Операционный анализ и анализ капитала. (Лекция 3) презентация

Содержание

Операционный анализ – изучает взаимовлияние и взаимозависимость между затратами, объемом производства и реализации и финансовым результатом (прибылью). Эффект операционного рычага – снижение доли постоянных затрат в структуре себестоимости продукции

Слайд 1Лекция 3. Операционный анализ и анализ капитала


Слайд 2Операционный анализ – изучает взаимовлияние и взаимозависимость между затратами, объемом производства

и реализации и финансовым результатом (прибылью). Эффект операционного рычага – снижение доли постоянных затрат в структуре себестоимости продукции при соблюдении прочих равных условий приводит к тому, что темпы роста прибыли всегда опережают темпы роста реализации продукции.

Слайд 3Результаты операционного анализа (анализа безубыточности) используются в следующих целях:
определение критического объема

производства для безубыточной работы;
определение оптимальных пропорций между постоянными и переменными издержками;
выявление зависимости финансового результата от изменений одного из элементов соотношения (издержек, цен, объема реализации);
расчет запаса финансовой прочности предприятия;
оценка производственного риска;
оценка экономической целесообразности собственного производства или закупок;
определение минимальной договорной цены на определенный период;
планирование прибыли и др.

Слайд 4Анализ безубыточности основан на следующих допущениях:
затраты можно разделить на постоянные и

переменные;

зависимость между объемом реализованной продукции и переменными издержками линейная;
ассортимент продукции и ее цена не изменяются;

эффективность производства, потребляемые производственные ресурсы не подвержены существенным колебаниям на протяжении анализируемого периода;

объемы производства и реализации в прогнозируемом периоде совпадают.

Слайд 5Элементы операционного
анализа
Операционный
рычаг
Запас
финансовой
прочности
Порог
рентабельности
Анализ
чувствительности
критических
соотношений
Валовая

маржа (маржинальный доход)
(ВМ)

Слайд 6
Валовая маржа (ВМ)
представляет собой
превышение выручки
(В)
над величиной
переменных

затрат
(Зпер)

ВМ = В -Зпер

Слайд 7Маржинальный подход лежит в основе управленческих решений, связанных с ассортиментной политикой,

продвижением продукции на рынок, ценообразованием и рядом других задач Доля маржинальной прибыли в цене единицы продукции является величиной постоянной, и предпочтение отдается тому виду продукции, который обеспечивает наибольшее значение маржинальной прибыли Снижение показателя маржинальной прибыли вызывает необходимость дополнительного производства и реализации продукции или пересмотра ассортиментной политики

Слайд 8Операционный рычаг позволяет определить, как изменяется прибыль при тех или иных

изменениях объема реализации. Действие рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще более интенсивному изменению прибыли.

Слайд 9 ЭОР = Δ EBIT (%) / ΔВ (%).
ЭОР = ВМ/

EBIT



отношение прироста
прибыли до уплаты
процентов и налогов
в процентах
к приросту
объема
продукции
в процентах


отношение
валовой маржи
к прибыли до
уплаты
процентов
и налогов

Сила воздействия операционного рычага
Эффект операционного рычага - ЭОР


Слайд 10
К = Зпост / З,
где
К – коэффициент
операционного рычага

(левериджа)

Механизм операционного рычага (левериджа),
обусловлен соотношением
его постоянных и переменных
операционных затрат, а вернее
определенной долей
постоянных затрат
(Зпост)
в общем объеме
операционных
издержек предприятия
(З)


Слайд 11Чем выше значение коэффициента операционного левериджа на предприятии, тем в большей

степени оно способно ускорять темпы прироста операционной прибыли по отношению к темпам прироста объема реализации продукции. Сила же операционного рычага стремиться к максимуму при приближении объемов реализации к точке безубыточности, поскольку доля постоянных затрат в общем объеме затрат при увеличении объемов реализации снижается.

Слайд 12Более высокий уровень производственного левериджа обычно имеют предприятия с более высоким

уровнем технической оснащенности производства.
При повышении технической оснащенности происходит увеличение доли постоянных затрат и уровня производственного левериджа.
С ростом последнего увеличивается степень риска недополучения выручки, необходимой для возмещения постоянных расходов.
Следовательно, большему риску подвержено то предприятие, у которого операционный рычаг выше.

Слайд 13Предприятие № 1
К = 3
Каждый процент прироста выпуска продукции при сложившейся

структуре издержек обеспечивает прирост валовой прибыли на первом предприятии – 3%, на втором – 4,5%, на третьем -6%. Соответственно при спаде производства прибыль на третьем предприятии будет сокращаться в два раза быстрее, чем на первом.

Предприятие № 3
К = 6

Предприятие № 2
К = 4,5


Слайд 14Операционный риск определяется изменчивостью спроса, цен продаж, снабжения и их соотношения.

Он минимизируется, если в условиях инфляции цены на продукцию предприятия растут пропорционально росту ее себестоимости. И возрастает, если темпы роста себестоимости продукции опережают темпы роста цен на нее.

Слайд 15Точка безубыточности — это такой объем продаж, при котором выручка покрывает

все издержки предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Тем самым безубыточность – это такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков, или это выручка, необходимая для того, чтобы организация начала получать прибыль.

Слайд 16
Qmin = Зпост / (Цед-а),
где
Зпост — постоянные расходы;
Цед

— цена единицы
продукции;
а — удельные переменные
затраты (переменные
затраты на единицу
продукции)

Qmin (Вmin) =
Зпост / (ВМ/В),
где
Зпост — постоянные расходы;
ВМ — валовая маржа;
В — выручка от продаж



в
натуральном
выражении







в
стоимостном
выражении





Точка безубыточности
(объем продаж, выручка )
Qmin, Вmin


Слайд 17Для производства одного вида продукции безубыточный объем продаж можно определить в

натуральном выражении. При многопродуктовом производстве этот показатель определяется в стоимостном выражении.

Слайд 18Условие
Рассчитаем безубыточный объем продаж
В натуральном выражении

Qmin = 4000/(20-12) = 500

шт.

В стоимостном выражении

ВМ = 20-12 = 8 млн. руб.

Вmin = 4 /(8/20) = 10 млн. руб.

Постоянные затраты (Зпост)-4 млн. руб.
Цена изделия Цед - 20 тыс. руб.
Выручка (В)– 20 млн. руб.
Переменные расходы
на единицу продукции (а) – 12 тыс. руб.
Переменные расходы
на весь выпуск продукции (Зпер) -12 млн. руб.


Слайд 19Для расчета
точки безубыточного объема продаж
в процентах
к максимальному объему,


который принимается за 100%,
может быть использована формула




В нашем случае
Qmin = 4/8 х100% =50%

Qmin = (Зпост/ВМ)х100%


Слайд 20Если ставится задача определить
объем реализации продукции для получения
определенной суммы

прибыли,
например 2 млн. руб.(Пр), то расчет будет
выглядеть следующим образом



В нашем случае
Q =
(4000+2000) /(20-12)
= 750 шт.

Q = (Зпост +Пр)/ (Цед-а)

В стоимостном выражении эта задача будет решена так
В = (4+2) /(8/20) = 15 млн. руб.


Слайд 21



В относительном выражении
показатель финансовой
прочности рассчитывается как
доля от прогнозируемого
объема

реализации:
ЗФП =
(Qплан(факт) - Qmin)
Qплан(факт)
или
ЗФП = (В - Вmin)/В




В абсолютном выражении
расчет представляет собой
разницу между
запланированным
объемом реализации
и точкой безубыточности:

ЗФП =
Qплан(факт) – Qmin

Запас финансовой прочности (ЗФП)
(кромка безопасности) —
это величина, показывающая, насколько можно сокращать
производство продукции, не неся при этом убытков.

Чем больше запас финансовой прочности, тем прочнее
финансовое положение организации и тем меньше риск потерь для нее


Слайд 22Алгоритм расчета
запаса финансовой прочности и порога рентабельности
по данным
Отчета

о прибылях и убытках

Слайд 23Показатель запаса финансовой прочности используется для оценки производственного риска, т.е. потерь,

связанных со структурой затрат на производство. Между величиной запаса финансовой прочности и силой операционного рычага существует обратная зависимость: ЗФП = 1/ ЭОР. Таким образом, чем ниже сила операционного рычага, тем выше запас финансовой прочности, и наоборот.

Слайд 24Анализ чувствительности критических соотношений позволяет оценить, как изменяется прибыль в ответ

на изменение одного из параметров анализа при условии, что другие остаются неизменными. Иными словами с помощью маржинального анализа можно установить критический уровень не только объема продаж, но и суммы постоянных затрат, а также цены при заданном значении остальных факторов.

Слайд 25


В основе этих расчетов лежит
базовая модель прибыли,
учитывающая взаимосвязь
«затраты

- объем продаж - прибыль»

П = Q х (Цед-а) – Зпост

Анализ безубыточности можно
провести с использованием
метода уравнения,
графического метода,
метода валовой маржи


Слайд 26Графическое отражение взаимосвязи между показателями затрат, объема продаж и прибыли


Слайд 27По горизонтали показывается объем реализации продукции в процентах от производственной мощности

предприятия, в натуральных единицах – если выпускается один вид продукции, в денежной оценке – если график строится для нескольких видов продукции) По вертикали - себестоимость проданной продукции и прибыль, которые в месте составляют выручку от продаж.

Слайд 28 В точке критического объема производства Х нет ни прибыли, ни

убытка. Справа от нее находится область прибыли. Для каждого значения количества единиц продукции прибыль определяется как разность между величиной маржинального дохода и постоянных расходов. Слева от критической точки находится зона убытков, которая образуется в результате превышения величины постоянных расходов над величиной маржинального дохода.

Слайд 29Критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржи покрытия и объема

продаж рассчитывается следующим образом:

Зпост = Q х (Цед-а),
или
Зпост = В х (ВМ/В)

Суть этого расчета состоит в том, чтобы определить максимально допустимую величину постоянных расходов, которая покрывается маржинальным доходом при заданном объеме продаж, цены и уровня переменных затрат на единицу продукции. Если постоянные затраты превысят этот уровень, предприятие будет убыточным.


Слайд 30Условие

Определим критический уровень постоянных издержек

З пост = Q х (Цед-а) =

5000 ед. х
(50 000 руб.– 30 000 руб.) = 100 млн. руб.

Цена изделия – 50 тыс. руб.,
переменные затраты
на единицу продукции – 30 тыс. руб.,
возможный объем производства
продукции – 5 тыс. ед.

При такой сумме постоянных издержек предприятие не будет
иметь прибыли, но и не будет в убытке.
Если постоянные затраты окажутся выше критической суммы,
то в сложившейся ситуации они будут непосильными предприятию.
Оно не сможет их покрыть за счет своей выручки.


Слайд 31Чтобы определить, за сколько месяцев окупятся постоянные затраты отчетного года, необходимо

сделать следующий расчет:

(12 х Безубыточный объем продаж)
годовой объем продаж

t =


Слайд 32 Задача. Определить срок окупаемости постоянных издержек. Годовой объем продаж составляет 2

млрд.500 млн. руб., постоянные издержки предприятия за год – 600 млн. руб., прибыль – 400 млн. руб. Сначала определим сумму маржинальной прибыль и ее долю в общей выручке: П = ВМ - Зпост, ВМ = П + Зпост = 600 млн. руб.+400 млн. руб. = 1 млрд.руб. ДВМ = 1000/2500 =0,4 (ВМ/В) Вmin = Зпост / (ВМ/В) = 600/0,4 = 1 млрд. 500 млн. руб. Срок окупаемости постоянных издержек будет равен t = 12х1500/2500 = 7,2 мес.

Остальные 4,8 мес. предприятие будет зарабатывать прибыль.
Следовательно, большая часть года уйдет на
возмещение постоянных издержек.


Слайд 33Критический уровень переменных издержек на единицу продукции (акр) при заданном объеме

продаж (Q), цене (Ц) и сумме постоянных затрат (Зпост) определяется следующим образом:

акр = Ц – (Зпост/ Q).

Критический уровень цены (Цкр) определяется из заданного объема реализации и уровне постоянных и переменных затрат:

Цкр = (Зпост/ Q) + а.


Слайд 34При объеме производства продукции 4 тыс. ед., сумме переменных затрат на

единицу продукции 35 тыс. руб. и сумме постоянных затрат 120 тыс. руб. минимальная цена, необходимая для покрытия постоянных расходов предприятия, должна быть:

Цкр = (120/4)+35 = 65 тыс. руб.

При таком уровне цена будет равна себестоимости единицы продукции, а прибыль и рентабельность нулю. Установление цены ниже этого уровня невыгодно для предприятия, так как приведет к убытку.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика