ФИНАНСЫ предприятия презентация

Содержание

Слайд 1ФИНАНСЫ предприятия
Лекция 5 Инвестиционная политика


Слайд 2Инвестиционная политика


5.1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ предприятия


Слайд 3Инвестиционная политика
Принцип повышения ценности (рыночной стоимости) предприятия (Creation of Value) -

один из наиболее общих и важных принципов, которые должны учитываться при принятии инвестиционных решений.


Слайд 4Инвестиционная политика
Теоретически управленческие и инвестиционные решения имеют смысл только в том

случае, если они повышают ценность (рыночную стоимость) (Add Value) предприятия.


Слайд 5Инвестиционная политика
Факторами повышения ценности предприятия могут стать:
а) рост его доходов,

б) снижение операционного или финансового риска,
в) повышение уровня эффективности работы в результате принятия верных решений

Слайд 6Инвестиционная политика
Решения, повышающие рыночную стоимость предприятия, приносят выгоду и ее собственникам

- либо в форме растущих дивидендов, которые им будут выплачены, либо в форме роста стоимости их акций.


Слайд 7Другим важным вопросом теории "повышения ценности" является принцип реинвестирования капитала в

бизнес до тех пор, пока доходы от бизнеса превосходят те доходы, которые акционеры могли бы получить при инвестировании своего капитала в другом месте, принимая во внимание разницу в степени риска.

Инвестиционная политика


Слайд 8Инвестиционная политика
Руководители предприятия находят финансирования для инвестирования из различных источников заимствования,

нераспределенной прибыли, новых эмиссий акций.
Различные формы капитала реализуются при приобретении необходимых активов, обеспечивающих определенный доход.


Слайд 9Инвестиционная политика
В общем виде направления и источники финансовых вложений, а также

их эффективность могут быть отражены в виде балансового уравнения

Слайд 10Инвестиционная политика
Активы = Обязательства + Акционерный (собственный) капитал
(Assets =

Debt + Equity)
Это равенство отражает необходимость сбалансированности активов с суммой долгов и собственного (акционерного) капитала. Эта комбинация долга и акционерного капитала, которая должна уравниваться с активами предприятия, называется структурой капитала (Capital Structure)

Слайд 11Инвестиционная политика
В распоряжении менеджеров есть два метода повышения рыночной стоимости предприятия

на основе управления составляющими одной из сторон данного уравнения.


Слайд 12Инвестиционная политика
Наиболее очевидным средством повышения стоимости предприятия является инвестирование в

новые активы, приносящие доход. Дополнительные активы могут воплощаться в различные формы.

Слайд 13Инвестиционная политика
предприятие может вкладывать средства в более эффективное оборудование, что уменьшит

его производственные затраты. Растущие объемы продаж могут оправдать вложения в расширение производственных мощностей, прирост оборотного капитала или дополнительные расходы на маркетинг.


Слайд 14Инвестиционная политика
Важным следствием приобретения активов должно быть создание ими дополнительного дохода,

увеличение денежного потока или повышение эффективности предприятия в размерах больших, чем стоимость вновь приобретенных активов.

Слайд 15Инвестиционная политика
Для этого необходимо выполнение следующего неравенства:
Те >Твр.> Такт;
то есть в

идеале темпы прироста прибыли (Те) должны быть больше, чем темпы прироста объемов производства и продаж продукции (Твр), а те, в свою очередь, больше темпов прироста стоимости активов (Такт). Если этот результат достигается, то стоимость предприятия возрастает.

Слайд 16Инвестиционная политика
Повышение стоимости предприятия за счет управления правой стороной баланса, то

есть его источниками финансирования- более сложное занятие.


Слайд 17Инвестиционная политика
В самом общем смысле изменения в структуре капитала предприятия могут

привести к росту стоимости предприятия в том случае, если ее руководство выберет наиболее эффективное соотношение задолженности и акционерного капитала, используемых для финансирования активов предприятия.

Слайд 18Инвестиционная политика
Обычно финансовые менеджеры стараются привести тип финансирования в соответствие со

сроками "жизни" активов - долгосрочные активы финансируются из долгосрочных источников, а краткосрочные - из краткосрочных.


Слайд 19Инвестиционная политика
Типичными источниками долгосрочных заемных средств являются кредиты и облигационные займы.


Краткосрочный долг имеет разные формы: коммерческие кредиты предприятий банковский кредит, банковские кредитные линии, и т.п.

Слайд 20Инвестиционная политика
Собственный капитал считается источником долгосрочного финансирования. Обратите внимание на способы

формирования собственного капитала: он может быть получен внутри предприятия - путем капитализации чистой прибыли собственников или за его пределами - путем увеличения уставного капитала или выпуска новых акций предприятия

Слайд 21Инвестиционная политика
При этом соблюдается следующее правило: привлечение собственных средств за счет

нераспределенной прибыли или эмиссии собственного капитала целесообразно только в целях поддержания необходимого уровня ликвидности и финансовой устойчивости предприятия

Слайд 22Инвестиционная политика
Важнейшим фактором успешного управления инвестиционной деятельностью является управление стоимостью капитала.


Слайд 23Инвестиционная политика


5.2. УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ КАПИТАЛА предприятия


Слайд 24Инвестиционная политика
В основе концепции управления стоимостью капитала предприятия лежит тот факт,

что любые привлекаемые источники финансирования деятельности предприятия для него, как правило, не являются бесплатными -за использование заемных средств он должен платить проценты.

Слайд 25Инвестиционная политика
Средства собственников также для него не являются бесплатными, так

как и на них предприятие должно обеспечивать нормализованный доход (прибыль) при котором собственник готов продолжать свой бизнес

Слайд 26Инвестиционная политика
Обобщенная оценка структуры и стоимости финансовых источников (пассивов) предприятия может

быть произведена на основе анализа стоимости капитала под которой понимается(выраженная в процентах) средневзвешенная цена, которую предприятие уплатило за денежные средства, использованные для формирования своего капитала.


Слайд 27Инвестиционная политика
Под капиталом предприятия в этом случае понимается сумма долгосрочных обязательств

и собственного капитала предприятия.


Слайд 28Инвестиционная политика
Долгосрочные обязательства – долгосрочные кредиты и займы направляются на увеличение

внеоборотных и системной части оборотных активов, и после возвращения обязательств автоматически увеличивают балансовую стоимость собственного капитала.

Слайд 29Инвестиционная политика
Краткосрочные обязательства направляются на пополнение оборотных средств предприятия, которые переносятся

на себестоимость предприятия.
Процесс роста собственного капитала за счет их использования происходит в случае получения прибыли и направления ее на дальнейшее развитие бизнеса.
Поэтому их учет при определении стоимости капитала осуществляется лишь в случае постоянного использования краткосрочных банковских кредитов

Слайд 30Инвестиционная политика
Это средневзвешенная стоимость капитала (Weighted Average Cost of Capital –WACC)

определяется соотношением и стоимостью долгосрочного заемного и собственного капиталов в пассивной части баланса, и может быть выражена следующей формулой:


Слайд 31Инвестиционная политика


WACC = (%)(1 – НЕ) * ДО/КП + Rck *

CK/КП,
где:
WACC – выраженная в процентах средневзвешенная стоимость капитала предприятия;


Слайд 32Инвестиционная политика

(%) – проценты, выплачиваемые предприятием за привлеченные
долгосрочные

обязательства;
НЕ - ставка налога на прибыль/100%, т.е. сумма уплаченных процентов уменьшается с учетом того, что погашение процентов осуществляется из прибыли до налогообложения
ДП – сумма долгосрочных обязательств предприятия;


Слайд 33Инвестиционная политика
КП – капитал предприятия рассчитывается как сумма

долгосрочных пассивов и собственного капитала предприятия;
Rck – стоимость собственного капитала;
CK – собственный капитал предприятия.


Слайд 34Инвестиционная политика
Таким образом, стоимость существующего капитала предприятия - это цена,

уплаченная за капитал в прошлом.
Предельная цена - цена, которая предприятие должно будет уплатить за воспроизводство этой структуры при нынешних условиях фондового рынка.
Проблемы, связанные с возможностью и целесообразностью управления структурой капитала давно дебатируется среди ученых и практиков.

Слайд 35Инвестиционная политика
. Существует два подхода к этой проблеме:
а) традиционный подход,


б) Теория Модельяни-Миллера.
Последователи первого подхода считают, что а) стоимость капитала фирмы зависит от его структуры;
б) существует оптимальная структура капитала, минимизирующая значение WACC и, следовательно, максимизирующая рыночную стоимость фирмы.

Слайд 36Инвестиционная политика
Основоположники второго подхода утверждают, что при некоторых условиях (прежде всего

при отсутствии налогообложения физических и юридических лиц) стоимость капитала и стоимость фирмы не зависят от структуры капитала, а, следовательно, нельзя наращивать рыночную стоимость за счет изменения структуры капитала. Последнее утверждение иногда называют «принципом пирога», можно по разному делить пирог, но его величина не изменяется.

Слайд 37Инвестиционная политика
Требуемая доходность собственного капитала (Rck) определяется расчетом премии за риск.


Премия за риск - это доход, требуемый инвесторами сверх того уровня, который могут принести вложения, свободные от риска, например, государственные ценные бумаги.
Для определения стоимости собственного капитала существует два подхода, базирующихся на оценке риска вложения средств:
- метод кумулятивного построения;
- модель оценки капитальных активов (САРМ)


Слайд 38Инвестиционная политика
Определение стоимости собственного капитала предприятия методом кумулятивного построения производится следующим

образом:
Определяется уровень безрисковой ставки дохода по государственным ценным бумагам.
К безрисковой ставке дохода прибавляется ряд премий в качестве компенсации за дополнительный риск, связанный с капиталовложениями в данную компанию по сравнению с безрисковыми инвестициями.
Методические указания по определению премий публикуются в специальных журналах, посвященных проблемам оценки бизнеса.


Слайд 39Инвестиционная политика


Слайд 40ПРИМЕР: Расчета ставки доходности для собственного капитала предприятия


Слайд 41ПРИМЕР: Расчета ставки доходности для собственного капитала предприятия


Слайд 42Инвестиционная политика
Модель оценки капитальных активов (САРМ) - определяет премию за риск

компании, соотнеся ее прошлые доходы или доходы отрасли, в которой она действует с поведением рынка ценных бумаг в целом. Использование данной модели основывается долговременном изучении статистики и конъюнктуры рынка акций в течение десятков лет


Слайд 43Инвестиционная политика
Для каждого соотношения исчисляется переменная величина Вeta - показатель систематического

риска, который измеряется коэффициентом ковариации между динамикой доходов или курсов акций на фондовом рынке и динамикой доходов или курсов акций данной фирмы или отрасли в целом.
Ковариация - это статистический показатель, который характеризует меру сходства в динамике амплитуды и направлений изменений двух рассматриваемых величин.


Слайд 44Инвестиционная политика
предприятия, у которых изменение доходности акций равно среднерыночному изменению доходности

по акциям, обращающимся на рынке, имеют значения Beta =1,0.
Это означает, что изменение доходов или стоимости ее акций в точности соответствует средним условиям рынка (рациональные ценные бумаги).

Слайд 45Инвестиционная политика
предприятия, у которых изменение доходности акций больше, чем на рынке,

имеют значение Beta больше 1 и, соответственно, уровень систематического риска для данных компаний больше рыночного (агрессивные ценные бумаг)


Слайд 46Инвестиционная политика
предприятия, у которых изменение доходности акций меньше среднерыночного изменения, имеют

значения Beta меньше 1 и, соответственно, уровень систематического риска для данных компаний меньше рыночного (консервативные ценные бумаги).


Слайд 47Инвестиционная политика
Важным свойством показателя Beta является свойство куммулятивности, что позволяет определить

показатель Beta как для отдельных отраслей, так и инвестиционных портфелей ценных бумаг.


Слайд 48Инвестиционная политика
Стоимость собственного капитала по методу модели оценки капитальных активов определяется

следующим образом:
Rck = r + Beta (R – r), где:
r – безрисковая ставка дохода;
Beta – коэффициент бета для данной компании;
R – среднерыночная ставка дохода рынка ценных бумаг.


Слайд 49Инвестиционная политика
При определении ставок доходности собственного капитала для закрытых компаний (или

небольших открытых компаний) применяется формула:
Rck = r + Beta (R – r) + S1 + S2 + C, где:
r - уровень доходности безрисковых вложений;
Beta (R – r) – премия за риск вложения в данную отрасль деятельности;
S1 + S2 + C – премии за риск вложения в данное конкретное предприятие.


Слайд 50Инвестиционная политика


5.3. КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ НАЦЕЛЕННОЕ НА МАКСИМИЗАЦИЮ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ


Слайд 51Инвестиционная политика
Важным этапом развития теории и практики УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ предприятия стало

возникновение концепции управления нацеленное на максимизацию рыночной стоимости предприятия Value-Based Management (далее по тексту - VBM) и начало ее активного использования в практике бизнеса на рубеже 80–90-х гг. ХХ века

Слайд 52Инвестиционная политика
В основе концепции максимизации стоимости лежит понимание того, что для

акционеров (владельцев) первостепенной задачей является увеличение их финансового благосостояния в результате эффективной эксплуатации объектов владения.


Слайд 53Инвестиционная политика
При этом рост благосостояния акционеров измеряется не объёмом введенных мощностей,

количеством нанятых сотрудников или оборотом компании, а рыночной стоимостью активов, которыми они владеют, т. е. возможностью получать курсовой денежный доход от перепродажи всех или части принадлежащих им акций или долей.


Слайд 54Инвестиционная политика
Книга «Создание акционерной стоимости» [A. Rappaport,1986] была фактически первой, где

системно формулировались основные идеи VBM.


Слайд 55Инвестиционная политика
В работах Альфреда Раппапорта для оценки эффективности работы менеджмента предлагается

показатель SVA (Shareholder Value Added), который определяется как приращение между двумя показателями – стоимостью акционерного капитала после некоторой операции и стоимостью того же капитала до этой операции.


Слайд 56Инвестиционная политика
Часто дается несколько иная трактовка: SVA – это приращение между

расчетной стоимостью акционерного капитала и балансовой стоимостью акционерного (собственного капитала).
Несмотря на существенные различия этих двух подходов между ними есть общее – для определения SVA необходимо определить рыночную стоимость акционерного капитала.
Для этого используются широко известные методы оценки стоимости компании путем дисконтирования денежных потоков.


Слайд 57Инвестиционная политика


SVA = расчетная стоимость акционерного капитала – балансовая стоимость акционерного

капитала


Слайд 58Инвестиционная политика
Последующие ключевые публикации [Stern Stewart, 1991; Коупленд, Коллер, Муррин, 1999]

развили идею А Раппорта и окончательно сформировали каркас концепции VBM.


Слайд 59Инвестиционная политика
Из всех далее разработанных показателей, предназначенных для оценки процесса создания

стоимости компании, самым известным и распространенным является показатель экономической добавленной стоимости (Economic Value Added - EVA) Причина этого в том, что данный показатель сочетает простоту расчета и возможность определения стоимости компании, а также позволяет оценивать эффективность как предприятия в целом, так и отдельных подразделений.


Слайд 60Инвестиционная политика
Показатель EVA вычисляется на основании следующей формулы:
EVA = NOPAT

– Kw * C
где NOPAT – чистая операционная прибыль за вычетом налогов, но до выплаты процентов (Net Operating Profits After Taxes);
Kw – средневзвешенная цена капитала (WACC);
C – стоимостная оценка капитала.


Слайд 61Инвестиционная политика
Экономическая прибыль является мерой стоимости, которая создается компанией в единичный

период времени, и может рассчитываться по следующей формуле:
Экономическая прибыль = инвестированный капитал х (ROIC - WACC)[1]
То есть, экономическая прибыль равна произведению величины инвестированного капитала и разности между рентабельностью инвестированного капитала и затратами на капитал.
[1] Т. Коупленд, Т. Коллер, Д. Мурин. Стоимость компаний: оценка и управление. М.: «Олимп-Бизнес», 2000. – С. 166


Слайд 62Инвестиционная политика
Таким образом EVA является индикатором качества управленческих решений: постоянная положительная

величина этого показателя свидетельствует об увеличении стоимости компании, тогда как отрицательная – о ее снижении.



Слайд 63Инвестиционная политика
Показатель EVA является зарегистрированной торговой маркой, принадлежащей консалтинговой компании Stern

Stewart & Co (основана в 1982г. Дж. Штерном и Дж .Б .Стюартом), , , , , ,


Слайд 64Инвестиционная политика
С помощью показателя EVA можно оценить качество принимаемых управленческих решений.


Положительная динамика этого показателя означает, что компания работает более эффективно, чем рынок в целом, то есть она более привлекательна для инвесторов, следовательно, рыночная стоимость такой компании возрастает.


Слайд 65Инвестиционная политика
Поскольку основной целью менеджмента является увеличение стоимости бизнеса, управление экономической

добавленной стоимостью сводится к обеспечению стабильно неотрицательного значения EVA, то есть обеспечения соответствующего уровня доходности текущих активов и инвестиций.

Слайд 66Инвестиционная политика
Исходя из приведенной формулы расчета показателя EVA, можно сделать выводы

о возможных путях улучшения значения данного показателя:
Увеличение доходов, генерируемых вложенными средствами.
Путем расширения, т.е. инвестирования средств в проекты, рентабельность которых превышает затраты на капитал, вовлеченный в реализацию такого проекта.


Слайд 67Инвестиционная политика
Для оптимизации доходов предприятия следует сотрудничать с наиболее надежными контрагентами,

управлять дебиторской задолженностью и перераспределять капитал между линиями бизнеса.
При этом необходимо сдерживать рост бизнеса, требующего больших вложений капитала, и инвестировать в направления, которые требуют меньших средств.


Слайд 68Инвестиционная политика
Управление стоимостью капитала компании сводится к работе с кредиторами по

привлечению более дешевых займов и регулированию структуры капитала.
Для этого необходимо соблюдать равновесие между стоимостью собственных и заемных средств. Так, привлечь заем зачастую оказывается дешевле, чем использовать собственные средства.


Слайд 69Инвестиционная политика
Рыночную стоимость компании можно рассчитать следующим образом:
Рыночная стоимость компании

= Инвестированный капитал + дисконтированная EVA от существующих проектов + дисконтированная EVA от будущих инвестиций


Слайд 70Инвестиционная политика
Основные недостатки системы управления на основе показателя EVA:
Жёсткая связь

вознаграждения и показателя EVA может привести к принятию решений, направленных на краткосрочные выгоды от снижения расходов и использования активов, у которых закончился срок амортизации;


Слайд 71Инвестиционная политика
Система показателей которая состоит только из финансовых показателей ведёт к

недооценке таких факторов долгосрочного успеха, как знания персонала, информационные технологии, корпоративная культура;
Более ориентирована на краткосрочную перспективу, чем на долгосрочную


Слайд 72Инвестиционная политика
Одним из недостатков показателя EVA, является игнорирование денежных потоков.
Cash

Value Added (CVA) в основе данного показателя лежит концепция остаточного дохода (residual income), а формула его расчета имеет следующий вид:
CVA = AOCF – WACC * TA
где:
AOCF (Adjusted Operating Cash Flows) – скорректированный операционный денежный поток;
WACC – средневзвешенная цена капитала;
TA – суммарные скорректированные активы.


Слайд 73Инвестиционная политика
В последнее время все большее число специалистов отдают предпочтение именно

данному критерию создания стоимости, т.к., в качестве отдачи от инвестированного капитала используется потоковый показатель – денежные потоки (cash flows);


Слайд 74Инвестиционная политика


5.4. Формирование внутренних и внешних бизнес-планов предприятия


Слайд 75Инвестиционная политика
Важным моментом выбора инвестиционной политики предприятия является разработка стратегии его

будущего развития.
Одним из популярных методов разработки стратегии развития предприятия является МЕТОД СИТУАЦИОННОГО АУДИТА или SWOT - АНАЛИЗ

Слайд 76Инвестиционная политика
SWOT- АНАЛИЗ это метод изучения сильных (Strengths) и слабых (Weakness)

сторон организации, ее возможностей (Opportunities) и угроз (Threats) со стороны окружения, который широко используется при маркетинговых исследованиях, но может применятся для разработки стратегии развития предприятия.


Слайд 77Инвестиционная политика
Метод ситуационного аудита – «SWOT – АНАЛИЗ» по своей сущности

это метод "Мозговой атаки» когда разработка стратегии развития фирмы проводится в результате проведения нескольких производственных совещаний, участие в которых принимает высший и средний менеджмент предприятия.

Слайд 78Инвестиционная политика
Алгоритм разработка стратегии антикризисного управления включает основные следующие основные

этапы:


Слайд 79Инвестиционная политика
Этап 1. Определение Миссии фирмы
Основной целью и результатом данного этапа

является определение, какие направления деятельности предприятия могут вывести предприятие из кризиса. Проанализировать и определить на какого потребителя и какие имеющиеся и перспективные «ниши» рынка должно ориентироваться предприятие для преодоления кризиса и обеспечения своего дальнейшего развития, то есть должна быть четко определена связь «продукт-потребитель».

Слайд 80Инвестиционная политика
Этап 2 Определение генеральной цели развития
Основные требования к Генеральным целям,

формируемых на каждом этапе, следующие:
1. Глобальность;
2. Конкретность ;
3.Реальность (достижимость в запланированный срок);
4. Измеримость достижения (количественная или качественная).
Поэтому крайне важным является определение периода планирования достижения Генеральной цели, который в значительной степени зависит от уровня кризиса переживаемого предприятием и стабильности внешней среды и, обычно, он составляет от 3 до 5 лет.

Слайд 81
Этап 3.Проведение ситуационного анализа предприятия по реализации Миссии и достижению поставленных

целей развития
На этом этапе в результате коллективного обсуждения (мозговой атаки) определяются: Сильные, Слабые стороны сегодняшнего состояния предприятия, Угрозы и Возможности предприятия по достижению поставленной цели.

Слайд 82Инвестиционная политика
Считается, что Сильные и Слабые стороны определяются, прежде всего, внутренними

(эндогенными) факторами эффективности управления деятельностью предприятия, а Угрозы и Возможности определяются внешними (экзогенными) условиями рыночной среды, в которой функционирует предприятие. Обсуждение (SWOT – процедура) проводится целенаправленно по различным основным сферам деятельности,


Слайд 83Направления проведения SWOT – процедуры


Слайд 84Направления проведения SWOT – процедуры


Слайд 85Инвестиционная политика
Как показывает практика, предварительные проекты Миссии и Генеральных целей развития

предприятия, как правило, осуществляется высшим (Топ-менеджментом) фирмы, поэтому при проведении первоначальных этапов SWOT–АНАЛИЗА крайне важным является реакция на них менеджеров среднего звена и выработка единого мнения по поводу реальности и эффективности стратегии вывода предприятия из кризиса.


Слайд 86Инвестиционная политика
Как считают специалисты по стратегическому планированию, именно средний менеджмент предприятия

лучше всех знает о внутреннем состоянии и проблемах предприятия и о его возможностях и перспективах в будущем. Поэтому, как показывает практика, если обсуждение (ситуационный анализ) проведен успешно – менеджеров удалось «разговорить», то руководство предприятия получает гораздо более полную и объективную информацию, чем при привлечении высококвалифицированных внешних экспертов и консультантов

Слайд 87Инвестиционная политика
Этап 4. Разработка мероприятий по достижению поставленной Генеральной цели
Данный этап

является логическим продолжением предыдущего этапа и продолжением «мозговой атаки», когда участникам совещания предлагается дать свои предложения (мероприятия), направленные на развитие Сильных сторон, преодоление Слабых сторон и Угроз, реализации имеющихся Возможностей для достижения поставленной Генеральной цели

Слайд 88Инвестиционная политика
Необходимым условием данного этапа являются: исключение критики предложений и вопросов,

связанных с возможностью финансового обеспечения предлагаемых мероприятий.
Этап проводится в следующей последовательности:


Слайд 89Инвестиционная политика
Все мероприятия обсуждаются по сферам деятельности и записываются по мере

их предложения.
После окончания обсуждения, список мероприятий размножается и передается участникам совещания с просьбой проран жировать мероприятия по степени их важности (значимости) для достижения поставленных целей.
Списки собираются, анализируются и обрабатываются, в результате чего составляется новый список, где мероприятия выстраиваются по степени важности, то есть первым в списке – мероприятие набравшее минимальную сумму мест, на последнем мероприятие набравшее максимальную сумму мест по результатам обработки списков участников

Слайд 90Инвестиционная политика
Если несколько мероприятий набирает одинаковую сумму мест, то список этих

мероприятий передается участникам совещания для их дальнейшего ранжирования. Например. 3 ряд мероприятий по сумме баллов заняли 8 место, списки с этими мероприятиями для ранжирования по важности опять передается участникам совещания, после обработки которых, определяется, какие мероприятий заняли, соответственно, 8,9 и10 места.
После окончания процедуры проводится окончательное обсуждение полученного списка, в результате которого часть мероприятий, занявшие последние места, как правило, исключаются или из-за своей незначительности или очевидной недостижимости в планируемые сроки.

Слайд 91Инвестиционная политика
Этап 5. Распределение мероприятий по годам планируемого периода
Этот этап является

заключительным в процедуре ситуационного анализа, в результате его проведения участниками совещания определяется последовательность осуществления мероприятий по выводу предприятий из кризиса и ответственные за разработку механизма их реализации, которые отражаются в виде следующей таблицы.

Слайд 92Инвестиционная политика


Слайд 93Инвестиционная политика
После этого, процедура ситуационного анализа заканчивается. Очевидно, что в результате

этой процедуры руководство предприятия не получит окончательного варианта реструктуризации предприятия, но оно получит необходимую информацию и понимание направлений ее реализации.
Крайне важным в вышеописанной процедуре является коллективный характер поиска решения проблемы выхода из кризиса, стоящей перед менеджментом предприятия, поэтому эта процедура также может быть рекомендована для молодых быстро развивающихся предприятий по мере перехода к следующей стадии развития, который часто является причиной возникновения кризисной ситуации.

Слайд 94Инвестиционная политика

Проект мероприятий
по финансовому оздоровлению предприятия


Слайд 95Инвестиционная политика
Проведение процедуры ситуационного аудита необходимо и для предприятий в условиях,

возникших производственных конфликтов или кардинальной смены руководства, например при введении процедуры внешнего управления. В этом случае для участия в совещании рекомендуется приглашение квалифицированного психолога или социолога, который сможет определить сущность имеющих место конфликтов, формальных неформальных лидеров, неконструктивно настроенную (деструктивную) часть менеджмента, что должно быть учтено при реструктуризации организационной и управленческой структуры предприятия

Слайд 96Инвестиционная политика
Условия задачи:
Господин Н. решил начать свое дело по доставке и

продаже овощей (картофеля).
Предварительный анализ рынка показал, что есть возможность сбыта картофеля на сумму $ 5 000 в месяц при закупочной цене $ 3 000 в месяц.
Для организации дела необходимы следующие единовременные (инвестиционные) вложения :
закупка микро грузовика стоимостью $ 4000; (Полезный срок службы 5 лет, амортизация 20% в год)
дополнительные затраты по техническому переоборудованию грузовика $ 2 500;
первоначальные оборотные средства $ 500;
оформление годовой торговой лицензии на год $ 100.

Слайд 97Инвестиционная политика
Текущие затраты следующие:
аренда гаража $ 500 в квартал на условиях

предоплаты за месяц до начала срока аренды;
ежемесячная закупка овощей $ 3 000;
фонд заработной платы грузчика $ 250;
расходы по эксплуатации грузовика $ 350;
прочие расходы $ 100;
оплата собственного труда господина Н. $ 500.
В настоящее время господин Н. обладает свободными денежными средствами в размере $ 3000.

Слайд 98Инвестиционная политика
Необходимо рассчитать:
1. Сумму необходимых дополнительных инвестиций или банковского кредита;
2.

Расчет возвратности кредита
В связи с отсутствием достаточного обеспечения банк выдает кредит из расчета 24% годовых на следующих условиях:
а) с уплатой ежеквартальных процентов по кредиту;
б) с уплатой кредита начиная со второго квартала с начала деятельности и со сроком погашения через 1,5 года последующему графику: 2 кв -10%; 3 кв. -20%; 4кв -20%; 5 кв. -25%; 6кв. – 25% от общей суммы кредита
3. Составить Отчет о прибылях и убытках, Отчет о движении денежных средств; Баланс предприятия за 1 год работы
4. Провести расчет эффективности инвестиций ( Простой срок окупаемости, NPV, IRR

Слайд 99Инвестиционная политика


5.5. Слияния и поглощения
M&A (Mergers and Acquisitions)


Слайд 100Инвестиционная политика
В настоящее время использование компаниями механизмов слияний и поглощений в

качестве стратегии дает им неоспоримые преимущества. Можно однозначно констатировать, что сегодня это самый эффективный инструмент конкурентной борьбы.

Слайд 101Инвестиционная политика
Доходность компании напрямую связана с ее местом на рынке, и

успешность выработанной стратегии роста во многом зависит от того, насколько быстро и качественно компания сможет выйти на тот уровень, который позволит ей диктовать свои условия рынку. И в этом смысле стратегия M&A как нельзя лучше отвечает поставленным задачам.

Слайд 102Инвестиционная политика
Активная экспансия иностранного капитала, продолжающийся передел собственности, усиление роли государства,

реформирование корпоративного и налогового законодательства дают предпосылки активным сделкам купли-продажи, открывает перед компанией широкие перспективы роста

Слайд 103Инвестиционная политика
Российский рынок слияний и поглощений все больше набирает обороты, вовлекая

в свой круговорот все большее количество участников, и задействует огромные финансовые ресурсы.
Так, например, за первое полугодие 2006г. российский рынок М&A вырос на 57% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, составив $24 млрд, в то же время только за первый квартал 2007г. на российском рынке M&A было совершено сделок на $25,2 млрд (9,8% от ВВП). Источник – www.mergers.ru.


Слайд 104Инвестиционная политика
Cлияния это синоним дружественному поглощению - финансовой сделки, в результате

которой происходит объединение двух или более корпораций в одну, сопровождающееся конвертацией акций сливающихся корпораций, сохранением состава собственников и их прав.


Слайд 105Инвестиционная политика
Поглощения — оплаченная сделка, в результате проведения которой происходит переход

прав собственности на предприятие. В сделке участвуют две стороны: предприятие-покупатель и предприятие-цель. Типы: а) дружеское поглощение; б) жесткое, враждебное поглощение.


Слайд 106Инвестиционная политика
В современном корпоративном менеджменте выделяют множество разнообразных типов слияний и

поглощений компаний. В качестве наиболее важных признаков при типологии этих процессов можно назвать: характер интеграции компаний; национальную принадлежность объединяемых компаний; отношение компаний к слияниям; способ объединения потенциала; условия слияния; механизм слияния.


Слайд 107Инвестиционная политика
В зависимости от национальной принадлежности объединяемых компаний можно выделить два

вида слияния компаний:
∙        национальные слияния — объединение компаний, находящихся в рамках одного государства;
∙        транснациональные слияния — слияния компаний, находящихся в разных странах, приобретение компаний в других странах.
Учитывая глобализацию хозяйственной деятельности, в современных условиях характерной чертой становится слияние и поглощение не только компаний разных стран, но и транснациональных корпораций.

Слайд 108Инвестиционная политика
В зависимости от отношения управленческого персонала компаний к сделке по

слиянию или поглощению компании можно выделить:
∙        дружественные слияния — слияния, при которых руководящий состав и акционеры приобретающей и приобретаемой (целевой, выбранной для покупки) компаний поддерживают данную сделку;
∙        враждебные слияния — слияния и поглощения, при которых руководящий состав целевой компании не согласен с готовящейся сделкой и осуществляет ряд противозахватных мероприятий. В этом случае приобретающей компании приходится вести на рынке ценных бумаг действия против целевой компании с целью ее поглощения.


Слайд 109Инвестиционная политика
В зависимости от способа объединения потенциала можно выделить следующие типы

слияния:
∙        корпоративные альянсы — это объединение двух или нескольких компаний, сконцентрированное на конкретном отдельном направлении бизнеса, обеспечивающее получение синергического эффекта только в этом направлении, в остальных же видах деятельности фирмы действуют самостоятельно. Компании для этих целей могут создавать совместные структуры, например, совместные предприятия;
предприятия — этот тип слияния имеет место тогда, когда объединяются все активы вовлекаемых в сделку фирм.

Слайд 110Инвестиционная политика
В свою очередь, в зависимости от того, какой потенциал в

ходе слияния объединяется, можно выделить:
        производственные слияния — это слияния, при которых объединяются производственные мощности двух или нескольких компаний с целью получения синергического эффекта за счет увеличения масштабов деятельности;


Слайд 111Инвестиционная политика
финансовые слияния — это слияния, при которых объединившиеся компании не

действуют как единое целое, при этом не ожидается производственной экономии, но имеет место централизация финансовой политики, способствующая усилению позиций на рынке ценных бумаг, в финансировании инновационных проектов.

Слайд 112Инвестиционная политика
Одним из основополагающих направлений анализа интеграционных процессов рынка корпоративного контроля

является лежащая в их основе мотивация, то есть причины, побуждающие участников рынка к осуществлению интеграции.
Основная теория, объясняющая причины проведения интеграционных процессов, заключается в возникновении синергического эффекта в результате осуществления интеграции и последующей совместной деятельности


Слайд 113Инвестиционная политика
Синергия (греч. synergeia – сотрудничество, содружество) – совместная деятельность двух

или более объектов, в результате которой создается эффект/результат от их взаимодействия в дополнение к результатам, получаемым каждым по отдельности.
Формула синергии =1+1>2


Слайд 114Инвестиционная политика
Источники синергического эффекта:
∙        Единовременные источники синергического эффекта – источники, которые

можно использовать лишь однажды, и соответственно лишь один раз они окажут положительное влияние на отчетность компании.
∙        Постоянные источники чаще всего связаны с сокращением постоянных затрат или с увеличением объема продаж в течение нескольких лет.
∙        Источники, связанные с экономией капитальных затрат, не оказывают непосредственного влияния на показатели финансовой отчетности, но зато генерируют дополнительные денежные потоки в будущем.


Слайд 115Инвестиционная политика
Основные источники синергии связаны со следующими факторами: приростом объема продаж,

экономией на расходах, не связанных с оплатой труда, экономией на капитальных затратах.
Данные факторы(мотивы) можно условно разделить на операционные, финансовые, инвестиционные и стратегические


Слайд 116Инвестиционная политика
Операционные мотивы
К этой группе, в первую очередь относится такой мотив

как экономия за счет масштабов деятельности. Чем выше доля постоянных расходов участников, тем больший положительный эффект можно получить.
В качестве продолжения следует рассмотреть экономию за счет направления интеграции. При горизонтальной интеграции происходит снижение части производственных затрат и устранение дублирующих функций. При вертикальной интеграции снижаются издержки транзакций.


Слайд 117Инвестиционная политика
Следующая причина характеризуется возможностью наращивать ресурсы и присутствие на рынке

за счет роста занимаемой доли или снижения конкуренции. Целесообразно выделить и комбинирование взаимодополняющих ресурсов при интеграции.

Слайд 118Инвестиционная политика
Финансовые мотивы:
       1. Мобилизация финансовых ресурсов
  2. Возможность использования избыточных

ресурсов участников
    3. Диверсификация
4. Экономия на налоговых платежах.
     5. Снижение затрат на финансирование. Стоимость привлечения капитала для каждого из участников, как правило, выше.


Слайд 119Инвестиционная политика
∙        Следует выделить два существенных элемента – налоговые льготы и

снижение налоговой базы. В первом случае речь идет о возможности использования льгот участников, не способных самостоятельно и в полной мере ими пользоваться. Пример – освобожденные от уплаты налога на имущество предприятия по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, организации инвалидов. Снижение налоговой базы учитывает использование больших амортизационных отчислений прошлых лет или значительных убытков прошлых лет для снижения налогооблагаемой базы.


Слайд 120Инвестиционная политика
Инвестиционные мотивы
❖     Приобретение имущества, нематериальных активов
❖     Реализация дублирующих активов, непрофильного

имущества
❖     Рост показателя прибыли на акцию. Рост обусловлен исключительно математическим эффектом и носит краткосрочный характер.


Слайд 121Инвестиционная политика
Стратегические мотивы
∙        Улучшение координации бизнес-процессов и повышение эффективности управления.
∙        Приобретение

менеджмента
∙        Расширение клиентской базы
∙        Давление на конкурента через приобретения прав над ним
∙        Экономия на научно-исследовательских разработках и размещение временно свободных ресурсов
Соответствие законодательным нормам. В этой связи можно отметить соответствие размера собственного капитала нормативным документам, регламентирующий минимальный размер данного показателя, наличие лицензии/сертификата для ведения или создания того или иного направления, соответствие состава учредителей.

Слайд 122Инвестиционная политика
При проведении операций по слияниям и поглощениям большую роль играет

финансовый анализ, инструментарий которого на любых стадиях этого процесса позволяет оценить:
1.      Риски, влияющие на результат проведения операций по слияниям и поглощениям;
2.      Выбор компании-цели для операции по слияниям и поглощениям;
3.      Определение предварительной стоимости компании-цели (перспективная оценка);
4.      Результат проведения операций по слияниям и поглощениям (ретроспективная оценка), в части:
∙          Синергического эффекта;
∙          Снижения рисков новой компании;
∙          Результат от спекулятивной операции и т.д.
 


Слайд 123Инвестиционная политика
Влияние слияний и поглощений на повышение рыночной стоимости компании было

предметом многих научных исследований. Эти исследования имеют пять общих выводов:
1.                                     Акционеры компании-цели получают от соглашений о слиянии положительную доходность. Ряд исследований показал, что при дружественных предложениях владельцы обыкновенных акций компании-цели получают статистически значимую положительную аномальную доходность. Источник этой доходности может быть связан с премиями, получаемыми владельцами акций компании-цели.


Слайд 124Инвестиционная политика
2.Акционеры целевой компании могут получать еще более значительную положительную доходность

от тендерных предложений. Владельцы обыкновенных акций компании — цели враждебного тендерного предложения также получают статистически значимую положительную доходность. Процесс враждебных торгов может создавать конкурентную среду, которая повышает заявку покупающей компании и делает доходность для акционеров компании-цели еще более высокой, чем в случае дружественной сделки.

Слайд 125Инвестиционная политика
            3. Владельцы облигаций и привилегированных акций компании-цели выигрывают от поглощений.

И владельцы привилегированных акций, и владельцы облигаций компании-цели выигрывают от поглощения компании-эмитента. С учетом того, что покупатели обычно крупнее своих целей, слияние с покупателем как дополнительным источником защиты должно снижать риск привилегированных акций и облигаций, что делает их более ценными. Как и в случае с влиянием на обыкновенные акции компании-цели, это является выводом на уровне интуиции.


Слайд 126Инвестиционная политика
     4.            Акционеры приобретающей компании имеют тенденцию получать в результате слияния

нулевую или отрицательную доходность. Акционеры приобретающей компании обычно не выигрывают материально, когда их компании занимаются поглощениями. Такой эффект является либо статистически незначимым, либо до некоторой степени отрицательным.

Слайд 127
Предположительно, это отражает тот факт, что рынки выражают скептицизм в отношении

того, что покупатель сможет достичь синергических выгод, способных перекрыть уплаченную за компанию-цель премию. Тот факт, что реакция акций покупателя выражена в меньшей степени, чем реакция акций компании-цели, обусловлен тем, что компании-покупатели обычно крупнее компаний-целей.


Слайд 128Инвестиционная политика
       5.          Акционеры приобретающих компаний обычно не получают повышения доходности от

тендерных предложений или такое повышение незначительно. Доходность акционеров поглощающей компании в результате враждебных предложений не является впечатляющей. Есть некоторые свидетельства того, что может иметь место реакция курса акций, варьирующаяся от слегка положительной до нулевой.


Слайд 129Инвестиционная политика
При проведении операций по слияниям и поглощениям большую роль играет

финансовый анализ, инструментарий которого на любых стадиях этого процесса позволяет оценить:
1.      Риски, влияющие на результат проведения операций по слияниям и поглощениям;
2.      Выбор компании-цели для операции по слияниям и поглощениям;
3.      Определение предварительной стоимости компании-цели (перспективная оценка);
4.      Результат проведения операций по слияниям и поглощениям (ретроспективная оценка), в части:
∙          Синергического эффекта;
∙          Снижения рисков новой компании;
∙          Результат от спекулятивной операции и т.д.
 


Слайд 130Инвестиционная политика
В сделках за деньги акционеры компании-цели немедленно реализуют свои выгоды,

в то время как акционеры покупающей компании принимают риск, что синергические эффекты перекроют уплаченные премии и другие издержки, связанные с поглощением. В сделке, финансируемой акциями, риск успеха разделяют акционеры обеих компаний.


Слайд 131Инвестиционная политика
Коэффициент конвертации — это количество акций компании-покупателя, предлагаемых за каждую

акцию компании-цели. Число предлагаемых акций зависит от ценности компании-цели с точки зрения покупателя. И покупатель, и продавец проводят оценку компании-цели, и на основе этого покупатель определяет максимальную цену, которую он готов заплатить, а компания-цель определяет минимум, который она готова принять.

Слайд 132Инвестиционная политика
В рамках этого диапазона фактическая цена соглашения будет зависеть от

других инвестиционных возможностей каждой стороны и их относительного умения вести переговоры. Основываясь на оценке компании-цели, покупатель определяет цену за акцию, которую предлагает уплатить. Коэффициент конвертации определяется путем деления цены предложения за акцию на рыночную цену акции покупателя. Рассмотрим практический пример: Компания «А» сделала предложение на покупку компании «Б».

Слайд 133Инвестиционная политика


Слайд 134Инвестиционная политика
Предположим, что, основываясь на своей оценке компании «Б», компания «А»

определила, что готова предложить 65 долл. за каждую акцию компании «Б». Это представляет собой 30%-ную премию сверх рыночной цены 50 долл. компании «Б» до слияния.

Слайд 135Инвестиционная политика
Выраженное в акциях компании «А», предложение по 65 долл. за

акцию эквивалентно части акции компании «А», равной 65/150 (150 долл. — это цена акции United).
Коэффициент конвертации = цена предложения/цена акции компании-покупателя = 65 долл. /150 долл. = 0,43.


Слайд 136Инвестиционная политика
Исходя из этого компания «А» может рассчитать общее число акций,

которые она должна будет предложить, чтобы совершить предложение на покупку 100% компании «Б»:
Общее число акций, которое должна будет дополнительно эмитировать компания «А» = цена предложения * общее количество акций компании-цели в обращении/цена покупателя = $65 * 2 000 000/$ 150 = 866 666,67 акции.

Слайд 137Инвестиционная политика
Прибыль на акцию итоговой компании
Расчет EPS итоговой компании показывает влияние

слияния на EPS по­купателя:
Объединенная прибыль = $50 000 000 + $10 000 000. Всего акций в обращении = 5 000 000 + 866 666,67


Слайд 138Инвестиционная политика


Слайд 139Инвестиционная политика
EPS компании «А» вырастет, если сделка будет совершена. Рассмотрим влияние

на EPS, если за компанию «Б» будет предложена более высокая цена.
Предположим, что компания «Б» отвергает первое предложение по 65 долл. за акцию. Предположим далее, что этот отказ основан частично на собственном внутреннем анализе компании «Б», показывающем, что стоимость компании «Б» должна быть по меньшей мере 75 долл. за акцию. Компания «Б» также считает, что ее стоимость для компании «А» значительно превосходит 75 долл. В результате напряженных переговоров компания «А» достигает соглашения по 90 долл. за акцию.


Слайд 140Инвестиционная политика
Чтобы увидеть влияние этого на EPS итоговой компании, мы должны

будем пересчитать предыдущий анализ, используя более высокую цену предложения:
Коэффициент конвертации = цена предложения/цена акции компании-покупателя = $90/$ 150 = 0,60.
Общее число акций, которое должна будет дополнительно эмитировать компания «А» = цена предложения * общее количес­тво акций компании-цели в обращении/цена акции компании-покупателя = $90 * 2 000 000/$ 150 = 1 200 000


Слайд 141Инвестиционная политика


Слайд 142Инвестиционная политика
В результате более высокого предложения по 90 долл. за акцию

EPS компании «А» уменьшилась. Это является примером разводнения акций , то есть уменьшение величины EPS.


Слайд 143Инвестиционная политика
Слияния могут повысить эффективность объединившихся компаний, но они же могут

и ухудшить результаты текущей производственной деятельности, усилить бремя бюрократии. Чаще всего очень сложно заранее оценить, насколько велики могут быть изменения, вызванные со слиянием или поглощением. Но и результаты множества исследований по измерению чистого эффекта уже произведенных слияний и поглощений дают очень противоречивые, зачастую абсолютно противоположные, выводы.

Слайд 144Инвестиционная политика
По данным журнала «Слияния и поглощения», 61% всех слияний и

поглощений компаний не окупает вложенных в них средств. Экспертами обычно указываются три причины неудачи слияний и поглощений:
неверная оценка поглощающей компанией привлекательности рынка или конкурентной позиции поглощаемой (целевой) компании;
недооценка размера инвестиций, необходимых для осуществления сделки по слиянию или поглощению компании;
ошибки, допущенные в процессе реализации сделки по слиянию.

Слайд 145Инвестиционная политика
Поглощающие компании порой неверно оценивают активы интересующих их компаний или

их обязательства. Например, можно недооценить издержки, сопряженные с модернизацией оборудования в этой компании, или ее обязательства по гарантийному обслуживанию бракованной продукции. Существенно могут повлиять на эффективность слияния обязательства поглощаемой компании по охране окружающей среды. Если операции этой компании приводят к загрязнению среды, все затраты в этом случае, скорее всего, будут возложены на плечи поглощающей компании

Слайд 146Инвестиционная политика
Очень часто недооцениваются необходимые инвестиции для осуществления сделки по слиянию

или поглощению. Ошибки в оценке стоимости будущей сделки могут быть очень внушительными. Например, при поглощении BMW компании Rover приблизительная стоимость последней составляла 800 млн. фунтов, а необходимые в последующие пять лет после слияния инвестиции – 3,5 млрд.

Слайд 147Инвестиционная политика
Многие слияния, которые казались экономически обоснованными, потерпели неудачу из-за ошибок,

допущенных в процессе их осуществления. Иногда менеджеры не могли справиться с трудностями, обусловленными интегрированием двух компаний с различными особенностями производственного процесса, бухгалтерского учета, корпоративной культуры.

Слайд 148Инвестиционная политика
Ценность многих компаний прямо зависит от таких специфических активов, как

человеческие ресурсы, – профессионализма менеджеров, квалификации рабочих, инженеров, исследователей. Смена хозяина приводит к пересмотру сложившихся критериев оценки персонала и традиций планирования карьеры, к изменению приоритетов расходования средств, к изменению относительной важности отдельных функций управления и, следовательно, к ломке неформальной структуры

Слайд 149Инвестиционная политика
Кроме того, если менеджеры поглощаемой компании имеют определенную долю в

ее капитале, их мгновенное превращение из собственников в наемных работников негативно сказывается на мотивации, и в результате они начинают хуже работать. Если эти специалисты не будут чувствовать себя удовлетворенными своим положением в новой компании, образованной после слияния, лучшие из них уйдут из нее.

Слайд 150Инвестиционная политика
Как показывают исследования. только 20-45% от общего числа слияний и

поглощений действительно оказываются успешными. Остальные же терпят неудачу и не оправдывают возлагаемых на них надежд. Возникает закономерный вопрос: «Почему?». И что необходимо сделать, чтобы этого избежать?


Слайд 151Инвестиционная политика
Условно, процесс интеграции двух компаний можно подразделить на два уровня,

первый из которых можно назвать стратегическим, а второй — инфраструктурным.
Большинство компаний сталкиваются с проблемами уже на первом уровне. Одним из подводных камней на пути новой компании становится полное непонимание, а зачастую и неприятие всего происходящего со стороны главных заинтересованных лиц: персонала, клиентов и акционеров.

Слайд 152
Это происходит из-за того, что на момент подписания договора в большинстве

компаний отсутствуют четко сформулированные цели слияния (т.е. ответ на вопрос 3ачем?) И понимание выгод всех участвующих в сделке сторон. Преодолеть это препятствие могут лишь те компании, которые еще до подписания соглашения о слиянии имеют четко разработанную стратегию интеграции.


Слайд 153Инвестиционная политика
Однако у компаний, успешно прошедших первый уровень, могут появиться проблемы

на следующем этапе, когда на повестку дня выходит интеграция инфраструктуры двух компаний.
Как известно, инфраструктура компании основывается на пяти составляющих: бизнес-процессах, организационной структуре, корпоративной культуре, персонале и информационных технологиях. И на каждой из этих ступеней компания может столкнуться с «непредвиденными» обстоятельствами в процессе слияния. Каждое из них может сыграть критическую роль

Слайд 154Инвестиционная политика
Как показывает опыт слияний, произошедших во второй половине 90-х годов,

большинство компаний в самых различных отраслях при объединении остро ощутили различие корпоративных культур, и некоторые из них даже были вынуждены признать поражение и после 2-3 лет усилий предпочли расторгнуть неудачный «брак». Многие известнейшие фирмы только ценой огромных усилий (финансовых и временных затрат) смогли так или иначе преодолеть различие корпоративных культур.

Слайд 155Инвестиционная политика
Специального обсуждения заслуживает вопрос об объединении информационных систем в единое

целое. Необходимо отметить, что степень интеграции информационных систем напрямую зависит от выбранной формы интеграции компаний. Чтобы не столкнуться здесь с неприятными неожиданностями, необходимо — до того, как приступить к объединению – определить технологические аспекты слияния.

Слайд 156
У руководства обычно есть выбор: приспособить одну компанию под технологию и

процессы другой, создать гибрид из двух систем, совершенно новую платформу для объединенной компании. В этом решении приходится принимать в расчет все уровни — от компьютеров и программного обеспечения до стандартов качества и инфраструктуры

Слайд 157Инвестиционная политика
Одним из главных факторов успеха любого объединения является скорость. Чем

быстрее происходят интеграционные процессы, тем больше вероятность успешного завершения слияния. Скорость определяется своевременным планированием.

Слайд 158Инвестиционная политика
Существуют три различных подхода:
Некоторые компании начинают разрабатывать интеграционные планы непосредственно

после официального подписания документов о слиянии.
Другие же задумываются о планировании столь ответственной фазы еще на стадии подписания документов.
А есть и такие, которые начинают этот процесс еще раньше, задолго до официального объявления об объединении, т.е. на стадии разработки общей стратегии.
Как показывает исследования, наиболее вероятен успех слияния в тех случаях, когда планирование начиналось еще на стадии разработки стратегии

Слайд 159Инвестиционная политика
Можно сказать, что успех слияния во многом зависит от следующих

факторов:
• наличия четко определенных целей объединения;
• понимания выгод, которые принесет присоединение;
• наличия разработанной стратегии роста и интеграции;
• наличия детального плана интеграционного процесса;
• понимания законодательных аспектов слияния;
• наличия информационной стратегии для персонала, государственных органов, инвесторов и акционеров;
• проведения детального исследования партнера;
• наличия группы профессионалов, руководящих процессом слияния.

Слайд 160Инвестиционная политика
С первого дня объявления о слиянии, необходимо, прежде всего, поддерживать

высочайший уровень обслуживания клиентов. Сколько бы сил и внимания ни требовали внутренние проблемы, связанные с объединением. Клиент этого замечать не должен. Главным активом каждой из компаний зачастую является клиентская база, и потеря клиентов может существенно увеличить затраты на слияние

Слайд 161Инвестиционная политика


Особенности слияний и поглощений в России


Слайд 162Инвестиционная политика
В России процессы слияний банков и промышленных предприятий начались в

начале 90-х годов (формирование официальных и неофициальных финансово-промышленных групп). В результате изменения макроэкономических условий в конце 90-х годов появились рентабельные нефинансовые предприятия с достаточно большими потоками свободных денежных средств.

Слайд 163Инвестиционная политика
В то же время они столкнулись с объективными ограничениями для

дальнейшего роста за счет вынужденного взаимодействия с неплатежеспособными потребителями продукции, завышающими стоимость сырья поставщиками, конкурентами из той же отрасли.

Слайд 164Инвестиционная политика
Формируются межотраслевые технологические цепочки, предназначенные для более эффективного управления активами.

Цели — получение синергического эффекта за счет экономии «на масштабе», снижения издержек на управление, финансирование, маркетинг; совершенствование технологических цепочек; увеличение доли рынка.


Слайд 165Инвестиционная политика
Однако спецификой российских слияний и поглощений является то, что они

практически не затрагивают организованный фондовый рынок и рыночная цена акций на вторичном рынке не имеет существенного значения.
В отличие от традиционных зарубежных форм слияний и поглощений с достаточно высокой долей добровольных, «дружественных» слияний, в России они практически всегда носят жесткий, вынужденный характер. Одна из основных проблем российских слияний и поглощений — практически поголовная идентичность топ-менеджеров предприятий и его владельцев.


Слайд 166Инвестиционная политика
Если в Европе амбиции менеджеров достаточно часто становятся серьезной но

разрешимой проблемой при слияниях двух публичных компаний, то для российского собственника, одновременно являющегося менеджером, слияние с более крупным конкурентом часто воспринимается как проигрыш конкуренту. Обойти такие проблемы удается лишь при четком понимании ролей и задач партнеров в слиянии.

Слайд 167Инвестиционная политика
Одна из наиболее распространенных форм поглощения — скупка акций у

миноритарных акционеров (сотрудников предприятия или внешних акционеров) — тем проще, чем менее ликвидны акции компании (акционеры не знают их реальную стоимость и готовы продать по достаточно низкой цене). Еще один широко распространенный в России способ агрессивного поглощения компаний — механизм банкротства (скупка долгов).


Слайд 168Инвестиционная политика
Еще одна особенность российских корпоративных слияний и поглощений — более

высокие требования к доле в акционерном капитале для осуществления контроля над предприятием. Если в США в условиях распыленности акционерного капитала пакет в 15–25% акционерного капитала может рассматриваться как контрольный, то в России и контрольного (50% + 1 голос) обычно оказывается недостаточно, так как все ключевые решения требуют одобрения квалифицированным большинством (75% + 1 голос). Поэтому для снятия постоянной угрозы «блокирования» всех решений необходимо приобретать долю не менее 75% + 1.

Слайд 169Инвестиционная политика
В целом происходящий в России процесс слияний и поглощений является

позитивным для повышения эффективности и конкурентоспособности компаний. Формирование крупных холдингов, управляемых платежеспособным эффективнымсобственником (обычно — экспортером), предоставляет «безнадежным» сегодня предприятиям уникальную возможность привлечения инвестиций, модернизации производства

Слайд 170Инвестиционная политика
Затратная часть слияний и поглощений является основным фактором, ограничивающим развитие

рынка слияний и поглощений в России. Это вызвано неразвитостью отечественной финансово-кредитной системы (в том числе проблемами в области страхования сделок M&A), наличием барьеров при привлечении зарубежных инвестиций (а также высокой стоимостью их обслуживания), неразвитостью отечественного фондового рынка как одного из источников привлечения необходимых заемных средств.

Слайд 171Инвестиционная политика
В итоге общая стоимость проекта от его планирования до интеграции

приобретенного объекта в единую производственную структуру может возрасти примерно на 70% от его первоначальной стоимости. Вот почему многие, даже цивилизованные, игроки рынка M&A прибегают к услугам рейдеров, так как это позволяет существенно сократить первоначальные расходы

Слайд 172Инвестиционная политика
Анализируя показатели, влияющие на эффективность слияний и поглощений, не стоит

забывать о таком факторе, как благоприятная рыночная конъюнктура. Данный параметр дает всплеск активности сделок M&A в той или иной отрасли, секторе рынка.

Слайд 173
Например, в 2005 г. произошел резкий приток инвестиций в химическую и

нефтехимическую отрасли. Этому способствовала благоприятная рыночная конъюнктура, позволившая химической индустрии значительно поправить свое положение по сравнению с прошедшим периодом. Однако подобное оживление способствовало также активизации игроков M&A, что вылилось в начало второго этапа консолидации химической отрасли.



Слайд 174Инвестиционная политика
В начале 2006 г. в сфере офисной и складской недвижимости

наблюдалась чрезвычайная активность иностранцев. И это неудивительно, так как в Европе недвижимость переоценена, она уже приносит невысокий доход, сопоставимый с банковским вкладом, и естественно, что инвесторы устремились на бурно развивающиеся рынки, в том числе и Россию. Например, британская инвестиционная компания Raven Russia купила складских помещений на $110 млн. и приобрела 50 долю в логистическом комплексе под Санкт-Петербургом

Слайд 175Инвестиционная политика
Говоря об особенностях государственного M&A, следует выделить такую особенность, как

стремление государства обеспечить госкомпаниям доминирующее положение в стратегических секторах экономики и как следствие обеспечить стране необходимый индекс промышленного роста. Такое стремление лучше всего обеспечивается с помощью процессов слияний и поглощений.

Слайд 176Инвестиционная политика
Активизация государства на рынке слияний и поглощений позволяет использовать M&A

в качестве инструмента для доминирования в основных отраслях экономики, концентрируя в своих руках наиболее ликвидные активы. Это позволяет контролировать развитие рынков и получать сверхдоходы от своего монопольного положения, причем не только в традиционном сырьевом секторе, но и в быстрорастущих и наукоемких отраслях.


Слайд 177Инвестиционная политика
В сделках M&A с участием государства четко прослеживается желание не

только вернуть часть наиболее ликвидных активов в свою собственность (или получить контрольный пакет в них), но также определять и формировать политическую и экономическую структуру государства, а также вести активную внешнюю политику

Слайд 178Инвестиционная политика
В качестве примеров можно привести наиболее крупные и громкие сделки,

произошедшие в последнее время. К таким приобретением можно отнести покупку ОАО «Газпром» акций компании «Сибнефть» за $13 млрд (как и в случае с Роснефтью за счет привлечения внешнего финансирования – крупного синдицированного кредита у зарубежных инвесторов), покупку «Газпромбанком» контрольного пакета ЗАО «Атомстройэкспорт», покупку «Внешторгбанком» ОАО «ПСБ», Гута-банка.

Слайд 179Инвестиционная политика
Как отмечают многие аналитики, государство – менее эффективный собственник, чем

частная компания. Однако государство обладает большими возможностями для организации работ тех же предприятий нефтегазового сектора. Дисбаланс между спросом и предложением на мировом нефтегазовом рынке приводит к резкому росту цен, что угрожает экономическому развитию стран-импортеров энергетических ресурсов. В этой связи страны-экспортеры получают определенные рычаги влияния на мировую политику. И государство не хочет уступать эту прерогативу, что и приводит к активной политике на рынке M&A.


Слайд 180Инвестиционная политика
Хотелось бы еще обратить внимание и на тот факт, что

участие государства в сделках по слиянию и поглощению оказывает и существенное влияние и на котировки акций госкомпаний на фондовых рынках. Так за три года капитализация госкомпаний увеличилась в 1,6 раза[1]. [1] Данные на конец 2006 г., не учитывающие весенние «провалы» фондового рынка в нынешнем году. Источник – www.rbc.ru


Слайд 181Инвестиционная политика


Слайд 182Инвестиционная политика
Роль государства в процессах слияний и поглощений определяется не только

непосредственным участием. Другой немаловажный элемент влияния на рынок M&A со стороны государства – контроль и регламентирование в этой сфере деятельности. Необходимость регулирования данных процессов обусловлена недопущением монополии одного игрока в отдельном секторе рынка, что противоречило бы принципам свободной конкуренции. В таких случаях государство может наложить запрет на сделки слияний и поглощений.

Слайд 183Инвестиционная политика
Зависимость страны от рынка сырьевых товаров делает ее экономику уязвимой

перед риском резкого падения цен на нефть и другое сырье. В связи с этим государство предпринимает шаги для увеличения своей доли в других отраслях и секторах экономики. Таким образом, можно с большой степенью уверенности прогнозировать увеличение активности государства в происходящих процессах слияний и поглощений, причем государство становится одним из самых заметных игроков рынка M&A.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика