Слайд 1Кодекс этики МФБ
Необходимость разработки обобщающего Кодекса этики обусловлена наличием существенных национальных,
культурных, правовых, языковых и социальных различий между системами организации аудита в разных странах
Разработка международного Кодекса этики направлена на гармонизацию систем аудита в международном масштабе
Слайд 2Кодекс этики профессиональных бухгалтеров
В Кодексе:
установлены стандарты поведения профессиональных бухгалтеров,
приведены основные принципы
профессиональной этики аудитора
и руководство по применению этих принципов на практике.
В нем рассматриваются:
обстоятельства, в которых возникает вероятность нарушения этих принципов (угрозы нарушения основных принципов),
определяется модель поведения аудитора в таких ситуациях, которая бы обеспечивала выполнение этических принципов,
приведены примеры ситуаций, в которых невозможно принять достаточные меры предосторожности против угроз нарушения основных принципов и, следовательно, необходимо избегать действий или отношений, ведущих к возникновению таких угроз.
Слайд 3Структура Кодекса этики МФБ
Кодекс состоит из введения и 3 частей:
1-я
часть – применяющаяся ко всем профессиональным бухгалтерам;
2-я часть применяется только к публично практикующим бухгалтерам (которые работают не по найму – аудиторы, консультанты по налогообложению и т.д.);
3-я часть - применяющаяся только к наемным (работающим по найму) профессиональным бухгалтерам
Слайд 4Структура Кодекса этики МФБ
1-я часть Кодекса этики состоит из семи разделов:
1
– порядочность и объективность
2 – порядок разрешения этических конфликтов
3 – профессиональная компетентность
4 – Конфиденциальность
5 – налоговая практика
6 – зарубежная деятельность
7 – обнародование информации
Слайд 5Структура Кодекса этики МФБ
Вторая часть включает следующие 7 разделов:
8
– независимость
9 – профессиональная компетентность и ответственность
в связи с использованием лиц, не являющихся бухгалтерами
10 – гонорар и комиссионное вознаграждение
11 – деятельность, не совместимая с публичной практикой
12 – Денежные средства клиентов
13 – отношения с другими публично практикующими профессиональными бухгалтерами
14 – реклама и предложение услуг
Слайд 6Структура Кодекса этики МФБ
Третья часть включает 3 раздела, рассматривающие:
вопросы конфликта
обязательств по соблюдению лояльности,
поддержки коллег по профессии и
профессиональной компетенции.
Слайд 7Содержание «Введения» Кодекса этики
Во «Введении»:
сформулирован принцип приоритета общественных интересов,
приведены
цели бухгалтерской профессии и требования, предъявляемые к ней,
сформулированы фундаментальные принципы этики.
Слайд 8Введение
Принцип приоритета общественных интересов
– принцип, предусматривающий, что аудитор обязан действовать
в интересах всех пользователей отчетности, а не только экономического субъекта
Цели бухгалтерской профессии – выполнение работы в соответствии с самыми высокими стандартами профессионализма и соблюдении общественных интересов.
Цели достигаются при выполнения следующих требований:
Достоверность (в обществе существует потребность в достоверной информации)
Профессионализм (существует потребность в профессионалах в сфере бухгалтерского учета)
Качество услуг (потребителям услуг необходима уверенность в том, что услуги оказаны качественно)
Доверие потребителей услуг (потребителям услуг необходима уверенность в существовании основ профессиональной этики, регулирующих оказание таких услуг)
Слайд 9Фундаментальные принципы этики
Порядочность;
Объективность;
Профессиональная компетентность и должная тщательность;
Конфиденциальность;
Профессиональное
поведение
Технические стандарты.
Для аудиторов дополнительный принцип:
Независимость
Слайд 10Порядочность и объективность
Порядочность предполагает честность, правдивость, справедливое ведение дел.
Объективность аудитора
предполагает отсутствие предвзятости или пристрастности, конфликта интересов или влияния других лиц, которые мешали бы его объективности.
Объективной основой для выводов, рекомендаций и заключений аудитора может быть только достаточный объем требуемой информации.
Аудиторы не должны представлять факты сознательно неточно или предвзято.
Аудитору следует избегать взаимоотношений с лицами, которые могли бы повлиять на объективность его суждений и выводов, либо немедленно прекращать их, указывая на недопустимость давления на аудитора в любой форме.
Слайд 11Профессиональная компетентность и должная тщательность
Профессиональный бухгалтер должен предоставлять профессиональные услуги
с должной тщательностью, компетентностью и прилежанием.
Профессиональная компетентность – принцип аудита, предусматривающий наличие у аудитора определенных знаний и навыков, позволяющих ему обеспечивать качественное оказание профессиональных услуг.
Он обязан постоянно поддерживать профессиональные знания и умения на уровне, необходимом для предоставления клиенту или работодателю преимуществ, связанных с использованием профессиональных услуг компетентного лица, опирающегося на последние тенденции в практике, законодательстве и методах работы.
Слайд 12Понятие «Профессиональная компетентность» согласно Кодексу этики МФБ
Профессиональные бухгалтеры не должны делать
вид, что они имеют экспертные знания и опыт, которыми они в действительности не обладают. Профессиональная компетентность может быть подразделена на 2 различные фазы:
Достижение уровня профессиональной компетентности. Достигается получением общего образования, удовлетворяющего высшим стандартам, за которым должны следовать специальное образование, повышение квалификации и проведение экзаменов по профессиональным дисциплинам, а также период работы по специальности.
Поддержание уровня профессиональной компетентности. Аудитор должен быть постоянно осведомлен о достижениях бухгалтерской профессии, национальных и международных стандартах по бухгалтерскому учету и аудиту, законодательных и нормативных актах. Он должен установить стандарты, обеспечивающие контроль качества при предоставлении профессиональных услуг.
Слайд 13Понятие «Конфиденциальность»
Профессиональные бухгалтеры обязаны соблюдать конфиденциальность информации о делах клиента
и работодателя, полученной при предоставлении профессиональных услуг (даже после прекращения отношений между профессиональным бухгалтером и его клиентом или работодателем).
Они не должны
использовать эту информации для своей собственной выгоды или выгоды третьего лица или
разглашать такую информацию без соответствующих надлежащих полномочий, за исключением случаев, когда раскрытие такой информации продиктовано его профессиональными или юридическими правами или обязанностями.
Слайд 14Понятие «Конфиденциальность»
Этические требования в отношении конфиденциальности будут зависеть от требований
законодательства конкретной страны.
Информация может раскрываться, если:
Это разрешено клиентом или работодателем (но не нарушая интересов третьих лиц)
Этого требует закон (дача показаний в суде, сообщение сведений государственным органам о нарушениях законодательства)
Это продиктовано профессиональным долгом или правом (для соблюдения стандартов, защиты профессиональных интересов в судебном разбирательстве, в ответ на запрос регулирующего органа, при проверке качества профессиональной организации).
При этом следует установить: следует ли раскрывать информацию, кому она должна сообщаться, в каком виде, каковы юридические последствия раскрытия)
Слайд 15Профессиональное поведение
Профессиональный бухгалтер должен действовать таким образом, чтобы это соответствовало
хорошей репутации профессии, и должен воздерживаться от какого-либо поведения, которое бы могло дискредитировать профессию.
Слайд 16Технические стандарты
Профессиональный бухгалтер должен предоставлять профессиональные услуги в соответствии с
применимыми техническими и профессиональными стандартами, выпущенными:
МФБ (например МСА)
Комитетом по международным стандартам фин. Отчётности
В виде соответствующего законодательного акта
Слайд 17Независимость аудитора
Принимая поручение, предполагающее отчет, публично практикующие бухгалтеры должны быть свободными
и выглядеть свободными от какой-либо заинтересованности, которая может быть признана несовместимой с принципами порядочности, объективности и независимости.
В Кодексе этике рассмотрены ситуации, которые могут позволить разумному наблюдателю сомневаться в независимости публично практикующего бухгалтера. К ним относятся:
1. Финансовая взаимосвязь с клиентами или с их делами. Она может возникнуть:
В связи с прямым или опосредствованным финансовым участием аудитора (членов его семьи) в компании клиента.
В связи с кредитами, предоставляемыми клиенту (его должностным лицам) или предоставляемыми клиентом (его должностными лицами).
В связи с финансовым интересом в совместном предприятии, участником которого является клиент
В связи с финансовым интересом в предприятии, являющегося инвестором клиента или объектом его инвестиций.
Слайд 18Независимость аудитора
Назначение на должность в компаниях клиента (предложения от клиента о
назначении аудитора на руководящую и иную должность в организации клиента, прежняя работа аудитора в организации клиента либо в его управляющей организации на любых должностях)
Личные или семейные отношения
Постоянные платежи, получаемые от клиента или его связанных сторон составляют значительную часть общей суммы гонорара
Чрезмерная гостеприимность клиента, а также получение от него товаров и услуг по ценам, существенно сниженным относительно реальных рыночных цен;
Предстоящие (возможные) или ведущиеся судебные (арбитражные) дела с организацией клиента и др.
Слайд 19Понятие «Разрешение этических конфликтов»
При решении этических проблем профессиональные бухгалтеры должны следовать
политике, принятой в нанявшей их компании.
Если таким образом решить проблему не удается, то следует рассмотреть следующие варианты:
Обсудить проблему конфликта с непосредственным начальником. Если при этом конфликт не разрешается, или непосредственный начальник вовлечен в причину конфликта, то следует обратиться к вышестоящему руководству с уведомлением об этом непосредственного начальника ( руководитель более высокого уровня, исполнительный комитет, совет директоров, попечители, акционеры и др.).
Обратиться за конфиденциальными консультациями и рекомендациями к независимому консультанту или соответствующей профессиональной организации бухгалтеров для получения представлений о возможных вариантах действий.
Если этический конфликт продолжает существовать, когда все возможности его решения исчерпаны, отказаться от работы.
Слайд 20Понятие «Налоговая практика»
согласно Кодексу этики МФБ
Аудиторы обязаны неукоснительно соблюдать законодательство
о налогообложении во всех аспектах: они не должны сознательно скрывать свои доходы от налогообложения или иным образом нарушать налоговое законодательство в своих интересах либо в интересах других лиц.
При оказании профессиональных услуг по налогообложению аудитор руководствуется интересами клиента. При этом он обязан соблюдать налоговое законодательство и не должен способствовать фальсификациям в целях уклонения клиента от уплаты налогов и обмана налоговой службы.
О выявленных фактах нарушения налогового законодательства, ошибках в расчетах и уплате налогов аудитор обязан в письменной форме сообщить администрации клиента и ревизионной комиссии акционерного (хозяйственного) общества и предупредить их о возможных последствиях и путях исправления нарушений и ошибок.
Рекомендации и советы в области налогообложения аудитор обязан представлять клиенту только в письменной форме. При этом он стремится не обнадеживать клиента в том, что его рекомендации исключают любые проблемы с налоговыми органами, а также должен предупредить клиента, что ответственность за составление и содержание налоговых деклараций и иной налоговой отчетности лежит на самом клиенте.
Слайд 21Понятие «Разрешение этических конфликтов»
Профессиональные бухгалтеры в своей деятельности могут сталкиваться с
ситуациями, в которых возникают конфликты интересов
Открытое расхождение во мнениях не представляет собой конфликта интересов. Конфликт может возникнуть, когда обязанности профессионального бухгалтера вступают в противоречие с внутренними или внешними требованиями. Примеры:
Может существовать угроза давления со стороны вышестоящего руководства, особенно при наличии отношений личного или семейного характера.
К профессиональному бухгалтеру могут обратиться с просьбой совершить действия, не соответствующие техническим или профессиональным стандартам.
Может возникнуть проблема, связанная с лояльностью бухгалтера по отношению к вышестоящему руководству с одной стороны и необходимостью соблюдать стандарты профессионального поведения с другой стороны.
Конфликт может возникнуть в случае опубликования вводящей в заблуждение информации, когда это выгодно работодателю или клиенту и одновременно выгодно или невыгодно для профессионального бухгалтера.
Слайд 22Понятие «Зарубежная деятельность»
В данном разделе Кодекса рассматриваются принципы поведения, которыми должен
руководствоваться профессиональный бухгалтер, при работе в разных странах.
Независимо от того, в какой стране живет и в какой стране оказывает услуги профессиональный бухгалтер, он должен руководствоваться этическими требованиями. Если существуют расхождения между этическими требованиями двух стран, то применяются следующие положения:
Если этические требования страны, в которой предоставляются услуги, являются менее жесткими, нежели требования Кодекса этики, то применяются требования Кодекса этики.
Если этические требования страны, в которой предоставляются услуги, являются более жесткими, нежели требования Кодекса этики, то применяются требования данной страны.
Если этические требования страны проживания являются обязательными при оказании услуг за ее пределами и более жесткими, нежели требования страны оказания услуг, то применяются требования страны проживания.
Слайд 23Понятие «Обнародованная информация»
Под обнародованием информации понимается предоставление публике информации об услугах,
предоставляемых профессиональным бухгалтером.
При маркетинге и продвижении себя и своих услуг на рынке профессиональные бухгалтеры не должны:
Использовать средства, которые наносят ущерб репутации профессии
Преувеличенно рекламировать свои услуги
Пренебрежительно отзываться о работе других бухгалтеров.
Слайд 24Профессиональная компетенция и ответственность в связи с использованием лиц, не являющихся
бухгалтерами:
Публично практикующим профессиональным бухгалтерам не следует соглашаться оказывать такие профессиональные услуги, которые не входят
в сферу их компетенции, если они не могут получить компетентные консультации и содействие, которые позволили бы им удовлетворительным образом оказывать такие услуги. Если профессиональный бухгалтер не обладает необходимой компетенцией для оказания определенной части профессиональных услуг, то он может обратиться за техническими консультациями к таким специалистам, как другие профессиональные бухгалтеры, юристы, актуарии, инженеры, геологи, оценщики.
Слайд 25Ответственность аудитора при использовании технических знаний эксперта
В таких ситуациях, несмотря
на то, что профессиональный бухгалтер полагается на технические знания эксперта, нельзя автоматически исходить из того, что такому эксперту известны этические требования. Поскольку конечная ответственность за оказание профессиональных услуг
лежит на профессиональном бухгалтере, профессиональный бухгалтер должен следить за соблюдением требований этического поведения
Пользуясь услугами экспертов, не являющихся профессиональными бухгалтерами, профессиональный бухгалтер должен принимать меры для
обеспечения того, чтобы таким экспертам были известны этические требования.
Слайд 26 Степень надзора и руководства, которые потребуются в этой
связи, будет зависеть от конкретных лиц, участвующих в процессе, а также от характера задания.
В качестве примеров такого руководства и надзора можно назвать:
требование письменного подтверждения понимания этических требований,
обращение с просьбой к таким лицам прочитать соответствующие этические кодексы,
оказание консультационной помощи в случае возможного возникновения конфликтов.
Надзор и руководство
Слайд 27Понятие «Гонорар и комиссионное
вознаграждение»
Плата за профессиональные услуги аудитора отвечает нормам профессиональной
этики, если она выплачивается в зависимости от объема и качества предоставляемых услуг. Она может зависеть от сложности оказываемых услуг, квалификации, опыта, профессионального авторитета и степени ответственности аудитора.
Размер оплаты профессиональных услуг аудиторов не должен зависеть от достижения какого-либо определенного результата или обусловливаться иными обстоятельствами, кроме названных.
Аудитор не имеет права получать плату за профессиональные услуги наличными деньгами сверх общеустановленных норм расчетов.
Слайд 28Понятие «Гонорар и комиссионное
вознаграждение»
Аудитор обязан воздерживаться от выплаты и получения комиссионных
за приобретение или передачу клиентов либо передачу кому бы то ни было услуг третьей стороны.
Аудитор обязан заранее оговорить с клиентом и письменно закрепить условия и порядок платы за свои профессиональные услуги. Профессиональные гонорары должны рассчитываться на основании часовых или дневных ставок применительно к времени, затраченному каждым лицом, нанятым для оказания профессиональных услуг.
Сомнения в соблюдении профессиональной этики вызывает ситуация, когда плата одного клиента составляет всю или большую часть годовой выручки аудитора за оказанные профессиональные услуги.
Слайд 29Понятие «Деятельность, не совместимая с публичной бухгалтерской практикой», согласно Кодексу МФБ
Публично
практикующий бухгалтер не должен одновременно принимать участие в каком-либо бизнесе, роде занятий или деятельности, которые наносят или могут нанести ущерб порядочности, объективности, независимости или хорошей репутации данной профессии.
Аудитор не должен одновременно с основной профессиональной практикой заниматься деятельностью, которая влияет или может повлиять на его объективность и независимость, соблюдение приоритета общественных интересов либо на репутацию профессии в целом и потому несовместима с оказанием профессиональных аудиторских услуг.
Выполнение аудитором двух или более профессиональных услуг и заданий одновременно может рассматриваться как несовместимые действия.
Слайд 30Понятие «Денежные средства клиентов»
Публично практикующий профессиональный бухгалтер не должен держать денежные
средства клиентов, если есть основания полагать, что они получены в результате незаконной деятельности или предназначаются для такой деятельности.
Если ему доверены денежные средства, принадлежащие другим лицам, то он должен:
Хранить их отдельно от своих личных денежных средств (фирмы)
Использовать их только в соответствии с целевым назначением
В любое время быть готовым отчитаться по этим средствам перед любыми лицами, имеющими право потребовать отчет.
Денежные средства клиентов должны храниться на отдельном банковском счете и могут быть сняты со счета клиента только с его разрешения. Гонорары, причитающиеся с клиента, могут быть сняты со счета денежных средств только с согласия клиента и только, если он уведомлен о сумме таких гонораров.
Если существует вероятность того, что денежные средства клиентов будут оставаться на счете клиента значительный период, то их следует поместить на депозит с согласия клиента и все проценты зачислять на счет клиента.
Слайд 31Понятие «Отношения с другими публично практикующими профессиональными бухгалтерами», согласно Кодексу МФБ
Расширение
деятельности коммерческого предприятия часто приводит к созданию дочерних компаний или отделений в тех местах, где не практикует действующий бухгалтер. В этом случае действующий бухгалтер может, проконсультировавшись с клиентом, попросить принимающего бухгалтера, осуществляющего практику в этих местах, оказать профессиональные услуги, которые необходимы для выполнения поручения.
Передача деятельности может иметь место в области специальных услуг или специальных заданий. Профессиональный бухгалтер имеет право в интересах своего клиента и с его согласия приглашать для оказания профессиональных услуг других специалистов, отношения с которыми должны быть деловыми и корректными.
Обратиться к профессиональному бухгалтеру, имеющему специальные навыки может клиент или действующий бухгалтер с соблюдением принципа конфиденциальности.
Действующий бухгалтер может противиться тому, чтобы передать клиента из опасения потерять существующий элемент бизнеса. Клиент в этом случае может быть лишен преимуществ получения консультаций, требующих определенных навыков, которые отсутствуют у действующего аудитора.
Слайд 32Понятие «Отношения с другими публично практикующими профессиональными бухгалтерами», согласно Кодексу МФБ
Если
публично практикующий бухгалтер получает просьбу о предоставлении услуг, он должен выяснить, имеется ли у клиента действующий бухгалтер и будет ли он продолжать оказывать профессиональные услуги.
В случае положительного ответа следует:
Сообщить клиенту о профессиональной обязанности уведомить о полученном предложении действующего бухгалтера и незамедлительно сделать это в письменном виде, указав характер просьбы и запросив всю соответствующую информацию, необходимую для выполнения поручения.
Если клиент настаивает на том, чтобы такая информация не сообщалась действующему бухгалтеру, то следует рассмотреть обоснованность этой просьбы.
Принимающий бухгалтер должен ограничиться поручением, которое ему дано, не высказывать критики по поводу профессиональных услуг действующего бухгалтера, следовать его инструкциям, предоставлять ему информацию о характере выполняемых услуг. Действующий бухгалтер должен поддерживать контакты с принимающим бухгалтером и оказывать ему содействие.
Слайд 33Понятие «Отношения с другими публично практикующими профессиональными бухгалтерами», согласно Кодексу МФБ
Если
назначение публично практикующего бухгалтера приведет к замене действующего бухгалтера, то вновь назначаемому бухгалтеру следует:
проверить, сообщил ли потенциальный клиент действующему бухгалтеру о предполагаемой замене и дал ли он разрешение, желательно в письменном виде, на обсуждение дел клиента в полном объеме,
попросить разрешения связаться с действующим бухгалтером,
установить контакт с действующим бухгалтером (без конкретного запроса действующий бухгалтер не должен предоставлять информацию), и попросить предоставить информацию, необходимую для принятия решения о сотрудничестве с клиентом,
удостовериться, что не существует никаких профессиональных причин, по которым такое назначение не может быть принято.
Действующий аудитор должен незамедлительно ответить, желательно в письменном виде, сообщить при наличии разрешения клиента всю необходимую информацию, передать новому бухгалтеру все бухгалтерские книги и документы клиента, которые у него находятся.
Слайд 34Понятие «Отношения с другими публично практикующими профессиональными бухгалтерами», согласно Кодексу МФБ
Вновь
приглашенный аудитор, не получивший ответа от прежнего аудитора на свой запрос в течение приемлемого времени и, несмотря на предпринятые усилия, не имеющий иной информации об обстоятельствах, препятствующих его сотрудничеству с данным клиентом, имеет право дать положительный ответ на полученное предложение.
Слайд 35Понятие «Реклама и предложение услуг»
Разрешение публично практикующим профессиональным бухгалтерам осуществлять рекламу
и предложение профессиональных услуг относится к компетенции профессиональных организаций и определяется исходя из правовых, социальных и экономических условий каждой страны.
Если они разрешены, то реклама и предложение услуг должны быть направлены на объективное информирование публики и удовлетворять требованием порядочности, честности, достоверности и тактичности. Запрещено предложение услуг с использованием принуждения или навязывания.
Примеры несоблюдения данных требований:
Создание ложных, обманчивых или неоправданных ожиданий благоприятных результатов
Намек на возможность влиять на решения любого суда, арбитражного суда, органа регулирования или должностного лица
Хвалебные заявления на свой счет, не основанные на подтверждающихся проверкой фактах
Проведение сравнений с другими публично практикующими профессиональными бухгалтерами
Включение свидетельств или подтверждений других лиц
Заявления о том, что автор является экспертом или специалистом в определенной области учета.
Желательно, чтобы информация об услугах, предоставляемых профессиональным бухгалтером, предоставлялась публике от имени организации - члена МФБ.
Слайд 36Понятие «Реклама и предложение услуг»
В случае, когда аудитор ищет новые заказы
на предоставление своих услуг посредством рекламы и других методов работы на рынке, могут возникнуть угрозы нарушения основных принципов.
Например, если предложение услуг, профессиональных достижений и продуктов ведется с помощью методов, несовместимых с принципом профессионального поведения, возникает угроза личной заинтересованности в отношении соблюдения этого принципа.
При предложении и продвижении своих услуг на рынке аудитор не должен дискредитировать профессию. Аудитор должен быть честным и правдивым и не должен:
а) делать заявления, преувеличивающие уровень услуг, которые он может представить, его квалификацию или приобретенный им опыт;
б) давать пренебрежительные отзывы о работе других аудиторов или проводить необоснованные сравнения своей работы с работой других аудиторов.
При сомнениях относительно предлагаемой формы рекламы или методов работы на рынке аудитор должен проконсультироваться с соответствующим органом саморегулируемой организации аудиторов.
Слайд 37Понятие «Поддержка коллег по профессии рассматривается в отношении наемных бухгалтеров.
Профессиональный бухгалтер, обладающий властными полномочиями в отношении других бухгалтеров, должен осознавать необходимость того, чтобы они вырабатывали и придерживались собственных суждений в бухгалтерских вопросах и устранять расхождения во мнениях.
Понятие «Представление информации» рассматривается в отношении наемных бухгалтеров.
Профессиональный бухгалтер должен представлять финансовую информацию в полном объеме, честно и на профессиональном уровне. Он должен обеспечить, чтобы финансовая и нефинансовая информация имела такую форму, чтобы четко описывать истинный характер коммерческих сделок, активов, обязательств; записи были классифицированы и внесены своевременным и надлежащим образом