Учет материально-производственных запасов презентация

Содержание

Нормативно-правовая база При ведении бухгалтерского учета материально-производственных запасов (МПЗ) нужно руководствоваться нормами: ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов»; Методическими указаниями по учету МПЗ; ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» и др.

Слайд 1Учет материально-производственных запасов
Арабян Кнарик Карапетовна


Слайд 2Нормативно-правовая база
При ведении бухгалтерского учета материально-производственных запасов (МПЗ) нужно руководствоваться нормами:

ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов»;
Методическими указаниями по учету МПЗ;
ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» и др.


Слайд 3 К бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:
используемые в качестве

сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);
предназначенные для продажи, включая готовую продукцию и товары;
используемые для управленческих нужд организации.


Слайд 4Классификация МПЗ
Сырье и основные материалы;
Вспомогательные материалы;
Покупные полуфабрикаты;
Отходы (возвратные);
Топливо;
Тара и тарные материалы;
Запасные

части;
Инвентарь и хозяйственные принадлежности.

Слайд 5Сырье и основные материалы
это предметы труда из которых изготовляют продукт

и которые образуют материальную (вещественную) основу продукта.
Сырье- продукция с/х назначения и добывающей промышленности.
Материалы – продукция обрабатывающей промышленности.

Слайд 6Вспомогательные материалы
Используют для воздействия на сырье и основные материалы (специи,

приправы и др.)


Обратите внимание, такое деление носит условный характер.

Слайд 7Покупные полуфабрикаты
Сырье и материалы, прошедшие определенные стадии обработки, но не являющиеся

еще готовой продукцией.

Слайд 8Возвратные отходы производства
Остатки сырья и материалов, образовавшиеся в процессе их

переработки в готовую продукцию, полностью или частично утратившие потребительские свойства (опилки, стружка и др.).

Слайд 9К вспомогательным также относятся:
Топливо (технологическое, двигательное, хозяйственное).
Тара и тарные материалы (упаковка,

транспортировка и хранение материалов – ящики, коробки и др.).
Запасные части – для ремонта и замены износившихся машин и оборудования.

Слайд 10Инвентарь и хозяйственные принадлежности
это часть МПЗ организации, используемая не более 12

месяцев (или операционного цикла).

Обратите внимание!
Такая классификация необходима для построения синтетического и аналитического учета, а также для составления синтетического отчета об остатках поступлении и расходе сырья и материалов в производственно-эксплуатационной деятельности.

Слайд 11Основные задачи учета МПЗ:
формирование фактической себестоимости запасов;
правильное и своевременное документальное оформление

операций и обеспечение достоверных данных по заготовлению, поступлению и отпуску запасов;
контроль за сохранностью запасов в местах их хранения (эксплуатации) и на всех этапах их движения;

Слайд 12Основные задачи учета МПЗ:
контроль за соблюдением установленных организацией норм запасов, обеспечивающих

бесперебойный выпуск продукции, выполнение работ и оказание услуг;
своевременное выявление ненужных и излишних запасов с целью их возможной продажи или выявления иных возможностей вовлечения их в оборот;
проведение анализа эффективности использования запасов.



Слайд 13Для учета МПЗ используются следующие счета:
10 «материалы»;
11 «животные на выращивании

и откорме»;
14 «резервы под снижение стоимости материальных ценностей»;
15 «заготовление и приобретение материальных ценностей»
16 «отклонения в стоимости материальных ценностей»;
41 «товары»
43 «готовая продукция»
Забалансовые счета
002 «товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение»;
003 «материалы, принятые в переработку»;
004 «товары, принятые на комиссию» и др.

Слайд 14Для учета МПЗ используются следующие счета:
Забалансовые счета
002 «товарно-материальные ценности, принятые

на ответственное хранение»;
003 «материалы, принятые в переработку»;
004 «товары, принятые на комиссию» и др.

Слайд 15К счету 10 «материалы» открываются следующие субсчета:
10-1 "Сырье и материалы";
10-2 "Покупные

полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали";
10-3 "Топливо";
10-4 "Тара и тарные материалы";
10-5 "Запасные части";
10-6 "Прочие материалы";
10-7 "Материалы, переданные в переработку на сторону";
10-8 "Строительные материалы";
10-9 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности";


Слайд 16УЧЕТ МПЗ
На синтетических счетах учет материальных ценностей в организациях ведут:
- по

фактической себестоимости;
- по учетным ценам.

Слайд 17Оценка МПЗ
МПЗ принимаются к учету по фактической себестоимости.

К сведению!
Фактической себестоимостью

материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов


Слайд 18Сумма фактических затрат
суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
суммы,

уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов;
таможенные пошлины;
вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материально-производственные запасы;
затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию и др.


Слайд 19Единица бухгалтерского учета МПЗ
выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование

полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением.
В зависимости от характера материально - производственных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материально - производственных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п.

Слайд 20Поступление МПЗ в организацию
Приобретение за плату;
Вклад в Уставный капитал;
Полученные безвозмездно;
Полученные по

договорам, предусматривающим исполнение обязательств не денежными средствами;
Демонтаж ОС;
Выявленные при инвентаризации.

Слайд 21При учете по фактической с/с
Дебет счета 10 «Материалы»
Кредит счетов:
- 60 «Расчеты

с поставщиками и подрядчиками» – на стоимость поступивших материалов по ценам поставщиков (без НДС);
- 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – на стоимость услуг, оплачиваемых чеками транспортным организациям (железнодорожным, водным);
- 71 «Расчеты с подотчетными лицами» – на стоимость материалов, оплаченных из подотчетных сумм;
- 23 «Вспомогательные производства» – на расходы по доставке материалов по доставке собственным автотранспортом и на фактическую себестоимость материалов собственного производства;
- 20 «Основное производство» – на стоимость возвратных отходов;
- 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие доходы» - на стоимость излишка материалов, выявленных по результатам инвентаризации и оставшихся от списания основных средств;
- 98 «Доходы будущих периодов» - на стоимость безвозмездно полученных материальных ценностей (по мере списания материальных ценностей их стоимость относится в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие доходы»).


Слайд 22 В течение месяца отпущенные на производство и на другие цели материалы

списываются с кредита материальных счетов в дебет счетов затрат по фактической себестоимости приобретения:
дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и других счетов учета затрат (расходов на продажу) с кредита счета 10 «Материалы».


Слайд 23 Отпуск материально-производственных запасов
по себестоимости каждой единицы;
по средней себестоимости;
по себестоимости первых

по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО);


Слайд 24С/С каждой единицы
Материально-производственные запасы, используемые организацией в особом порядке (драгоценные металлы,

драгоценные камни и т.п.), или запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга, могут оцениваться по себестоимости каждой единицы таких запасов.


Слайд 25ФИФО
основана на допущении, что материально-производственные запасы используются в течение месяца и

иного периода в последовательности их приобретения (поступления), т.е. запасы, первыми поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретений с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало месяца.


Слайд 26ФИФО
При применении этого способа оценка материально-производственных запасов, находящихся в запасе (на

складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости последних по времени приобретений, а в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг учитывается себестоимость ранних по времени приобретений.


Слайд 27По средней с/с
Производится по каждой группе (виду) запасов путем деления общей

себестоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся соответственно из себестоимости и количества остатка на начало месяца и поступивших запасов в течение данного месяца.


Слайд 28ПРИМЕР


Слайд 29По средней себестоимости
Определим количество реализованных материалов
80 +(60+80+90)-110=220
Средняя с/с единицы


55 300/330=167,58
С/с реализованных материалов
220*167,58=36 866,67
с/с остатков на складе
110*167,58=18433,8


Слайд 30ФИФО
С/с реализованных материалов
80*150+160*60+80*175=35 600
с/с остатков на складе
20*175+90*180=19 700


Слайд 31Сравнительная характеристика


Слайд 32Документальное оформление
Все операции по движению (поступление, перемещение, расходование) запасов должны

оформляться первичными учетными документами.


Слайд 33 Первичные учетные документы должны включать в себя обязательные реквизиты, установленные Федеральным

законом "О бухгалтерском учете":
- наименование документа;
- дату составления документа;
- наименование организации, от имени которой составлен документ;
- содержание хозяйственной операции;
- измеритель хозяйственной операции в натуральном и денежном выражениях;
- наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
- личные подписи указанных лиц и их расшифровки.


Слайд 34Поступление материалов
Поступление материалов в организацию осуществляется в следующем порядке:
а) по договорам

купли-продажи, договорам поставки, другим аналогичным договорам в соответствии с действующим законодательством;
б) путем изготовления материалов силами организации;
в) внесения в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации;
г) получения организацией безвозмездно (включая договор дарения).


Слайд 35Порядок оформления поступления материалов
На материалы, поступающие по договорам купли-продажи, поставки и

другим аналогичным договорам, организация получает от поставщика (грузоотправителя) расчетные документы (платежные требования, платежные требования-поручения, счета, товарно-транспортные накладные и т.п.) и сопроводительные документы (спецификации, сертификаты, качественные удостоверения и др.).
См. Раздаточный материал п.42


Слайд 36Документы по учету МПЗ
N М-2, М-2а «Доверенность»;
М-4 "Приходный ордер", М-7

"Акт о приемке материалов", М-8 "Лимитно-заборная карта", М-11 "Требование-накладная", М-15 "Накладная на отпуск материалов на сторону", М-17 "Карточка учета материалов", М-35 "Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений";


Слайд 37При отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными
Приемку материалов

осуществляет комиссия и оформляет приходный ордер (форма М-4) либо в этом случае можно М-4 не оформлять (на документе поставщика проставить штамп, в оттисках которого содержаться основные реквизиты приходного ордера)

Слайд 38Приходный ордер (М-4)
Применяется для учета материалов, поступающих от поставщиков или из

переработки. Приходный ордер в одном экземпляре составляет материально ответственное лицо в день поступления ценностей на склад. Приходный ордер должен выписываться на фактически принятое количество ценностей.
Графа "Номер паспорта" заполняется при оформлении хозяйственных операций по материальным ценностям, содержащим драгоценные металлы и камни.


Слайд 39При наличии расхождений между данными поставщика и фактическими данными
Приемку материалов

осуществляет комиссия и оформляет акт о приемке материалов, который служит основанием для оформления притензии.

Слайд 40Документация по приемке МПЗ
Если перевозку осуществляют автотранспортом составляется товарно-транспортная накладная, которая

составляется в 4 экз.
1-ый у грузоотправителя;
2-ой – для оприходования материалов получателем;
3-ый –для расчетов с автотранспортной организацией;
4-ый для учета транспортной работы прилагается к путевому листу.


Слайд 41Обратите внимание!
ТТН применяют в качестве приходного документа у покупателя в случае

отсутствия расхождений количества поступивших грузов с данными накладной.

Слайд 42 Доверенность (формы N М-2 и N М-2а)
Применяются для оформления права

лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению.
Доверенность в одном экземпляре оформляет бухгалтерия организации и выдает под расписку получателю.
Форму N М-2а применяют организации, у которых получение материальных ценностей по доверенности носит массовый характер. Выдачу этих доверенностей регистрируют в заранее пронумерованном и прошнурованном журнале учета выданных доверенностей.
Выдача доверенностей лицам, не работающим в организации, не допускается. Доверенность должна быть полностью заполнена и иметь образец подписи лица, на имя которого выписана. Срок выдачи - как правило, 15 дней. Доверенность на получение товарно-материальных ценностей в порядке плановых платежей может быть выдана на календарный месяц.


Слайд 43Приходный ордер (М-4)
Применяется для учета материалов, поступающих от поставщиков или из

переработки. Приходный ордер в одном экземпляре составляет материально ответственное лицо в день поступления ценностей на склад. Приходный ордер должен выписываться на фактически принятое количество ценностей.
Графа "Номер паспорта" заполняется при оформлении хозяйственных операций по материальным ценностям, содержащим драгоценные металлы и камни.


Слайд 44 Акт о приемке материалов (форма N М-7)
Применяется для оформления приемки

материальных ценностей, имеющих количественное и качественное расхождение, а также расхождение по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика; составляется также при приемке материалов, поступивших без документов; является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю.
Необходимые дополнительные данные, не выделенные в форме отдельными строками, записываются в разделе "Другие данные".
Акт в двух экземплярах составляется членами приемной комиссии с обязательным участием материально ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации.
После приемки ценностей акты с приложением документов (транспортных накладных и т.д.) передают: один экземпляр - в бухгалтерию организации для учета движения материальных ценностей, другой - отделу снабжения или бухгалтерии для направления претензионного письма поставщику. Графа "Номер паспорта" заполняется только в случаях обнаружения расхождений при оформлении хозяйственных операций по поступлению материальных ценностей, содержащих драгоценные металлы и камни.


Слайд 45 Лимитно-заборная карта (форма N М-8)
Применяется при наличии лимитов отпуска материалов

для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, а также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов отпуска материалов на производственные нужды и является оправдательным документом для списания материальных ценностей со склада.
Лимитно-заборная карта выписывается в двух экземплярах на одно наименование материала (номенклатурный номер). Один экземпляр до начала месяца передается структурному подразделению - потребителю материалов, второй - складу.


Слайд 46Требование-накладная М-11
Применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными

подразделениями или материально ответственными лицами.
Накладную в двух экземплярах составляет материально ответственное лицо структурного подразделения, сдающего материальные ценности. Один экземпляр служит сдающему складу основанием для списания ценностей, а второй - принимающему складу для оприходования ценностей.
Этими же накладными оформляются операции по сдаче на склад или в кладовую остатков из производства неизрасходованных материалов, если они ранее были получены по требованию, а также сдача отходов и брака.
Накладную подписывают материально ответственные лица соответственно сдатчика и получателя и сдают в бухгалтерию для учета движения материалов.



Слайд 47Накладная на отпуск материалов на сторону (форма N М-15)

Применяется для учета отпуска

материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям, на основании договоров и других документов.
Накладную выписывает работник структурного подразделения в двух экземплярах на основании договоров (контрактов), нарядов и других соответствующих документов и предъявлении получателем доверенности на получение ценностей, заполненной в установленном порядке.
Первый экземпляр передают складу как основание для отпуска материалов, второй - получателю материалов.


Слайд 48Приобретение материалов через подотчетное лицо
Подотчетное лицо – сотрудник организации, приобретающий

материалы за счет средств организации и для нужд организации.
В этом случае должны быть все оправдательные документы (товарный счет, кассовый чек, подтверждающие документы и др.).
На основании этих документов составляется авансовый отчет.

Слайд 49ВАЖНО!
в организации должен быть установлен контроль за рациональным использованием материалов.
В

части расчетов с подотчетными лицами необходимо:
Установить список подотчетных лиц;
Сроки выдачи в подотчет;
Размер суммы;
Соответствие требованиям Порядка ведения кассовых операций.

Слайд 50Обратите внимание!
На списание материалов не предусмотрена специальная унифицированная форма, в связи

с чем списание осуществляется по акту, утвержденному приказом руководителя организации.

Слайд 51 Если учет организован по учетным ценам


Слайд 52Учетная цена
В аналитическом бухгалтерском учете и местах хранения материалов можно применять

учетные цены.


Слайд 53Учетные цены
а) договорные цены. В этом случае другие расходы, входящие в

фактическую себестоимость материалов, учитываются отдельно в составе транспортно-заготовительных расходов;
б) фактическая себестоимость материалов по данным предыдущего месяца или отчетного периода (отчетного года). В этом случае отклонения между фактической себестоимостью материалов текущего месяца и их учетной ценой учитываются в составе транспортно-заготовительных расходов;

Слайд 54в) планово-расчетные цены. В этом случае отклонения договорных цен от планово-расчетных

учитываются в составе транспортно-заготовительных расходов. Планово-расчетные цены разрабатываются и утверждаются организацией применительно к уровню фактической себестоимости соответствующих материалов. Они предназначены для использования внутри организации;
г) средняя цена группы. В этом случае разница между фактической себестоимостью материалов и средней ценой группы учитывается в составе транспортно-заготовительных расходов. Средняя цена группы - разновидность планово-расчетной цены. Она устанавливается в тех случаях, когда производится укрупнение номенклатурных номеров материалов путем объединения в один номенклатурный номер нескольких размеров, сортов, видов однородных материалов, имеющих незначительные колебания в ценах. При этом на складе такие материалы учитываются на одной карточке.



Слайд 55Складской учет.
Учет производственных запасов на складах.
Для учета и контроля движения материалов

создаются специализированные склады. Кроме центрального склада могут быть предусмотрены кладовые, выполняющие функции промежуточных складов.

Слайд 56Складской учет
Каждому складу присваивается номер;
Каждый склад должен быть обеспечен исправными весами,

измерительными приборами, мерной тарой;
На складах материалы размещаются по секциям, а внутри по группам, сортам и т.д.
Учет материалов на складе осуществляет заведующий складом (кладовщик).
С кладовщиком должен быть оформлен договор о полной материальной ответственности;
Должна быть проведена инвентаризация материалов (обязательная и прочая по приказу руководителя).

Слайд 57Учет в бухгалтерии
Использование оборотных ведомостей;
Сальдовый метод.


Слайд 58Резерв под снижение стоимости материалов
Материально-производственные запасы, на которые в течение отчетного

года рыночная цена снизилась, или они морально устарели либо полностью или частично потеряли свои первоначальные качества, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости с учетом физического состояния запасов. Снижение стоимости материально-производственных запасов отражается в бухгалтерском учете в виде начисления резерва.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика