Слайд 1
К вопросу о теории государственных финансов
Мирсаидов А.Б. д.э.н., профессор
Слайд 2ФИНАНСЫ И ГОСУДАРСТВА
«Все теоретики едины во мнении, что понятие «финансы» в
историческом аспекте связано с государством и появилось в процессе многовекового развития товарно-денежных отношений. Именно государство стало первым «китом», на котором стали строиться и позитивная и нормативная теории финансов» Бондаревский Б.Е Исследовательский потенциал понятия “финансовый капитал”//Экономические Науки,2010, № 11.С.46
Слайд 3Узкий и широкий подхода к определению термина “финансы”.
В узкий подход, финансы
рассматриваются как отношения между государством и частным сектором. “Предметом науки финансов являются государственные финансы. Здесь речь идет об экономическом анализе государственного сектора экономики...” Брюммерхофф Д Теория государственных финансов: пер. с нем. / под общ. ред. А.Л. Кудрина, В.Д. Дзгоева. Владикавказ, 2001. С. 9
В широком смысле (американский подход) рассматривается широкий круг отношений - финансовых, кредитных, валютных, которые возникают так и в государственном так и в частном секторах экономики, а также между ними.
Слайд 4Финансы - категорией экономического базиса
Движение стоимости в её денежной форме –
экономическая основа функционирования финансов», и следовательно, финансы являются категорией экономического базиса. Однако, это основополагающий суть финансов, часто забивается и поэтому происходит отдаления или отрыв финансового сектора от реального сектора экономики.
«Дерегулирование в значительной степени способствовало "финансиализации" экономики, то есть непомерному вздутию финансовых операций вне связи с потребностями нефинансового сектора экономики и в ущерб развитию производства товаров и услуг конечного потребления». Дж. Стиглиц .
Слайд 6
Таблица 2. Динамика и структура расходов государственного бюджета Республики Таджикистан
Рассчитан по:
Финансы Таджикистан, статистический ежегодник, 2012, С. 16-39
Слайд 7
Таблица 3. Структура расходов государственных бюджетов в странах содружества в 2011
г. (в%)
Источник: Таджикистан и стран СНГ – 2012. С. 53
Слайд 8 Таблица 4. Основные теории общественного сектора
Слайд 9Таблица 5. Динамика роста ВВП и расходов государственного бюджета Республики Таджикистан
за период с 2000 -2011
Рассчитан по: Таджикистан 20-лет государственной независимости, статистический сборник 2011, г.
С. 15, 19. Статистический ежегодник Республики Таджикистан 2012,С.13-15
Слайд 10
Таблица 6. Основные фундаментальные различия английская и континентальная традиция к общественному
сектору экономики
Слайд 11Доля государственных расходов в ВВП
Так, по данным ряд экспертов, начиная с
60 гг. до начале новой столетий доля государственных расходов в ВВП в Бельгии возросла с 30 до 54%, в Нидерландах – с 33,7 до 53,2%, в Германии – с 32,5 до 49,2%, во Франции – с 34,6 до 54,3%, в Великобритании – с 32,2 до 42,1%. Наивысший показатель имел Дания – 60%.
Слайд 12
Норма государственных расходов на образование относительно ВВП
США – 5,5%;
Великобритании -
5.6;
Франции - до 5.9%;
Дании 8.7%;
Швеции и Норвегии - 7.3%.
Дж Стиглиц - Цена неравенства//http://www.webeconomy.ru/index.php?page=cat&cat=mcat&mcat=147&type=news&newsid=213
Слайд 13СТРУКТУРА ГОССЕКТОРА
а) структуры и учреждений, необходимые для
самого существования государства (правительственные учреждения, субъекты производящий и предоставлявший социально-значимых благ, армия и т.п.);
б) предприятия госсектора, направленные на производство рыночных товаров и услуг, который здесь вполне может действовать законы рынка.
Первый часть, в соответствующий объеме совершенно необходим, а второй часть является более подвижный сектор, которая может динамически изменяться. Следовательно, политика в отношении общественного и государственного сектора – это политика, прежде всего, в отношении расширения или сокращения именно второго компонента.
Слайд 14
«Есть некие обстоятельства и факторы, которые определяют роль государства не просто
как компенсатора несовершенства рынка, а имеющего функции, относящиеся к его исключительной прерогативе… – соблюдение баланса общественных интересов, социальной стабильности и защиту национальных интересов при проведении как внутренней, так и внешней политики»
Абалкин Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. 1997. № 6. С. 8–9.