Слайд 1Организация привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ)
Лекция 12
19 апреля 2012
Слайд 2План лекции
1) Почему Россия объективно нуждается в ПИИ? Законы, регулирующие
доступ иностранного инвестора на российский рынок.
2) Кто они потенциальные инвесторы? Что ищет инвестор?
3) Главные конкуренты России за ПИИ.
4) Что отпугивает иностранных инвесторов от России?
5) Действия России по привлечению ПИИ.
6) Почему Гражданское общество является ключом к привлечению ПИИ ?
Слайд 31.1 Для чего России нужны ПИИ ?
Создание на территории России современных
производств.
Дополнительные возможности выхода на мировые рынки путем встраивания в мировые технологические цепочки.
Привнесение в Россию новых методов управления.
Слайд 41.2 Законы, регулирующие ПИИ
Закон об иностранных инвестициях
Закон о соглашениях о разделе
продукции.
Соглашения о взаимной защите капиталовложений
О доступе иностранных инвесторов к стратегическим отраслям
Слайд 5 1.3 О доступе иностранных инвесторов к стратегическим отраслям
Сделки, в результате
которых иностранные инвесторы приобретают более 25% голосующих акций, составляющих уставный капитал стратегических предприятий, либо
более 5% голосующих акций, составляющих уставный капитал предприятий, осуществляющих пользование участками недр федерального значения, подлежат предварительному согласованию.
Участки недр извлекаемые запасы нефти более 70 миллионов тонн, запасы газа – более 50 миллиардов кубометров, запасы золота – более 50 тонн, и запасы меди – более 500 тысяч тонн.
Слайд 62.1 Что ищет инвестор
Продукт (услугу) на которых можно заработать – вне
конкуренции природные ресурсы.
Обширный рынок .
Квалифицированный персонал.
Интерес иностранных инвесторов в России:
1) сырьевые ресурсы;
2) потребительский сектор, торговля и услуги.
3) Россия как площадка для выхода на 300 млн. рынок СНГ.
Слайд 72.2 Advantages of Investing in Russia
Слайд 82.3 Что иностранным инвесторам интересно делать в России
Крупногабаритные изделия (крупногабаритная техника,
мебель и т.п.), товары с большим отношением стоимость перевозок/ цена поставщика (стройматериалы, прохладительные напитки)
Скоропортящееся товары.
Слайд 92. 4 Где и как искать инвестора
Прежде всего это страны G-7.
Выбор
среди компаний этих стран, оперирующих на интересующем реципиента рынке.
Наиболее надёжной оценкой являются данные об экспорте интересующей компании.
Поиск среди таких компаний обладающих нужными технологиями.
Убедить потенциального инвестора в достоинствах отраслевого рынка в России.
Крайне важно предугадать скрытые мотивы для потенциальных инвесторов: они об этом не распространяются. Переговоры вокруг таких мотивов.
Слайд 102.5 Распределение крупных ТНК по странам.
Крупные ТНК там, где они
хотят быть. Среди них мало шансов найти потенциальных инвесторов.
Слайд 112.6 Стратегии средних ТНК при проникновении на новые рынки
Примеры:Hochland (сыр), Ritter
Sport (шоколад),
Beneton (одежда)
Избегают крупных КВ.
Стремятся к быстрой прибыли в высокотехнологичных отраслях.
Начинают инвестиции с небольших сумм. Стартуют с наполнения местного рынка своей продукцией, а затем инвестируют.
Слайд 122.7 Специализация стран
США: компьютеры и информационные технологии, авиация и космонавтика, фармацевтика,
продукты и напитки, сырьевые сектора.
Япония: бытовая электроника, автомобили, машиностроение, электротехника.
Германия: машиностроение, автомобили, электротехника, химия, пластики, продукты и напитки.
Франция: косметика, продукты и напитки, телекоммуникации, железнодорожный транспорт.
Италия: одежда, мебель, машиностроение, металлобработка, химия, пластики, домашняя утварь, продукты и напитки.
Великобритания: продукты и напитки, нефтехимия и металлобработка.
Испания: продукты и напитки, автозапчасти, металлообработка, основная химия.
Слайд 132.8 Построение отношений с потенциальным инвестором
Крупный зарубежный инвестор заинтересован не в
партнёрах по бизнесу, а в поглощении. Другое дело, что менеджеры будут на этом предприятии преимущественно российскими.
2) Равное партнёрство возможно тогда, когда российский партнёр обладает достаточными конкурентными преимуществами.
3) Не замыкаться на переговорах с одним потенциальным инвестором.
Слайд 143.1 Основные конкуренты России за ППИ
Слайд 164.1 Действия России по привлечению ПИИ
Законодательная база:
1.1 Гражданский кодекс
1.2 Закон об иностранных КВ в России. Дедушкина оговорка, промедление правительства РФ с механизмом её реализации;
1.3 Соглашения ср странами о взаимной защите капиталовложений и избежании двойного налогообложения.
2) Валютное регулирование – репатриации прибыли;
3) Правоприменительная практика. Дело ЮКОСа – удар по миноритарным акционерам.
Слайд 174.2 Накопленные ПИИ по странам,
млрд.дол. США
Слайд 184.3 Направления инвестиции 2011 г. млрд.дол.
Слайд 19 5. 1 ППИ. Что мешает их привлечению.
1) Бюрократия.
2) Эндемическая коррупция.
3)
Низкая корпоративная культура, необязательность партнёров.
4) Правоприменительная практика.
Выход: для устранения этих препятствий развитие и укрепление институтов гражданского общества.
Слайд 205.2 Что следует сделать демократической России по устранению препятствий
Слайд 215.3 Информационная система для инвесторов
Как добраться, где остановиться, где питаться, связь,
банки.
Сколько стоят услуги
Что посмотреть. Специальный аспект – программа развлечений для жены, которая с ним приедет.
Слайд 225. 4 Пакет инструментов для привлечения ППИ
1.Побудительные
мотивы – следствие
программы
развития
2.Зоны развития-
привязка
инструментов
3.Информационная
система для
инвесторов
4.Промоутерские и
коммуникационные
компании
5.Консалтинг для
топ менеджеров
Российских
компаний
6. Финансовый
инжиниринг
ПИИ
политика
Слайд 23 5.5 Побудительные мотивы для российских властей
Поощрять приход инвесторов – на
рынки, где конкуренция слаба и/или ограничено предложение товаров по ассортименту и качеству.
Ограничивать не желательные инвестиции.При достаточной насыщенности рынка приход иностранных инвесторов приведёт практически только к смене собственника.
Слайд 255.6 Побуждающие инструменты
1.Фискальные – сокращение налогового бремени и срока окупаемости.
2.
Финансовые прямые дотации, частичное возмещение инвестиций в недвижимость (Франция).
3. Нефинансовые:
обустройство инфраструктуры -Китай, Индия, США);
ассигнования на специальные обучающие программы (Англия);
«одно окно» (Индия, Мексика, Польша);
участие в открытых конкурсах на равных правах с местными компаниями (Бразилия, Индонезия).
Слайд 26Резюме
1.Прежде всего важно понять для чего Вам нужен иностранный инвестор:
облечение выхода
на западные рынки;
интеграция в более развитую структуру при наличии глобальных интересов.
2. Просто для приобретения технологии иностранный инвестор не нужен – для этого нужны деньги.
3. Если решение принято, то важно определиться с тем, где и среди кого искать.
4. К инвестору надо идти с интересными для него предложениями. Для этого важно понять его скрытые мотивы и показывать возможности их удовлетворения благодаря Вашей уникальности..