Слайд 1Финансы и кредит
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС
Слайд 2Социально-экономическая сущность бюджета
и бюджетная политика
Социально-экономическая сущность бюджета и его функции
Бюджетное устройство
и бюджетная система.
Принципы бюджетного устройства
Распределение расходов и доходов между звеньями бюджетной системы и видами бюджетов:
собственные и регулирующие доходы
налоговые и неналоговые доходы
распределение расходных полномочий между бюджетами
разных уровней
бюджетная классификация
Совершенствование межбюджетных отношений в РФ, развитие бюджетного федерализма.
Бюджетный кодекс РФ
О бюджетной политике на …. год. Послание Президента
www.minfin.ru
Слайд 3Государственный бюджет -
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджет – «форма
образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления»
Государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства, роспись доходов и расходов государства на текущий (финансовый год), утверждается Государственной Думой и Федеральным Собранием, подписывается Президентом.
Слайд 4ПРИЗНАКИ И Функции БЮДЖЕТА
ПЛАНОВОСТЬ
НАЛИЧИЕ ФИНАНСОВОГО ГОДА ИЛИ ПЕРИОДА
СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ
Бюджет
объединяет основные финансовые категории в их действии на практике (т.е. налоги, государственный кредит, государственные расходы) и при этом выполняет следующие функции:
перераспределение национального дохода и ВВП
государственное регулирование и стимулирование экономики
финансовое обеспечение социальной политики
контроль за образованием и использованием фондов денежных средств
Слайд 5Социальные трансферты через бюджет
Согласно введенного разделения функций государства на традиционные -
оборона и правопорядок и современные - развитие интеллектуально-человеческого потенциала, можно видеть, что сегодня в мире через государственные бюджеты тратится, в среднем, на современные функции 17,8% ВВП, а на традиционные — только 5,3%.
Соотношение между этими статьями расходов — 3,4:1. В развитых странах эти показатели составляют 25,0% и 3,9% (соотношение — 6,4:1), в странах с переходной экономикой — 22,1 % и 3,8% (соотношение — 5,8:1).
Слайд 6Социальные трансферты через бюджет
Заметим, что развитые страны поддерживают уровень расходов бюджетной
системы государства в пределах 40—50% ВВП. Более чем трехкратное увеличение уровня государственных расходов в течение последнего столетия (с 10% ВВП в конце XIX века до 40-50% (в среднем по ОЭСР) ВВП в конце XX века и в настоящее время) объясняется резко возросшей ролью НТП в генерировании экономического роста. Вклад новых знаний в прирост ВВП развитых стран оценивается в 80—90%. Этот вклад формируется достижениями науки, внедрением новых технологий, интеллектуально-образовательным потенциалом трудовых ресурсов. Все эти составляющие определяются государственной научно-технической, экономической и социальной политикой. В силу специфической открытости науки и образования для общего пользования и невозможности приватизации знаний государство вынуждено финансировать около половины совокупных расходов на НИОКР и подавляющую часть расходов на образование. Именно за счет этих составляющих (социальных трансфертов — см. табл. 2) произошло многократное увеличение расходов государства, которое в условиях современного НТП вынуждено стать государством развития, приняв на себя обязательства по финансированию расходов на воспроизводство интеллектуально-человеческого потенциала и генерирование новых знаний.
Слайд 7Бюджетная система и бюджетное устройство. Межбюджетные отношения
Совокупность всех видов бюджетов, действующих
на территории страны, образует бюджетную систему государства.
Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством.
Бюджетное устройство определяется государственным устройством.
Принципы бюджетного устройства:
Единства – Самостоятельности – Полноты – Реальности -Гласности - Эффективность –Адресность
Слайд 8БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИИ
Консолидированный бюджет - свод бюджетов различного территориального уровня (нижестоящего
и вышестоящего). Он не подлежит утверждению и используется для анализа показателей бюджетной системы, при установлении нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты субъектов федерации.
Слайд 10Налог
– обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организации и физических лиц
в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст.8 НК РФ)
Функции:
Фискальная. Регулирующая .Контрольная
Слайд 11Задачи налогообложения в перераспределении ВВП.
1. Обеспечение финансирования государственных расходов формирование
бюджетов всех уровней (фискальная функция)
2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними ( социальная функция)
3. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция)
Особое значение в регулировании - оптимизация налоговых ставок. “Эффект Лаффера” - налоговые изъятия превышающие критический порог 35% от совокупного дохода приводит к резкому падению как суммы дохода, так и налоговых поступлений.
Косвенные налоги - фискальные цели. Прямые - стимулирующие Между группами налогов должно быть установлено максимальное равновесие.
Слайд 12Классификация налогов, по методу установления, в зависимости от их роли
Прямые
налоги (производство) устанавливаются непосредственно на доход и имущество физических и юридических лиц.
Подразделяются на реальные и личные
реальные : поземельный, подомовый, промысловый и на ценные бумаги.
личные : включают (обложение доходов) - подоходный налог, налог на прибыль фирм, налог на доходы от денежных капиталов, налог на прирост капитала, налог на сверх прибыль, налог с наследств и дарений, поимущественный налог, подушный налог.
Косвенные налоги (потребление)- налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф.
Человек платит не заметно для себя. При любой покупке он оплачивает содержащиеся в цене товара или услуги налог на добавленную стоимость.. Во многих странах действует налог с продажи.
Акциз -косвенный налог на предметы первой необходимости (соль, табак и др.) в целях пополнения государственной казны.
Критерием классификации является теоретическая возможность переложения налогов на потребителей продукции работ, услуг.
Слайд 13ВИДЫ ДОХОДОВ ИСТОЧНИКОВ БЮДЖЕТОВ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ
СОБСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ: налоговые и неналоговые
Налоговые –
собственные, закрепленные налоги и сборы
Федеральные налоги – НДС, ЕСН, и др
Региональные налоги -НДФЛ, налог на имущество предприятий и др.
Местные налоги – налог на имущество физлиц, земельный налог, лицензионный сбор за право заниматься предпринимательской деятельностью
Неналоговые:
кредитные ресурсы
таможенные пошлины
прочие собственные неналоговые доходы:
1) от использования, продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности
2) от платных услуг, оказанных государственными или муниципальными органами власти и учреждениями
3)средства, полученные в результате мер гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности (штрафы, компенсации, конфискации, возмещение ущерба)
Для Федерального бюджета – эмиссия денег
РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДОХОДЫ налоговые и неналоговые
Налоговые – регулирующие налоги и сборы (ставка налога делится на 2-3 части)
Акцизы (2), налог на прибыль (3), платежи за пользование природными ресурсами
Неналоговые:
дотации, субсидии, субвенции, трансферты
Слайд 14Налоги Пошлины Сборы
Налоги в реальном налоговом механизме - безвозвратная, безэквивалентная,
срочная форма принудительного взимания с налогоплательщика в соответствии с Налоговым Кодексом с целью удовлетворения общественно необходимых потребностей.
Пошлины - соответствующая обязательная плата за совершение государственными или иными органами юрисдикции действий в интересах заявителя.
Сбор - платеж, устанавливаемый в рамках налогового законодательства органами местного самоуправления и зачисляемые в местный бюджет для финансирования муниципальных программ развития соответствующей территории.
Слайд 16РАСХОДЫ БЮДЖЕТОВ
ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ
По источникам финансирования
По фактическому предоставлению услуг потребителю
В
бюджетах все расходы и доходы располагаются на основе бюджетной классификации. Бюджетная классификация - группировка расходов и доходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.
Классификация имеет условно 2 части: то что относится к бюджетам всех уровней и то, что относится к федеральному бюджету.
Бюджетная классификация определена и закреплена Законом “О бюджетной классификации” от 15 авг. 1996 г ( в редакции от декабря 2004 г).
Включает классификацию:
доходов бюджетов РФ (источник формирования)
расходов: экономическую (экономическое содержание) и функциональную отражает направление средств на выполнение основных функций государства)
источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ
источников внешнего дефицита федерального бюджета
видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ
видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ
ведомственную классификацию расходов федерального бюджета (распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств, целевым статьям).
Слайд 17ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА
равенство и четкое разграничение бюджетных прав субъектов федерации
самостоятельность и
высокая степень автономии бюджетов
соответствие финансовых ресурсов органов власти и управления их полномочиям и выполняемым функциям (вертикальное выравнивание бюджетов)
применение единых формализованных методов распределения федеральной финансовой помощи нижестоящим бюджетам с целью обеспечить единые минимальные стандарты жизни населения (горизонтальное выравнивание)
прозрачность меж бюджетных отношений (наличие понятных критериев определения размеров финансовой помощи)
Слайд 18МОДЕЛИ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Американская модель – доходная часть бюджетов всех уровней формируется
преимущественно за счет собственных источников, т.е. федеральный налоги поступают в федеральный бюджет, налоги штатов – в бюджеты штатов, местные налоги – в местные бюджеты. === конкурентная модель бюджетного федерализма -относительная независимость регионов от центра, минимизация перераспределительных процессов
Германская модель - доходная часть бюджетов всех уровней преимущественно формируется за счет законодательно определенных отчислений (долей) от единых федеральных налогов (при наличии и разделенных налогов) === кооперативная модель бюджетного федерализма – экономичность централизованного сбора налогов; большие возможности по аккумулированию средств для горизонтального выравнивания региональных бюджетов
Слайд 19Бюджетная политика России
целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных
параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом, является одним из инструментов экономической политики государства.
Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемым Федеральному собранию в начале предшествующего года (не позднее марта), содержит:
итоги за предстоящий период
общие требования к бюджетной политике на текущий год в соответствии со среднесрочной перспективой
общие подходы к формированию бюджетных доходов и бюджетных расходов
политика в области межбюджетных отношений,
*задачи по совершенствованию правоотношений в сфере казначейских технологий и управления государственными финансами.
Слайд 20Из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию
Бюджетная политика должна быть нацелена
на улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития страны.
12 июня 2011
Слайд 21Цели и задачи бюджетной политики на 2012-2014 годы
Из Бюджетного послания на
2012-2014 годы :
1) интеграция бюджетного планирования в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны, в том числе и прежде всего – путем полномасштабного внедрения программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов;
2) создание в рамках переходного периода предпосылок для введения, начиная с 2015 года, правил использования нефтегазовых доходов и ограничений на размер дефицита федерального бюджета;
3) улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития страны;
4) повышение отдачи от использования государственных расходов, в том числе за счет формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг;
5) эффективная децентрализация полномочий публично-правовых образований.
Слайд 23Аналитическое распределение бюджетных ассигнований по направлениям госпрограмм в 2011 году и
на 2012-2014 годы
Слайд 24Бюджет 2007-2008
По данным Минфина, 2007
доходы бюджета г. предположительно составят 6 трлн
628,6 млрд руб.,
расходы – 5 трлн 282,2 млрд руб.,
профицит – 1 трлн 346,4 млрд руб.
Бюджет–2007 предполагает выделение
на национальную оборону 119,1 млрд руб.,
на безопасность и правоохранительную деятельность – 84,7 млрд руб.
Расходы инвестиционного характера составят 136,5 млрд руб.
На федеральные целевые программы и инвестиционный фонд 629,1 млрд руб.
Доходы федерального бюджета в 2008 г., согласно проекту финансового плана на 2007–2009 гг., составят 20,3% ВВП, расходы – 17% ВВП.
Доходы федерального бюджета в 2009 г. будут 19,3% ВВП, расходы – 16,8% ВВП.
Слайд 26Доходы и расходы бюджета 2010-2014, млрд руб.
Слайд 27Доходы и расходы бюджета 2010-2014 в % к ВВП
Слайд 28
Доля населения, проживающего в регионах с разным уровнем бюджетной обеспеченности
(%
к общей численности населения России)
Слайд 32Федеральные целевые фонды
ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья
на 1996-2005 и до 2010 года» увеличивается
ФЦП «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы»
«Энергоэффективная экономика» на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года, «Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002-2010 годы)» «Сейсмобезопасность территории России» (2002-2010 годы), «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до конца 2015 года)
подпрограммы «Автомобильные дороги» и «Гражданская авиация» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)»,
президентская программа «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации».
Слайд 33РИСКИ ВЫСОКИХ ЦЕН НА НЕФТЬ. Стабилизационный фонд
Высокие цены на нефть являются
источником дополнительных валютных поступлений. Обменивая их
на национальную валюту по сложившемуся курсу, Центральный Банк увеличивает денежную массу.
Если бы дополнительные средства аккумулировались в виде сбережений граждан или инвестиций предприятий, то
в долгосрочной перспективе это благоприятно бы сказывалось на экономическом развитии страны.
Однако в условиях низкого доверия к банковской системе и недостаточной инвестиционной
привлекательности экономики значительная часть дополнительных доходов тратится на текущее потребление.
Поскольку рост объемов товаров и услуг отстает от постоянно «выплескивающихся» на внутренний рынок денежных средств, происходит дополнительный рост цен.
Если бы Центральный Банк отказался от покупки «дополнительной» валюты, курс доллара резко бы упал. Это, в свою очередь, вызвало бы удорожание отечественных товаров относительно импортных на внутреннем рынке и, соответственно, привело бы к замедлению
или даже прекращению экономического роста, повышению безработицы, снижению доходов населения и бюджетов.
Таким образом, основными рисками высоких нефтяных цен являются инфляция и укрепление рубля.
Избежать этих негативных последствий можно, изымая «нефтедоллары» в период высоких нефтяных цен с тем, чтобы в период падения цен иметь возможность «вернуть» их в экономику и бюджетную сфер)
Аккумулирование части доходов от высоких цен на нефть в Стабилизационном фонде.
Слайд 34Стабилизационный фонд
Стабилизационный фонд - 61 процент доходов федерального бюджета.
будущих поколений
Слайд 35
Объем государственного долга РФ к ВВП (%) 2000-2008 гг.
851 долл
466 долл.
Слайд 36В 2012 году и плановом периоде 2013 и 2014 годов федеральные
целевые программы
(по открытой части федерального бюджета) предусматривается реализовать по 67 подразделам: «Прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов», «Другие общегосударственные вопросы», «Прикладные научные исследования в области национальной обороны», «Другие вопросы в области национальной обороны», «Органы внутренних дел», «Внутренние войска», «Система исполнения наказаний», «Органы безопасности», «Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона», «Топливно-энергетический комплекс», «Исследование и использование космического пространства», «Сельское хозяйство и рыболовство», «Водное хозяйство», «Лесное хозяйство», «Транспорт», «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)», «Связь и информатика», «Прикладные научные исследования в области национальной экономики», «Другие вопросы в области национальной экономики», «Жилищное хозяйство», «Коммунальное хозяйство», «Сбор, удаление отходов и очистка сточных вод», «Другие вопросы в области охраны окружающей среды», «Дошкольное образование», «Общее образование», «Среднее профессиональное образование», «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации», «Прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии», «Амбулаторная помощь», «Прикладные научные исследования в области социальной политики», «Прикладные научные исследования в области физической культуры и спорта»,
Слайд 37Блоки государственных программ 2010-2014
Слайд 38Критерии эффективности бюджетной политики
Уровень собираемости бюджетных доходов целом, налогов в частности
Уровень
выполнения бюджетных обязательств
Величина бюджетного дефицита и объем государственного долга
Объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета
Уровень монетизации бюджетного дефицита
Величина валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита
Динамика ВВП
Уровень безработицы
Степень выполнения законодательных и приравненных к ним актах о бюджете