Слайд 1Владивостокский государственный университет
Институт международного бизнеса и экономики
Кафедра «Финансы и налоги»
Предмет:
«Организация деятельности
коммерческого банка»
Преподаватель: Кривошапова Светлана Валерьевна,
старший преподаватель
Слайд 2Тема 5
Организация кредитования юридических лиц
Слайд 3Содержание:
Основные понятия кредитования.
Предоставление банковского кредита.
Оценка кредитоспособности и платежеспособности клиента.
Заключение кредитного договора.
Кредитный
мониторинг.
Порядок работы с проблемными кредитами.
Слайд 4 Корпоративные клиенты — это юридические лица - клиенты банка (кроме кредитных
организаций) населения, субъектов Федерации и муниципальных образований.
Можно выделить две основные функции организации кредитования корпоративных клиентов банком:
Слайд 5Макроэкономическая — выполнение основной банковской задачи аккумуляции денежных ресурсов для инвестирования
развития экономики страны;
Слайд 6Микроэкономическая — получение основных доходов, способствующее повышению доходности и надежности банков.
Слайд 7 Кредитование корпоративного заемщика имеет ряд специфических особенностей:
большой объем;
высокая
доходность;
высокая рискованность.
Слайд 8 Схема организации работы банка по предоставлению кредита:
ПРОГРАММИРОВАНИЕ
Выбор кредитной политики банка;
Разработка
внутренних нормативных документов банка.
Слайд 9ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ БАНКОВСКОЙ ССУДЫ
Переговоры с заемщиком и первичный анализ заявки на кредит;
Анализ
кредитоспособности заемщика;
Принятие решения о предоставлении кредита и заключение кредитного договора.
Слайд 10ТЕКУЩИЙ МОНИТОРИНГ КРЕДИТОВ
Оценка качества кредита;
Оценка соблюдения условий кредитного договора;
Оценка состояния обеспечения
кредита.
Слайд 11ПОГАШЕНИЕ КРЕДИТА
Добровольное погашение кредита;
Работа с проблемными ссудами.
Слайд 12 Программирование — суть данной стадии заключается в оценке макроэкономической ситуации в
стране в целом, региона, где работают потенциальные заемщики, а также способности персонала банка - кредитора к работе с различными категориями ссудополучателей, в принятии ряда внутри банковских нормативных документов.
Слайд 13 Процесс предоставления банковского кредита можно разделить на несколько этапов:
заявка на
кредит и предварительные переговоры;
истребование необходимых документов;
оценка кредитоспособности заемщика;
принятие решения о предоставлении (непредставлении) кредита;
заключение кредитного договора.
Слайд 14 В ходе переговоров кредитному инспектору следует выяснить наиболее ключевые, базовые вопросы,
представляющие наибольший интерес для банка как кредитора. При этом следует распределить вопросы по следующим группам:
Слайд 15Сведения о заемщике:
полное юридическое наименование клиента, включая указание на его организационно-правовую
форму;
как давно учреждена (функционирует) фирма;
кто основные акционеры (участники) фирмы;
какую основную продукцию выпускает фирма, какие виды услуг она оказывает;
каковы основные финансовые характеристики фирмы (валюта баланса, объемы продаж, объем поступлений на счета в банке, какова средняя зарплата на предприятии);
кто основные поставщики и покупатели;
на каких условиях продается продукция (оказываются услуги).
Слайд 16Вопросы по поводу заявки о кредите:
каково назначение кредита;
на каких условиях
клиент желает получить кредит: сумма, срок, доля собственного финансового участия в проекте, проценты (комиссия);
какого вида кредит намеревается получить клиент.
Слайд 17Вопросы, связанные с погашением кредита:
источники погашения кредита;
имеется ли у клиента положительный
опыт работы с кредитными ресурсами.
Слайд 18Вопросы по поводу обеспечения кредита:
какое обеспечение предлагается клиентом;
насколько оно ликвидно, находится
ли под контролем клиента и может ли быть продано;
является ли клиент собственником закладываемого имущества либо оно является собственностью третьего лица;
требуется ли разрешение, какого либо органа на стадии юридического оформления обеспечения;
каким образом была произведена оценка имущества, предлагаемого в качестве обеспечения;
подвержено ли обеспечение порче, каковы издержки по хранению обеспечения
Слайд 19Вопросы о взаимоотношениях клиента с другими банками:
клиентом, каких банков является будущий
заемщик;
обращался ли он к другим банкам за кредитом, какова его кредитная история;
почему клиент обратился за кредитом именно в этот банк;
имеются ли непогашенные кредиты и каков их характер.
Слайд 20 Оценка кредитоспособности клиента обычно базируется на анализе следующих критериев:
качество управления компанией
(уровень менеджмента);
характер кредитуемой сделки;
опыт работы банка с данным конкретным клиентом (кредитная история);
состояние отрасли и региона, конкурентоспособность клиента, положение конкретного клиента в указанной отрасли;
финансовое положение клиента;
возможность предоставления клиентом имущества для использования в качестве иного обеспечения.
Слайд 21анализ структуры активов и пассивов заемщика;
анализ денежных потоков заемщика;
анализ финансовой устойчивости
заемщика;
анализ эффективности деятельности заемщика.
Комплексный анализ финансового состояния заемщика целесообразно проводить в следующей последовательности:
Слайд 22 Вопросы для самопроверки
Что такое корпоративный клиент?
Что представляет собой схема
работы банка по предоставлению кредита?
Что такое кредитная политика банка?
Каковы основные этапы процесса предоставления банковского кредита?
В чем заключается работа кредитного инспектора банка?
Каков порядок работы при оценке платежеспособности и кредитоспособности клиента?
Что представляет собой анализ финансового состояния заемщика?
Каков порядок заключения и оформления кредитного договора?
Что такое кредитный мониторинг?
Каков порядок работы с проблемными заемщиками?
Слайд 23 Основная литература
Банковское дело: Учебник./ Под ред. В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкой.
- М.: Финансы и статистика, 2006г.
Банковское дело: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. - М: Финансы и статистика, 2007г.
Основы банковской деятельности: Учебник/ Под ред. К.Р. Тагиберкова – М: Инфра – М.2006г.
Банковское дело: Учебник / Под ред. Г.Г. Коробовой. - М.: ЮРИСТЪ, 2002.
Банковское дело: Управление и технологии / Под ред. A.M. Тавасиева - М.:ЮНИТИ,2001.
Пещанская И.В. Организация деятельности коммерческого банка. -М.:ИНФРА-М,2001.
Журналы «Финансы и кредит», «Банковские технологии» и другие финансовые издания за последний три года.
Слайд 24Использование материалов презентации
Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения
требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления.
Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.