Понятие, сущность и функции финансов презентация

Содержание

Понятие, сущность и функции финансов Финансы - система экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (государства, организаций и других хозяйствующих субъектов) в целях выполнения

Слайд 1ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ

к.э.н., доцент каф. международных финансов и бух. учета
СМИРНОВ

АЛЕКСЕЙ ОЛЕГОВИЧ

Слайд 2Понятие, сущность и функции финансов
Финансы - система экономических отношений, связанных с

формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (государства, организаций и других хозяйствующих субъектов) в целях выполнения функций и задач государства и местного самоуправления (МСУ) и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Денежные средства - это деньги, находящиеся в полном распоряжении экономических субъектов и используемые ими свободно, без целевого назначения и ограничений.
Денежные фонды - это обособленная часть денежных средств, имеющая целевое назначение и относительную самостоятельность функционирования.
Централизованные денежные фонды - фонды, формируемые и используемые государством (бюджет, специальные целевые фонды, внебюджетные фонды) в лице его органов федеральной, региональной и местной власти.
Децентрализованные денежные фонды - фонды, создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов и граждан.

Слайд 3Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные отношения

являются финансовыми. Деньги первичны - финансы вторичны.
Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.
Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда производителей, а финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
Финансы отражают взаимоотношения всех юридических субъектов хозяйствования и домашних хозяйств, связанные с образованием и движением фондов денежных средств.

Слайд 4Критерием отнесения тех или иных отношений к финансовым являются:

1. Реальное движение

денежных средств, т.е. переход от одного владельца к другому.
2. Распределительный характер этих отношений (например, распределение стоимости ВВП и доходов от внешнеэкономической деятельности).
3. Место возникновения - вторая стадия воспроизводственного процесса (производство, обмен, потребление).

Слайд 5Таким образом, с помощью финансов:
- распределяется стоимость произведенных товаров и услуг

и происходит формирование и использование денежных доходов, поступлений и накоплений у экономических субъектов: домохозяйств, организаций и государства, которые используются для решения социальных и экономических задач;
- производится перераспределение доходов и накоплений прошлых лет через бюджетную систему (налоги, займы, ассигнования, субсидии, пенсии) и через финансовый рынок (выпуск ценных бумаг, размещение паев, кредитов и займов, поступление дивидендов, процентов, страховые взносы и выплаты);
- количественно отображается воспроизводственный процесс в целом и его отдельные фазы (через индексы фондовых бирж, рентабельность хозяйств, бюджетные доходы, государственный долг, дефицит бюджета и т.д.).

Слайд 6
Финансовые отношения, выражая непрерывное движение стоимости, циркулируют на всех уровнях мировой

системы хозяйствования и классифицируются следующим образом (рис.1):

Международные (межнациональные) финансы

Государственные (публичные) финансы

Финансы хозяйствующих субъектов
(предприятий)

Финансы граждан
(частные финансы)

финансовые отношения, реализуемые с участием межнациональных финансовых институтов (МВФ, МБРР и др.), государств и отдельных юридических лиц

финансовые отношения, осуществляемые с непосредственным участием и в интересах государства

финансовые отношения на уровне отдельных субъектов хозяйствования

финансовые отношения с участием отдельных физических лиц или семей


Финансовые отношения


Рис. 1. Классификация финансовых отношений


Слайд 7Примерами финансовых отношений являются отношения между:
предприятиями в процессе приобретения товаров, реализации

продукции и услуг;
предприятиями и вышестоящими организациями при соз­дании централизованных фондов денежных средств и их распределении;
государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;
государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;
предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;
отдельными звеньями бюджетной системы;
органами имущественного и личного страхования, пред­приятиями, населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба, при наступлении страхового случая;
предприятиями и банками (хранение собственных средств предприятий на счетах в банках, депозиты, краткосрочное и долгосрочное кредитование);
банками и населением (вклады населения в сбербанк и другие банки, приобретение банковских сертификатов, выплата банками населению дохода по вкладам, сертификатам);
вышеуказанными сферами и отраслями и теневой экономикой.

Слайд 8Материальной основой финансовых отношений являются финансовые ресурсы - как совокупность доходов

и поступлений, находящихся в распоряжении субъекта хозяйствования.
Источниками финансовых ресурсов выступают:
- на уровне хозяйствующих субъектов: прибыль, амортизация, продажа ценных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими эмитентами;
- на уровне населения: заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем, командировочные расходы, доходы от предпринимательской деятельности, от участия в прибылях, от операций с личным имуществом, от кредитно-финансовых операций, социальные трансферты, в том числе пенсии, пособия, стипендии; потребительский кредит;
- на уровне государства, органов местного самоуправления: доходы от государственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизации государственного и муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоговые доходы, государственный и муниципальный кредит, эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг.

Слайд 9Финансовые ресурсы государства складываются из 3х источников:
1) средства, аккумулируемые в государственной

бюджетной системе;
2) средства внебюджетных фондов;
3) ресурсы, получаемые самими предприятиями (прибыль, амортизация).

Слайд 10Функции финансов
Выделяют две основные функции финансов - распределительную и контрольную.

Распределительная функция

финансов заключается в следующем (рис. 2):
а) в создании основных или первичных доходов путем распределения национального дохода среди участников сферы материального производства;
б) в создании вторичных или производных доходов путем перераспределения национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, отраслями материального производства, регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.


Слайд 11Перераспределение
Распределение
Производство
Национальный доход
З/пл работников сферы материального производства
Доходы предприятий сферы материального производства
Налоги, др.

обязательные платежи и сборы

З/пл работников нематериальной сферы

Доходы организаций нематериальной сферы

Пенсии, стипендии, и др.социальные выплаты



Рис. 2. Распределительная функция финансов


Слайд 12Функции финансов
Выделяют две основные функции финансов - распределительную и контрольную.

2. Контрольная

функция заключается в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и их расходованием по целевому назначению посредством регламентации финансовой информации и стимулирования процесса расширенного воспроизводства.
Финансовому контролю подлежит деятельность всех участников финансовых отношений как на микро-, так и на макроуровне.

Слайд 13Финансовый контроль для частных предприятий связан с контролем в части полноты

и своевременности налоговых платежей, правильности отражения затрат на производство и реализацию продукции, формирования и использования доходов от предпринимательской деятельности.
Для бюджетной сферы - это контроль за целевым использованием бюджетных средств, исполнением сметы расходов. Для частных лиц контроль связан со своевременностью и полнотой уплаты налогов с доходов, собственности.
Финансовый контроль со стороны органов государственной власти - это проверка соблюдения финансового законодательства в части своевременности и полноты выполнения всеми хозяйствующими субъектами и гражданами обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, кредитной системой, а также взаимных расчетов и платежей между предприятиями и организациями.
Таким образом, финансовый контроль нацелен на повышение эффективности использования бюджетных средств, экономическое стимулирование предпринимательской деятельности, рациональное использование имеющихся в распоряжении общества материальных, природных, трудовых и финансовых ресурсов.

Слайд 14Помимо распределительной и контрольной функций финансы выполняют регулирующую функцию, которая проявляется через

воздействие государства на экономическое развитие (поведение хозяйствующих субъектов, развитие отдельных терри-торий и отраслей) посредством финансовых рычагов.
Основными инструментами, которые при этом используются, являются следующие:
- налоги, которые могут, как сокращать, так и стимулировать предпринимательскую деятельность и частное потребление;
- государственные расходы, которые побуждают фирмы или работников производить те или иные товары и услуги, а также социальные выплаты, обеспечивающие определенный уровень доходов некоторым слоям населения;
- регулирование или контроль, посредством принятия соответствующих законов, определенных видов экономической деятельности, вплоть до запрещения некоторых из них;
- установление предельных цен на некоторые товары и услуги (главным образом в отраслях естественных монополий).

Слайд 15В условиях рыночных отношений финансы должны также выполнять стабилизирующую функцию, которая заключается

в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных от-ношениях.
Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производ-ственную сферу со стороны частных инвесторов.
Функции финансов осуществляются:
- на всех уровнях управления экономической системой (федеральном, территориальном, местном);
- во всех сферах общественной жизни (материальное производство, сфера обращения, сфера потребления);
на всех уровнях экономической системы (внутрихозяйственном - финансы предприятий, внутриотраслевом - финансы комплексов, межотраслевом и межтерриториальном - госбюджет и внебюджетные фонды).
Внебюджетные фонды - фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика