Слайд 1Эффективность инвестиций в образование
к.э.н., доцент кафедры «Менеджмент, маркетинг и коммерция» ВСГТУ
Забанова Юлия Константиновна
Слайд 2Эффективность инвестиций в образование
Экономическая сущность инвестиций в образование
Проблемы повышения инвестиционной
привлекательности школьного образования
Об образовательном мониторинге средней школы в рамках проекта КОЭРСО
Слайд 3Экономическая сущность инвестиций в образование
Богатство и экономическая мощь любого государства в
первую очередь определяется наличием здорового, образованного, качественного человеческого капитала.
В связи с этим в последнее время значительное внимание стало уделяться изучению человеческого капитала как первостепенного рычага экономического роста.
Все виды вложений в человека, связанные со значительными затратами, которые носят целесообразный характер, способствующие росту производительности труда и производства, а также содействующие повышению дохода человека, мы можем рассматривать как инвестиции в человеческий капитал.
Обычно к инвестициям в человеческий капитал относят: расходы по поддержанию здоровья, на получение образования, затраты, связанные с поиском работы, профессиональной подготовкой на производстве, поиск информации о ценах и заработках, миграцией, рождением и воспитанием детей.
Слайд 4Эффективность инвестиций в образование
Основной фактор, учитывающий эффективность инвестиций в образовательный сектор
на макроэкономическом уровне - это приращение валового национального продукта
На уровне индивида – возможность получения большего дохода в виде заработной платы.
Слайд 6Эффективность инвестиций в образование
Суть методики вычислений эффективности сводится к построению причинно-следственной
связи между проведенным обучением и результатом экономической деятельности инвестируемого объекта.
На практике для выявления эффекта от инвестиций в образование широко применяют стандартную формулу значения показателя «возврат на инвестиции» (ROI):
ROI = (Прирост доходов – Затраты на обучение) / Затраты на обучение.
Слайд 7Эффективность инвестиций в образование
ROІ=[ΔBHП-ΣΖi*K]/ ΣΖi *K, где
ΔВНП – приращение валового национального
продукта за период;
ΣΖi – сумма затрат на образование, здоровье (медицинское обслуживание) за период обучения трудоспособного населения;
К – это ставка дисконтирования, учитывающая инфляцию за рассчитываемый период, для сопоставления показателей
Слайд 8Эффективность инвестиций в образование
Единство и взаимное подтверждение причинно-следственных результатов работы образовательного
учреждения и определение показателя ROI для региона может дать комплексную социально-экономическую оценку системы образования.
Слайд 9Проблема повышения инвестиционной привлекательности средней школы
Необходимо, чтобы инвестор наглядно видел, какой
результат он получит от своих вложений.
Безусловно, инвестор будет вкладывать в качественное образование.
Самостоятельно оценить качество образования потребитель не может в силу самой природы любого вида услуг: качество оказанной услуги распознается потребителем уже после ее получения последним.
Проект КОЭРСО отчасти решает эту проблему с помощью образовательного мониторинга
Слайд 10Проблемы повышения инвестиционной привлекательности средней школы
Как оценить РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ?
На
выходе из средней школы ученик должен уметь применять полученные знания на практике, уметь продуцировать самостоятельно новые знания, возможно обладать некоторой предпринимательской активностью. Школьные программы в целом должны формировать у учащихся данные компетенции.
Процесс формирования компетенций в ходе учебного процесса долен быть отражен в школьных программах.
Слайд 11Проблемы при проведении образовательного мониторинга, которые необходимо избежать:
показатели качества образования должны
быть предложены непосредственно самими потребителями образовательных услуг
В составной части проекта КОЭРСО школьного уровня сказано, что показатели определяются «администрацией школы, Управляющим советом или другим органом государственно-общественного управления в связи с особенностями данного учреждения, его традициями, статусом, реализуемыми программами». В данный пункт необходимо добавить привлечение широкой общественности в рамках проведения социологических выборочных опросов, ибо только таким образом система оценки сможет учитывать и удовлетворять требования самих потребителей образовательных услуг, т.е. родителей учеников.
Слайд 12Проблема объективности мониторинга
Субъект, проводящий мониторинг, не должен быть никоим образом заинтересован
в результатах данного исследования. Поэтому при исследовании результативности системы образования должны использоваться методы выборочного исследования на основе составления случайной выборки, широко используемой в маркетинговых и социологических исследованиях, независимыми исследовательскими конторами.
Это скорее вопрос юридическо-правового статуса субъекта, проводящего образовательный мониторинг
Слайд 13Проблема кадров
Кто внутри образовательного учреждения будет собирать и вбивать данные в
программу мониторинга?
Директора школ должны быть в первую очередь подготовленными управленцами, в области менеджмента, «для принятия обоснованных управленческих решений на уровне отдельного образовательного учреждения…».
Слайд 14Методологическая проблема
КОЭРСО: это сложная программа, учитывающая множество показателей, которые измеряются в
различных единицах, представляющая собой целостную систему. Поэтому составлять данную систему должны специалисты в области экономической статистики и экономико-математического моделирования
Слайд 15Инвестиции в образование не только оказывают влияние на развитие творческих способностей,
профессионализма, повышение социального статуса каждого индивида, но и воздействуют на воспроизводство интеллектуально-духовного потенциала общества в целом
Спасибо за внимание!