Слайд 1Международный Бизнес-симпозиум «Интеллектуальная собственность
как объект инвестиций
для транснациональных
компаний»
Экономические аспекты интеллектуальной собственности
для стран с переходной экономикой
© Карпова Наталья Николаевна
- д.э.н., проф., зав. кафедрой
РАНХ и ГС при Президенте РФ
г. Москва
28.11.2013 г.
Слайд 2Причины создания Руководства
«Экономические аспекты ИС для стран с переходной экономикой»
В
условиях системного
экономического кризиса:
Поиск новых ресурсов экономического роста
Особенно актуально для стран с переходной экономикой, где формируются новые экономические отношения
Сайт ВОИС (WIPO):www.wipo.int/standards/ru
www.wipo.int/dcea/en/tools/
Слайд 3
Причина рассмотрения экономических аспектов ИС
Кардинальное изменение роли и значения института
ИС в системе мирохозяйственных связей:
■ Инструмент правовой охраны результатов интеллектуального труда (правовая составляющая)
■ Ресурс экономического развития (экономическая составляющая ИС)
Кардинальное изменение приоритетов современного
менеджмента
Сегодня главная задача института ИС – стимулирование роста национальной экономики
Слайд 4 Руководство по экономическим аспектам ИС для стран с переходной экономикой
Цели
и задачи:
Исследовать основные проблемы и вопросы, связанные с экономическими аспектами ИС
Выявить общие тенденции и характерные особенности процессов, происходящих в области ИС, в странах с переходной экономикой
Выявить всю совокупность показателей, которые отражают экономическую составляющую ИС
Разработать ряд предложений по активизации использования ИС в странах с переходной экономикой
Слайд 5
Перечень стран,
принявших участие в исследованиях
Азербайджан 10.
Израиль 17. Румыния
Албания 11. Казахстан 18. Сербия
Армения 12. Кипр 19. Словакия
Беларусь 13. Киргизия 20. Турция
Болгария 14. Латвия 21. Украина
Венгрия 15. Молдова 22. Черногория
Греция 16. Россия 23. Чехия
Грузия
Анализ ответов показал, какие проблемы в сфере экономики ИС
являются наиболее сложными.
Слайд 6Основные подходы к рассмотрению экономических аспектов ИС
■ Экономические аспекты ИС можно
рассматривать только в контексте инновационного процесса
■ Инновация – воплощенные в новом товаре или услуге объекты ИС
■ Управление ИС – важнейшая составляющая государственной инновационной политики
Эффективное Эффективность
управление инновационного
ИС процесса
Слайд 7
ИС – основная составляющая
инновационного процесса
▪ Освоение промышленного производства
▪ Отработка технологических Новый охраноспособ-
Охраноспособные режимов ный продукт или услуга, в котором
▪ Изучение тенденций использованы различные ОИС
Правовая охрана ▪ Новые организационные и
результатов интел- маркетинговые решения
лектуального труда ▪ Выход на рынок ИС
ИС
Коммерциализация ИС
НИОКР
Инновации
товарных рынков
знания
Слайд 8Содержание Руководства
I – Управление инновациями и ИС
II – Экономика
ИС
III – Стимулирование инноваций и ИС
IV – Защита прав ИС
Слайд 9
Общие цели и задачи инновационной
политики:
▪ Временные горизонты (в большинстве стран государственная
инновационная политика разработана на период до 2015 г.,
в ряде стран до 2020г).;
▪ Увеличение вклада науки и техники в развитие национальной
экономики;
▪ Создание принципиально новых высокотехнологичных и
наукоемких секторов экономики;
▪ Улучшение качества жизни населения;
▪ Создание энергосберегающей экономики;
▪ Улучшение экологической обстановки.
I. Управление инновациями и ИС
Слайд 10
▪ Слабая активность бизнес-сообщества в
формировании и
реализации инновационной политики (в том числе в
финансировании инновационных проектов);
▪ Слабое развитие частно-государственного партнерства;
▪ Недостаточный уровень образования в области ИС;
▪ Оторванность научных учреждений от производства;
▪ Недостаточный уровень взаимодействия государственных и
частных исследовательских центров;
▪ Низкая кооперация между НИИ и промышленностью;
▪ Недостаточная гармонизация национальных стандартов в сфере
инноваций и ИС с международными стандартами и т.д.
Специфические факторы,
влияющие на формирование
национальной инновационной политики
Слайд 11
Формирование перечня приоритетных направлений научно-технической и инновационной политики
Слайд 12
Общие приоритетные направления
научно-технической и инновационной политики
▪ Информационные и телекоммуникационные
технологии (ИКТ);
▪ Нанотехнологии; Основные ресурсы:
▪ Энергетика, энергоэффективность и финансовые
энергосбережение; трудовые
▪ Биотехнологии;
▪ Технологии, касающиеся здоровья и
качества жизни, наука о жизни;
▪ Новые материалы;
▪ Сельское хозяйство;
▪ Пищевая промышленность;
▪ Транспортные системы.
Слайд 13
Государственная стратегия развития ИС
Цель: ▪ Стимулирование роста национальной
экономики
▪ Стимулирование перехода национальной экономики на
новые технологические платформы
Задачи: ▪ Координация усилий всех участников процесса
создания и использования ИС
▪ Повышение эффективности использования потенциала и усилий государства, бизнеса и общества
Слайд 14 Базовые условия функционирования
системы ИС
1. Наличие государственной политики в области
науки и инноваций.
2. Перечень приоритетных направлений научно-технической и инновационной политики страны.
3. Перечень факторов, тормозящих процесс инновационного развития страны.
4. Перечень факторов, способствующих процессу инновационного развития.
5. Наличие государственной стратегии развития ИС.
6. Наличие мониторинга качества государственных услуг в области ИС.
7. Информационные ресурсы.
Слайд 15Информационные ресурсы
Общая проблема - информационная асимметрия
В области правовой охраны ОПС
– большое количество баз данных.
Дефицит данных:
В области авторского права и смежных прав
В области экономики ИС
В области защиты прав ИС
Первоочередная задача национальной стратегии ИС – формирование единой базы данных, где должны быть представлены унифицированные отчеты и практики в области ИС.
Должен быть определен Орган(ведомство), ответственное за эту работу.
Обеспечение свободного доступа к любым базам данных в области ИС.
Слайд 16II. Экономика ИС
Ресурсное обеспечение НИОКР
Внутренние затраты на НИОКР в % ВВП
по странам
Внутренние затраты на НИОКР в % ВВП стран с переходной экономикой
Слайд 17II. Экономика ИС
Ресурсное обеспечение НИОКР
Внутренние затраты на
НИОКР по странам
(млн дол.
США)
Внутренние затраты на НИОКР по странам с переходной экономикой
Россия – 39 792 млн. дол. США
Турция – 8 819 млн. дол. США
Молдова – 25 млн. дол. США
Слайд 18Вывод
В условиях ограниченности ресурсов перед странами с
переходной экономикой встают две задачи:
▪
Поиск дополнительных источников финансирования НИОКР
▪ Повышение эффективности использования имеющихся
ресурсов за счет повышения результативности НИОКР
Слайд 19Структура расходов на НИОКР
Структура внутренних затрат НИОКР в ведущих странах по
источникам финансирования (%)
в 2010 г.
Структура затрат на НИОКР по источникам финансирования в странах с переходной экономикой
Слайд 20Структура затрат на НИОКР по источникам финансирования в странах с переходной
экономикой (%) в 2010г.
Вывод: Усилия государственной власти должны быть направлены на
улучшение инвестиционного климата, что значительно повысит
активность бизнеса в стране.
Слайд 21 Повышение результативности НИОКР
Основные показатели результативности НИОКР :
▪ Доля внедренных
НИОКР
▪ Количество публикаций
▪ Количество национальных и зарубежных патентных заявок
▪ Количество полученных национальных и зарубежных патентов
▪ Количество зарегистрированных патентно-лицензионных сделок (проданные патенты и лицензии)
▪ Объём поступающих лицензионных платежей
▪ Баланс платежей по технологиям
Слайд 22Результативность НИОКР
Удельный вес стран в общемировом числе
публикаций в научных журналах, индексируемых в Scopus (2010г.)
Слайд 23
Результаты опроса ведущих фирм США и Японии относительно влияния правовой охраны
ИС
на принятие решений об инвестициях
(в % от общего числа ответов)
Слайд 24Правовая охрана результатов НИОКР
Слайд 25
Динамика подачи патентных заявок
на изобретения в ведущих странах
Слайд 26
Динамика подачи патентных заявок на изобретения в странах с переходной экономикой
Слайд 27
Число патентных заявок на изобретения по странам и принадлежности заявителей 2010г
Слайд 28
Тенденции в области
правовой охраны изобретений
Слайд 29
Низкие темпы роста числа заявок, поданных
национальными заявителями, или сокращение объёмов
патентования говорит
о том, что национальные
компании не видят в патенте эффективного
инструмента в конкурентной борьбе.
Причины:
▪ Низкий уровень защиты прав ИС
▪ Рынок ИС ещё не сформирован или работает не
эффективно
▪ Патент не является активом, который может
увеличить стоимость компании
Вывод
Слайд 30
Зарубежное патентование
▪ Интеграция в мировой рынок ИС
▪ Повышение конкурентоспособности новых товаров
и услуг.
Вывод: Отсутствие или низкие объемы зарубежного патентования (в т.ч. патентов «триады») говорит о том, что патентная политика государственных и частных компаний стран с переходной экономикой нацелена на внутренний рынок.
Следовательно:
Необходимо поднимать значение патентов в системе экономических отношений.
Необходимо разработать действенные меры государственной поддержки зарубежного патентования, в том числе предусмотреть затраты государства на поддержку предприятий и изобретателей по внутреннему и зарубежному патентованию изобретений.
Слайд 31 Вовлечение прав ИС
в хозяйственный оборот
Основным показателем результативности инновационного
процесса является коммерческое использование ИС:
Использование ИС в хозяйственной деятельности предприятия – стратегия капитализации интеллектуальных активов (ИС в составе НМА)
Выход на рынок ИС – стратегия коммерциализации ИС
Слайд 32Доля НМА в рыночной стоимости компаний S&P 500®
Слайд 33
Требования отражения НМА в балансе предприятия
В 67% стран требуется отражение НМА
в балансе предприятий всех
форм собственности
В Молдавии – только для государственных компаний
В Сербии, Турции, Армении, Грузии – рекомендательная мера
Слайд 34Оценка НМА
В 7 странах приняты специальные законы «Об оценочной
деятельности». В 13
странах существуют национальные
стандарты оценки.
Отсутствие данных относительно НМА:
▪ Предприятия не умеют работать с НМА или не видят в этом
своей выгоды
▪ Предприятия не стремятся увеличить свою рыночную
стоимость; не планируют выходить на рынок IPO.
Вывод: Такая ситуация приводит к низкой
конкурентоспособности на мировом рынке большинства национальных компаний стран с переходной экономикой
Слайд 35
▪ Конкурентоспособность экономики страны определяется
уровнем её интеграции в мировой рынок
ИС
▪ Возможность войти в глобальный рынок ИС и получить
доступ к новым знаниям и технологиям
▪ Платежи от патентно-лицензионных сделок – вклад в
экономику страны
▪ Лицензионный обмен представляет собой механизм
обеспечения интересов всех сторон инновационного
процесса: общества, патентообладателей, авторов.
Выход на рынок ИС
Слайд 36 Рынок интеллектуальной собственности
Патентные аукционы
Российский аукцион интеллектуальной собственности «RUSINPRO-2013»
Сайт аукционного дома RUSINPRO: www.rusinpro.ru
Лицензирование ИС
Российское отделение LES International
Международная конференция LES Russia - LESI
«Сделаем мир лучше с помощью лицензирования»
Сайт конференции: http://ru.les2014.org
Сайт LES Russia: www.les-russia.org
Слайд 37Организация и порядок функционирования национальных рынков ИС
стран с переходной экономикой
▪
Законодательные нормы, регулирующие передачу прав на
различные ОИС
▪ Государственная регистрация сделок (кроме Венгрии,
Сербии, Турции)
▪ Регистрация сделок с ИС в национальном Патентном
ведомстве
▪ Регистрация внутренних сделок (Албания и Греция +
внешние сделки)
▪ В 18 странах регистрация сделок с объектами
промышленной собственности, из них в 9 странах также
регистрация сделок с объектами авторского права
▪ Наличие статистических данных о количестве патентно-
лицензионных сделок
Слайд 38
1. По видам правовой охраны
Регистрируется договор уступки патента (свидетельство), договор
патентной лицензии
(Беларусь + договор о передаче «ноу-хау»)
2. По объектам ИС
Объекты промышленной собственности
Регистрируются сделки с изобретениями и товарными знаками
На Кипре только сделки с товарными знаками.
В Сербии + сделки промышленными образцами.
В России + сделки полезными моделями и промышленными
образцами
Объекты авторского права
В России – регистрируются сделки с программными продуктами, базами
данных и топологиями интегральных микросхем.
В Киргизии + другие объекты авторского права
Особенности национальных рынков ИС
Слайд 39
Особенности национальных рынков ИС
(продолжение)
3. По объёмам регистрации сделок с разными ОИС
Объёмы сделок с товарными знаками > объёмы сделок с изобретениями
Изобретения
Преобладает торговля патентами: Венгрия, Грузия, Казахстан, Латвия,
Литва, Сербия, Киргизия.
В Албании и Молдове практически нет торговли лицензиями
Кроме – Россия, Беларусь, Украина – число лицензионных договоров >
число договоров об уступке патента.
В Израиле – только лицензионные договоры
Товарные знаки
Число договоров об уступке товарного знака > числа лицензионных
договоров.
Кроме России, где число лицензионных сделок на рынке товарных
знаков > 1,5 раза числа договоров уступки.
Слайд 40Соотношение договоров уступки и лицензионных договоров
Слайд 41Особенности национальных ранков ИС
(продолжение)
4. По характеру исключительных прав
Преобладают
договоры о предоставлении неисключительной лицензии
(в Грузии, Казахстане, Киргизии, России – 60-90%, в Азербайджане – 100%)
5. Активность участников сделок
Сербия – лицензиары – 46% - физические лица
54% - предприятия крупного, среднего и малого бизнеса
лицензиаты - 1% - физические лица
99% - бизнес
Россия - лицензиары 34,5 % - физические лица
51,7 % - бизнес
13,8 % - государственные предприятия
лицензиаты 9,7 % - физические лица
83,3 % - бизнес (из них 7% - иностранные компании)
7 % - государственные предприятия
Слайд 42Особенности национальных рынков ИС
(продолжение)
6. Отраслевая структура сделок
Позволяет выявить
динамику спроса и предложений на рынке ИС и соотнести эти тенденции с приоритетными направлениями инновационного развития страны.
7. Лицензионные платежи – основной показатель эффективности рынка ИС.
8. Принудительное лицензирование
9. Другие сделки с ИС (франчайзинг, залог ИС и т.д.)
Слайд 43Особенности национальных рынков ИС
(продолжение)
Поступление от экспорта технологий и выплаты по импорту
технологий в 2010г.(млн.дол.США).
Слайд 44
Показатели инновационной деятельности
Уровень развития инноваций говорит об уровне
эффективности
использования ИС.
Таким образом, показатели инновационной деятельности можно
использовать в качестве индикаторов влияния ИС на
экономический рост страны.
В 8 странах разработаны показатели инновационной активности
и в 15 странах есть требования о предоставлении отчетности:
обязательная отчетность для всех государственных предприятий и
выборочно - для бизнеса.
Слайд 45ИКТ технологии
Показатели деятельности сектора ИКТ представляют особый
интерес, т.к. неуклонно растет вклад
ИКТ в национальную
экономику большинства стран мира.
1. Растут финансовые поступления
Удельный вес ИКТ в добавленной стоимости предпринимательского сектора в 2010 г.
Корея – 12,2% Франция – 7,8%
США – 9% Германия – 7,1%
Япония – 8,8% Италия – 6,3%
Франция – 7,8% Канада – 5,8%
Слайд 46ИКТ технологии
(продолжение)
2. Расчет числа специалистов, занятых в секторе ИКТ.
Удельный
вес сектора ИКТ в численности занятых
предпринимательского сектора в 2010г. возрос от 3,0% в
Канаде до 7,5% в Японии
В Молдове – 1,4%
Литве – 2,4%
Венгрии – 2,7%
Чехии – 2,9%
России – 4,0%.
Вывод: Оценки деятельности сектора ИКТ необходимо включить
в состав основных показателей инновационной
деятельности.
Слайд 47 Глобальный инновационный индекс
Рейтинг стран мира по индексу
инновации
INSEAD the Global Innovation 2012г.
Слайд 48Система поддержки инноваций и ИС
в странах с переходной экономикой
Система поддержки инноваций
и ИС сформирована в
16 странах, в 7 странах – не сформирована.
Прямые методы поддержки:
▪ Законодательные и нормативные акты
▪ Государственное финансирование НИОКР
▪ Государственные и международные программы,
проекты и гранты
Слайд 49Система поддержки инноваций и ИС
в странах с переходной экономикой
Слайд 50Эффективность государственной поддержки коммерциализации ИС
Слайд 51Вывод
Вовлечение бизнеса в инновационный
процесс, в том числе поддержку создания и
использования ИС,
должно стать одной из
приоритетных задач государственной власти.
Слайд 52Механизм учета интересов участников инновационного процесса
Слайд 53Общие подходы к проблеме обеспечения баланса интересов сторон
1.Механизм распределения прав на
результаты интеллектуального
труда:
▪ Созданные за счет государственного бюджета
▪ Созданные за счет средств компании или внешних инвестиций(распределение прав между компанией, авторами, инвестором)
▪ Между инвестором, исполнителем (компанией или
Университетом), автором.
2. Механизм стимулирования авторов:
▪ Выплата вознаграждения за создание и использование ОИС
▪ Налоговых льготы на подоходный налог и другие
платежи
▪ Специальные льготы, связанные с патентованием объектов
промышленной собственности
Слайд 54Исследования по выявлению отношения общества к инновациям
Оценка влияния данных исследований на
формирование государственной политики
в области науки, инноваций и образования:
Израиль, Греция – не влияют
Черногория – незначительная степень влияния
Грузия, Литва, Турция, Чехия, Румыния – высокая степень влияния
Слайд 55Защита прав ИС
Влияет на инновационную активность экономики
страны.
Во всех странах сформирована система
защиты
прав ИС (за исключением Кипра, Латвии, Чехии).
Состав, структура и эффективность системы защиты прав ИС различны.
Слайд 56Уровень защиты прав ИС
В 52% стран не проводятся исследования относительно уровня
защиты
прав ИС.
! Уровень защиты прав ИС влияет на инвестиционный климат
страны.
Слайд 57Наиболее высокий уровень пиратства
(по данным 6 стран):
▪ Музыкальная и кино
продукция, диски CD/DVD
▪ Программные продукты
▪ Развлекательные игры
▪ Книги
▪ Парфюмерия
▪ Косметика
▪ Обувь
▪ Одежда
▪ Пищевые продукты
▪ Игрушки
Уровень защиты прав ИС
Слайд 58
Судебная система:
Специализированные суды в сфере ИС (Беларусь,
Венгрия,
Греция Россия, Словакия, Турция, Чехия,
Румыния)
▪ Специальные судейские коллегии в составе судов.
Таможенные органы
В 18 странах создан специализированный орган по
контролю за пересечением государственной границы
контрафактной и пиратской продукции
В 14 странах – создан Государственный таможенный
Реестр объектов ИС.
Конкурентная политика
Звенья системы защиты прав ИС
Слайд 59
Вывод
Эффективность работы системы защиты прав ИС
в странах с переходной
экономикой определяет
заинтересованность авторов и правообладателей
создавать и выводить на рынки этих стран
новейшие товары и технологии.
Наличие государственной поддержки физических лиц по защите прав ИС (бесплатная юридическая помощь по подготовке и рассмотрению судебных споров, связанных с нарушением прав ИС).
Слайд 60Конкурентная политика
и защита прав ИС
Обеспечение баланса между политикой в сфере
ИС и конкурентной политикой.
Политика в сфере ИС – защита прав правообладателя.
Конкурентная политика – свободная добросовестная конкуренция на конкретном рынке.
Институт ИС – легальная монополия на РИД.
Конкурентная политика – опирается на «принцип разумности» и направлена против злоупотребления правами ИС.
Необходим механизм урегулирования конфликта интересов этих двух составляющих современного рынка.
Слайд 61Заключение.
Для достижения поставленных целей необходимо следующее:
1. Должна быть разработана государственная стратегия
в области ИС,
которая регулирует все вопросы, связанные с созданием, правовой
охраной, коммерциализацией и защитой прав ИС.
2. Государственная стратегия развития ИС должна стать важной и
неотъемлемой частью государственной инновационной политики.
Вопросы управления ИС должны рассматриваться только в комплексе с
вопросами инновационного развития страны.
3.Основная задача государственной инновационной политики – это
формирование технологического бизнеса, который и возьмёт на себя
основные расходы по финансированию инноваций.
Слайд 62Заключение
4. Одной из первоочередных задач государственной стратегии ИС должна стать работа
по формированию информационных баз данных по всем объектам ИС.
5. В рамках государственной стратегии развития ИС должны быть отдельно
рассмотрены вопросы зарубежного патентования результатов НИОКР с целью выхода национальных товаров и технологий на мировые рынки.
6. На государственном уровне должен быть разработан механизм обеспечения баланса интересов общества и всех участников инновационного процесса.
7. Необходимо уделить особое внимание вопросам развития национального рынка ИС. В рамках государственной стратегии развития ИС должны быть решены вопросы организации, государственной поддержки патентно-лицензионных сделок и других сделок с ИС, а также вопросы принудительного лицензирования.
Слайд 63Заключение
(продолжение)
8.В рамках государственной стратегии развития ИС должно быть уделено особое
внимание защите прав ИС. Необходимо создать единую систему защиты прав ИС, которая объединит усилия различных организаций, ведомств, правообладателей и авторов.
9.На всех этапах реализации государственной стратегии развития ИС необходимо активно использовать все формы международного сотрудничества. Особенно это касается вопросов выработки общих подходов и принятия совместных документов по защите авторских прав в Интернете.
10. Для оценки результативности государственной стратегии ИС должны быть определены ключевые индикаторы ИС, по которым можно оценить вклад ИС в национальную экономику. В качестве основы для определения таких индикаторов может быть использован «Комплекс показателей, отражающих экономическую составляющую ИС».
Слайд 64
Благодарю за внимание !
nkarpova @ gsib.ru
Тел.: 8 (495) 434-62-14
Факс: 8 (495)
433-25-77