Кредитование государственных проектов будет осуществляться в соответствии с принятым Правительством Республики Беларусь решением о финансировании государственных программ и мероприятий в 2015 году с учетом возможностей бюджета Республики Беларусь по компенсации процентных расходов.
Политика процентных ставок в 2015 году обеспечит их поддержание на положительном в реальном выражении уровне. Обеспечение привлекательности и сохранности сбережений в белорусских рублях будет осуществляться путем превышения их доходности над доходностью сбережений в иностранной валюте.
2014 год
Прирост требований банков и ОАО «Банк развития Республики Беларусь» к экономике составил:
План (ОНДКП) – 16- 20 %
Факт – 22,4 %
____________________________
Ускорение роста кредитования в иностранной валюте:
доля инвалютной составляющей в требованиях банков к экономике за год увеличилась на 1,6 процента до 52 процентов.
1 кв. 2015 г.
Прирост требований банков и ОАО «Банк развития Республики Беларусь» к экономике составил:
Факт – 9,7 %
(по курсу на 1 января 2015 г. снизились на 2,6%)
____________________________
Вследствие введенных ограничений в начале 2015 г. наблюдалось замедление темпов кредитования. Также существенную роль в динамике требований сыграла переоценка требований в иностранной валюте в связи с колебаниями обменных курсов евро и российского рубля к доллару США.
4245,5 тыс.руб
(495,4 дол.США)
5702,8 тыс.руб
(599,7 дол.США)
6638,1 тыс.руб
(560,0 дол.США)
6711,1 тыс.руб
(455,3 дол.США)
Для повышения доступности кредитных ресурсов и либерализации подходов к кредитованию реального сектора экономики с 15 февраля 2015 г. сняты все ограничения по кредитованию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в иностранной валюте и признаны утратившими силу постановления Правления Национального банка Республики Беларусь :
от 13 ноября 2012 г. № 577 ”О предоставлении кредитов в иностранной валюте“ (со всеми изменениями и дополнениями)
от 28 февраля 2014 г. № 116 ”О мерах по обеспечению доступности кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства“.
Регулирование кредитной активности осуществляется на рыночных принципах исходя из имеющихся у банков источников на основе общепринятого рыночного инструментария, прежде всего пруденциального характера.
На 1 апреля 2015 г. удельный вес задолженности по кредитам, предоставленным банками в рамках государственных программ, в требованиях банков к экономике составил 39,4 процента и снизился по сравнению с началом года на 1,3 процентного пункта
Для осуществления действенного контроля за целевым и эффективным использованием кредитов в рамках госпрограмм принят Указ Президента Республики Беларусь от 4 марта 2013 г. № 107
”О проведении контрольных обмеров“.
В рамках данного Указа ОАО ”АСБ Беларусбанк“ , ОАО ”Белагропромбанк“ ,
ОАО ”Банк развития Республики Беларусь“ предоставлено право:
проводить контрольные обмеры объемов выполненных строительно-монтажных работ и произведенных затрат на объектах строительство (реконструкция) которых осуществляется с использованием кредитов с господдержкой
при выявлении завышений удерживать с
подрядчика при очередной оплате выполненных им строительно-монтажных работ и произведенных затрат суммы такого завышения, а также взыскивать в бесспорном порядке и направлять на погашение кредитов суммы такого завышения, выявленные после приемки объекта в эксплуатацию и (или) при прекращении (приостановлении) подрядчиком производства работ на объекте
1
2
Остальные банки для проведения контроля целевого использования кредитов по договорам возмездного оказания услуг могут привлекать службы контрольных обмеров
ОАО ”АСБ Беларусбанк“, ОАО ”Белагропромбанк“ и ОАО ”Банк развития Республики Беларусь“.
страхование экспортных рисков Белэксимгарант
Кредиты:
резидентам - для производства товаров (работ, услуг), осуществления на территории иностранных государств инвестиций, связанных с созданием коммерческих организаций, а также приобретения в собственность товаров других резидентов для их передачи в лизинг нерезидентам;
нерезидентам для оплаты за реализованные резидентами товары (работы, услуги)
финансирование резидентов (кредиторов) под уступку денежного требования (факторинг) при реализации экспортных контрактов с дисконтом
Процентная ставка:
в иностранной валюте -по коммерчески ориентированным процентным ставкам (CIRRs) ;
в российских рублях – 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ;
в белорусских рублях – 2/3 ставки рефинансирования НБ РБ
Размер компенсации:
Кредиты: разница между сложившейся по банку за отчетный период средней процентной ставки по кредитам, предоставленным юридическим лицам и установленной по кредитному договору процентной ставки;
Факторинг: разница между сложившейся по банку за отчетный период средней процентной ставки дисконта по договорам факторинга и установленной по договору факторинга процентной ставки дисконта
В 2015 году в Республике Беларусь запланировано построить 5 млн. кв. метров жилья
В том числе с государственной поддержкой для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, – 2,5 млн. кв. метров жилья.
Объемы финансирования строительства (реконструкции) жилья за счет кредитов банков – 16,3 трлн. рублей, льготные кредиты – 6,7 трлн. рублей, в том числе:
На 1 мая 2015 г. объем кредитов, предоставленных на строительство жилья банками, составил
2,3 трлн. рублей,:
Государственная жилищная политика будет реализована по двум основным направлениям:
улучшение жилищных условий граждан с государственной поддержкой, которая дифференцирована по категориям граждан и будет предоставляться адресно
улучшение жилищных условий граждан
без государственной поддержки путем развития существующих и создания новых финансовых механизмов (ипотека, система жилищных строительных сбережений, жилищные облигации), создания благоприятных условий для строительства жилья на коммерческой основе, увеличения фонда наемного жилья
1
2
Оценка банками кредитоспособности физического лица для принятия решения о предоставлении ему кредита, а также о заключении договора финансирования под уступку денежного требования (факторинга) с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими розничную торговлю, по денежному обязательству физического лица в постановлении документов, подтверждающих получение дохода физическим лицом
Выдача этих документов осуществляется государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 ”Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан“.
1
2
Вступило в силу с 26 апреля 2014 г.
Нормы постановления носят временный характер и ограничиваются сроком действия до 1 мая 2017 г.
Если кредитование клиентов – физических лиц осуществляется в том же банке, в котором они получают заработную плату и иные доходы (пенсии, пособия и др.) со счетов, открытых в рамках зарплатных проектов (пенсионных программ) банков с организациями – работодателями физических лиц, то выписка из лицевого счета (справка о размере заработной платы (денежного довольствия), получаемой пенсии) является документом, подтверждающим получение дохода, при наличии которого банком осуществляется оценка кредитоспособности для целей, указанных в постановлении № 253.
ПОЛИТИКА И РЕКОМЕНДАЦИИ НБ РБ ПО
ДЕПОЗИТНОМУ РЫНКУ
Банкам даются рекомендации не превышать верхний предел процентной ставки по банковским рублевым вкладам (депозитам) 30% годовых:
для населения - с 4 мая 2015 г. – устные рекомендации;
для юридических лиц – постановление Правления Национального банка от 24 марта 2015 г. № 173.
ПОЛИТИКА И РЕКОМЕНДАЦИИ НБ РБ ПО
ДЕПОЗИТНОМУ РЫНКУ
(ПИСЬМО ОТ 29.04.2015 № 04-17/610)
дано новое определения договора факторинга
дополняется существующей в белорусском законодательстве классификации видами операций факторинга, отличающимися количеством факторов, вступающих в денежное обязательство между кредитором и должником
дано определение операции импортного многофакторного факторинга – как разновидности многофакторной операции факторинга
установление возможности выплаты фактору вознаграждения как в форме дисконта (разницы между суммой денежного обязательства должника и суммой, выплачиваемой фактором кредитору), так и иных формах, определенных договором факторинга
по договору финансирования под уступку денежного требования (далее – договор факторинга) одна сторона (фактор) – банк или небанковская кредитно-финансовая организация обязуется другой стороне (кредитору или должнику) вступить в денежное обязательство между кредитором и должником путем выплаты кредитору суммы денежного обязательства должника за вознаграждение.
операции факторинга могут классифицироваться по количеству факторов на однофакторные и многофакторные.
Однофакторные операции факторинга – операции факторинга, в которых в денежное обязательство между кредитором и должником вступает одна сторона (фактор).
Многофакторные операции факторинга – операции факторинга, в которых в денежное обязательство между кредитором и должником вступают две и более стороны (факторы).
Видом многофакторной операции факторинга является импортный многофакторный факторинг. По операции импортного многофакторного факторинга банк или небанковская кредитно-финансовая организация – резидент Республики Беларусь (импорт - фактор) приобретает право денежного требования к резиденту Республики Беларусь (должнику) в результате уступки данного денежного требования нерезидентом Республики Беларусь (экспорт - фактором), которым это требование было приобретено у нерезидента Республики Беларусь (кредитора или фактора).
Вознаграждение фактору выплачивается кредитором (должником) в форме дисконта (разницы между суммой денежного обязательства должника и суммой, выплачиваемой фактором кредитору) и/или в иных формах, определенных договором факторинга;
Кредитный договор
Договор банковского вклада (депозита)
Статья 183. Форма договора банковского вклада (депозита)
Договор банковского вклада (депозита) заключается в письменной форме, в том числе посредством использования систем дистанционного банковского обслуживания.
В случае несоблюдения письменной формы договора банковского вклада (депозита) такой договор является ничтожным.».
29. Дополнить статью 185 частью шестой следующего содержания:
«Вкладчик вправе потребовать, а банк обязан предоставить по требованию вкладчика в день обращения, если иной срок не установлен законодательством Республики Беларусь и (или) договором, документ, подтверждающий факт заключения договора банковского вклада (депозита), содержащий сведения о его существенных условиях, а также иные сведения, касающиеся обслуживания его вклада (депозита) (сведения об изменении процентов, о размере начисленных процентов, об
увеличении суммы вклада (депозита) и т.п.).».
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
В БАНКОВСКИЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть