Слайд 1
Итоги, проблемы и перспективы бюджетных реформ в России
Заместитель министра
финансов
Российской Федерации
А.М. Лавров
1
Слайд 2Основные результаты реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до
2012 года
Приняты в первом чтении новые «бюджетные правила», проект федерального бюджета на 2013-2015 годы сформирован в соответствии с ними
Введена новая система видов расходов, подготовлен формат «программной» классификации, утверждены первые государственные программы РФ
Подготовлена правовая и методическая база для введения с 2014 года «программных» бюджетов
Проведена комплексная реформа государственных (муниципальных) учреждений и оказания государственных муниципальных услуг;
Принят в первом чтении законопроект о госфинконтроле
Принят в первом чтении и при подготовке ко второму чтению концептуально доработан законопроект о федеральной контрактной системе
Утверждена концепция и начато формирование «Электронного бюджета»
Внесены поправки в Бюджетный кодекс по регулированию бюджетного процесса на региональном и местном уровне
Начат процесс отмены льгот по региональным и местным налогам
Слайд 3Законопроекты, рассматриваемые в Государственной думе
в начале 2013 года
Поправки в Бюджетный
кодекс по вопросам совершенствования бюджетного процесса (программный бюджет, классификация) (принят в 1-м чтении)
Поправки в Бюджетный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях в части государственного и муниципального финансового контроля (принят в 1-м чтении)
Законопроект о Счетной палате РФ (принят в 1-м чтении)
Поправки в Бюджетный кодекс по вопросам бюджетных инвестиций (планируется внесение в Госдуму в начале 2013 г.)
Законопроект о Федеральной контрактной системе (принят в 1-м чтении, подготовлен ко 2-му чтению)
Слайд 4Переход к «программным бюджетам»
Федеральный бюджет – с 2014 года
Региональные и местные
бюджеты – с 2014 года право выбора (закон/акт) между «ведомственно-функциональным» и «программным бюджетом»
Необходимые условия:
долгосрочные цели (стратегия развития)
3-х летний бюджет и долгосрочный прогноз
аналитическое распределение расходов по программам
утвержденные государственные (муниципальные) программы
Слайд 5
ГП 1
Норматино-правовое регулирование
- контроль,
лицензирование,
тарифы
налоговые льготы и т.д
Цели, конечные результаты
ФЦП
пГП
пГП
пГП
пГП
ФОИВ 1
ФОИВ 2
вытекают
из долгосрочной стратегии развития и являются инструментом достижения ее целей;
объединяют все инструменты политики (регулирование, бюджетные расходы) по достижению цели;
состоят из подпрограмм, могут включать ФЦП;
реализуется ответственным исполнителем с участием соисполнителей, которые отвечают за свои подпрограммы и ВЦП;
ГП РФ и субъектов РФ, а также муниципальные программы увязаны друг с другом (субсидии).
Концепция государственных программ Российской Федерации
Слайд 6Отражение государственных программы
в бюджетной классификации
Код класс-и расходов
Слайд 7Бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на счетах региональных и местных
бюджетов
размер кредита не более 1/12 от утвержденного объема доходов регионального (местного) бюджета;
срок предоставления кредита не превышает 30 дней;
по ставке, установленной законом о федеральном бюджете;
реструктуризация задолженности не допускается
кредиты не предоставляются в случае наличия размещенных бюджетных средств на банковских депозитах.
Слайд 8Прочие изменения
право финансовых органов субъектов РФ (муниципальных образований) запрашивать информацию о
плательщиках доходов бюджета у органов ФК;
перенос увеличения бюджетных ассигнований текущего года на оплату заключенных государственных (муниципальных) контрактов, подлежавших оплате в отчетном финансовом году, в пределах остатка неиспользованных ассигнований по данным контрактам;
правовые основания создания инвестиционных фондов субъектов РФ;
перенос на очередной финансовый год остатков ассигнований Инвестиционного фонда РФ, а также остатков субсидий, не использованных субъектами РФ;
создание и ведение единого портала бюджетной системы (с 01.01.2013);
Слайд 9Государственная программа – государственное задание
Концепция долгосрочного развития
Российской Федерации до 2020 года
Государственные программы РФ
Государственные
программы субъектов РФ,
Муниципальные программы
Государственные
(муниципальные)
задания
Правительство Российской Федерации
Органы государственной
власти субъектов РФ, органы
местного самоуправления
Федеральные органы
исполнительной власти
Слайд 10Организация оказания государственных (муниципальных) услуг
I
До № 83-ФЗ
II
ФЗ об АУ и
83-ФЗ
III
ППО
Смета
БУ
ППО
КУ
Смета
ППО
ППО
КУ
БУ
Субсидии
Оплата услуг
КУ
Смета
БУ
иные ЮЛ
Рынок
АУ
АУ
БУ
КУ
Иные ЮЛ
Публично-правовое образование
Рынок
Бюджетное учреждение
Казенное учреждение
Иные юридические лица
ППО
Возможная перспектива
Обозначения
Потребитель
Грант,
кредит, ваучер
Оплата услуг
Слайд 12Предложение:
НЕ ВКЛЮЧАТЬ В ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ НИКАКИЕ ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ И НЕ ВНОСИТЬ
ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ЭТО ДЕЛАТЬ:
Каждая платная услуга – отдельная услуга, в том числе четко отделенная от основной (оказываемой в рамках госзадания) услуги (включая более комфортные условия их оказания, дополнительные расходные материалы, более высокая квалификация персонала и т.д.)
Для учреждений культуры предметом госзадания (услугой) являются результаты деятельности учреждения (постановки, экспозиции, экскурсии, сохранность и доступность фондов и т.д.), а число посетителей – лишь один из показателей их качества (не планируется, см.ниже), при этом одним из условий субсидии может быть непревышение определенного уровня цен на билеты (в том числе для льготных категорий, разных типов постановок и пр.).
Слайд 13Цена
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
Варианты регулирования платных услуг
Слайд 14ЕДИНЫЙ БАЗОВЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ГОСУСЛУГ (РАБОТ)
(с 2014 года)
Министерство ОБЯЗАНО
утвердить в БАЗОВОМ
перечне
Министерства ПРАВЕ (в ряде случаев – обязано)
утвердить в БАЗОВОМ перечне
ОИВ ОБЯЗАН утвердить в ведомственном перечне (с правом дополнения и детализации)
ОИВ ВПРАВЕ (в ряде случаев – обязан) утвердить в ведомственном перечне (с правом дополнения и детализации)
Слайд 15Услуги или работы?
Услуги – физическим или юридическим лицам (в т.ч. органам
власти)
Отношения ФОИВ – БУ (АУ) – потребитель
Нужны стандарты и нормативы на 1 услугу
Работы – неопределенному кругу лиц (обществу, территории в целом)
Отношения ФОИВ – БУ (АУ)
Нормативы не обязательны (разные методы оценки стоимости)
Слайд 16
Состав субсидии на выполнение государственного задания
СУБСИДИЯ
Нормативные затраты на оказание услуг
Затраты на
выполнение работ
На федеральном уровне: затраты на содержание имущества
(100% налоги, 10% электроэнергии, 50% теплоэнергии)
=
+
+
Слайд 17Степень финансово-хозяйственной самостоятельности бюджетного учреждения
Общее правило – максимально высокая (требует квалификации);
Зависит
от методики формирования госзаданий и субсидий, в том числе – доли субсидий на «иные» цели;
Может ограничиваться учредителем (согласование плана ФХД, изменений в него);
Не нужно контролировать исполнение плана ФХД (за исключением «иных субсидий»);
Учет не только фактического, но и нормативного фонда оплаты труда;
На бюджетные учреждения будет распространяться законодательство о закупках с правом субъекта РФ (МСУ) дать право на проведение закупок по внебюджетным доходам в соответствии с 223-ФЗ
Слайд 18ФОРМУЛА РАСЧЕТА ЗАТРАТ НА
ОКАЗАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ
Nочр – норматив затрат на
оказание единицы государственной услуги ФОИВ (ФБУ) на соответствующий финансовый год;
ki – количество единиц оказания одной государственной услуги в соответствующем финансовом году.
МЕТОДЫ РАСЧЕТА НОРМАТИВА
ЗАТРАТ НА ОКАЗАНИЕ ЕДИНИЦЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ
да
нет
да
да
нет
Слайд 19
Направления развития нормативов финансового обеспечения государственных заданий
Индиви-дуальные
Региональные коэффициенты
Групповые
нормативы
Поправочные коэффициенты
Формульные на базе единых
ЦЕЛЬ
Слайд 20Алгоритм подготовки «эффективного контракта» (дорожная карта)
Определение объема государственных (муниципальных) гарантий, основанных
на стандартах оказания государственных (муниципальных) услуг, и учитывающих повышения производительности труда работников
Определение прогнозной численности занятых, необходимой для предоставления гарантированных по стандарту услуг (на основе оценки человеко-часов)
Расчет ФОТ, необходимого для оказания услуг
сопоставление стоимости часа рабочего времени со средним значением по экономике региона
учет всех видов деятельности организации (образование, наука и т.д.)
включение «зарплатной» части в совокупную стоимость услуги
Подготовка типового контракта с руководителем организации (государственной и негосударственной)
Подготовка типового контракта с работником, включающего в стоимость труда социальный пакет (льготы, досрочная пенсия и т.д.)
Оплата не гарантированных услуг потребителем с возможностью оказания социальной помощи нуждающимся и грантов
Не менее трети необходимых ресурсов необходимо изыскать за счет внутренних резервов при реорганизации неэффективных учреждений и программ
Для ВУЗов и медучреждений треть необходимо обеспечить за счет внебюджетной и научной деятельности
Слайд 21Планирование закупок
Укрупненный прогноз закупок госсектора (в составе общего прогноза) - исключен
Сводные
показатели планов закупок ГРБС (часть обоснований бюджетных ассигнований, в увязке с госпрограммами)
Планы закупок (на 3 года, номенклатура, увязка с ЛБО)
Планы-графики закупок (лоты)
Слайд 22Регулирование закупок бюджетными и автономными учреждениями, ГУПами
Закупки БУ за счет
субсидий из бюджетов (и средств ОМС) регулируются законом о ФКС
Закупки федеральных БУ за счет внебюджетных доходов регулируются 223-ФЗ, если БУ разместило до начало года на сайте положение о закупках
Решением высшего органа исполнительной власти субъекта РФ (местной администрации) БУ может быть предоставлено право осуществлять закупки за счет внебюджетных доходов, грантов и контрактов «второй руки» по 223-ФЗ (как АУ и ГУП)
При представлении субсидий на инвестиции (инвестиций) АУ и ГУПам контрактация на капитальное строительство – только в соответствии с законом о ФКС
Слайд 23Контроль в сфере закупок
Федеральное казначейство (финорганы): соответствие планов закупок ЛБО,
планов-графиков – планам, документации – планам-графикам
Росфиннадзор (органы внутреннего финконтроля): обоснований закупок, начальных цен, соответствие товаров (работ, услуг) контракту, их учета и использования в соответствии с обоснованием
ФАС: единый контроль за процедурами отбора поставщиков, соблюдением интересов участников закупок, соблюдением условий контрактов (кроме приемки)
Слайд 244 способа капитальных вложений
Орган власти, казенное учреждение – госзаказчики, затем
объект передается в оперативное управление
Взносы в уставные капиталы
Субсидия бюджетным и автономным учреждениям на цели бюджетных инвестиций (учреждения действуют от своего имени, соглашения, в т.ч. на весь срок реализации проекта);
Передача полномочий госзаказчика по соглашению учреждению (предприятию), госконтракт от имени публично-правового образования, ПБС открывает отдельный лицевой счет
Слайд 25Контроль за использованием бюджетных средств
Слайд 26Сфера правового регулирования
финансового контроля (2)
Слайд 27Понятие госфинконтроля
Органы госфинконтроля:
Внутренний
Внешний
Слайд 28Счетная палата РФ и контрольно-счетные органы регионов и муниципалитетов
Слайд 29Росфиннадзор и органы финансового контроля субъектов РФ (местной администрации)
Полномочия по госфинконтролю:
+
контроль за соблюдением законодательства о госзакупках (кроме процедур размещения заказа) (поправки ко 2-му чтению законопроекта «О федеральной контрактной системе»)
Слайд 30Бюджетные полномочия главных администраторов бюджетных средств
(вне сферы госфинконтроля) (1)
Внутренний финансовый контроль
Контроль
за соблюдением
внутренних стандартов и
процедур составления и
исполнения бюджета по
доходам, составления
бюджетной
отчетности
и ведения бюджетного
учета
Контроль за
соблюдением
внутренних стандартов и
процедур составления и исполнения бюджета
по источникам
финансирования
дефицита бюджета
Контроль направлен на:
соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам;
осуществление мер по повышению результативности и эффективности использования бюджетных средств
ГАИФ
ГРБС
ГАД
Внутренний финансовый аудит
ГРБС
ГАД
ГАИФ
Аудит в целях:
выражения мнения о надежности внутреннего финансового контроля;
подтверждения достоверности бюджетной отчетности;
подготовки предложений по повышению результативности и эффективности использования бюджетных средств.
С правом обособления функций в отдельных структурных подразделениях
Слайд 31Методы финансового контроля
Проверка – совершение контрольных действий по изучению законности
финансовых и хозяйственных операций;
Ревизия – комплексная проверка объекта контроля;
Обследование – анализ и оценка определенной сферы деятельности, в том числе внутреннего финансового контроля и аудита;
Санкционирование операций – финансовая проверка соблюдения бюджетного законодательства Федеральным казначейством;
Последствия при выявлении нарушений в ходе проверок, ревизий, обследований: представление с обязательным для исполнения требованием о принятии мер по устранению нарушений или предписание, содержащее, кроме того, требования о возмещении причиненного ущерба
Слайд 32Ответственность за нарушения бюджетного законодательства
Слайд 33Усиление административных наказаний и уточнение компетенции контрольных органов по привлечению к
ним
увеличение размеров административных штрафов (максимальный штраф для должностного лица установлен в размере 50 тыс. рублей);
для юридических лиц устанавливаются "кратные" штрафы (в процентном отношении к сумме бюджетных средств, использованных с нарушением);
введение дисквалификации за нарушения бюджетного законодательства (лишение права замещать должность на определенный срок);
контрольным органам субъектов РФ предоставляется право составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях;
Слайд 34 Бюджетные правонарушения и ответственность за них (1)
Слайд 35 Бюджетные правонарушения и ответственность за них (2)
Слайд 36
ИНТЕГРАЦИЯ ПРОЦЕССОВ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
Учет и отчетность
Управление закупками
Бюджетное
планирование
Управление
расходами
Управление денежными средствами
Управление нефинансовыми активами
Управление доходами
Управление кадровыми
ресурсами
Слайд 37
Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на
период до 2018 года
(февраль 2013 года)
_________________________________
Новая редакция Бюджетного кодекса
– с 2015 года