Курс SE201
Введение в программную инженерию
Проект ВИРТУОЗ, ННГУ, Н.Новгород, 2004 г.
Бабич А.В., Полтава, Украина, ПГПУ, alexander.babich@rambler.ru
________________________________________________________
Курс SE201
Введение в программную инженерию
Проект ВИРТУОЗ, ННГУ, Н.Новгород, 2004 г.
Бабич А.В., Полтава, Украина, ПГПУ, alexander.babich@rambler.ru
________________________________________________________
Унифицированный язык моделирования
© Бабич А.В. 2004
UML Glossary
A
B
C
D
E
F
G
H
I
J
K
L
M
N
O
P
Q
R
S
T
U
V
W
X
Y
Z
Абстрактный класс - класс, для которого невозможно непосредственно создать экземпляры объектов. Он не может иметь атрибутов или методов, но может содержать абстрактные операции. Это смысловой эквивалент интерфейса,
и может участвовать в связях, таких как обобщение и ассоциация с некоторыми ограничениями.
Имя
<
Автомат - поведение, которое специфицирует последовательность состояний, через которые проходит объект на протяжении своего жизненного цикла, реагируя на события, включая описание реакций на эти события.
Автомат в UML представляет собой некоторый формализм для моделирования поведения элементов модели и системы в целом. В метамодели UML автомат является пакетом, в котором определено множество понятий, необходимых для представления поведения моделируемой сущности в виде дискретного пространства с конечным числом состояний и переходов. Каждая диаграмма состояний представляет некоторый автомат.
<
Имя
Имя():тип
Активный класс - класс, экземплярами которого являются активные объекты, т.е. объекты, которые владеют процессом или нитью и могут инициировать управляющее воздействие
Имя
Активный объект - объект, который владеет процессом или нитью и может инициировать управляющее воздействие.
Этот термин может употребляться, как синоним актера.
?
Имя
<
Термин Архитектура касается общей организационной структуры данной системы.
Решения в таких областях играют центральную роль для архитектуры:
выбор структурных элементов и их интерфейсов
поведение и взаимодействие этих структурных элементов
формирование больших подсистем из структурных и поведенческих элементов
архитектурный стиль, который направляет организацию
В UML архитектурные работы включают пять взаимосвязанных видов системы:
Асинхронное действие - запрос, при котором посылающий объект не дожидается получения результата. Этот элемент используется и на временных диаграммах и на диаграммах взаимодействия.
Имя
Имя
1 1..*
Ассоциация n-арная – более общая форма ассоциации - ассоциация между тремя и более классами. Это общий случай бинарной ассоциации, но имеющий другой смысл. Для любого участника может быть указана кратность, но не могут быть использованы символ агрегации, композиции или квалификатор.
Имя
Имя:Тип
А
Бинарная ассоциация – ассоциация между двумя классами, т.е. структурное отношение, описывающее набор связей, в котором каждая из них представляет собой соединение между объектами; семантическое отношение между двумя, в котором участвуют соединения между их экземплярами. Ассоциация имеет имя и кратность, обозначающую количество экземпляров классов на каждом ее конце.
1 1..*
Булевский тип - перечислимый тип, значениями которого являются "истина“ (true) или "ложь" (false).
Булевское выражение - выражение, результатом вычисления которого является булевское значение (значение булевского типа – истина или ложь).
ref
Имя
Вид (представление) системы с точки зрения прецедентов - вид системной архитектуры, охватывающий прецеденты, с помощью которых описывается поведение системы с точки зрения конечных пользователей, аналитиков и тех, кто тестирует программы. Этому виду соответствуют диаграммы прецедентов.
Вид (представление) с точки зрения проектирования - вид системной архитектуры, охватывающий классы, интерфейсы и кооперации, которые образуют словарь задачи и ее решения. Этот вид обращен к функциональным требованиям, предъявляемым к системе. Этому виду соответствуют диаграммы классов (для структурного моделирования) и диаграммы взаимодействия (для моделирования поведения)
Вид (представление) с точки зрения процессов - вид системной архитектуры, охватывающий процессы и нити, которые формируют механизмы параллельности и синхронизации. Этот вид фокусирует внимание на производительности, масштабируемости и пропускной способности системы. Этому виду соответствуют снова диаграммы классов (структурное моделирование) и диаграммы взаимодействия (моделирование поведения)
Вид (представление) с точки зрения развертывания - вид системной архитектуры, охватывающий узлы, образующие топологию аппаратных средств, на которых система исполняется. Этот вид отражает распределенность, поставку и установку частей, из которых составлена система.
Вид (представление) с точки зрения развертывания - вид системной архитектуры, охватывающий узлы, образующие топологию аппаратных средств, на которых система исполняется. Этот вид отражает распределенность, поставку и установку частей, из которых составлена система. Этому виду соответствуют диаграммы развертывания.
Вид (представление) с точки зрения реализации - вид системной архитектуры, охватывающий компоненты, используемые при сборке и выпуске физической системы. Этот вид важен для управления конфигурированием версий системы, составленной из независимых (до определенной степени) компонентов, которые могут быть по-разному собраны для получения работающего комплекса. Этому виду соответствуют диаграммы компонентов.
Временное выражение - выражение, результатом вычисления которого является абсолютный или относительный момент времени.
Временное ограничение - семантическое утверждение об абсолютном или относительном значении времени или временного интервала. Временное ограничение –это тип интервального ограничения которое указывает, что один или более элементов модели должны следовать ограничениям в течение некоторого промежутка времени. Временное ограничение – это не временной интервал, а некоторое ограничение, сопоставляющее интервал с одним или несколькими элементами и определяющее, какие ограничения накладываются на элементы в контексте времени.
{expression}
Временный объект - объект, который существует только до тех пор, пока выполняется создавший его процесс или нить.
Выражение действия - выражение, значением которого является набор действий.
Выражение типа - выражение, которое определяет ссылку на один или несколько типов.
А
Имя
Имя
Имя
Заголовок
Диаграмма взаимодействия - диаграмма, на которой представлено взаимодействие, состоящее из множества объектов и отношений между ними, включая и сообщения, которыми они обмениваются. Диаграммы взаимодействия относятся к динамическому виду системы. Этот обобщенный термин применяется к нескольким видам диаграмм, в которых делается акцент на взаимодействии объектов, в том числе к Диаграммам кооперации, последовательности и деятельности.
Диаграмма деятельности - диаграмма, на которой представлены переходы потока управления от одной деятельности к другой. Диаграммы деятельности относятся к динамическому аспекту поведения системы. Это разновидность диаграмм состояний, где все или большая часть состояний являются состояниями деятельности а все или большая часть переходов срабатывают при завершении деятельности в исходном состоянии. Диаграмма деятельности может быть присоединена к любому элементу модели, имеющему динамическое поведение. Можно построить несколько диаграмм деятельности для данной системы, каждая из них будет фокусироваться на разных аспектах системы или показывать разные аспекты модели.
Диаграмма классов - диаграмма, на которой представлено множество классов, интерфейсов, коопераций и отношений между ними; диаграммы классов относятся к статическому виду системы. Иными словами, это диаграмма, на которой показано множество декларативных (статических) элементов.
Можно построить несколько диаграмм классов для данной системы, каждая из них будет фокусироваться на разных аспектах системы или показывать разные аспекты модели.
Диаграмма компонентов - диаграмма, на которой изображена организация некоторого множества компонентов и зависимости между ними, артефакты, ими реализуемые; относится к статическому виду системы. Диаграмма компонентов – один из видов диаграмм реализации. UML содержит два вида диаграмм - диаграмма развертывания (deployment diagram) и диаграмма компонентов (component diagram), совместно описывающих способ реализации системы на физическом уровне. Можно построить несколько диаграмм компонентов для данной системы, каждая из них будет фокусироваться на разных аспектах системы или показывать разные аспекты модели.
Диаграмма кооперации - диаграмма взаимодействий, в которой основной акцент сделан на структурной организации объектов, посылающих и получающих сообщения. На этой диаграмме изображено, как организованы взаимодействия между экземплярами и какие между ними существуют связи.
Это, по сути, альтернативная форма диаграммы последовательностей, более компактная, но и более сложная для чтения.
Диаграмма объектов - диаграмма, на которой представлено множество объектов и отношений между ними в некоторый момент времени. Диаграммы объектов относятся к статическому виду системы с точки зрения проектирования или процессов. Диаграмма объектов является, по сути, разновидностью диаграммы классов, которую часто используют для того, чтобы объяснить нюансы сложных отношений, таких, например, как рекурсивные отношения
Диаграмма последовательностей - диаграмма взаимодействия, в которой основной акцент сделан на временном упорядочении сообщений. UML содержит два вида диаграмм, описывающих способ взаимодействия элементов модели: диаграмма последовательностей и диаграмма кооперации. Каждому прецеденту соответствует своя диаграмма последовательностей. Можно построить несколько диаграмм последовательностей для данной системы, каждая из них будет фокусироваться на разных аспектах системы или показывать разные аспекты модели.
Диаграмма прецедентов - диаграмма, на которой представлено множество прецедентов и актеров, а также отношения между ними. Диаграммы прецедентов относятся к статическому виду системы и описывают действия системы с точки зрения внешнего наблюдателя. Диаграммы прецедентов связаны со сценариями – примерами описания того, что происходит, когда некто взаимодействует с системой.
Диаграмма развертывания - диаграмма, на которой представлена конфигурация обрабатывающих узлов и размещенные на них компоненты; относится к статическому виду системы. Это один из видов диаграмм реализации в UML, показывающий физическую конфигурации аппаратного и программного обеспечения. Можно построить несколько диаграмм развертывания для данной системы, каждая из них будет фокусироваться на разных аспектах системы или показывать разные аспекты модели.
Диаграмма состояний - диаграмма, на которой изображен автомат; диаграммы состояний относятся к динамическому виду системы. Диаграмма состояний описывает поведение сущности, показывая возможные состояния объекта и переходы, которые приводят к изменению состояний. Можно построить несколько диаграмм состояния для данной системы, каждая из них будет фокусироваться на разных аспектах системы или показывать разные аспекты модели.
Динамическая классификация - семантическая разновидность обобщения (генерализации), при которой объект может изменять тип или роль.
Чаще всего объект имеет один постоянный тип во время выполнения программы, - это называется статической классификацией. Если тип объекта может меняться, то имеет место динамическая классификация.
Динамический вид- аспект системы, в котором основное внимание уделено ее поведению. В UML для работы с динамическими частями системы применяются пять типов диаграмм, перечисленных ниже:
диаграммы прецедентов;
диаграммы последовательности;
диаграммы кооперации;
диаграммы состояний;
диаграммы деятельности.
?
Имя
А
А
<<Имя>>
Мать
Ребенок
Иерархия вложенности - иерархия в пространстве имен, состоящая из элементов и отношений агрегирования между ними.
Инкрементный подход: в контексте цикла разработки программного обеспечения - процесс непрерывного развития архитектуры системы, когда каждая новая версия содержит улучшения по сравнению с предыдущей. Проводится начальный анализ для выявления проблем и общих требований. Затем выделяются требования, наиболее значимые для клиента, чтобы сфокусироваться на них в первой приближении. После первого приближения команда разработчиков получает значимый фидбэк, который учитывается при создании второй версии.
<
<
Итеративный подход: в контексте цикла разработки программного обеспечения - процесс управления потоком исполняемых версий.
<
Имя
Имя
Имя
Имя:Тип
Имя():Тип
Текст
Имя
< Имя
Конкретный класс - класс, для которого можно, непосредственно создать экземпляры объектов.
Концевая точка ассоциации - точка, в которой ассоциация соединяется с классификатором. Концевая точка ассоциации имеет имя (ролевое имя) и набор свойств, которые определяют семантику участия классификатора в отношении. Бинарная ассоциация имеет две концевых точки, а n - арная ассоциация имеет n концевых точек.
Имя
Концевая точка связи - экземпляр концевой точки ассоциации.
Имя
m..n
Линия жизни объекта – вертикальная пунктирная линия на диаграмме последовательностей, которая описывает существование объекта на протяжении некоторого промежутка времени.
Имя:Тип
Механизм расширения - один из четырех механизмов (профили, стереотипы, помеченные значения и ограничения), с помощью которых можно контролируемым способом расширять язык UML. Наиболее общим способом расширения является стереотип.
Множественная классификация - семантическая разновидность обобщения, в которой объект может непосредственно принадлежать более чем одному классу.
Множественное наследование - семантическая разновидность обобщения, в которой потомок может иметь более чем одного родителя.
Name
Мощность множества - число элементов в множестве.
Наследование интерфейса - наследование интерфейса более специализированного элемента; не включает наследование реализации.
Наследование реализации - наследование реализации более специализированного элемента; включает также наследование интерфейса.
Несовместимое подсостояние - подсостояние, в котором система не может находиться, одновременно находясь в других подсостояниях внутри одного и того же состояния.
Обратное проектирование -
процесс преобразования кода на конкретном языке программирования в модель (совокупность UML-диаграмм).
Имя:Тип
Одиночное наследование - семантическая разновидность обобщения, когда потомок может иметь только одного родителя.
Имя
Имя():Тип
Особенность поведения - динамическая характеристика элемента, такого как операция или метод.
Отметка времени - обозначение для момента "наступления события.
Name
Параллельное подсостояние - подсостояние, в котором система может находиться одновременно с нахождением в других подсостояниях внутри одного и того же составного состояния.
Параметризованный элемент - дескриптор элемента с одним или более несвязанными параметрами.
событие условие
Перечислимый тип - список поименованных величин, образующих область значений некоторого атрибута.
Поведенческое свойство - динамическое свойство элемента, такое как операция или метод.
< <
Прямое проектирование - процесс преобразования модели в код путем отображения на конкретный язык программирования.
Помеченное значение - расширение свойств элемента UML, которое позволяет включать новую информацию в его спецификацию.
Производный элемент - элемент модели, который можно вычислить по другим элементам, но который тем не менее включен в нее для ясности или для удобства проектирования, несмотря на то что он не привносит новой семантики.
Предметная область -.область знаний или деятельности, характеризуемая концепциями и терминами, понятными тем, кто работает в данной области.
Имя
Текст
Примитивный тип - базовый тип, например "целое" или "строка".
Имя:Тип
Синхронное действие - запрос, послав который, объект-отправитель ожидает результат.
Событие времени - событие, обозначающее истечение промежутка времени с момента входа в текущее состояние.
Составное состояние - состояние, составленное из параллельных или несовместимых подсостояний.
Имя
Состояние действия - состояние, которое представляет вычисление атомарного действия, как правило - вызов операции.
Имя
Статическая классификация - семантическая разновидность обобщения, в которой объект не может изменять свой тип или роль.
Статический вид - аспект системы, в котором основное внимание уделяется ее структуре. Как правило, при рассмотрении статических частей системы используются следующие четыре типа диаграмм:
диаграммы классов;
диаграммы объектов;
диаграммы компонентов;
диаграммы развертывания.
<
Сторожевое условие - условие, которое должно быть выполнено для того, чтобы сработал переход, с которым оно ассоциировано. Это булевское выражение, связанное с переходом. Переход состоится только если это условие выполнено. Сторожевое условие – это функция, которая может принимать параметры от триггера, а также атрибуты и ссылки от объекта, для которого построена данная диаграмма состояний.
Структурное свойство - статическое свойство элемента.
Тип данных - тип, значения которого никак не идентифицированы. К типам данных относятся примитивные встроенные типы (например, числа и строки), а также перечислимые типы (например, булевский).
Имя
Управляемый прецедентами: в контексте цикла разработки программного обеспечения - процесс, в котором прецеденты служат основным артефактом для формулирования желаемого поведения системы, для верификации и контроля системной архитектуры, для тестирования и для обмена информацией между участниками проекта.
Управляемый рисками: в контексте цикла разработки программного обеспечения - процесс, в котором при выпуске каждой новой версии основное внимание обращается на выявление и уменьшение факторов, представляющих наибольший риск для успешного завершения проекта.
Уровень абстракции - точка в иерархии абстракций, нисходящей от верхних (очень абстрактных) до нижних (очень конкретных) уровней.
Устойчивый объект - объект, который продолжает существовать после завершения создавшего его процесса или потомка.
Фактический параметр - аргумент функции или процедуры.
Фокус управления - символ на диаграмме последовательностей, показывающий промежуток времени, в течение которого объект выполняет некоторое действие непосредственно или путем вызова подчиненной операции.
Формальный параметр – то же, что и «параметр», т.е. спецификация переменной, которая может быть изменена, передана или возвращена, аргумент операции.
А
А
А
Элемент распределения - множество объектов или компонентов, размещенных в некотором узле как единая группа.
А
А
Цель проекта "Виртуоз" - подготовка преподавателей к внедрению в ВУЗах России и других стран СНГ новой специальности – "Информационные технологии". Основная задача проекта - совершенствование методологии преподавания программной инженерии. Реализация этой программы направлена на создание надёжной образовательной основы для дальнейшего развития отечественной ИТ-индустрии.
В рамках проекта (август-декабрь 2004 г.) - обучение современным методикам программной инженерии, передовым информационным технологиям, получение опыта работы по созданию учебных курсов, соответствующих международным образовательным стандартам IEEE/ACM Computing Curricula 2001: Computer Science и Software Engineering, а также прохождение стажировки в корпорации Intel.
Проект "Виртуоз" выполнялся в Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского по инициативе компании Intel при поддержке Microsoft, IBM, Borland, Лаборатория Касперского и др.
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть