Слайд 1Происхождение финансового права
Версии:
возникло одновременно с гос. (конституц.) и административным правом
выделилось из
гос. и адм. права
выросло из налогового права, впоследствии «обросшего» другими институтами
отпочковалось от науки государственного хозяйства
Слайд 2
Место финансового права
в системе права
Слайд 3Финансовое и конституционное право
Слайд 4Финансовое и административное право
Слайд 5Финансовое и административное право
Адм. право регулирует управленческую деятельность органов испол.
власти, закрепляет их правовое положение, структуру, компетенцию, взаимоотношения, применяя при этом метод властных полномочий, основанный на субординации (подчинении нижестоящего органа вышестоящему органу)
Финансовое право регулирует деятельность органов гос. управления только в связи с образованием, распределением и использованием ими фондов денежных средств, используя при этом метод властных полномочий, не основанный, как правило, на началах субординации
Слайд 6Финансовое и гражданское право
Гражданское право регулирует в первую очередь имущественные
отношения, участники которых равны, обладают автономией, имущественной самостоятельностью
Предметом фин. права являются денежные отношения, участники которых не равны, не обладают автономией воли и имущественной самостоятельностью, между ними возникают отношения власти и подчинения.
Слайд 7С другими отраслями и институтами права
Слайд 11Подотрасли
(система взаимосвязанных правовых норм, объединенных внутренним единством)
Бюджетное право
Налоговое право
Слайд 12Правовые институты
(группа правовых норм, регулирующих однородные видовые отношения)
регулирование государственных доходов и
государственных расходов
денежное обращение
регулирование государственных займов и государственного долга
валютное регулирование
Слайд 13Источники финансового права
- это нормативные правовые акты, содержащие нормы финансового права.
Совокупность этих норм образует финансовое законодательство
Слайд 14Конституция
Верховенство в системе права, высшая юридическая сила, прямое действие на
территории государства, особый порядок принятия позволяет рассматривать Конституцию в качестве основополагающего источника финансового права. В ней содержатся нормы, определяющие компетенцию и права государства в лице уполномоченных органов по вопросам бюджета, бюджетного процесса, налогов, денежного обращения и т.д.
Слайд 15Решения Конституционного Суда Республики Беларусь
В них формулируются или конкретизируются категориально-дефинитивные
и принципиальные начала финансовой деятельности государства
Слайд 16Кодифицированные нормативные правовые акты
Слайд 17Некодифицированные нормативные правовые акты
Законы Республики Беларусь
Слайд 18Декреты и указы Президента Республики Беларусь
призваны ликвидировать правовой вакуум в
регулировании финансовых отношений, образующийся вследствие отставания финансового законодательства от изменений в экономике, условий формирования рыночных отношений.
Слайд 19Постановления Правительства
издаются, как правило, в случаях, прямо предусмотренных финансовым законодательством
в развитие положений кодексов, законов, декретов и указов Президента.
Правительство в финансовой сфере обладает разнообразными полномочиями, реализуя которые, оно принимает соответствующие финансово-правовые акты в различных областях финансовой деятельности государства: государственный финансовый контроль; регулирование рынка ценных бумаг и др.
Слайд 20Акты органов гос. управления специальной компетенции (МНС, Минфин, Национальный банк Республики
Беларусь и др.),
ведомственные подзаконные нормативные правовые акты по финансовым вопросам, издание которых осуществляется в случаях и в пределах, установленных законодательством
Слайд 21Акты местных органов управления и самоуправления
в соответствии со ст. 16 Закона
«О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», за местными Советами депутатов закрепляются права на утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении, внесении при необходимости изменений в бюджеты; установлении местных налогов и сборов.
Слайд 22
общепризнанные принципы международного права и международные договора
введены в правовую систему Республики
Беларусь в виде источников финансового права исходя из ст. 8 Конституции
Слайд 23Финансово-правовые нормы
Каждая норма фин. права обладает общими, характерными для любой
прав. нормы, чертами
Вместе с тем финансово-правовые нормы обладают специфическими признаками
Слайд 24Общность с иными правовыми нормами
установление фин-прав. норм осуществляется государством (официальное
выражение воли государства)
их исполнение обеспечивается принудительной силой государства
нормы фин. права предоставляют участникам фин. отношений юридические права и возлагает на них субъективные обязанности
норма фин. права, как и любая правовая норма – это правило общего характера
Слайд 25Специфика фин.-правовых норм
целевое назначение, т.к. они регулируют финансовую деятельность государства
императивный (повелительный)
характер, они содержат, как правило, требование, адресованное в категорической форме, не допускающее его произвольного изменения, к субъектам фин. отношений
общественная предопределенность (публичность),
нестабильность, выраженная в постоянном изменении финансового законодательства посредством внесения в него изменений и дополнений, которые являются производными от динамичных процессов развития национальной экономики. Финансовое законодательство изначально содержит элементы непостоянства в силу перманентной изменчивости экономических отношений
Слайд 26Понятие и особенности финансовых правоотношений
Финансовое правоотношение – это урегулированное нормами
финансового права общественное отношение, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства с целью обеспечения его финансовыми ресурсами.
Слайд 27
Финансовые правоотношения подразделяются на материальные и процессуальные
К материальным относятся
правоотношения, возникающие на основе материальных финансово-правовых норм (например, обязанности налогоплательщика уплачивать налог и права налогового органа требовать его уплаты)
Процессуальные финансовые правоотношения, будучи вторичными по отношению к материальным, служат гарантией реализации последних и отражают юридически-процессуальную форму финансовой деятельности государства, которая преломляется в соответствующие направления в виде, например, бюджетного процесса
Слайд 28Классификация фин. правоотношений
Слайд 29Структура финансовых правоотношений
Слайд 30Субъекты (участники) финансовых правоотношений
Республика Беларусь и ее территориальные образования;
Президент Республики
Беларусь;
органы государственной власти Республики Беларусь (законодательные и исполнительные органы);
органы специальной компетенции, осуществляющие финансовую деятельность государства (Комитет гос. контроля, Мин. фин, Министерство по налогам и сборам, Нац.банк и др.);
органы управления гос. внебюджетными фондами (Правление Фонда соц. защиты населения Мин. труда и соц.защиты)
бюджетные учреждения;
субъекты хозяйствования;
граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства;
Слайд 31Объекты финансовых правоотношений -
то, по поводу чего возникают финансовые правоотношения, т.е.
то, на что направлено поведение его участников.