Слайд 1Богданов Л.Н.
г. Москва, апрель 2004
Фонд реформирования муниципальных финансов
Слайд 2Центр фискальной политики
2003
Финансовая помощь местным бюджетам: инструменты
Федеральный закон «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. №ФЗ - 131
Фонд финансовой поддержки муниципальных образований (ст. 61)
Фонд муниципального развития (ст. 62)
Фонд софинансирования социальных расходов (ст. 62)
Иные фонды, в т.ч. Фонд реформирования муниципальных финансов (ст. 62)
Региональный фонд компенсаций: субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий (ст. 62)
Слайд 3Центр фискальной политики
2003
Правовые основы ФРМФ
Конституция РФ – статья 12, глава 8.
Законы
РФ, в т.ч.:
ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (новая редакция) от 06.10.2003 г. №ФЗ - 131
ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 04.07.2003 г. № 95-ФЗ
Проект ФЗ № 364850-3 «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений», внесенный Правительством РФ 04.09.2003 г. в Государственную Думу, принятый в первом чтении 18.11.2003 г
Программа развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года
Слайд 4Центр фискальной политики
2003
Программа реформирования региональных финансов: документы
Бюджетные послания Президента РФ
Программа социально-экономического
развития страны на 2003-2005 гг.
Программа реформирования региональных финансов (Постановление Правительства от 8 мая 2002 г. № 301)
Программа развития бюджетного федерализма
Новая редакция закона о местном самоуправлении
Кодекс лучшей практики
Слайд 5Центр фискальной политики
2003
Бюджетное послание Президента РФ на 2003 г.
приоритетность среднесрочного бюджетного
планирования
создание системы мониторинга социально-экономической эффективности бюджетных расходов
реформирование системы государственных и муниципальных унитарных, казенных предприятий и бюджетных учреждений
постепенный отказ от сметного финансирования бюджетополучателей, предоставление им большей хозяйственной самостоятельности
Слайд 6Центр фискальной политики
2003
Программа социально-экономического развития РФ на 2003-2005 гг. Раздел «Бюджетная
политика»
инвентаризация активов и пассивов государственного сектора
сокращение необоснованных и малоэффективных бюджетных расходов
прозрачность процедур выработки и реализации бюджетной политики
повышение качества планирования и исполнения бюджета
разграничение расходных полномочий
реорганизация ГУПов и МУПов
Слайд 7Центр фискальной политики
2003
Программа развития бюджетного федерализма
Первый уровень: обязательные требования и стандарты
федерального законодательства (бухгалтерский учет, бюджетная классификация, отчетность, казначейское исполнение, раскрытие информации, ограничения по дефициту и долгу)
Второй уровень: рекомендуемые требования и стандарты управления общественными финансами, поддерживаемые со-финансированием из федерального бюджета
Третий уровень: добровольно принимаемые и выполняемые стандарты управления общественными финансами (Кодекс лучшей практики)
Слайд 8Центр фискальной политики
2003
Различия нормативного и «опережающего» регулирования
Слайд 9Центр фискальной политики
2003
Фонд реформирования региональных финансов
Цель ФРРФ – «купить» реформы региональных
финансов у регионов
Субсидии ФРРФ являются долевыми (40 млн.долларов)
Предварительный конкурсный отбор и выполнение условий
Добровольность и инициативность
Типовая программа бюджетных реформ (прообраз Кодекса лучшей практики )
Формализация процедур оценок (матрица прогресса)
Финансирование реформ «по факту»
Дополнительная техническая помощь (проект DFID)
Слайд 10Центр фискальной политики
2003
Регионы - получатели средств ФРРФ
Слайд 11Центр фискальной политики
2003
Хроника создания фондов реформирования муниципальных финансов в составе региональных
бюджетов
2002 год – Чувашская Республика, Самарская область
2003 год – Хабаровский край, Томская область
2004 год – Республика Марий Эл, Ставропольский край, Калужская область
Слайд 12Центр фискальной политики
2003
Программа реформирования региональных финансов
совершенствование бюджетного процесса
управление бюджетными расходами
межбюджетные отношения
тарифная
и ценовая политика
развитие налоговой и доходной базы
управление государственным и муниципальным имуществом
долговая политика
бюджетный учет, отчетность, контроль и аудит
Слайд 13Центр фискальной политики
2003
Совершенствование бюджетного процесса
соблюдение бюджетного календаря
повышение качества бюджетного планирования
среднесрочное бюджетное
планирование
прозрачность процедур выработки и реализации бюджетной политики
единство бюджетного процесса
консолидация в бюджете средств внебюджетных фондов
казначейское исполнение бюджета, учет обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджета
совершенствование бюджетной отчетности (полный охват операций с бюджетными и внебюджетными средствами)
Слайд 14Центр фискальной политики
2003
Управление бюджетными расходами
ведение реестра расходных обязательств
разработка показателей эффективности и
результативности бюджетных расходов
анализ эффективности и результативности бюджетных расходов
конкурсное размещение заказов на закупки продукции для государственных/муниципальных нужд
переход к адресной системе предоставления социальной помощи
Слайд 15Центр фискальной политики
2003
Межбюджетные отношения
разграничение расходных обязательств между региональным и местными бюджетами
наличие методики распределения трансфертов из регионального бюджета; использование в методике индикатора, отражающего налоговый потенциал территории и бюджетные потребности в расчете на потребителя
наличие принципов установления нормативов отчислений от федеральных и региональных регулирующих доходов в местные бюджеты
снижение числа пересмотров отчислений по основным налогам
сокращение предоставления ссуд местным бюджетам
Слайд 16Центр фискальной политики
2003
Управление государственным и муниципальным имуществом
инвентаризация государственного и муниципального имущества,
оформление прав собственности
реформирование институциональных механизмов управления имуществом (ответственность возлагается на отраслевые подразделения исполнительной власти)
разделение имущества на «обеспечивающее предоставление бюджетных услуг» и «приносящее доход»
ведение двух реестров имущества, разработка двух программ управления имуществом
мониторинг эффективности использования имущества с использованием двух наборов критериев
поэтапная приватизация имущества, «приносящего доход»
открытие в казначействе счетов по учету средств от использования и приватизации имущества
Слайд 17Центр фискальной политики
2003
Долговая политика
ведение долговой книги
мониторинг соответствия параметров государственного и
муниципального долга ограничениям, установленным Бюджетным кодексом
изменение структуры долга
информационная прозрачность
Слайд 18Центр фискальной политики
2003
Рекомендации по созданию фондов
Размер ФРМФ субъекта составляет не
более 20% от общего объема финпомощи местным бюджетам
Принятие соответствующих нормативных правовых актов субъекта РФ
Слайд 19Центр фискальной политики
2003
Перечень НПА, рекомендуемых к принятию субъектом РФ
Статьи о ФРМФ
в закон субъекта РФ «О бюджете субъекта РФ»
Постановление губернатора (главы) субъекта РФ «О реформировании муниципальных финансов»
Методические рекомендации по составлению программ реформирования для получения субсидий из ФРМФ, утвержденные Межведомственной рабочей группой по выделению субсидий из ФРМФ
Методика оценки представленных муниципальными образованиями программ реформирования муниципальных финансов для получения субсидий из ФРМФ, утвержденную Межведомственной рабочей группой по выделению субсидий из ФРМФ
Слайд 20Центр фискальной политики
2003
Закон субъекта РФ «О бюджете субъекта»
Требуется внести положения о
ФРМФ, аналогичные положениям о Фонде реформирования региональных финансов в федеральном законе «О федеральном бюджете»
Утвердить размер ФРМФ и определить порядок утверждения нормативных правовых актов о предоставлении и расходовании субсидий муниципальным образованиям из ФРМФ
Слайд 21Центр фискальной политики
2003
Постановление губернатора (главы) субъекта
Принимается во исполнение закона субъекта РФ
«О бюджете субъекта РФ» в части касающейся ФРМФ и утверждает:
Основные направления реформирования муниципальных финансов
Положение о ФРМФ
Главного распорядителя средств ФРМФ
Состав межведомственной рабочей группы комиссии по выделению субсидий из ФРМФ
Порядок работы межведомственной рабочей группы комиссии по выделению субсидий из ФРМФ
Слайд 22Центр фискальной политики
2003
Постановление губернатора (главы) субъекта РФ – «основные направления...»
Основные направления
реформирования муниципальных финансов субъекта РФ являются естественным продолжением и развитием «Основных направлений реформирования региональных финансов»
Развивают и поддерживают реформу бюджетной системы
Отражают особенности местного самоуправления, в т.ч.:
Раздел «межбюджетные отношения» не включается
Включается раздел «эффективность преобразований в жилищно-коммунальной сфере»
Слайд 23Центр фискальной политики
2003
Постановление губернатора (главы) субъекта РФ
В постановлении отражаются вопросы общего
характера, в т. ч.:
Порядок отбора муниципальных образований для предоставления субсидий;
Основные условия предоставления субсидий;
Порядок расчета размера субсидий;
Порядок расходования субсидий
Слайд 24Центр фискальной политики
2003
Постановление губернатора (главы) субъекта РФ – главный распорядитель, МРГ
Рекомендуется
определять в качестве главного распорядителя средств ФРМФ – Министерство финансов субъекта РФ
В состав Межведомтсвенной рабочей группы (МРГ) рекомендуется включать лиц ответственных за финансовую политику, экономическую политику, а также за отдельные направления, упомянутые в Основных направлениях реформирования муниципальных финансов, а также представители общественных организаций.
Для предотвращения конфликта интересов рекомендуется не включать в состав группы представителей муниципальных образований.
Процедуры рассмотрения МРГ программ реформирования должны быть прозрачными и открытыми
Слайд 25Центр фискальной политики
2003
Примерный график
Постановление губернатора (главы) субъекта принимается до 01.04. текущего
года
Методические рекомендации принимаются до 01.05. текущего года
Приглашения МО к участию в конкурсе направляются до 01.06. текущего года
Подготовка, утверждение и представление на конкурс программ реформирования муниципальных финансов до 01.10. текущего года. (Исходные данные представляются по состоянию на 01.01. и /или 01.06. текущего года; планируемые данные на 01.10. соответствующего года, т.е. 1 и 2 годов реализации программы)
Оценка представленных программ до 01.11. текущего года
Распоряжение губернатора (главы) субъекта о перечне МО отобранных для получения субсидий до 01.12. текущего года
Первая выдача субсидий из ФРМФ до 01.02. следующего года
Слайд 26Центр фискальной политики
2003
Варианты создания фондов реформирования муниципальных финансов
Слайд 27Центр фискальной политики
2003
Опыт реализации программ реформирования – Хабаровский край
В Хабаровском
крае все необходимые для обеспечения деятельности ФРМФ документы были утверждены одним постановлением губернатора края.
Срок реализации программных мероприятий – 1.5 года в один этап.
Ответственный за подготовку и принятие НПА в Министерстве финансов Хабаровского края выступал Центр по реализации Программы реформирования системы управления региональными финансами Хабаровского края
Образцы подготовленных в Хабаровском крае документов – на сайте Администрации Хабаровского края
Сайт Администрации Хабаровского края - http://www.adm.khv.ru/
Слайд 28Центр фискальной политики
2003
Опыт реализации программ реформирования – Ставропольский край: Водораздельный сельсовет
Основания
для разработки программы
Федеральный Закон от 24.12.2002г. №176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год», статья 55
Постановление Правительства Российской Федерации от 08.05.2002г. №301 «Об утверждении Положения о предоставлении и расходовании субсидий из Фонда реформирования региональных финансов»
Концепция реформирования региональных финансов в Ставропольском крае, утвержденная распоряжением Правительства Ставропольского края от 14.01.2003 г. № 4-рп
Постановление Правительства Ставропольского края от 09.06.2003 г. № 101-п «Об организации работы по реализации Концепции реформирования региональных финансов в Ставропольском крае»;
Решение Думы Водораздельного сельсовета от 06.08.2003 «Об участии в реализации Программы реформирования региональных финансов в Ставропольском крае»
Слайд 29Центр фискальной политики
2003
Основные цели Программы
Содействие экономическому развитию территории Водораздельного сельсовета,
повышение инвестиционной привлекательности муниципалитета.
Повышение качества и эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг населению Водораздельного сельсовета.
Совершенствование системы управления муниципальными финансами Водораздельного сельсовета, позволяющей проводить на местном уровне эффективную налогово-бюджетную политику в рамках законодательно установленного разграничения полномочий и ответственности между органами государственной власти и местного самоуправления.
Слайд 30Центр фискальной политики
2003
Основные задачи Программы
Формирование реалистичных долгосрочных и краткосрочных прогнозов
социально-экономического развития, как основы финансово-бюджетной политики.
Формирование местного бюджета на основе социальных и финансовых норм и нормативов по оказанию муниципальных услуг.
Повышение эффективности расходования бюджетных средств, обеспечение реалистичности местного бюджета.
Совершенствование межбюджетных отношений.
Повышение качества управления муниципальным долгом и имуществом.
Повышение качества кадрового состава работников, занятых в сфере управления муниципальными финансами.
Внедрение современных методов бюджетного учета, контроля и аудита.
Слайд 31Центр фискальной политики
2003
Информация о Программе
Сроки реализации Программы: 2003 – 2005
г.г.
Исполнители программы: Органы исполнительной и представительной власти Водораздельного сельсовета
Объемы и источники финансирования:
- Краевой бюджет - 2700 тыс. рублей (по результатам конкурса)
- Местный бюджет – 614 тыс. рублей
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
- Повышение качества управления муниципальными финансами Водораздельного сельсовета
· - Создание в финансовой сфере предпосылок для выхода Водораздельного сельсовета на устойчивый характер развития во всех отраслях экономики и социальной сферы со стабильными социальными и межнациональными отношениями.
- Повышение инвестиционной привлекательности муниципалитета.