Итоги деятельности территориальных органов Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей презентация

Содержание

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Слайд 1Прусаков Олег Владимирович
Начальник Управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора
Об итогах деятельности территориальных

органов Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей в 2012 году и задачах на 2013 год

Совещание о результатах деятельности территориальных органов Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей
20 июня 2013 года


Слайд 2ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ


Слайд 3
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей."

в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 612 «О внесении изменений в некоторые акты правительства российской федерации в связи с изменением организации деятельности федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»

(утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322)


Слайд 4Подготовка Государственного доклада о защите прав потребителей в Российской Федерации в

2012 году



ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 5 АПРЕЛЯ 2012 Г. N 283 "О ГОСУДАРСТВЕННОМ ДОКЛАДЕ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Положение
о государственном докладе о защите прав потребителей в Российской Федерации

1. Настоящее Положение определяет порядок подготовки государственного доклада о защите прав потребителей в Российской Федерации……

8. Подготовленный Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека доклад вносится в Правительство Российской Федерации до 1 июня года, следующего за отчетным.


Слайд 5Положение
о государственном докладе
о защите прав потребителей в Российской Федерации,


утвержденное Постановлением Правительства
Российской Федерации от 5 апреля 2012 года № 283

Доклад является официальным документом, подготавливаемым в целях обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей (их ассоциаций и союзов) и населения Российской Федерации объективной систематизированной аналитической информацией о результатах федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, а также основой для определения приоритетных направлений деятельности по защите прав потребителей, разработки необходимых мероприятий по обеспечению защиты прав потребителей, а также для совершенствования нормативно-правового регулирования в этой области.
(п. 3 и п. 4 Положения о государственном докладе о защите прав потребителей в
Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2012 года № 283)


Слайд 6Динамика соотношения плановых и внеплановых проверок
Динамика результативности проведенных проверок
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ
О

РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕННЫХ ПРОВЕРОК ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Слайд 7СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ в 2007-2012 г.г.

Слайд 8СРЕДНИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ПО РФ – 2,01
Результативность проверок, проведенных территориальными органами Роспотребнадзора

в 2012 году, по вопросам соблюдения обязательных требований в области защиты прав потребителей

Слайд 9Результативность проверок, проведенных территориальными органами Роспотребнадзора в 2012 году, по вопросам

соблюдения обязательных требований в области защиты прав потребителей

СРЕДНИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ПО РФ – 2,01


Слайд 10Структура и динамика обращений по различным вопросам нарушения потребительских прав граждан,

поступающих в территориальные органы Роспотребнадзора

Слайд 11всего – 443832 обращения (100%), из них:
по вопросам продажи:
по вопросам оказания

услуг:




по вопросам защиты прав потребителей:




торговля
(44%)


сфера услуг
(47%)


прочие
(9%)

280587

155406

7839

132949

20511

127127

СТРУКТУРА ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН в территориальные органы Роспотребнадзора за 2012 год


Слайд 12


от
государственных
органов -
15%
от общественных потребительских объединений -
1%
от
граждан -

84%

Получено обращений Возбуждено дел об административных правонарушениях Проведено проверок

14,9%

8,4%

9,7%

20,4%

32%

14,7%




ПРИНЯТЫЕ МЕРЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ПИСЬМЕННЫХ ОБРАЩЕНИЙ


Слайд 13РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ

ОРГАНАМИ РОСПОТРЕБНАДЗОРА В 2012 ГОДУ




Слайд 14ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ
ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ
Доля

применения ст. 14.8 КоАП РФ
по отношению к другим административным составам КоАП РФ

Практика применения территориальными органами Роспотребнадзора ст. 14.8 КоАП РФ за 2007-2012 г.г.


Слайд 15ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ Ч. 2 СТ. 14.8 КОАП РФ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ РОСПОТРЕБНАДЗОРА

В 2012 ГОДУ

Слайд 16II. Полномочия
5. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей

и благополучия человека осуществляет следующие полномочия:

5.1.8. государственный контроль за соблюдением требований о включении информации о классе энергетической эффективности товара, иной обязательной информации об энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, нанесении такой информации на его этикетку, а также правил включения (нанесения) указанной информации
(пп. 5.1.8 введен постановлением Правительства РФ от 20.02.2010 № 67)


Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
(утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322)

Закон РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1
«О защите прав потребителей»

Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах)

2. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: «..информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…»


Слайд 17Регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Статья 10. Обеспечение энергетической эффективности при обороте товаров
1.Производимые на территории Российской Федерации, импортируемые в Российскую Федерацию для оборота на территории Российской Федерации товары (в том числе из числа бытовых энергопотребляющих устройств, компьютеров, других компьютерных электронных устройств и организационной техники) должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках. Указанное требование распространяется на товары из числа:
1) бытовых энергопотребляющих устройств с 1 января 2011 года;
2) компьютеров, других компьютерных электронных устройств и организационной техники с 1 января 2012 года;
3) иных товаров с даты, установленной Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации»


Слайд 18Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

В силу полномочий, закрепленных ст.

23.49 КоАП РФ, Роспотребнадзор, как орган, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, рассматривает дела об административных правонарушениях,
За нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в частности ответственность предусмотрена статьей 9.16 КоАП РФ , в том числе ;
Часть 1 статьи 9.16 КоАП РФ предусматривает ответственность за выпуск производителем или ввоз на территорию Российской Федерации импортером товара без включения информации о классе его энергетической эффективности, иной обязательной информации об энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, на его этикетку
Часть 2 ст. 9.16 КоАП РФ предусматривает ответственность за факты реализации товаров без информации о классе их энергетической эффективности, иной обязательной информации об энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к товарам, в их маркировке, на их этикетках в случае, если наличие такой информации является обязательным

Слайд 19ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ (за 2012 год)
государственного контроля за соблюдением требований о включении

информации о классе энергетической эффективности товара в техническую документацию, в его маркировку, этикетку, а также правил включения (нанесения) указанной информации

Всего
проведено проверок 1846

Всего проверок
с нарушениями 494 (26,8%)


Слайд 20ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ

ЭФФЕКТИВНОСТИ ПО ОТДЕЛЬНЫМ СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Слайд 21Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении

энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации»

Во исполнение п.24 Плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 1830-р, Роспотребнадзор является ответственным за предоставление в Минпромторг России сведений, необходимых для подготовки доклада о состоянии рынка энергоэффективных приборов освещения, в части информации о соответствии поставляемых на потребительский рынок ламп техническим характеристикам, указанным на упаковке, этикетке и в технической документации (срок службы, показатели энергоэффективности), о результатах контроля за оборотом ламп накаливания, запрещенных к обороту.


Слайд 22Письмо Роспотребнадзора от 22.03.2011 № 01/3140-1-32

«О представлении информации в государственную информационную
систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»:

«… Обеспечить безусловную реализацию функций по осуществлению государственного контроля и надзора в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в первую очередь, в ходе проведения плановых проверок деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих реализацию соответствующей продукции…»

Нарушаются сроки предоставления отчетов в электронном виде:
Управления Роспотребнадзора по Астраханской, Волгоградской, Саратовской, Иркутской, Мурманской областям, Еврейской АО, Забайкальскому краю, Ненецкому АО, Республикам Дагестан, Татарстан, Карачаево-Черкесской, Тыва, Хакасия, Чукотскому АО, по г.Санкт-Петербургу.
При заполнении таблиц допускаются ошибки и неточности,
в частности, не совпадают значения количества проверок, указанных в пояснительной записке (сопроводительном письме) с данными в приложении № 2 к письму Роспотребнадзора от 22.03.2011 № 01/3140-1-32 (Управления Роспотребнадзора по Белгородской, Курганской, Нижегородской, Оренбургской областям, по городу Москве).


Слайд 23Технический регламент Таможенного союза
«О безопасности низковольтного оборудования» ( ТР ТС

004/2011)

ВСТУПИЛ В СИЛУ С 15 ФЕВРАЛЯ 2013 ГОДА

(Решение Таможенного союза от 16.08.2011 № 768)




«… разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к низковольтному оборудованию, обеспечения свободного перемещения низковольтного оборудования, выпускаемого в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза…»
«…технический регламент Таможенного союза распространяется на низковольтное оборудование, выпускаемое в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза…».

Слайд 24В Перечень товаров, на которые распространяется
ТР ТС 004/2011, включены:
1.Электрические

аппараты и приборы бытового назначения
2.Персональные электронные вычислительные машины (персональные компьютеры)
3.Низковольтное оборудование, подключаемое к персональным электронным вычислительным машинам
4.Инструмент электрифицированный (машины ручные и переносные электрические).
5.Инструменты электромузыкальные.
6.Кабели, провода и шнуры.
7.Выключатели автоматические, устройства защитного отключения.
8.Аппараты для распределения электрической энергии.
9.Аппараты электрические для управления электротехническими установками.

На эти же товары распространяется требование ст.10 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ (бытовые энергопотребляющие устройства, компьютеры, другие компьютерные электронные устройства и т.п.)


Слайд 25

Постановление Правительства Российской Федерации
от 13.05.2013 № 407
«ОБ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ОРГАНАХ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА»


«…Государственный контроль за соблюдением требований ТР ТС 004/2011 осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в отношении:
низковольтного оборудования, реализуемого исключительно для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд потребителей;
машин и оборудования, реализуемых исключительно для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд потребителей…»


«… Реализация Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека полномочий, осуществляется в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей…». (п. 4 ПП РФ №407)

Слайд 26
Роспотребнадзор
(его территориальные органы)

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ
СТАТУС


Государственный орган,
дающий заключение по делу
в целях защиты прав

потребителей

Процессуальный
истец





Иск о прекращении предпринимательской деятельности лица целиком (иск о ликвидации)
за неоднократное или грубое нарушение прав потребителей


Защита ЧАСТНЫХ
интересов

Защита ОБЩЕСТВЕННЫХ
интересов

Иск в защиту прав
КОНКРЕТНОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ
(с обязательным соучастием потребителя)

Иск в защиту неопределенного круга потребителей в целях прекращения противоправных действий


Иск об отзыве с потребительского рынка товара (работы, услуги), который причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде

УЧАСТИЕ РОСПОТРЕБНАДЗОРА В СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЕ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ


Слайд 27г. Москва

28 июня 2012 года
О рассмотрении судами гражданских дел
по спорам о защите прав потребителей

Повышение гарантий и эффективности средств защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских правоотношений при соблюдении требований закона является задачей гражданского судопроизводства.
Руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 9, 14 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», в целях обеспечения единства практики применения судами законодательства, регулирующего отношения в области защиты прав потребителей, а также учитывая возникающие у судов при рассмотрении данной категории дел вопросы, Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет дать судам следующие разъяснения:

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 23.07.2012 № 01/8179-12-32 «О постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» ;

Решение коллегии Роспотребнадзора от 27 июля 2013 г. по вопросу «О задачах, стоящих перед Роспотребнадзором по совершенствованию судебной защиты прав потребителей с учетом сложившейся практики разрешения таких дел»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 17


Слайд 28Динамика общего числа заключений, данных в судах территориальными органами Роспотребнадзора в

целях защиты прав потребителей в 2007-2012 г.г.



Слайд 29Распределение общего числа заключений, данных в судах территориальными органами Роспотребнадзора в

целях защиты прав потребителей в 2012 г. по различным сферам потребительских правоотношений

Слайд 30Рязанская область
Курганская область
Самарская область
Свердловская
область
Ямало-Ненецкий
автономный округ
Челябинская
область
Магаданская
область
Распределение заключений, данных

в судах территориальными органами Роспотребнадзора в целях защиты прав потребителей в 2012 г.
по различным сферам потребительских правоотношений

Слайд 31Количество заключений, данных в судах территориальными органами Роспотребнадзора в целях защиты

прав потребителей в 2012 г.

Слайд 32Общее число заключений, данных в судах территориальными органами Роспотребнадзора в целях

защиты прав потребителей в сфере туристских услуг

Всего по Российской Федерации – 256 заключений


Слайд 33Общее число заключений, данных в судах территориальными органами Роспотребнадзора в целях

защиты прав потребителей
в сфере услуг связи

Всего по Российской Федерации – 65 заключений


Слайд 34Общее число заключений, данных в судах территориальными органами Роспотребнадзора в целях

защиты прав потребителей
в сфере транспортных услуг

Всего по Российской Федерации – 66 заключений


Слайд 35ДИНАМИКА
общего числа исков, поданных в суд территориальными органами Роспотребнадзора в

целях защиты прав конкретных потребителей
в 2007 – 2012 г.г.

Слайд 36Количество исков, поданных в суд территориальными органами Роспотребнадзора в целях защиты

прав конкретных потребителей
в 2012 г.

Слайд 37Количество
Миллионы руб.
(в тыс. руб.)


Слайд 38ДИНАМИКА
общего числа исков, поданных в суд территориальными органами Роспотребнадзора в

целях защиты прав неопределенного круга потребителей в 2007 – 2012 г.г.

Слайд 39Количество исков, поданных в суд территориальными органами Роспотребнадзора в целях защиты

прав неопределенного круга потребителей в 2012 г.

Слайд 41
Розничная торговля
Общественное питание
Бытовое обслуживание
населения
Прочие виды деятельности

Тульская область
г. Санкт-Петербург
Краснодарский край
Республика

Татарстан
Оренбургская область
Красноярский край


Краснодарский край
Красноярский край
Новосибирская область

Тверская область
Республика Дагестан
Нижегородская область

Ставропольский край


Слайд 42Динамика рассмотрения судами гражданских дел категории «защита прав потребителей»
(в целом

по Российской Федерации за 2010-2012 г.г.).

Слайд 43Результаты рассмотрения судами общей юрисдикции гражданских дел категории «защита прав потребителей»
(по

данным Верховного Суда Российской Федерации)

Слайд 44Количество обращений в сфере предоставления гражданам-потребителям кредитов и оказания им иных

финансовых услуг

Слайд 45

КОЛИЧЕСТВО РАЗЪЯСНЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ ПО КАНАЛАМ

ИНФОРМАЦИОННОЙ СВЯЗИ

Слайд 46ДИНАМИКА изменения отдельных показателей административной деятельности территориальных органов Роспотребнадзора в сфере

защиты прав потребителей финансовых услуг

Слайд 47ДИНАМИКА изменения отдельных показателей административной деятельности территориальных органов Роспотребнадзора в сфере

защиты прав потребителей финансовых услуг

Слайд 48ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ (ДАЧА ЗАКЛЮЧЕНИЙ

ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ)

ДИНАМИКА


Слайд 49ПРЕДЪЯВЛЕНО ЗАЯВЛЕНИЙ В СУД
В ЗАЩИТУ НЕОПРЕДЕЛЕННОГО КРУГА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ


Слайд 50Динамика доли дел о защите прав потребителей финансовых услуг, рассмотренных судами

общей юрисдикции, относительно общего количества дел о защите прав потребителей*

* По данным Верховного Суда Российской Федерации


Слайд 51Судебная практика о переуступке банком долга коллекторам
Постановление Пленума Верховного Суда Российской

Федерации от 28 июня 2012 года № 17


П.51. Разрешая дела по спорам об уступке требований, вытекающих из кредитных договоров с потребителями (физическими лицами), суд должен иметь в виду, что Законом о защите прав потребителей не предусмотрено право банка, иной кредитной организации передавать право требования по кредитному договору с потребителем (физическим лицом) лицам, не имеющим лицензии на право осуществления банковской деятельности, если иное не установлено законом или договором, содержащим данное условие, которое было согласовано сторонами при его заключении.


Слайд 52Судебная практика о переуступке банком долга коллекторам
Решение Долгопрудненского городского суда Московской

области от 11 сентября 2012 года по делу №2-976/12
В удовлетворении иска ООО «Управляющая компания «Международный Финансовый Альянс» к Каминской В.В. о взыскании задолженности по кредитному договору отказать.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 5 февраля 2013 года по делу 33-26919/2012.
Решение Долгопрудненского городского суда Московской области от 11 сентября 2012 отменить. Постановить по делу новое решение. В удовлетворении исковых требований ООО «Управляющая компания «Международный Финансовый Альянс» к Каминской В.В. о взыскании задолженности по кредитному договору отказать.


Слайд 53ДИНАМИКА
соотношения плановых и внеплановых проверок по вопросам соблюдения законодательства в

сфере ЖКХ

Слайд 54ДИНАМИКА
общего числа заключений, данных в судах территориальными органами Роспотребнадзора в

целях защиты прав потребителей ЖКХ, в 2007-2012 г.г.

Слайд 55Сведения о числе заключений, данных в судах территориальными органами Роспотребнадзора в

целях защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг в 2012 г.

Слайд 56ДИНАМИКА
общего числа исков, поданных в суды в защиту прав неопределенного

круга потребителей в сфере ЖКХ, территориальными органами Роспотребнадзора
в 2007-2012 г.г.

Слайд 57СВЕДЕНИЯ
об исках в защиту неопределенного круга потребителей жилищно-коммунальных услуг, направленных

территориальными органами Роспотребнадзора в суд в 2012 г.





Слайд 58Быстрый рост объемов выданных кредитов и задолженности потребителей (включая просроченную)
Избыток рекламной

информации от финансовых организаций – часто некорректной и сложной для понимания потребителями
Чрезмерное количество и ставки комиссий
Навязывание дополнительных услуг, включая страховые
Потребители начинают осознавать недостаток информации (особенно после финансового кризиса 2008 г.)
Рост числа жалоб и обращений потребителей финансовых услуг

Российский потребительский рынок финансовых услуг: рост объема задолженности, недостаток информации



Слайд 59
ПРИНЦИПЫ ВЫСОКОГО УРОВНЯ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ
1.Правовая, регулирующая и

надзорная система

5.Финансовое образование и просвещение

6. Ответственное деловое поведение поставщиков финансовых услуг и уполномоченных агентов

2. Роль надзорных органов

7.Защита потребительских активов от мошенничества и от неправомерного использования


9. Рассмотрение жалоб и возмещение вреда

3.Принцип равного и справедливого отношения к потребителям

4. Принцип открытости и прозрачности

8. Защита конфиденциальности данных и информации о потребителе


10.Конкуренция

ООН

G20

ОЭСР

FSB


Защита прав потребителей финансовых услуг -
задача мирового уровня


Слайд 60Международное сотрудничество в области защиты прав потребителей: преодоление финансового кризиса
Подготовлены ответы

на Вопросник по защите прав потребителей финансовых услуг (FSB Questionnaire on Consumer Finance Protection) в целях участия Российской Федерации в проводимом Советом по финансовой стабильности (Financial Stability Board) международном исследовании практик защиты прав потребителей финансовых услуг.

В рамках Проекта
«Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» готовится Доклад «О состоянии защиты прав потребителей в финансовой сфере», который будет представлен на английском языке на саммите «Группы 20» (G20) в сентябре 2013 года.


Слайд 6113-14 июня в Москве в рамках председательства России в «Группе двадцати»

при поддержке Всемирного банка и ОЭСР состоялась конференция «Расширение возможностей потребителей финансовых услуг через повышение уровня финансовой грамотности и эффективности систем защиты прав потребителей».

В мероприятии приняли участие представители России (Экспертное управление Президента Российской Федерации, Минфин России, Роспотребнадзор ) и других стран «Группы двадцати», ОЭСР, Всемирного банка, а также эксперты из других международных организаций.


Слайд 62Встреча «Правительство России – Европейская комиссия:
сотрудничество в области защиты прав потребителей»
В

рамках прошедшей 22 марта 2013 года в г. Москве встречи был подписан Административный Меморандум о взаимопонимании, устанавливающий принципы, цели и структуру диалога в сфере защиты прав потребителей

Между Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и Генеральным директоратом по здравоохранению и защите потребителей Европейской Комиссии (DG SANCO).

22 апреля 2013 года в ходе визита руководителя Роспотребнадзора
Г.Г. Онищенко в Брюссель подписан План приоритетных мероприятий в рамках диалога по защите прав потребителей
между Роспотребнадзором и Генеральным директоратом по здравоохранению и защите потребителей Европейской Комиссии
на 2013 год


Слайд 63Участие Роспотребнадзора в реализации Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и

развитию финансового образования в Российской Федерации»

Общие цели Проекта:
повысить уровень финансовой грамотности граждан РФ
заложить основы повышения степени защиты потребителей финансовых услуг
В долгосрочном периоде достижение этих целей приведет к:
более ответственному поведению потребителей на рынке финансовых услуг
более эффективной защите их прав как потребителей финансовых услуг
укреплению российского финансового сектора в целом
повышению уровня доверия потребителей к финансовым институтам



Слайд 64

Защита прав потребителей, пострадавших при наводнении в Крымске, июль 2012 года
МЕМОРАНДУМ


о принципах деятельности кредитных организаций, с клиентами, пострадавшими в результате наводнения в Краснодарском крае в июле 2012 года

МЕМОРАНДУМ
о принципах деятельности страховых организаций, с клиентами, пострадавшими в результате наводнения в Краснодарском крае в июле 2012 года

присоединились:
«Краснодарское» отделение №8619 ОАО «Сбербанк России»;
ОАО «Крайинвестбанк»;
Банк "Первомайский" (ЗАО);
КБ «Кубань Кредит» (ООО);
ОАО Банк ВТБ;
ОАО «Геленджик-Банк»;
ОАО БАНК УРАЛСИБ;
ОАО «Центр-Инвест»;
ОАО «Юг-Инвестбанк».

присоединились:
- ООО «Росгосстрах»;
- ОСАО «Россия»;
- ООО СК «Согласие»;
- ОАО СГ «МСК»;
- ЗАО СГ «УралСиб»;
- ОАО «ГСК «Югория»;
- ОСАО «РЕСО-Гарантия»;
- ОСАО «Ингосстрах»
- ООО группа «Ренессанс Страхование»
-ЗАО «МАКС»
- ОАО СК «Альянс»;
- ООО СК «Цюрих»;
- СОАО «Национальная страховая группа»;
- ЗАО «ГУТА-Страхование»;
- ОАО «СОГАЗ».


Слайд 65 Проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования

в Российской Федерации»

в рамках выполнения компонента Проекта «Укрепление потенциала специалистов Роспотребнадзора в сфере финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг (срочное обучение)»

предусмотрено 3 цикла повышения квалификации специалистов территориальных органов и организаций Роспотребнадзора по комплексу вопросов, связанных с информированием, консультированием и защитой прав потребителей
финансовых услуг:
с 9 по 23 февраля 2013 г. - Московская область
с 14 по 28 апреля 2013 г. – г. Санкт – Петербург;
с 9 по 23 июня 2013 г. – г. Москва


Слайд 66СВЕДЕНИЯ О БАЗОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ ФИНАНСОВЫХ ПРОДУКТОВ ДЛЯ РАЗЛИЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ:
1. Взрослые

(студенты и работающие):
кредитная карта, дебетовая / «зарплатная» карта, текущий счет и банковские депозиты,
потребительский кредит, автокредит, ипотечный кредит,
добровольные пенсионные накопления и добровольное пенсионное страхование, автострахование,
микрофинансирование, кредитные кооперативы.
2. Пенсионеры:
кредитная карта, текущий счет и банковские депозиты,
потребительский кредит.
3. Школьники:
банки и кредиты, банковская карта, страхование,
РАЗЪЯСНЕНИЯ ТИПИЧНЫХ ВОПРОСОВ.
ОПИСАНИЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ СЦЕНАРИЕВ
НАРУШЕНИЙ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

СОДЕРЖАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ:

ИНФОРМАЦИЯ, НЕОБХОДИМАЯ ПОТРЕБИТЕЛЯМ РОЗНИЧНЫХ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ О ПРАВЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ НА:
полное раскрытие финансовым институтом информации об условиях предоставления финансовых услуг до момента заключения договора,
получение правдивой, понятной и доступной информации о финансовых продуктах / услугах, а также разъяснений от финансовых институтов о непонятных потребителю условиях приобретения финансовых продуктов / услуг, порядок защиты своих потребительских прав в случае приобретения розничных финансовых продуктов / услуг.

Проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»


Слайд 67 Создание печатных информационных продуктов
Буклеты - 500 тыс. экз., посвященные одному

финансовому продукту / услуге и адаптированные для одной или нескольких целевых групп потребителей;
Брошюры - 10 тыс. экз. (с более углубленным изложением и большего объема, обобщающие информацию по каждому финансовому продукту / услуге или группе финансовых продуктов / услуг), предназначенные для специалистов-консультантов Роспотребнадзора для внутреннего пользования в целях упрощения и стандартизации процесса консультирования потребителей финансовых услуг;
Плакаты – 50 тыс. экз. (тематически дублирующие содержание информационных брошюр; содержащие по каждому финансовому продукту / услуге или группе финансовых продуктов / услуг предельно визуализированную и обобщенную ключевую информацию) - для размещения в консультационных центрах Роспотребнадзора и распространения среди финансовых организаций и иных заинтересованных структур (в частности, занимающихся защитой прав потребителей финансовых услуг);
материалы для проведения информационных мероприятий специально разработанные сценарии, презентации, иные содержательные материалы, предназначенные для конкретной целевой группы, шаблоны сопутствующих материалов их для проведения мероприятий (шаблоны объявлений, раздаточных материалов, тестов и т. п.) для групп потребителей финансовых услуг.

Проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»

в рамках реализации мероприятий, обеспечивающих информирование общественности о различных аспектах защиты прав потребителей финансовых услуг» на 2013 год запланировано:

Целевая аудитория :
школьники,
студенты,
работающие взрослые,
пенсионеры.


Слайд 68
Всего дано 278 тыс. 324 консультации, в среднем по субъектам РФ

- 3, 3 тыс. консультаций в год

ОТДЕЛЬНЫЕ ПРИМЕРЫ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ И ПУНКТОВ

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ ПУНКТОВ И ЦЕНТРОВ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ


Слайд 69
Государственная политика в сфере защиты прав потребителей








РАЗРАБОТКА, ПРИНЯТИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ

ПРОГРАММ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

ЕДИНСТВО ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАЩИТЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН


ИНСТРУМЕНТЫ


Слайд 70 Основные цели принятия региональных программ по защите прав потребителей:
развитие различных

форм просвещения, информирования и консультирования граждан об их потребительских правах и способах их защиты;

формирование у различных категорий граждан навыков разумного и рационального поведения на потребительском рынке;

расширение практики применения частно-государственного партнерства в приоритетных секторах потребительского рынка;

повышение эффективности взаимодействия всех составляющих национальной системы защиты прав потребителей;

содействие становлению, развитию и оказанию государственной поддержки общественным объединениям потребителей (их ассоциациям, союзам);

обеспечение действенного участия в защите прав потребителей в пределах их компетенции и полномочий органов местного самоуправления.

Слайд 71 
Республика Татарстан: Долгосрочная целевая программа «Развитие комплексной системы защиты прав

потребителей на 2013 – 2015 годы», утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 сентября 2012 г. № 814 (общий объем финансирования мероприятий на весь период реализации программы – 12 млн. рублей);
 
Карачаево–Черкесская Республика: республиканская целевая программа «Защита прав потребителей в Карачаево-Черкесской Республике на 2013-2017 годы», утверждена постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 21 сентября 2012 г. №384 (финансирование мероприятий не предусмотрено);
 
Ленинградская область: долгосрочная целевая программа «Развитие системы защиты прав потребителей в Ленинградской области на 2012 -2014 годы», утверждена постановлением Правительства Ленинградской области от 13 сентября 2012 г. № 286 (общий объем финансирования мероприятий на весь период реализации программы – 8, 97 млн. рублей).

Перечень региональных программ по защите прав потребителей, принятых в 2012 году:

Перечень региональных программ по защите прав потребителей, принятых в 2013 году:

 
Саратовская область : областная программа «Комплексная система обеспечения защиты прав потребителей в Саратовской области «на 2013-2013 годы (финансирование не предусмотрено)


Слайд 72Некоторые примеры мероприятий, предусмотренных региональными целевыми программами, имеющими финансирование
Разработка и издание

для потребителей информационно-справочных материалов по вопросам защиты прав потребителей в различных сферах (Ростовская область, Воронежская область);
Организация и проведение мероприятий, направленных на повышение потребительской грамотности учащихся, в том числе проведение региональных олимпиад по основам потребительских знаний (Республика Татарстан);
Организация оказания консультационных, юридических услуг, связанных с вопросами защиты прав потребителей (Ростовская область);
Осуществление регионального тестирования потребительских товаров, работ , услуг, производимых на территории региона (Костромская область);
Предоставление субсидий организациям на оказание юридической помощи в составлении документов, связанных с необходимостью защиты прав потребителей в досудебном и судебном порядке, а также для организации проведения экспертиз товаров с целью получения доказательной базы нарушенных прав потребителя, отнесенного к социально незащищенной категории населения (Новгородская область) … и др.

Слайд 73ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
по оптимизации деятельности по разработке и принятию региональных программ

по защите прав потребителей :

Слайд 74Результаты аудита деятельности Роспотребнадзора


Слайд 75Рекомендации Счетной палаты Российской Федерации
долгосрочного планирования в сфере защиты прав

потребителей (например, путем принятия Стратегии развития системы защиты прав потребителей на период до 2020 года, включения в новый вариант Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации отдельного раздела, посвященного защите прав потребителей) на основе материалов государственного доклада о защите прав потребителей в Российской Федерации, который впервые будет подготовлен Роспотребнадзором в 2013 году.

рассмотреть вопросы об осуществлении:

Правительству
Российской Федерации:


Слайд 76корректировка законодательства в части:
проведения обязательной «потребительской» экспертизы (Роспотребнадзором и общественными

объединениями потребителей) разрабатываемых проектов нормативных правовых актов, регулирующих отношения с участием потребителей, на предмет их соответствия законодательству о защите прав потребителей и отсутствия положений, ущемляющих их права или препятствующих реализации этих прав (по аналогии с обязательной оценкой регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов на деятельность предпринимателей, осуществляемой Минэкономразвития России, что в комплексе позволит обеспечить баланс интересов потребителей и предпринимателей);

Рекомендации Счетной палаты Российской Федерации

Правительству
Российской Федерации:


Слайд 77 планирования деятельности и реализации ведомственных целевых программ по защите прав

потребителей;
административного производства в условиях роста количества жалоб граждан и выявленных нарушений;
показателей оценки деятельности территориальных органов;
повышения квалификации сотрудников, осуществляющих федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей;
осуществления внутреннего контроля.

совершенствование организации деятельности службы по обеспечению выполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей

Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека:

в части:

Рекомендации Счетной палаты Российской Федерации


Слайд 78Развитие и совершенствование правовых основ законодательного регулирования отношений с участием потребителей


Проект федерального закона № 105976-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника» (принят в 1-м чтении 14 ноября 2012 г.)
Проекты федеральных законов № 136312-5 «О потребительском кредитовании» и № 136888-5 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О потребительском кредитовании» (приняты в 1-м чтении 23 апреля 2013 г.)
Проект федерального закона «О финансовом уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» (о финансовом омбудсмене)
Проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» (в части оплаты товаров, работ, услуг посредством наличных или безналичных расчетов и платежных карт)
Проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Воздушный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок от 28 мая 1999 года»
Проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
(запрет финансовых пирамид)

С 1 января 2014 года вступают в силу положения статьи 9 Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», устанавливающие дополнительную защиту экономических интересов потребителей при использовании электронных средств платежа (безналичных расчетов).


Слайд 79Повышение эффективности судебной
защиты прав потребителей

Обзор по отдельным вопросам судебной практики,
связанным

с добровольным страхованием имущества граждан,
утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 января 2013 г.

Проект постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации
«О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан»

Обзор судебной практики по гражданским делам, связанным с разрешением споров
об исполнении кредитных обязательств,
утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 мая 2013 г.


Письмо Роспотребнадзора от 6 марта 2013 г. № 01/2450-13-32
«О постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17
«О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»


Письмо Роспотребнадзора от 6 марта 2013 г. № 01/2450-13-32
«Об Обзоре Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики, связанным с добровольным страхованием имущества граждан»


Проект письма Роспотребнадзора
«Об Обзоре Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики, связанным с разрешением споров об исполнении кредитных обязательств»


Слайд 80Первоочередные задачи
в области защиты прав потребителей

Усилить консультационно-просветительскую работу с населением



Сформировать

граждански активного потребителя

Разгрузить административные органы для решения прямых задач

Повысить значение судебной и внесудебной систем разрешения споров





Запуск общедоступного государственного информационного ресурса в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг)


Формирование инфотеки консультационных центров (пунктов), включая банк судебных решений по спорам о защите прав потребителей


Организация возможно полного сопровождения участия представителей Роспотребнадзора в судебной защите прав потребителей


Обеспечение результативности при судебной защите прав потребителей


Организация информационного межведомственного взаимодействия


Слайд 81ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ЗАДАЧИ
В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Повысить эффективность администрирования потребительского рынка

Работа

в публичном пространстве:
Интернет;
СМИ;
…..





Возбуждение и рассмотрение дел в рамках КоАП РФ

Проведение проверок в рамках Закона №294-ФЗ


Взаимодействие с
в рамках национальной системы ЗПП с органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и общественными потребительскими объединениями




Организация мониторинга правоприменения


Обеспечение контроля за соблюдением требований НПА в период олимпийских мероприятий в г. Сочи


Удержание уровня контроля в сфере предоставления финансовых услуг


Организация межведомственного взаимодействия в рамках административного контроля в сфере ЖКХ, предоставления услуг связи, транспортных перевозок


Осуществление контроля (надзора) за соблюдением технических регламентов Таможенного союза


Слайд 82 Благодарю за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика