и заказчик.
Но если вы творите для других, вы даёте людям то, за что они готовы платить.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 24Спасибо за внимание!
Вопросы?
Контакты:
d.satin@usabilitylab.ru 
http://usabilitylab.ru