Симчук М.М.
24.11.2017
24.11.2017
Лизингополучатель
Физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга
Продавец
Физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга.
Продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового соглашения.
3
4
5
6
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
22
Характеризовался отсутствием специального законодательства о лизинге, неразвитостью этой формы предпринимательства, отсутствием четких представлений о правовом положении сторон сделки
Первый и наиболее известный факт участия в лизинговых сделках – осуществление поставок на условиях «ленд-лиза» в СССР (гос. программа, по которой США передавали своим союзникам во II мировой войне боеприпасы, технику и стратегическое сырье): всего в СССР было поставлено 11,3 млрд $ (138,31 млрд долларов в ценах 2008 года), а из СССР в США – 2,2 млн $
До перестройки в СССР лизинговые операции проводились в основном внешнеторговыми организациями: «Совфрахт», «Автоэкспорт», «Совтрансавто», «Авиаэкспорт», «Совкомфлот», «Трактороэкспорт»
Преобладал импорт оборудования из развитых капиталистических стран. Внутренний лизинг не получил развития, так как было наличие только государственного сектора экономики, нормативная база для регулирования лизинговых отношений отсутствовала.
23
Сложились наиболее подходящие условия для развития лизинга: переход к рыночным отношениям, возможность использования разнообразных договорных форм участниками предпринимательских отношений, необходимость в инвестициях
Характеризуется большой степенью риска для участников лизинговой деятельности (из-за отсутствия специальных нормативных актов), что сдерживало развитие лизинга
В начале 90-х годов начали появляться первые лизинговые компании, большинство из которых были учреждены коммерческими банками
Уже к середине 90-х годов Правительством РФ были разработаны ряд постановлений, направленных на поддержку лизингового сектора
Постановление Правительства РФ от 29.06.1995г. №633 (утратило силу) утверждало Временное положение, содержащее общие принципы осуществления лизинговых операций, права и обязанности участников лизингового договора, состав и порядок уплаты лизинговых платежей
Постановление от 20.11.1995г. №1133 (утратило силу) предусматривало право лизингополучателя на включение лизинговых платежей в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли
Постановление от 27.06.1996г. № 752 предусматривало применение сторонами договора лизинга ускоренной амортизации к активам, являющимися объектами финансового лизинга, при отражении таковых финансовой отчетности.
Вступление в силу с 01.03.1996г. части второй ГК РФ – все нормативные документы, регулирующие лизинг, применяются в части, не противоречащей ГК РФ
В 1994 г. 15 лизинговых компаний России объединились в Российскую Ассоциацию лизинговых компаний (Рослизинг), её цель -координация деятельности организаций, входящих в её состав, а также представление и защита общих имущественных интересов и прав её членов
24
Разработка и принятие 29.10.1998г. №164-ФЗ «О лизинге» - обнаружились существенные противоречия с ГК РФ: многие положения больше подходили к понятию аренды с правом выкупа, в ГК РФ отсутствовало разделение лизинга на типы или виды, само понятие сублизинга.
В итоге, участники лизинговых отношений руководствовались теми нормами права, которые им больше подходили
Некоторые регионы стали разрабатывать самостоятельные гражданско-правовые акты по лизингу
Внесение существенных изменений в №164-ФЗ путем принятия 29.01.2002г. №10-ФЗ: было изменено название закона на «О финансовой аренде (лизинге)», отменено требование получения специальной лицензии на занятие лизинговой деятельностью
Упадок российского финансового сектора, последовавший за дефолтом 17.08.1998г. привел к резкому сокращению банковского кредитования
В результате многие лизинговые компании приостановили свою деятельность из-за неспособности оплачивать приобретаемые средства производства, особенно импортные. Сформировались условия для возникновения масштабного спроса на долгосрочное заемное финансирование, в том числе и на лизинг
25
2006 год ознаменовался приростом объема профинансированных средств на фоне роста российской экономики при поддержке государством развития лизинга
2007 года стал самым успешным для российского лизингового рынка, в частности, для такого его крупного сегмента, как автомобильный лизинг
27
Кризисные явления в экономике привели к резкому сокращению рынка лизинга в России. Банки резко подняли процентные ставки, а в ряде случаев полностью отказались от предоставления кредитов, что привело к нехватке денежных средств у большинства лизинговых компаний
С развитием кризиса лизингополучателям становилось все труднее платить лизинговые платежи, что привело к возникновению серьезных просрочек и задолженностей перед лизингодателями
В первом полугодии 2008 года наблюдался рост количества и объемов заключенных лизинговых сделок. Во втором полугодии произошло резкое падение объемов и количества сделок
В первом полугодии 2009 года ситуация оставалось напряженной и только во втором полугодии зафиксировано замедление темпов сокращения объема рынка лизинга. Основной тенденцией 2009 года является рост степени концентрации бизнеса вокруг крупнейших компаний, имеющих отношение к государственному капиталу.
В целом за 2009 год зафиксировано двукратное падение объемов лизинга. Существенно снижался и спрос на услуги лизинга. Число обращений в лизинговые компании сократилось по сравнению с 2008 годом почти на 10%»
Сильнее всего пострадал лизинг энергетического оборудования. Падение наблюдалось и в большинстве сегментов сделок с оборудованием, за исключением телекоммуникационного и нефтегазового
28
2010 год – стремительный рост рынка лизинга. Сумма контрактов выросла в 2,3 раза по сравнению с 2009 годом. Фактически рынок вырос на 130%
Быстрый рост был обусловлен стабилизацией финансового состояния лизингополучателей (что позволило лизингодателям точнее оценивать риски финансирования клиентов), смягчением критериев риск-менеджмента лизинговыми компаниями
На увеличение объемов сделок повлияли и ожидания негативных законодательных новаций – возможно, некоторые компании стремились сформировать более значительный портфель, надеясь, что планируемые изменения налогового регулирования (в частности, возможная отмена ускоренной амортизации) не будут иметь обратной силы
Заметными событиями 2010 года стали расширение лизингодателями филиальных сетей, а также сделки слияний и поглощений
2011 год - рынок лизинга замедлился, но по итогам года было заключено новых сделок на сумму 1,3 трлн рублей – на 79% больше, чем в 2010г.
Доля просрочки упала ниже 1%, но рынок лизинга не защищен от повторения кризиса плохих долгов 2008-09гг.
29
В 2012 году объём нового бизнеса на рынке лизинга вырос всего на 1,5%, составив 1,32 трлн рублей. Это связано со снижением активности в сегменте ж/д техники (-14%), много лет игравшем роль драйвера рынка, и ростом процентных ставок по кредитам.
Снижение активности в сегменте ж/д техники было связано с наметившимся перепроизводством вагонов, коррекцией цен на подвижный состав, падением ставок аренды и сокращением объемов железнодорожных перевозок.
Для поддержания доходности бизнеса лизингодатели переориентировались на другие сегменты: грузовой (+19%) и легковой автотранспорт (+38%), авиатехнику (+18,5%)
Сокращение операций крупнейших клиентов в сегменте ж/д техники повлияло на рост участия малого и среднего бизнеса в сделках (с 28 до 35%)
За счет мощного роста авиасегмента (+69%) рынку лизинга удалось избежать серьезного падения в 2013 году: объем новых сделок составил 1,3 трлн руб (-1,5%). Продолжение сокращения сегмента-лидера ж/д техники (-17,6% относительно 2012г.)
Рост авиализинга связан с стимулирующими государственными программами по обновлению парка воздушных судов и потребности в размещении имеющихся ресурсов лизинговыми компаниями с госучастием
Высокие темпы прироста продемонстрировали легковой (+13,5%) и грузовой транспорт (+33%)
30
Объем нового бизнеса за 2014 год снизился на 13% и составил 680 млрд рублей по причине сокращения ж/д (-40,2%) и авиасегментов (-44,3%)
Давление на динамику рынка оказали снижение доступности и рост стоимости заемных средств вследствие западных санкций, повышение ключевой ставки Банка России, а также устойчивый рост проблемной задолженности
На фоне сокращения крупных сделок в 2014 году лизингодатели активно наращивали бизнес с представителями малого и среднего бизнеса (+27%) – впервые с 2009 года доля сделок с МСБ составила более трети от суммы новых договоров лизинга за год. Ключевая причина – более активная работа госкомпаний в сегменте автолизинга
Около 10% лизингодателей имеют в портфеле валютные договора, однако задержки по платежам наблюдаются только у трети из них
В 2015 году произошло сокращение объема нового бизнеса (20%), его номинальный объём не превысил 545 млрд рублей. Объем лизингового портфеля показал отрицательную величину (впервые с 2009г.) из-за сокращения на 17% суммы новых договоров финансового и оперативного лизинга
Продолжается сокращение ж/д сегмента, автолизинг сократился на 18% - от большого падения его удержала госпрограмму по льготному автолизингу. Снижение покупательской активности населения и рост стоимости автомобилей привели к падению автопродаж
Произошёл прирост авиализинга (+28%) из-за крупных разовых сделок и господержки лизинга/арены российских самолетов, а также передачи самолетов, ранее изъятых у неплатежеспособных авиакомпаний (в том числе «Трансаэро»)
31
Сохранение доли крупного бизнеса в структуре рынка лизинга будет обеспечено за счёт сегментов автолизинга и спецтехники.
Факторами поддержки объёмов рынка в сегменте будут являться:
Ожидаемое восстановление роста объёмов промышленного производства в 2017 г. и последующих периодах;
Сохранение заинтересованности государства в поддержании занятости, обеспечение роста объёмов господдержки.
34
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть