Слайд 1Юзабилити: защита инвестиций в рекламу
Дмитрий Сатин
Слайд 2Эпиграф
«Я только и слышу: привлечение клиентов, привлечение клиентов, привлечение клиентов.…
Ну, хорошо, привлекли вы всех клиентов, каких только могли. А дальше что?»
Реплика на одной из западных
e-commerce конференций
Слайд 3Вступление
Рекламные бюджеты сайтов в несколько раз превышают бюджет их разработки.
Стоимость привлечения
становится сопоставимой с доходами, которые можно получить от привлеченного посетителя.
Процент потери посетителей на первой же странице сайта остаётся неоправданно высоким.
Менеджеры сайтов зачастую упускают из виду самое главное – эффективность сайта.
Слайд 4Неиспользованный резерв
Юзабилити, как подход, основанный на учете интересов пользователей, позволяет полнее
реализовать резервы сайта, и повысить эффективность бизнеса в несколько раз.
Повышение удовлетворенности пользователей приносит чистую прибыль, поскольку нагрузка из-за дополнительного трафика не возрастает.
Слайд 5ROI юзабилити
Каждый потраченный на юзабилити доллар возвращает от 10 до 100
долларов прибыли или сэкономленных средств.
Слайд 6Определение юзабилити
«Юзабилити является степенью эффективности, продуктивности и удовлетворенности, с которой продукт
может использоваться определенными пользователями для достижения определенных задач в определенном контексте» - ISO 9241-11
Слайд 7Методы
Юзабилити тестирование
Экспертная оценка дизайна
Систематический подход к проектированию
Слайд 8Юзабилити тестирование
Реальных (целевых) пользователей не спрашивают их мнение, а просят выполнить
задачи, на решение которых направлен сайт.
Анализ проблем, с которыми сталкиваются пользователи, и выработка их решений.
10 пользователей могут выявить 70-80% проблем сайта.
Слайд 9Экспертная оценка юзабилити
«Дешевый» способ улучшения
Выбор опытных экспертов. В процедуре должны участвовать
несколько экспертов (5-6).
Стандартизация процедуры оценки
Оценка по критериям
Оценка по сценариям
Слайд 10Оценка юзабилити по критериям
Использование контрольных списков:
Информационная архитектура и Навигация
Структура страниц
и Дизайн
Содержание (контент)
Формы и Диалоги
Графика
Цвета
Оформление текста
Устойчивость к ошибкам
Браузерная совместимость
Слайд 11Оценка юзабилити по сценариям
Каждый сайт имеет предназначение, которое выражается в задачах,
которые пользователь решает с его помощью.
Выполнимость этих задач должна быть проверена, и препятствия на пути их решения должны быть устранены.
Задачи представляются в виде сценариев и по ним происходит оценка.
Слайд 12На что обращать внимание?
Наглядность представления состояния системы
Сайт должен всегда позволять пользователю
понять, в каком состоянии он находится, время отклика на действия пользователя должно быть приемлемым.
Связь с реальным миром
Сайт должен «говорить» на языке пользователей, слова, фразы и понятия должны быть знакомы пользователям. Информация должна быть представлена естественным и логичным образом.
Управляемость и свобода действий
Пользователи часто пользуются функциями сайта по ошибке, не до конца понимая её назначения, поэтому ему всегда должна быть доступна возможность безболезненного выхода из нежелательной ситуации.
Согласованность и стандарты
Пользователи теряются, когда сталкиваются с тем, что одни и те же вещи, действия, ситуации называются разными словами. Сайт должен также соответствовать принятым в индустрии стандартам.
Слайд 13На что обращать внимание?
Предотвращение ошибок
Лучше чем понятное сообщение об ошибке может
быть только предотвращение ошибки до её возникновения. Сайт должен ограничивать пользователя в возможностях совершить ошибку, или предупреждать его заранее о возможных последствиях до того, как действие совершено.
Узнавание против запоминания
Сайт не должен создавать нагрузку на память пользователя, наглядно представляя объекты, действия и возможности выбора. Пользователь не должен запоминать информацию, переходя между страницами.
Гибкость и эффективность использования
Сочетания горячих клавиш, которые обычно незаметны начинающему пользователю, повышают скорость работы опытного пользователя. За счет их использования сайт становится высокоэффективным как для новых, так и для опытных пользователей сайта.
Слайд 14На что обращать внимание?
Эстетика и минимализм дизайна
Страницы сайта не должны содержать
информацию, нерелевантную контексту работы пользователя. Каждый дополнительный элемент страницы конкурирует с релевантной информацией, и снижает её наглядность.
Предвидение и восстановление после ошибок
Сообщения об ошибках должны выражаться естественным языком, без использования технических терминов. Так же сообщения об ошибках всегда должны содержать предложения по решению создавшейся проблемы.
Справочная система и документация
Несмотря на то, что лучше обходиться без необходимости использовать справку и документацию, может оказаться необходимым обеспечить пользователя помощью. Такая информация должна быть легко доступна, сфокусирована на задаче пользователя, содержать список конкретных шагов и при этом не быть слишком большой.
Слайд 15Системный подход к юзабилити
Чем раньше будет учтены потребности пользователей, тем больше
средств будет сэкономлено.
Исправлять ошибки затратнее, чем контролировать их на этапе проектирования.
Основные этапы:
Анализ целевых пользователей
Составление пользовательских сценариев
Разработка прототипа
Юзабилити тестирование или оценка
Спецификация прототипа
Слайд 16Анализ целевых пользователей
В результате анализа должна быть четко определена целевая аудитория
сайта
её возрастной состав,
компьютерные навыки,
культурные особенности,
контекст работы с сайтом,
предпочтения по дизайну
все особенности целевой аудитории, которые могут повлиять на то, как будет использоваться сайт.
На этом этапе фиксируются пользовательские требования к сайту.
Слайд 17Составление пользовательских сценариев
Основные задачи, которые пользователь будет решать на сайте
должны быть описаны в виде сценариев.
Сценарии должны описывать действия пользователя, на уровне бизнеса, а не взаимодействие с сайтом, вид которого на этом этапе еще не определен.
Сценарии фиксируют функциональные требования к сайту.
Слайд 18Разработка прототипа
Прототип – это макет сайта, назначение которого – визуализировать
то, как будут реализовываться сценарии.
Именно на выполнимость пользовательских сценариев должен проверяться созданный прототип.
Степень детализации прототипа определяется условиями проекта.
В любом случае, прототип должен быть разработан очень быстро. Если это заняло больше недели, то что-то идёт не так, и прототипирования понято неверно.
Слайд 19Юзабилити тестирование или оценка
Прототип позволяет первый раз увидеть, насколько удобным
получается сайт.
Описанные методы тестирования и оценки первый раз могут быть применены на этом этапе.
Слайд 20Спецификация прототипа
После внесения изменений на основании результатов тестирования и оценки, прототип
специфицируется.
Появляется документ, соответствующий понятию ТЗ, но описывающий только взаимодействие пользователя с сайтом.
Слайд 21Итеративность подхода
По завершению каждого этапа происходят проверки (согласование, оценка или тестирование),
которые могут приводить к тому, что результаты этапа придется пересмотреть, переделав то, что, возможно, уже начало нравится самим, но непонятно пользователям или не соответствует их требованиям.
В этом выражается итеративный характер подхода к проектированию, ориентированному на пользователя.
Итеративность не значит – бесконечность. На все работы по проектированию в среднем уходит не больше месяца. Больше времени могут занять согласования с заказчиком.
Слайд 22Дополнительная польза подхода
Кроме юзабилити эффекта, подход имеет, как минимум, два дополнительных
положительных аспекта:
Разработчики могут точнее планировать свою работу, имея такие входные данные.
Тестирование может приступать к работе еще до того, как закончится разработка, ведь на основе сценариев и прототипа можно начинать составлять тест-планы.
Всё это позволяет уложиться в сроки и бюджет проекта.
Слайд 23Скотт Беркун: Почему сайты отстойны?
Делать что-то для других – это дар.
Немногие
обладают талантом зарабатывать на создании вещей.
Если вы создаете вещи для себя - вы и разработчик, и заказчик.
Но если вы творите для других, вы даёте людям то, за что они готовы платить.
Слайд 24Спасибо за внимание!
Вопросы?
Контакты:
d.satin@usabilitylab.ru
http://usabilitylab.ru